Если спросить танцоров, что их привлекает в занятиях, выступлениях, конкурсах, клубных дэнс пати или уличных баттлах, то ответов последует множество.
Но возможно, не каждый признается, что в танцах, ко всему прочему, его привлекает и возможность «выхода в люди» в эффектном костюме.
Сценический костюм – это пропуск в мир красоты и гармонии для одних, возможность создать определенный образ для других и способ показать достоинства своей фигуры для третьих.
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_natsionalnogo_chuvashskogo_ornamenta_dlya_stsenicheskogo_kostyuma_lobanok_darya.docx | 616.57 КБ |
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Школа № 54»
Тема: «Разработка национального чувашского
орнамента для сценического костюма»
Выполнила: Лобанок Дарья
Андреевна
Клаcc: 11 «а»
Руководитель: Луковникова Ю.Г.
Нижний Новгород
2015 г.
Проблема.
С 2006 года учащиеся нашей школы принимают участие с социальном проекте «Дарить радость людям». В рамках этого проекта мы помогаем изготавливать сценические костюмы для образцового хореографического ансамбля «Пионерия». В этом году ансамбль отмечает 30 – й день рождения. К своему юбилею юные артисты готовят новые постановки и восстанавливают старые номера, из «золотого фонда». Одним из таких номеров является чувашский игровой танец «Линка – линка» (танцуй – танцуй). К сожалению, костюмы сшитые более двадцати лет назад, стали ветхими, и уже плохо смотрятся на сцене.
Костюм для танца должен привлечь внимание к выступлению и сделать его более эффектным и запоминающимся.
Краткая формулировка задачи.
На основе имеющихся костюмов спроектировать и изготовить отделочные детали с чувашским орнаментом для мужского сценического костюма.
Дизайн- спецификация.
Передо мной стояла сложная задача. Я не могла менять основные элементы костюма: форму и цвет отделки горловины, расположение отделки на подоле и рукавах рубахи. Моя задача - «вписать» элементы орнамента в готовую структуру костюма.
Этот костюм должен соответствовать следующим требованиям:
Название изделия. | Отделочные детали к мужской рубашке для чувашского танца «Линка - линка». |
Назначение. | Отделка сценического костюм. |
Потребитель. | Юноши, занимающиеся в образцовом ансамбле танца «Пионерия». |
Единичное изделие, мелкая партия или массовое производство. | Мелкая партия - 8 рубашек. |
Размер. | Рубашки изготовляются для юношей 13 - 15 лет и старше (примерно44 – 46 р – р). Размер отделочных деталей зависит от размера рубахи |
Ткань. | Ткань для отделочных деталей должна подходить к основной ткани, быть прочной, не сильно осыпаться, обладать небольшой сминаемостью, легко утюжиться, не деформироваться при ВТО, не линять при стирке. |
Отделка. | В качестве отделки можно используеть различные виды тесьмы, ленты, декоративную ткань. |
Требование к стилю | Должен соответствовать основным чертам чувашского национального орнамента. Должен быть четко читаться с расстояния на менее 5-6 метров. |
Технология. | Сочетание ручного и машинного способа обработки ткани. |
Затраты. | Достаточно большие т.к. ткань должна быть качественной, чтобы увеличить срок эксплуатации. |
Специфика сценического костюма для танца.
Перед сценическим костюмом поставлено несколько задач: соответствовать характеру танца и его стилю, помочь раскрыть задуманный образ, привлечь внимание к выступлению и сделать его более эффектным и запоминающимся, скрыть недостатки фигуры и наиболее выгодно подать самого танцора.
Для хореографических постановок костюм является неотъемлемой частью, одной из первооснов в воплощении задуманной композиции. Сценический костюм необходим для усиления характера действующего лица, он подчеркивает индивидуальность хореографического произведения. Поэтому очень важно создать стилевую основу костюмов, подчеркнуть достоинства исполнителей и скрыть недостатки, помочь исполнителю ощутить атмосферу и образность исполняемого произведения.
Сценический костюм для народного танца.
Народный танец требует костюма, типичного для времени его возникновения. Представим себе девушек, исполняющих хоровод не в традиционных длинных костюмах, а в современных коротких. От характера танца, его пластики ничего не останется, так как все его движения, весь рисунок предопределены и эффектны лишь в длинном национальном костюме. Любой танцевальный костюм должен быть не простой иллюстрацией к музыке и хореографии, а костюмом - образом, поиски которого являются творческой переработкой традиций народного искусства.
