Исследовательская работа посвящена семейным обрядам и заговорам сегозерских карел, осуществлявшимся в бане.
Вложение | Размер |
---|---|
banya_v_semeynoy_obryadnosti_segozerskih_karelov_otechestvo.doc | 250.5 КБ |
Министерство образования Республики Карелия
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Поросозерская средняя общеобразовательная школа»
Региональный этап Всероссийского Конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Номинация «Традиционная материальная и нематериальная культура»
Баня в семейной обрядности сегозерских карел
Подготовил:
Осипова Елизавета Николаевна,
ученица 9 класса МОУ «Поросозерская СОШ»
Домашний адрес: 186865, Суоярвский р-н, п.Гумарино, ул.Центральная, д.14, кв.2.; тел.: 9210120098;
e-mail: liza.osipova1999@yandex.ru
Руководитель:
Осипова Наталья Анатольевна, учитель географии, биологии
МОУ «Поросозерская СОШ»,
186865, Суоярвский р-н, п.Гумарино, ул.Центральная, д.13;
тел.: (81457)3-42-36;
e-mail: gumarino@rambler.ru
п.Гумарино 2014 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………………..2
Баня в семейной обрядности сегозерских карел……………………….2
Баня в любовной магии и свадебных обрядах……………………….4
Баня в родильных обрядах и обрядах,
направленных на сохранение здоровья новорожденного…………..5
Целительные обряды, совершаемые в бане…………………………..7
Обряды, связанные с передачей колдовской силы ………………….8
Баня в похоронных обрядах и обрядах,
связанных с культом мертвых ……………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………….9
Источники………………………………………………………………...11
Список информантов…………………………………………………….11
Приложение………………………………………………………………12
Введение
Баня у карелов всегда являлась непременным атрибутом крестьянского быта. Она занимала важное место в жизни сегозерских карелов со дня рождения человека до его кончины [1]*.
В Сегозерье всегда ставили баню по-черному (см.Фотография 1 в приложении). Даже в современное время в деревнях и селах такой тип бань является преобладающим. Когда баня топится, дым не выходит, а остается в бане, сажа оседает на стенах. Поэтому и называется баня «по - чёрному». Нина Николаевна Дембицкая, жительница с.Сельги, говорит так: «Баню принято топить только берёзовыми поленьями. Берёза лечит многие болезни. В такой бане пар вкусный, лёгкий и воздух сухой, стены быстрее и сильнее нагреваются, дают приятный запах».
Вообще баня использовалась в сугубо практических целях, но в отдельные моменты жизни крестьян банное действо приобретало черты обряда.
Баня играла важную ритуальную роль во время свадьбы и похорон, при рождении ребенка, словом, во всей традиционной семейной обрядности [1].
Цель работы: изучение роли бани в семейной обрядности сегозерских карелов.
Задачи:
Баня в семейной обрядности сегозерских карелов
Жизнь карельского крестьянина была очень тяжелой, что способствовало возникновению различных заболеваний и высокой смертности. Это служило питательной почвой для появления различных оберегательных обрядов, обычаев, заговоров, многие из них были связаны с баней.
_________________[1]* - ссылка на источник, (1) – ссылка на информанта __________
По представлениям сегозерских карелов в бане живет Хозяин бани (банник, байник). Как выглядит банник, никто точно сказать не может. Перед людьми он предстает в самых различных образах: в виде бородатого старика, лягушки и даже жука. Банника уважали и побаивались, поэтому в бане вплоть до 40-х годов XX века белье не стирали [1]. Да и сегодня многие старые люди в бане не затевают стирку. Татьяна Федоровна Артемьева рассказывала: «Ты что, нельзя, никак нельзя в бане стирать. Молодежь ведь сейчас не смотрит, а ведь вой-вой-вой, нельзя, нельзя…» (см.Фотография 2). Татьяна Дмитриевна Осипова также говорила: «Действительно, стирать нельзя. Тетя Маша Протас косо смотрит, но я-то стираю».
