В настоящее время искусство вышивания переживает период подъема. Многие мастерицы творят из ниток чудеса – великолепные картины, вышитые салфетки, скатерти и рушники. В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивки крестом. Я выбрала эту тему проекта, потому что мне нравится вышивать. Недавно я посмотрела передачу, где показывали технику вышивания крестом. И мне стало интересно, что это такое? Откуда появилось вышивание? Я решила узнать все о технике вышивания крестом! Теперь работы, вышитые своими руками, я дарю своим близким, вкладывая в свою работу частицу своей души.
Цель моей работы: исследовать и освоить технологии вышивки крестом.
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_vyshivki_npk.docx | 50.88 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
КУРУМКАНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МБОУ «ДЫРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция «Технология»
Направление «Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности»
Тема:
«Волшебный мир вышивки»
Выполнила: Хуриганова Гэрэлма,
ученица 9 класса
Руководитель: Дамбинова Э.Д.,
учитель физики и технологии
с. Алла
2015 год
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………………4
Введение
В настоящее время искусство вышивания переживает период подъема. Многие мастерицы творят из ниток чудеса – великолепные картины, вышитые салфетки, скатерти и рушники. В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивки крестом. Я выбрала эту тему проекта, потому что мне нравится вышивать. Недавно я посмотрела передачу, где показывали технику вышивания крестом. И мне стало интересно, что это такое? Откуда появилось вышивание? Я решила узнать все о технике вышивания крестом! Теперь работы, вышитые своими руками, я дарю своим близким, вкладывая в свою работу частицу своей души.
Цель моей работы: исследовать и освоить технологии вышивки крестом.
Задачи:
Объект исследования: занятие рукоделием – исследовать виды швов крестом.
Предмет: вышивание крестиком.
Гипотеза: если изучить искусство вышивания крестом, то можно самому научиться создавать красивые изделия
Основная часть
Вышивка – один из древнейших видов народного художественного творчества. Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения, и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. И наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл «оберегов». Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохранят от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Из достаточно простых знаков-символов составлялись более сложные орнаменты. Часто в них изображали птиц, при этом лебедь олицетворял девушку-невесту, верность; уточка, курочка выступали символами трудолюбия и плодородия; голубь – символом супружеской верности и счастливой семьи; пава – символом счастливой любви; а конь с всадником – символом мужества. Женская фигура олицетворяла плодородие земли и всего живого, птицы на ее руках – подвластные ей стихии, а мужская фигура служила символом рода.
Вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать девочек учили с 5-6 лет. А каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца (около ста), которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почетных гостей.
Одежду шили из выкроенных прямых отрезков ткани, на которых легко вышивать по прямой нитке. Площадь, занятая вышивкой, и яркость узора зависели от назначения одежды (будничная, праздничная, венчальная и траурная) и возраста женщины. Самой нарядной была рубаха молодой, недавно вышедшей замуж женщины. Такие рубахи вышивались красными нитками и отличались сложным узором. Вышивкой в костюме молодой женщины украшали также передник, подол сарафана или юбки. Оформление женского праздничного костюма завершал роскошный головной убор, который украшался цветным или золотым шитьем. С рождением каждого ребенка количество узоров в костюме женщины уменьшалось, цвет становился менее ярким, а головной убор скромнее и проще. В течение нескольких столетий в разных районах России в соответствии с местными природными условиями и особенностями быта вырабатывались определенные приемы выполнения вышивки, колорит и характер орнамента.
В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства. Оформленные вышивкой декоративные занавеси, панно, салфетки органически включаются в обстановку современной квартиры и играют значительную роль в украшении быта.
2. Исследование знания нового поколения о вышивании как увлечении и занятии старшего поколения
Мы провели исследование среди учащихся и учителей нашей школы, из которого узнали, знает ли новое поколение об увлечениях и занятиях старшего поколения.
№ | Вопросы | учащиеся | учителя | ||||
да | нет | не знаю | да | нет | не знаю | ||
1 | Знакомы ли вы с искусством вышивания крестом? | 88 % | 0 | 12 % | 100 % | 0 | 0 |
2 | Кто в вашей семье занимался или занимается вышиванием? | 58 % | 40 % | 2 % | 50 % | 40 % | 10 % |
3 | Умеете ли вы вышивать крестом? | 32 % | 68 % | 0 | 70 % | 30 % | 0 |
4 | Хотели бы вы научиться вышивать? | 68 % | 32 % | 0 | 30 % | 0 | 0 |
Из этой таблицы (см. также в прил. 1) видно, что об искусстве вышивания знают 88 % детей, 12 % не знают и не интересуются этим вопросом, а среди учителей 100 % знакомо с этим видом искусства. На 2 второй вопрос «Кто в вашей семье занимается или занимался вышиванием?» положительно ответили 58 % детей, а из учителей – 70 %. А вот ответом на 3 вопрос «Умеете ли вы вышивать?» порадовали нас учителя. Положительно ответили 70 %, а дети – 32 % - это говорит о том, что дети все дальше и дальше отдаляются от старшего поколения.
Из всех учителей не умеют вышивать только 30 %, и они не желают научиться, аргументируя это тем, что им не хватает свободного времени.
Из всех детей, которые не умеют вышивать, 68 % с удовольствием научились бы. Значит, есть занятие, которое могло бы объединить, сблизить взрослых и детей – это семейное рукоделие (например, вышивание крестом).
Чтоб ничего не упустить в работе, мы составили «звезду обдумывания» (приложение 2).