В народной одежде художников интересуют особенности ее покроя, конструктивные линии, цветовое решение, расположение орнамента, украшений и т. д. Почти во всех сферах народного искусства можно найти материал для создания костюма-образа к танцу.
В настоящее время создание сценических костюмов происходит по двум основным направлениям. 1
Первый тяготеет к этнографии и стремится сохранить основные композиционные приемы, заложенные в народной одежде. 1 Форма костюма, орнамент, сочетание цветов и их расположение вырабатывались столетиями. Художники по костюму, работающие в этом направлении, почти полностью сохраняют покрой народной одежды и ее основые пропорции. Сценичность костюма усиливается его декоративностью. Подчеркивается, укрупняется отделка или вышивка. Создаются новые композиционные принципы построения костюма. Таким образом, сценический вариант представляет собой прямую переработку фольклорного костюма.
Художники второго направления стараются дать жизнь современному бытовому костюму и в то же время не порывать связи с народным искусством. В современный силуэт одежды вводится народный орнамент. Костюм кроится в зависимости от расположения орнамента на старинном народном. Это так называемая стилизация, т. е. разработка сценического костюма по народным мотивам с включением наиболее характерных черт костюма данного района или области в современном понимании (с учетом модного силуэта). 1
Важно, что бы в стилизованном костюме легко прослеживались или черты принадлежности костюма к определенному региону. Гармоничное сочетание современности и народности достигается в том случае, когда из старинной одежды заимствуются элементы, восприимчивые к современной моде (покрой, конструктивные линии, декоративное решение). Надо помнить, что костюм должен быть изящным, негромоздким, подчеркивающим красоту и стройность фигуры исполнителя.
Сценическую национальную одежду необходимо переконструировать по форме, фактуре материала, достичь максимальной яркости в цвете, облегчить ее и тем самым дать возможность исполнителям точнее показать характерные движения танца. В связи с этим допустимо применение некоторой стилизации костюма, его расцветки, небольшое утрирование украшающего орнамента. Это повышает восприятие и самого костюма, и музыки номера, и его хореографии. Вместе с тем следует помнить о чувстве меры, о сохранении подлинной национальной специфики.
Применение вышивки и отделки в костюме для народного танца.
Отдельного разговора заслуживает вышивка на костюме. Иногда за основу для нее берут рисунки с полотенец, других изделий. Копируя без изменений, украшают ими рукава, сарафаны, грудь мужских рубах. Этот метод является ошибочным. Только на полотенце и ему подобных изделиях рисунок вышивки выглядит прекрасно, ибо рассчитан на определенную плоскость и определенные пропорции. Если его перенести на объемные формы рукава или подола, то пропадает ритм рисунка. Не следует забывать и о законах сцены, нарушение которых недопустимо. 5
Сценический костюм рассчитан на зрительное восприятие с расстояния на менее 5-6 метров. Следовательно, емудолжно быть присуща некоторая декоративность. Не желательно применять подлинные вышивки. Сценически не пререработанные, они не будут видны из зрительного зала. „Вышивка" на сценическом костюме достигается аппликацией, различной тесьмой. Не следует увлекаться также мелким орнаментом и скрупулезно тонким перенесением рисунка вышивки на имитацию. Из зрительного зала тонкость выполнения не будет видна, а мелкие элементы орнамента сольются и превратятся в бесформенные пятна.
Орнамент надо выбирать крупный, четкий, хорошо „читающийся" с расстояния. Если это цветы, то рисунок их должен быть обобщенным. Следует сосредоточивать внимание на силуэте отдельных цветовых пятен и их группировке.
Если в костюме применяется вышивка или аппликация, то на всех костюмах — мужских и женских. Не надо здесь бояться однообразия, ибо не следует путать однообразие и единый стиль. Костюмы с вышивкой — это костюмы единого стиля, разнообразие же достигается цветовыми соотношениями, характером кроя.
Мужские костюмы не надо украшать роскошно, так как в подлинном народном костюме мужская одежда всегда была намного скромнее женской.
Основное в костюме — это гармония всех его элементов: силуэта, отделки, кроя, колорита. Яркая пестрота нарядов, изготовленных из дорогих блестящих тканей, перенасыщенных крупным орнаментом, не масштабным по отношению к человеческой фигуре, утомляет глаза, мешает вглядеться в лица исполнителей.