У сегозерских карелов было принято, чтобы баню топили только женщины, а первыми в баню обязательно шли мужчины (1-8). Одни говорят, что мужчинам нужно больше жару, поэтому они мылись первыми (4,5), другие же информанты утверждают, что если первыми пойдут женщины или дети, то банник рассердится (1,2,8). Валентина Гавриловна Яковлева говорила, что в их семье было принято женщинам и детям ходить первым в баню, а мужчины шли последними, т.к. они совершали в жизни больше грехов.
В баню нельзя ходить после одиннадцати часов вечера, так как в это время моется сам банник (1-8). Н.Н. Дембицкая рассказывала, что когда моешься ночью и слышишь посторонний шум, то это банник недоволен, сердится. Т.Ф.Артемьева так говорила: «Я лучше днем в баню схожу. Лучше в восемь, либо в семь, либо как, до девяти. Ночью нельзя. Кому нельзя, а кому можно - вот так теперь…».
Во время мытья в бане ни в коем случае нельзя думать о плохом, это тоже может разозлить банника (2,8). В баню надо ходить со спокойной душой, без дурных мыслей. Обязательным считалось говорить «спасибо», т.е. благодарить банника (1-8). «Я всегда говорю «спасибо». В Сельгах все так делают», - говорит Нина Николаевна Осипова. Баннику нужно оставлять в бане воду и веник, чтобы он мог помыться и попариться. Даже в сильные морозы зимой воду с баков после мытья не сливали, а делали это утром.
Баня в любовной магии и свадебных обрядах
Сегозерская девушка боялась остаться в старых девах. Поэтому, чтобы привлечь женихов и поднять «лемби» - качество, обеспечивающее девушке славу, красоту, привлекательность, девушки прибегали к любовной магии [2]. Благоприятным периодом для этого считались летние святки – период между Ивановым и Петровым днями. В ночь на Иванов день девушки клали мыло в муравейник, а потом мылись им в бане. Считалось, что после этого к девушке со всех сторон будут сбегаться женихи, как муравьи на мыло [2]. Также было принято в этот период делать веники из трав и березовых веток, чтобы повысить свою привлекательность. Этим веником мать или бабушка парили с приговорами девушку, чтобы поднять ее «лемби» [2].
Березовые веники обладают мощной магической силой, способной дать девушке завидного жениха и сделать ее счастливой в замужестве. При заготовке таких веников обязательно соблюдалось следующее правило: на каждой березовой ветке должно быть нечетное количество листьев, причем, чем больше листьев, тем лучше, ведь тогда и женихов будет больше.
В Сегозерье долгое время существовал очень интересный обычай. На Иванов день красавицы обязательно топили баню, мылись и парились березовым веником. Чтобы девичья красота не угасала, этот веник нельзя было сжигать, им нужно было париться каждую баню, пока он не останется без листьев. Но в каждом селе были и те девушки, на которых женихи даже не смотрели, поэтому они всеми правдами и неправдами пытались завладеть вениками красавиц, чтобы забрать их «лемби». Красавицы об этом знали и старались надежно спрятать веники. И горе той, у которой веник пропадет!
Веник и баня были важными атрибутами рождественских гаданий. Девушка брала веник, становилась спиной к банной двери и со всей силы кидала веник через баню. Если веник перелетал через крышу и падал на землю, то в этот год девушка обязательно выйдет замуж. А если все же девушке никак не удавалось найти жениха, то она обращалась к знающей женщине. Знахарка вела девушку в баню, парила ее и при этом шептала особые заговоры[1], (1-8).
