Презентация по истории Тувы, культуологии на тему "Сафьянов-Экендей- значимая личностьв истории Тувы"
Вложение | Размер |
---|---|
safyanov-_ekendey-_znachimaya_lichnost_v_istorii_tuvy.pptx | 1.44 МБ |
Слайд 1
«Сафьянов- Экендей - значимая личность в истории Тувы» Выполнила ученица 10 « б»класса МБОУ « Хову-Аксынская СОШ» Балдан Менги Руководитель: учитель истории и обществознания Ооржак Р.В. Хову – Аксы , 2016 г. Школьный этап НПК «Шаг в будущее»Слайд 2
План: 1. Введение . 2. Многогранная деятельность И.Г. Сафьянова . 2.1. Биография И.Г. Сафьянова . 2.2. Роль Сафьянова в новейшей истории. Отражение любви к Туве в его творчестве. 2.3. Сафьянов- государственный деятель. 2.4. Меценатство и краеведчество . 2.5. Литературное творчество. 3. Заключение .
Слайд 3
Введение Актуальность исследования Иннокентий Георгиевич Сафьянов- легендарная личность для Тувы и ее жителей, но о нем мало кто знает достоверно. Он стоял у истоков создания Тувинской Народной Республики; внес большой вклад в краеведение Тувы, бережно собирал, записывал тувинские предания, в своих описаниях рассказывал о мудрых охотниках и трудолюбивых скотоводах, красоте тувинской природы, помогал ученым в сборе информации; был и революционером, купцом, меценатом и покровителем ученых.
Слайд 4
Практическая значимость: данное исследование может быть использовано в СМИ, для изучения истории Тувы. Цель исследования: изучить все стороны многогранной деятельности И.Г. Сафьянова . Задачи: Изучить Сафьянова как государственного деятеля, мецената, краеведа, литературного деятеля. Объект исследования: определить роль и вклад Сафьянова в историю Тувы Предмет исследования: многогранная деятельность И.Г. Сафьянова
Слайд 5
Методы исследования: - теоретические методы :изучение, анализ, описание, наблюдение, обобщение, сравнение, аналогия, абстрагирование; - использование картографических материалов, фотографий; - сбор информационных материалов из литературных, научных источников, монографий, воспоминаний И.Г. Сафьянова . Научная новизна заключается в том, что изучены различные стороны деятельности И.Г. Сафьянова .
Слайд 6
Многогранная деятельность И.Г. Сафьянова Один из основателей тувинского государства, создатель независимого тувинского государства; Сыграл важную роль в принятии тувинской конституции в 1921 г. Меценат Краевед Литературный деятель.
Слайд 7
Сафьянов И.Г. был революционером, участником гражданской войны в Сибири , одним из основателей независимой Тувы , советский и тувинский общественный и хозяйственный деятель . Известно, что он предложил переименовать г.Белоцарск в город Красный- Кызыл. Кроме того, внес предложение переименовать наименование край « Урянхай » и народ « урянхи » (с кит.яз . означает «оборванцы») переименовать в край Танну – Тува улус. Тувинский народ с любовью называл Сафьянова- « Экендей ». Он безусловно оставил большое наследие после себя – независимое тувинское государство, исторические очерки о Туве, меценатская поддержка. Краткая биография:
Слайд 8
Род деятельности: революционер, общественный и хозяйственный деятель Дата рождения: 25 сентября 1873 Место рождения: Иркутск Гражданство: Российская республика, РСФСР , СССР Подданство: Российская империя Дата смерти: 1953 Место смерти: Солнечногорск Отец: Георгий Павлович Сафьянов Супруга: Анна Сафьянова Дети: Владимир, Борис
Слайд 9
И.Г.Сафьнов с женой Анной Михайловной
Слайд 10
На четвертом съезде хошунов 16 августа 1921 г. «председатель съезда Буян Бадыргы закрывает съезд следующими словами: «От имени всех представителей нашего народа приношу глубокую благодарность великой Советсткой России, которая в лице особоуполномоченного Сафьянова помогла нашему народу Танну –Тувы объявить себя самостоятельным, независимым народом. Этого мы и добивались много лет, борясь со всеми хищниками, которые пытались поработить и уничтожить нашу самобытность». Сафьянов – государственный деятель
Слайд 11
Сафьянов сыграл важную роль в создании независимого Тувинского государства и в принятии первой тувинской Конституции в 1921 г., будучи на Всетувинском учредительном хурале в Суг-Бажи руководителем русской делегации. Сафьянов сыграл важную роль в создании независимого Тувинского государства и в принятии первой тувинской Конституции в 1921 г., будучи на Всетувинском учредительном хурале в Суг-Бажи руководителем русской делегации.