Чувашский народный мужской костюм.
Чувашский народный костюм прошел в своем развитии долгий путь. Он тесно связан с происхождением, историей и художественно-эстетическими воззрениями этноса.
До начала III тысячелетия дошли основные традиции и приемы его покроя, орнаментации, украшения. Для чувашского костюма характерны высокие декоративные качества, праздничность, способность к видоизменениям.
Чуваши не строили грандиозных пирамид, храмов и дворцов, не создавали монументальных скульптур и фресок. Но было нечто такое, благодаря чему они сохраняли из века в век внутреннее единство и своеобразный этно - культурный облик. Это - сила древних культурных традиций, выраженная в языке, мелодиях, фольклоре, орнаменте и костюме.7
Структура чувашского костюма отражает его древнее происхождение и сложную, многовековую историю развития. Он занимал как бы промежуточное положение между тюркским костюмом, приспособленным к степной, кочевой жизни, и финно-угорским, который был связан с лесом3.
остюма среди чувашей было регламентировано в соответствии с земледельческим календарным циклом. Так, например, до праздника Калам чуваши пряли пряжу, а после шили одежды. Праздничный костюм чувашей являлся своеобразной визитной карточкой человека, повествующей о его статусе, семейном положении, возрасте, региональных и религиозных особенностях7.
В ходе исторического развития сложились три основные этнографические группы чувашей - верховые (вирьял), средненизовые (анат енчи) и низовые (анатри)7.
Между ними не было кардинальных отличий, кроме некоторых особенностей в языке и костюме.
Своеобразным для каждой из этнографических подгрупп был колорит костюма, украшения из монет и бисера, распределенные по костюму. Элементы костюма могли повествовать, по какому случаю одет тот или иной наряд: траур, свадьба, сватовство.
Мужской костюм был простым по составу и украшению. Он состоял из длинной, почти до пят, белохолщовой рубахи туникообразного покроя, штанов, скреплявшихся на талии шнурками, халата, носившегося поверх рубахи, шляпы. В повседневности чуваши обувались в лапти с онучами, а состоятельные крестьяне и постоянно имели кожаную обувь. В зимнее время гардероб дополнялся теплой одеждой - шубой, тулупом, меховой шапкой, варежками и валенками. Многочисленные находки пряжек от поясов свидетельствуют о ношении кожаных ремней, к которым подвешивали ножи в кожаных чехлах. Характерными деталями костюма являлись граненые, овальные, каплевидные пуговицы3.
Рубашки шили из белого холста различного качества, в зависимости от характера использования, а также состояния семьи. Обычно использовали конопляный холст. Льняной холст получался тоньше и белее, с серебристым оттенком, но лен рос не везде.
Белые рубашки были освящены традицией и считались обязательными у всех групп чувашей.
В конце XIX – начале XX вв. для пошива рабочих рубах и шуборов чуваши использовали самодельную ткань белого цвета из покупных хлопчатобумажных ниток (катанпир, пус). Ткани фабричного производства покупали для отделки традиционной одежды. Одежда из пестряди появившаяся в ХIX веке служила только для утилитарных целей. В этой одежде люди не допускались до обрядов: «Хǎмаç тǎхǎнакан вутра çунě, шурǎ тǎхǎнакан райра пулě» (Носящие пестрядь будут гореть в огне, а белые рубахи – пойдут в рай)7 .
Рубахи шили по старинному, так называемому туникообразному крою, который отличался простотой и целесообразностью. Передняя часть и спинка рубахи состояли из одного полотнища холста шириной 3 5 - 3 8 см, перегнутого поперек на плечах; с боков пришивали дополнительные полотнища и клинья для расширения подола. Длинные рукава вставлялись в рубаху под прямым углом. В целом силуэт рубахи был компактным, небольшой высоты (110 – 120 см). Грудной разрез выполнялся с правой стороны. В этом их главное отличие от русских «косовороток» с левосторонней композицией. Праздничные мужские кёпе выделялись богатством декора: «Для жениха, и вообще для мущинъ, оне вышивають рубахи, там где следует быть вороту, около шеи пальца на два - цветным бисеромъ, в которомъ преимущественно отличается цвет черный, потомъ зеленый и красный, разрез рубахи вышивают черной шерстью».2
Рубашка не имела воротника (шейный разрез окаймлялся полоской холста) и приполка (грудной разрез развязывался тесемками). Пришивалась подкладка (аслак) – из более грубого и редкого холста (шала пир). Простые рабочие рубашки ничем не украшались, праздничные украшались вышивкой вокруг грудного разреза (на приполке), на концах рукавов, подоле.