Баня играла важную роль при совершении свадебных обрядов. Эти обряды с течением времени изменялись, становились проще. Утром в день свадьбы было принято топить «невестину баню» [1], (2). Перед баней невесте с плачем расплетали косу. Баню топили девушки – подруги невесты. Когда баня была готова, одна из девушек приглашала невесту в баню. С невестой в бане находилась какая-нибудь пожилая родственница или крестная. Пока невеста мылась, подруги в предбаннике пели песни. Невесту из бани выводил жених в особых рукавицах с обереговым узором (см.Фотография 3). Он «откупал» ее у подруг сладостями [2].
В.Г. Яковлева рассказывала: «Когда мой жених встретил меня из бани и повёл к дому, вдруг за спиной я услышала выстрел, очень испугалась. Из-за угла бани с улыбкой вышел друг жениха, это он стрелял в воздух в честь радости за друга». Такой обычай существовал в с.Сельги до 80-х годов прошлого века. Сегозерские карелы считали, что звук выстрела отпугивал злую силу, которая могла испортить не только свадьбу, но и всю последующую семейную жизнь.
Т.Ф.Артемьева рассказывала, что в день свадьбы топили баню для жениха и невесты, они шли в баню вдвоем, а друзья жениха стреляли из ружей в воздух: «Ой, стреляли, вота-вота… Раньше было много в деревне мужиков, караулили, так бух… Друзья стреляли, было друзей полдеревни…».
В баню жениха и невесту провожали пожилые женщины, с молодыми также обязательно шла знающая женщина или крестная, чтобы прошептать там особый заговор для счастливой семейной жизни (1-8).
Баня в родильных обрядах и обрядах, направленных на сохранение здоровья новорожденного
Поняв, что начинаются роды, женщина уходила рожать на сеновал или в баню: чем меньше народу видит и знает, тем лучше, никто не сглазит, не нашлет порчу [2]. Н.Н. Дембицкая рассказывала, что часто женщине помогала рожать свекровь: она вела невестку в баню, принимала роды «как умела, как сама знала», а потом шептала над ребенком заговоры, которые должны были дать здоровье ему и его матери.
На второй день после родов топили баню. Мыться родильнице помогала свекровь. Затем баню топили каждый день в течение трех дней [2]. Интересно то, что ребенку было принято сразу после мытья рисовать сажей на лбу пальцем крест. И.Г. Гошкоев (см.Фотография 4) рассказал: «А ты знаешь про крест на лбу? Я тебе сейчас расскажу. Когда маленького ребенка мыли в бане, бабушка, ну, в общем, самая старая женщина в семье, рисовала ему на лбу банной сажей крест. Это оберег. Потом, когда уже наши дочки рожали, бабушка им дома делала крест, он держался до первой помывки».
Когда ребенку было уже несколько дней от роду, то свекровь делала для него и невестки такой оберег: отпавшую пуповину ребенка засовывала в обрубленный конец веника, которым парили роженицу и новорожденного в бане. Этот обрубок заворачивали в тряпку и узелок держали при ребенке, когда его водили в баню, ездили с ним в гости и т.д. [1].
Полы в бане подметались веником, которым до этого парились (1-8). Такой веник якобы охранял ребенка. Т.Ф. Артемьева так рассказывала: «Обязательно, обязательно старым веником подметали полы. Да и теперь Ира так делает». В.Г. Яковлева вспоминала: «Когда у меня родилась дочка, на следующий день свекровь сопровождала меня и дочку в баню. В руке она несла сковородник, так было принято: если родилась дочка - брали сковородник, а если сын - ухват. Зайдя в баню, свекровь бросила сковородник к порогу. Только после этого можно было мне с дочкой зайти в баню. В бане свекровь вначале парила меня, а потом тем же веником дочку натирала солью и приговаривала слова, чтобы не приставал «дурной глаз» и не было кожных заболеваний. После этого на пороге бани оборвала у веника ветки с листьями, а оставшуюся часть назвала «нянькой», которая всегда должна быть рядом с ребёнком» (см.Фотография 5).