3. Технология вышивания крестом и экономическая оценка
Техника вышивания крестом состоит в следующем. Рабочую нитку закрепляют с лицевой стороны в левом нижнем углу стежками под крестик, откуда и начинают вышивку. Затем делают косой стежок слева направо вверх. Вкалывают иголку в противоположный угол квадратика и по изнанке выводят на лицевую сторону в левый верхний угол квадратика. Снова делают косой стежок сверху вниз в правый нижний угол квадратика. Таким образом, при пересечении двух косых стежков получается крест.
Материальные затраты на вышивку могут быть самые разные:
1 вариант.
Если вы будете использовать материалы, которые есть уже дома (игла, нитки, пяльцы, ткань), то вам ничего приобретать в магазине не надо. И схемы вы можете взять из Интернета. Практически любой рисунок с помощью компьютера можно превратить в схему для вышивания.
2 вариант.
Если есть желание, то можно в магазине «Саяны» приобрести готовые наборы для вышивания, стоимость одного набора от 50 руб. до 100 руб. в зависимости от размера рисунка. В набор уже входит: цветная схема, канва, нитки, но нет иглы. Набор иголок стоит 20 -25 рублей.
3 вариант.
Если ничего нет, необходимы материалы для первоначальной учебы.
№ | Название | Количество | Стоимость |
1. | Ткань «канва» | 10 см | За 1 метр – 250 р., 250:10=25 |
2. | Нитки «Мулине» | 1 шт. | 7 руб. |
3. | Иголка | набор | 25 руб. |
4. | Пяльцы (по желанию) | 1шт. | 50 руб. |
Итого: | 107 рублей |
Вывод: из таблицы видно, что для занятия мы потратим 107 рублей с пяльцами, но для первой учебы можно воспользоваться без пялец, так как канва небольшого размера. Если без пялец, затратим всего 57 рублей. Такие растраты может позволить себе любая семья, ведь результат будет впечатляющим.
4. Экологическая оценка.
Изготовление и эксплуатация сделанных работ не изменяют ничего в окружающей среде, не нарушает ничего в жизнедеятельности человека, так как работы выполняются из экологически чистых материалов. На вышивке изображены приятные глазу работы, которые действуют успокаивающе для нервной системы. Выполненные работы могут украсить интерьер, соответствовать настроению вашей комнаты. Вышитые работы радуют близких нам людей.
Правильно организованные и строго дозированные занятия способствуют восстановлению и укреплению здоровья. Вы, наверняка, слышали о медицинском термине «трудотерапия»? Вышивание восстанавливает душевное равновесие, является своеобразной гимнастикой для глаз при близорукости. А также вышивание- это вид рукоделия, который как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук, восприятия цвета и его оттенков, пространственного мышления, художественного вкуса, усидчивости и аккуратности.
Вывод
Вышивка крестом является одним из самых популярных видов рукоделия. Трудно ли научиться вышивать? Как и любое начинание, вышивка требует оптимальности и аккуратности, а главное - большого желания и усидчивости. Если у вас есть эти качества, то научиться вышивать вам будет нетрудно.
В процессе выполнения исследовательской работы я, думаю, справилась с поставленной целью: я научилась вышивать крестиком простые рисунки. Кроме того, ознакомила девочек 5-9 классов с видами шва крестом. Познакомилась с историей русской вышивки. Полученные знания пригодятся мне в жизни: получив начальные сведения о приемах вышивания, можно самостоятельно довести свою технику исполнения до совершенства. Искусно выполненные работы будут радовать ваших друзей и близких. А как приятно было бы кому-то получить в подарок вышитую работу, в которую вложена частичка вашего сердца! На вышивке изображены приятные глазу работы, которые действуют успокаивающе для нервной системы. Выполненные работы могут украсить ваш интерьер, соответствовать настроению вашей комнаты. Правильно организованные и строго дозированные занятия способствуют восстановлению и укреплению здоровья. Вы, наверняка, слышали о медицинском термине «трудотерапия»? Вышивание восстанавливает душевное равновесие, является своеобразной гимнастикой для глаз при близорукости. А также вышивание - это вид рукоделия, который как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук, восприятия цвета и его оттенков, пространственного мышления, художественного вкуса, усидчивости и аккуратности.
В процессе выполнения исследовательской работы использовались различные методы исследования; была проанализирована литература по данной проблеме, проведены социологические исследования среди учителей и учащихся, в ходе которого выявлено, насколько новое поколение знает и почитает интересы старшего поколения, проведены лекции в 5-9 классах. Занимаясь таким видом рукоделия, как вышивка крестом, можно выделить положительные стороны: красота готовых работ, эстетичность, развитие аккуратности, усидчивости, трудолюбия, возможность сделать подарок своими руками, подзаработать.
Список использованной литературы
Приложение 1.
№ | Вопросы | учащиеся | учителя | ||||
да | нет | не знаю | да | нет | не знаю | ||
1 | Знакомы ли вы с искусством вышивания крестом? | 88 % | 0 | 12 % | 100 % | 0 | 0 |
2 | Кто в вашей семье занимался или занимается вышиванием? | 58 % | 40 % | 2 % | 50 % | 40 % | 10 % |
3 | Умеете ли вы вышивать крестом? | 32 % | 68 % | 0 | 70 % | 30 % | 0 |
4 | Хотели бы вы научиться вышивать? | 68 % | 32 % | 0 | 30 % | 0 | 0 |
Приложение 2.
Инструменты и материалы
Модель Вышивка крестом Охрана труда
Технология Себестоимость
Сила слова
Знакомые следы
Проказы старухи-зимы
Агния Барто. Сережа учит уроки
Солдатская шинель