Рубахи носили навыпуск и подпоясывали. С появлением широких тканей менялся покрой рубахи, появились круглые проймы, воротник исчезла ластовица.
Одежда видоизменялась под влиянием различных факторов, в частности – географической среды, традиционных занятий населения, а также миропонимания народа в различные исторические эпохи.
Рубахи, халаты и другие принадлежности костюма орнаментировались узорами, вышитыми по счету нитей холста.
Орнамент в чувашском костюме.
Орнамент - древнейший язык человечества. Хотя это немой язык, посвященному в его таинства он может многое поведать. Через элементы орнамента человек с незапамятных времен пытался воздействовать на силы природы. Изображая знаки, олицетворяющие Солнце, Луну, звезды, ветер, воду, деревья, он надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней7.
Одна из важнейших особенностей декоративно-прикладного искусства чувашей – это насыщенность ее космогонией. Человек представлялся олицетворением космоса, где пояс означал уровень земли, грудь светила, плечи небо, а головной убор украшался орнаментами или монетами символизировавшими звезды и светила.
Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда. В украшении мужского костюма, кроме вышивки, обильно применялись шелковые нашивки. Особо старательно мастерицы исполняли наспинные узоры - они были крупными, выразительными, всегда с чертами монументальности.
В одежде магическим защитным узором, тесьмой покрывались швы и края полотна: ворот, швы рубашки, подол, низ рукавов, разрезы на рубашке или платье. При этом сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как проходила сквозь ткацкую магию. Все узоры старинных рубах вначале «прорисовывались» на холсте контурным швом йěпкěн черными шерстяными нитками. Для заполнения внутреннего поля рисунка, обведенного контуром, применялось множество различных швов3.
Узоры мужской рубахи, размещаемые вокруг грудного разреза, на плечах, на груди, на спине, на рукавах, на подоле, подчинялись, как и на женской рубашке, единому композиционному строю. Но их орнаментальные мотивы почти не повторяли узоров женских одеяний.
Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д.
Фигуры орнамента напоминают изображения коней, растений, человеческих рук, которые часто сопровождаются символами "пахотной земли". Одной из особенностей украшения является также обилие в них знаков "огня", выполненных шелковыми нашивками. С середины XIX века вышитая одежда постепенно заменяется пестрядью. В начале XX столетия этот процесс усиливается. Природные краски вытесняются анилиновыми. В деревнях появляются ткацкие станы. Вначале такой костюм был рабочей одеждой, а позднее становится и праздничной.
Очень важна была знаковая функция одежды - она показывала отличия по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию, ритуальному назначению (свадебная одежда, одеяние предводителей религиозных обрядов и т. д.).
Мотивы чувашского орнамента.
Для украшения одежды чуваши использовали различные орнаментальные мотивы2:
• геометрический - состоящий из точек, линий, геометрических фигуры;
• растительный или фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т. п.;
Основные цвета чувашского национального орнамента – это красный, белый и черный.
Вывод: Изучив материалы по чувашскому орнаменту, я пришла к выводу, что на старых костюмах, сшитых в театрально – производственном комбинате, орнамент выполнен не вполне корректно.
На фотографии представлены фрагменты мужского костюма (отделка ворота и подола рубахи).
Орнамент на изделии представлен одним элементом. На исторических образцах орнамент состоял из нескольких символов, которые можно было растолковать определенным образом. С помощью орнамента можно было продемонстрировать отличия в одежде по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию и т.д.
Знак, представленный на рубахе можно расшифровать, как верность, единство, любовь. Этот знак можно отнести к геометрическому орнаменту. По характеру расположения на подоле и рукавах – ленточный орнамент. На отделке горловины определению не поддается.
Расположение орнамента (на подоле рубахи, вокруг ворота, на рукавах), такое же, как на старинных чувашских рубахах.
Составление орнамента для нового костюма оказалось трудным делом. Номер был поставлен более двадцати лет назад. Сценический костюм необходим для создания определенного настроения, и если он не соответствует номеру, то это сразу заметно зрителю.