Слайд 12
Главы делегаций на Кызылской тройственной конференции : в первом ряду третий слева Монгуш Буян- Бадыргы .
Слайд 13
Меценат и краевед И.Г. Сафьянов как и его отец оказывает меценатскую помощь русским путешественникам. Известно, что он оказывал финансовую поддержку газете «Минусинский листок». Кроме того оказывал пожертвование в пользу научным пожертвованиям Восточно-Сибирскому отделу ИРГО и его экспедиции в изучении Урянхайской земли и северной Монголии. Ф . Я . Кон
Слайд 14
Политический ссыльный и Ф . Я . Кон
Слайд 15
Фотоархив Иннокентия Сафьянова уникален для истории нашего края. Все фотографии хорошего качества, так как бережно хранились в семейном архиве. В большинстве своем это фотографии Феликса Яковлевича Кона 1902-1903 гг., с которым он тесно общался и дружил. Интересны и комментарии к фотографиям. «В гостях у русского путешественника — исследователя Урянхая » (Ф. Я. Кон )
Слайд 16
«Президиум русско-тувинского съезда в 1910 году. Царские чиновники и тувинские начальники»
Слайд 17
«В тайге на левом берегу реки Тапса » / «У палатки русского торговца — пушника. Таежные охотники привезли пушнину»
Слайд 18
«Жители Сейбинского заселка » / «Русские колонисты-староверы австрийского толка»
Слайд 19
« Усинские староверы в молитвенных костюмах» / «Старожилы супруги Черепановы — «беспоповцы»
Слайд 22
Литературное творчество И.Г. Сафьянова Красивый край- там все цветет, Там степь широкая поет, Там Улу- хем громадой вод Весь отражает небосвод! Хребтов таинственная тень Играет по степи весь день; Цветов душистый аромат Напоминает дивный сад! Но интересней всех чудес На Танну -Ола темный лес, В нем снег не падает зимой, В мороз он зелен, как весной! А летом на дремучий бор Холодный ветер дует с гор, И солнце в полдень не печет, И по ущельям виден лед! Потоков шумная волна, Волшебной прелести полна, Она легенду нам поет О прошлом нынешних сойот!
Слайд 23
Зимнею ночью Дует ветер, воет вьюга, Девке на ухо поет: Не тоскуй, что нету друга, Он тебя за Юртой ждет. Так поет зимою вьюга, Не дает спокойно спать. И о теплой шубе друга Учит девушку метать. Собака У собак четыре глаза И в ушах двойной есть слух. Они слышат, видят даже- Как вкруг юрты ходит дух. Бедняк Шуба рваная, рубаха грязная, Зато тело крепкое, глаза меткие, Песни целые, да веселые.
Слайд 24
Иннокентий Сафьянов знал тувинский язык- это очевидно из текстов, а также потомки его подтвердили, что в начале 50-х гг. в Подмосковье, когда братья собирались со своими детьми, они резали барана тувинским способом и говорили между собой исключительно на тувинском языке. Однако надо признать, что написание некоторых тувинских имен терминов не соответствует современной орфографии. Так, к примеру, Бадьма , Эрэнцин - Эренчин , а Сульдум - это Чульдум . Тем не менее, имена прочитываются современными носителями тувинского языка и не представляют затруднений.
Слайд 25
Мы практически ничего незнаем о нем как о литераторе , автора целого ряда очерков, рассказов, стихотворений, басен, а также первых литературных обработок тувинских народных сказок, легенд, преданий, песен, пословиц, поговорок, басен.