Целительные обряды, совершаемые в бане
Многие целительные обряды и заговоры сегозерские карелы совершали в бане. Они считали, что баня и ее Хозяин способны излечить тело от различных болезней (1-8). Если сегозерцы считали, что ребенка или взрослого сглазили или навели на них порчу, то приглашали в баню знахарку. Она ставила у окна белую большую тарелку, выливала в нее стакан воды и просила пострадавшего смотреть в эту воду через зеркало, которое следовало держать перед собой слева левой рукой. В этой воде должно было отразиться лицо обидчика-порчельника [1]. В качестве предмета для совершения целительных заговоров и обрядов часто использовался банный веник. В.Г. Яковлеву (см.Фотография 6) ее бабушка научила многим заговорам и целительным обрядам, вот что она рассказала: «Если появится на коже какое-то заболевание, надо сходить в баню, найти сухой листок от веника, приложить его к больному месту и сказать: «Как лист высох, так и ты высохни», повторить три раза и положить листочек на тоже место, где взял». В.Г.Яковлева вылечила в бане от болезни свою дочь – Н.М. Леонтьеву, которая вот что рассказала: «Меня она вылечила от коросты на груди: в баню завела, банные веники приложила к груди, прошептала что-то и все прошло».
И.М. Леонтьева рассказывала, как от болячек на губах ее излечила Фортунатова Мария Ивановна, селегская знахарка: «Тетя Маша Фортунатова повела меня в баню, что-то пошептала над моим веником над печкой и сожгла его. Все, болячки прошли. А от ячменя так тоже она меня в бане вылечила».
Многие жители с.Сельги помнят, как в селе жила Стафеева Мария Ивановна – знахарка. Она всегда приходила на помощь, когда болели люди. Т.Ф. Артемьева вспоминала: «Мне грудью ребенка кормить, а у меня болячки, фурункулы на груди – ну сглазил кто-то. Таня (фельдшер) мне говорит, что надо в Паданы в больницу. Как я поеду, ведь ребенок… А тут мне свекровь говорит, что Мария Ивановна Стафеева как раз рядом в гостях, вот и позвали ее. Она в бане над водой шептала, что-то поделала, я потом этой водой грудь мыла. Прошли болячки, и ребенок может грудь сосать».
М.И.Фортунатова в бане снимала порчу с человека с помощью топора. Т.Ф. Артемьева рассказывала: «Пошла за водой для бани, набираю, а на меня, на мои ноги так посмотрела (не сказала, кто)… А потом чувствую, что ноги до колен прямо так тянет. Тетя Маша взяла топор, не большой, а маленький, что-то прошептала, повертела им вокруг ручки банной двери и прямо так сильно выкинула в сторону от бани. Эти бабушки умели, а теперь все в больницу…».
Семейные обряды, связанные с передачей колдовской силы
В каждом сегозерском селе обязательно жили «малтая» - знахари, целители, а вот колдунов было не так много. Узнать, есть ли в селе колдун, можно было на Пасху. В ночь на этот праздник колдун шел в баню и играл там на гармошке, задабривая банника. Гармонь звучала на всю округу, все жители понимали – это колдун. Колдунов уважали, ненавидели и очень боялись. Иногда достаточно было только одного колдовского взгляда, чтобы с человеком приключилось несчастье. Но колдуны, используя темную силу, могли и помогать людям, поэтому к ним часто обращались за помощью. Когда колдун (колдунья) становился уже немощным, то он передавал свою силу более молодому родственнику (родственнице), а осуществлялся этот обряд ночью в бане. Колдун и его родственник раздевались догола и становились на среднюю половицу лицом друг к другу, колдун произносил особые слова, передавая свою колдовскую силу по наследству.
Баня в похоронных обрядах и обрядах, связанных с культом мертвых
Обязательной была баня на второй день после похорон (2,3). Придя с кладбища, помянув покойника, женщины топили баню. Т.Ф. Артемьева рассказывала, что топить баню надо было на третий день: «На третий день топят баню… Как у нас папа умер, так на третий день топили». Каждый, кто жил в доме умершего, должен был идти в баню. Затем в баню приглашали помыться умерших родственников, оставив им воду и веник.