Я не могла менять основные элементы костюма: форму и цвет отделки горловины, расположение отделки на подоле и рукавах рубахи. Моя задача - «вписать» элементы орнамента в готовую структуру костюма.
Толкование основных символов чувашских узоров.
Критерии | Вариант № 1 | Вариант № 2 | Вариант № 3 |
Соответствие мужскому орнаменту | Соответствует | Соответствует | Соответствует |
Соответствие знаков орнамента возрасту исполнителей (13 – 15 лет) | Не совсем соответствует | Соответствует | Соответствует |
Сложность исполнения | Очень сложно, много мелких элементов | Не очень сложно | Сложно |
«Прочтение» орнамента | Принадлежат к великому роду. Сплоченные сородичи, стоят друг за друга. | Верные друзья, стоят друг за друга, обладают честью, волей | Сплоченные, стоят друг за друга, как братья. Помогают друг другу. |
Возможность «вписать» орнамент в элементы отделки. | Хорошо вписывается. | Хорошо вписывается. | Не очень хорошо вписывается. |
Мнение постановщика танца. | Не понравилось. | Понравилось | Понравилось |
Вывод: для отделки горловины я выбрала вариант №2.
Критерии | Вариант № 1 | Вариант № 2 | Вариант № 3 |
Соответствие мужскому орнаменту | Соответствует | Соответствует | Соответствует |
Соответствие знаков орнамента возрасту исполнителей (13 – 15 лет) | Соответствует | Соответствует | Соответствует |
Сложность исполнения | Очень сложно, много мелких элементов | Не очень сложно | Сложно |
«Прочтение» орнамента | Честь, отвага, долг, верность | Друг за друга | Мысль, знание |
Возможность «вписать» орнамент в элементы отделки. | Не очень хорошо вписывается. | Хорошо вписывается. | Хорошо вписывается. |
Мнение постановщика танца. | Не понравилось. | Понравилось | Понравилось |
Вывод: для отделки подола рубахи я выбрала вариант №2.
Обоснование выбора.
Все эти символы считаются мужскими.
Они соответствуют возрасту исполнителей танца 13 – 15 лет.
Если «прочитать» все эти символы, то получиться, что юноши исполняющие танец верные друзья, стоят друг за друга, обладают честью, волей.
Руководитель коллектива, заслуженный работник культуры, Ольга Николаевна Белова одобрила такое прочтение. Педагоги «Пионерии» воспитывают детей в духе товарищества, дружбы, верности традициям коллектива.
Проработка орнамента.
Я сделала выкройку отделочных элементов горловины, подола и рукавов рубахи и увеличила отдельные элементы орнамента. Я подбирала увеличение так, что бы элементы органично смотрелись на деталях отделки.
Выбор ткани.
Для изготовления костюмов костюмеры ансамбля выбрали платьевую ткань белого цвета.
1.Мне необходимо подобрать красную ткань для изготовления отделки.
Я рассматривала два варианта: креп – атлас (матовая сторона) и атлас.
Сравнение производилось по следующим критериям:
Ткань | Критерии | ||
Сочетаемость с основной тканью | Осыпаемость нитей | Усадка | |
креп – атлас | сочетается | Небольшая (срезы можно обработать не только оверлоком, но и швом зиг – заг) | малая |
атлас | сочетается | Большая (срезы можно обработать только оверлоком) | малая |
Вывод: Проанализировав данные таблицы и посоветовавшись с костюмерами ансамбля, я выбрала ткань «креп – атлас».
Технология изготовления изделия.
Расчет затрат на изготовление отделочных деталей
для мужской рубашки.
Расчет себестоимости производится по формуле:
С= Мз +Ао+Роп, где:
Мз – материальные затраты на производство и реализацию (стоимость материалов, электроэнергии, транспортные расходы),
Ао – амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов,
Роп – расходы на оплату труда.
В работе использовались капитальные и текущие ресурсы.
Капитальные ресурсы. | Текущие ресурсы. |
|
|
Расчет текущих затрат.
1.Расчет заработной платы.
Отделочные детали для одной рубашки я изготовила примерно за 16 часов. Это время затрачивается на все операции, начиная от раскроя и заканчивая контролем качества.
Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", устанавливает минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года в сумме 5 965 рублей в месяц11.
5965/ 22 раб.дня =271,13 руб. в день. (при 8 – ми часовом рабочем дне).