Слайд 26
Особый интерес представляет, конечно же, первый раздел, включающий в себя всего 11 фольклорных произведений, которые композиционно и стилистически обработаны автором. Это следующие произведения : 1) Космогонический миф «Темир-сал» [ Демир сал] («Железный плот») о всемирном потопе. 2 ) Легенда « Хаяр -хан» [ Хайыракан ] (название горы) о шамане по прозвищу Куштуг -Хам (Сильный шаман), который обладал большой шаманской силой и умел практически все, но не смог заставить своего сына Иммакая принять его шаманский дар. 3) Теогонический миф «Улу- дуне » («Великая ночь»), в котором рассказывается, как Кара-Хам (Черный шаман), объединивший с духом земли, прогоняет китайских захватчиков с тувинской земли. 4) Сказка « Аяджи и Бакиш » («Охотник и лама»), высмеивающую ламу, который, уверовав в свою исключительность, прыгать с высокой скалы и разбивается насмерть.
Слайд 27
5) Топонимическая легенда « Хун-Корбес » («Не видящий солнца») о любви красавицы Таспан , дочери богача и удалого табунщика Арслана , не захотевших жить друг без друга и прыгнувших вместе с высокого утеса. 6) Охотничья легенда « Ыдык -Тайга» («Священная тайга») о наказании духом тайги охотника, нарушившего обычай. 7) Сказка « Чечек » («Цветок»), повествующая о мальчике, который родился с седыми, как у старика, волосами и впоследствии стал великим учителем- проповедником учения буддизма . 8) Легенда «Узун-Кулак хан» («хан с ослиными ушами»), повествующая о хане, который стыдился своих длинных, словно у осла, ушей и убивал тех, кто хоть однажды видел его. 9) Историческое предание « Урзун -Хан» о хакасском князе Урзун -Хане, которого послали собрать дань с тувинского народа, но, видя, какой это рассудительный народ, он заводит с ним дружбу, становится его вождем и борется против хакасских князей, грабивших тувинцев.
Слайд 28
10) Историческое предание о князе Шыдар-ване ( хотогойтском Чингунчапе ) [ монг . Шадарван ], возглавившем антиманьчжурское движение в западной Монголии в середине XVIII в. 11) Сказка «Четыре брата», повествующая о том, как старший из братьев выстругал из березы девушку, второй одел, третий принес ей пищу и самый младший вдохнул в нее жизнь своей любви . К менее известным сюжетам, на наш взгляд, можно отнести следующие произведения: легенду « Ыдык -Тайга», мифы « Хайыракан », « Улуг дун », сказки « Чечек » и « Анчы и башкы ». Их оригинальность бесспорна, хотя в какой-то степени – по мотивам, образам и т.д. – они узнаваемы и перекликаются с другими сюжетами с подомной тематикой.
Слайд 29
Как уже отмечалось выше, все вышеназванные фольклорные произведения композиционно и стилистически обработаны И.Г.Сафьяновым . Но необходимо отметить то, что в некоторых сюжетах автор, обрабатывая их, больше сохранил фольклорную основу. Таковы, в частности, произведения « Анчы и башкы », « Чечек », «Узун-Кулак хан», «Четыре брата», « Шыдарван », « Ыдык-Тайга » и др . Итак , подводя итог данному краткому образу, можно сказать, что опыт И. Г. Сафьянова ценен как первый опыт литературной обработки тувинских народных сказок, мифов, легенд, преданий, исторических рассказов, и он должен быть по достоинству оценен исследователями тувинского фольклора и литературы.
Слайд 30
Заключение Сегодня можно без преувеличения сказать, что судьба Сафьяновая неотделима от судьбы Тувы. Они крепко-накрепко спаяны историей, и эта связь будет прочной, покуда в людях жива тяга к исторической правде . Во всех делах, сделанных Иннокентием Сафьяновым проявлялся его патриотизм и высокая гражданская позиция.
Слайд 31
Спасибо за внимание!
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Домик зимней ночью
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Большое - маленькое
Юрий Визбор. Милая моя