Все сегозерцы – и старые, и молодые – говорят, что если у покойника остались не земле незаконченные дела, если он недоволен своими похоронами, не доволен поведением родных, то он приходит по ночам к родственникам и не дает им спать: стучит, шумит по дому, является во сне (1-8). Сегозерские умеющие женщины часто использовали баню, банную воду как средство избавления от беспокойной души умершего. Н.Н.Осипова рассказала историю, которая случилась с ней 3 года назад: «Когда Юрка (брат) умер, я месяц спать не могла, он постоянно приходил ко мне во сне, и я с ужасом просыпалась. Тогда я обратилась к тете Вале Яковлевой, вот она мне и помогла. Она вывела меня в коридор, поводила руками вокруг головы, что-то долго шептала. Потом она принесла пол-литровую банку воды и сказала на ночь пить по 2-3 глотка, и еще сходить в баню. В этот же день я спала уже спокойно».
Заключение
Одной из главных функций семейной обрядности карелов считалась предохранительная функция, ведь жизнь карельского крестьянина была тяжелой, часто случались болезни, была высокая смертность, особенно детская. Поэтому у сегозерских крестьян было много обрядовых действий, направленных на сохранение жизни, здоровья и семьи. Собранные мною материалы свидетельствуют о том, что баня действительно играла важную роль в совершении различных семейных обрядов.
В ходе исследования я сделала вывод, что семейные обряды, связанные с баней, можно классифицировать следующим образом:
Семейные обряды, связанные с баней Для Свадебные Родильные Целительные Похоронные и связанные Передача поднятия с культом мертвых колдовской «лемби» силы |
Конечно, то, о чем мне рассказали информанты, сейчас практически забыто и мало используется, но все-таки некоторые обряды и обычаи дожили до наших дней: например, обычай говорить «спасибо» Хозяину бани, запрет на мытье в бане поздно вечером и ночью, целительные обряды с использованием веника.
Карелы были уверены, что магические действия, совершаемые в бане, действительно помогали справиться с бедами и недугами. Нина Николаевна Дембицкая так сказала: «Очень в это все верили. А если бы не помогало, то и не верили бы и не делали бы. Так ведь?».
Источники
Список информантов
№ п/п | Фамилия, имя, отчество информатора | Год рождения | Место рождения/ жительства |
1. | Артемьева Татьяна Федоровна | 1933 | с.Сельги/с.Сельги |
2. | Гошкоев Иван Гаврилович | 1933 | с.Сельги/п.Гумарино |
3. | Гошкоева Валентина Дмитриевна | 1935 | с.Сельги/п.Гумарино |
4. | Дембицкая Нина Николаевна | 1958 | с.Сельги/с.Сельги |
5. | Леонтьева Ирина Михайловна | 1972 | с.Сельги/п.Гумарино |
6. | Осипова Нина Николаевна | 1974 | с.Сельги/п.Гумарино |
7. | Осипова Татьяна Дмитриевна | 1954 | п.Ахвенламби/п.Гумарино |
8. | Яковлева Валентина Гавриловна | 1935 | с.Паданы/п.Гумарино |
Приложение
Фотография 1. Баня «по-черному» в с.Сельги (2013 год)
Фотография 2. Артемьева Татьяна Федотовна
Фотография 3. Обереговые рукавицы.
Фотографии 4. Иван Гаврилович Гошкоев.
Фотография 5. «Нянька».
Фотография 6. Валентина Гавриловна Яковлева.
Фотография 7. Колдун М.Франтин, с.Сельги (1972 год).
Цветок или сорняк?
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Рисуем "Ночь в лесу"
Притча о гвоздях
Смекалка против Змея-Горыныча