Следовательно, за изготовление одного комплекта отделочных деталей моя заработная плата составит 542,27 руб.
2.Расчет затрат на приобретение материалов.
Наименование. | Количество. | Цена за ед. (руб) | Стоимость. (руб) |
Ткань «креп – атлас» | 1,00м. | 230 | 230 |
Ткань сорочечная | 0,50м. | 230 | 115 |
Флизелин клеевой. | 0,50м. | 180 | 90 |
Клеевой материал «паутинка» | 0,50м. | 120 | 60 |
Тесьма вьюнчик | 10м. | 7 | 70 |
Нитки катушечные черные. | 2 шт. | 20 | 40 |
ИТОГО: | 605 |
3.Расчет затрат на э/энергию.
Наименование оборудования | Мощность (Вт) | Время использова-ния оборудования (час) | Стоимость 1 КВт/час. (руб) | Стоимость. (руб) |
Утюг электрический | 2000 | 3 | 6,34 | 19,02 |
Универсальная швейная машина кл. 1022 | 85 | 13 | 6,34 | 82,42 |
Оверлок | 135 | 0.5 | 6,34 | 3,17 |
Лампы электрические | 4×75=300 | 16 | 6,34 | 101,44 |
ИТОГО: | 206,05 |
Частичный расчет капитальных затрат.
№ | Наименование инструментов, приспособлений, оборудования | Стоимость (руб) | Срок службы (лет) |
1. | Универсальная швейная машина кл. 1022 | 8000 | 10 |
2. | Оверлок | 17000 | 10 |
Итого: 25000 (руб.) |
Для работы использовались швейная машина и оверлок «Дженоме». Их цена 25000 рублей; срок эксплуатации 10 лет.
NА за год=25000:10=2500р.
NА за месяц=2500р: 12мес. =208,33р.
NA за день=208,33: 22 раб.дня =9,47р.
Для изготовления одной рубашки швейное оборудование используется 16 часов(2 рабочих дня).
1 × 9,47р.= 18,94р.
Амортизацию утюга, ножниц, игл я не учитывала, т.к. они очень малы.
Примерный расчет себестоимости.
.№ | Вид затрат. | Сумма (руб). |
1. | На приобретение материалов. | 605 |
2. | На э/энергию. | 206,05 |
3. | Амортизационные отчисления. | 18,94 |
4. | Заработная плата. | 542,27 |
ИТОГО: | 1372,26 |
Самооценка.
Самооценка предполагает строгий, самокритичный контроль своей работы. Всю работу я выполнила самостоятельно.
Работа выполнена аккуратно и качественно, ее высоко оценили костюмеры ансамбля и использовали при пошиве мужского чувашского костюма.
Я считаю, что справилась с поставленной задачей. Модификация костюма дает танцу новую жизнь, позволяет зрителю более четко воспринимать символизм, колорит и весь образ, всю атмосферу исполнения. Подобранный материал более стойкий, изделие прослужит дольше.
Конечно, такой костюм уже не может называться чисто традиционным, но он максимально приближен к национальному.
Чтобы изготовить изделие мне потребовалось немало времени, но я довольна своей работой. Она обязательно поможет раскрыть национальный характер танца.
Список используемых источников и литературы:
I. Источники:
1.Бажонкин А.В. Костюм для народного танца//Горький, 1990г.
2.Жачева Е. Н. Чувашская вышивка // Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2013г.
3.Иванов-Орков Г.Н. Узоры, цвет, символика. Народное искусство и художественные промыслы современной Чувашии// Чебоксары : Чувашское книжное издательство 2012
4. Театральный костюм http://www.costumehistory.ru/view_cat.php?cat=14
5.Топилина Л. Шульгина А. Костюмы для художественной самодеятельности// М., 1996.
6.Устинова Е.А. Костюм–образ времени//http://biblioteka.teatrobraz.ru/node/6580
II. Исследования:
7. Иванов В. П., Николаев В. В., Димитриев В. Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура// М., 2000г.
III. Справочные издания:
8. Большая Советская энциклопедия. http://bse.sci-lib.com/
9.Театральная энциклопедия
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
10. Энциклопедия «Кругосвет». http://www.krugosvet.ru/
11.Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
Сказка "Узнай-зеркала"
Сказка про Серого Зайку
Невидимое письмо
Философские стихи Кристины Россетти
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"