Когда мне было пять лет, мы с мамой зашли в книжный магазин. Когда я увидел книгу «Оригами «Игры и конкурсы», то очень заинтересовался содержимым этой книги.
Основной принцип подбора моделей – их простота. Книга помогала не только сложить фигурки, но и рассказала, как с ними можно играть.
Мы решили выяснить, почему это красивое искусство завоевало себе популярность во всём мире. Что и явилось целью нашей исследовательской работы
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 857.5 КБ |
![]() | 1.05 МБ |
Управление образования Исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Образовательное учреждение, выдвигающее работу
V Республиканский конкурс исследовательских работ
и проектов школьников «Дебют в науке»
город Нижнекамск
Образовательное учреждение МБОУ «Гимназия № 32»
Класс 2 а
Секция «Из чего это сделано?»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Древнее искусство - оригами
Руководитель Сазонова Руфина Мунировнав,
Учитель начальных классов
Учащийся Шамсемухаметов Радмир Ранасович
2014 г.
Введение
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение
Давно смотрю влюблёнными глазами
На древнее искусство – оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить
Долидудо Т.А.
Когда мне было пять лет, мы с мамой зашли в книжный магазин. Когда я увидел книгу «Оригами «Игры и конкурсы», то очень заинтересовался содержимым этой книги. Мама купила мне эту книгу и, придя домой, я с утра до вечера делал поделки. Во–первых, они были оригинальные и из доступного материала – бумаги. Также – это широкий простор для фантазии и творчества.
Основной принцип подбора моделей – их простота. Книга помогала не только сложить фигурки, но и рассказала, как с ними можно играть. В книге собраны модели, которые могут летать, прыгать, кружиться и т.д. С ними интересно играть и одному и в компании. Это может быть дома, на даче, в школе. На этом я не остановился и попросил маму купить самую большую книгу оригами. Для меня это великолепный способ снятия стресса, прекрасный метод обучения, да и просто увлекательное занятие.
Мы решили выяснить, почему это красивое искусство завоевало себе популярность во всём мире. Что и явилось целью нашей исследовательской работы.
Гипотеза построена на предположении о том, что оригами древнее искусство, способное приносить удовлетворение и в настоящее время.
Задачи исследования
1) изучить исторические сведения об оригами;
2) ознакомиться, освоить технику оригами и использовать её в жизни.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы:
1. Поиск информации из разных источников.
2. Изготовление изделий способом оригами.
Объектом нашего исследования является искусство оригами.
Предмет исследования – лист бумаги.
Практическая значимость. Каждый из нас хоть один раз в жизни сталкивался с проблемой: «Что подарить на праздник?». Самый лучший подарок – это то, что сделано руками близкого человека. Ведь такой подарок всегда будет радовать глаз, так как он сделан с душой, любовью и мыслями о Вас. Один из самых доступных человеку материалов – это бумага и рукоделие из неё получило широкое распространение. А также имеет много разновидностей.
1. Из истории оригами
История возникновения оригами тесно связана с историей бумаги. Она была изобретена в Китае более двух тысяч лет назад. Лишь пять столетий спустя, бумага появилась в Японии. В Европу же бумага попала усилиями Марко Поло, он привез ее из путешествий в Азию.
В Испанию бумага была привезена арабами, и именно в Испании в провинции Валенсия в городке Хатива была открыта первая бумажная фабрика в Европе. А испанцы уже привезли бумагу в Америку.
Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги – пустило корни в культуру Японии много веков назад. В Японии оригами связано с религиозной символикой, японцы наделяют бумагу и фигурки из нее особым значением.
В эпоху Хэйан (794-1185 гг.) оригами приобрело большое значение в церемониальной жизни знати Японии. В то время бумага оставалась очень ценным и редким товаром, и складывать фигурки из нее могли себе позволить лишь богатые люди. Воины-самураи обменивались ими как подарками, украшали ноши.
Ноши – это съедобные подношения, которые делались в буддийских храмах. Именно ноши дали толчок к развитию оригами. Для более привлекательного вида, ноши заворачивали в искусно сложенную цветную бумагу. Со временем сложность и замысловатость фигурок из бумаги возрастала, и они превратились в основную составляющую подношений, получивших сверхъестественное значение.
Когда бумага стала относительно дешевой, и приобрести ее мог каждый, оригами получило новую церемониальную функцию. Оно стало средством отличия разных социальных классов. Со временем появлялись все новые и новые фигурки. Японцы передавали искусство их складывания устно из поколения в поколение, от старших к младшим. Первые письменные инструкции датированы 1797 годом, когда была издана «Хидэн сембадзуру ориката» («Тысяча способов сложить журавля»). Позже, в 1845 году, была напечатана книга «Кан-но мадо» («Окно в середине зимы»).
Название оригами закрепилось за искусством в 1880 году. Оно состоит из двух слов – «ору» (складывать) и «ками» (бумага). Раньше это мастерство имело название ориката – занятие складыванием. Вероятнее всего, арабы вместе с технологическими тонкостями производства бумаги привезли и некоторые несложные способы ее складывания.
Арабы были математиками и астрономами, ведь именно от них к нам пришли цифры и наука алгебра, и они применяли к фигуркам из бумаги принципы геометрии. Они исследовали много особенностей складывания квадрата.
В Европе предшественником оригами было искусство складывания салфеток, которое берет свое начало в шестнадцатом веке. Хотя до сих пор точно не известно, как точно возникли поделки из бумаги, уже найдены доказательства их существования в те далекие времена.
Большинство историков склоняются к теории о двойном происхождении бумажных фигурок – европейском и японском. Считается, что поделки из бумаги в Европе развивались сами по себе. Самой популярной была фигурка птицы, которая появилась сначала в Испании. В девятнадцатом веке складыванием бумажных фигурок увлекались многие известные люди. Среди них Льюис Кэрол – британский писатель, Фридрих Фрёбель (1782-1852 гг.) – немецкий педагог, который заново открыл это искусство и совершенствовал его в процессе занятий со школьниками, так как он считал, что поделки из бумаги развивают логическое мышление у детей.
Фигурка птички, машущей крыльями, скорее японского происхождения. Инструкции, описывающие процесс изготовления птички, были опубликованы в Европе лишь в конце девятнадцатого века. Есть основания считать, что птица появилась впервые в Европе на Всемирной выставке в Париже в 1878 г., на которой японцы показали европейцам процесс ее складывания. Вот с этого момента объединились западная и восточная традиции, которые до тех пор развивались абсолютно самостоятельно. Это дало толчок к распространению и развитию поделок из бумаги во всем мире.
В 1939 году доктор Немезио Монтеро опубликовал свой труд «Мир бумаги». Эта книга посвящена поделкам из бумаги полностью.
Во второй половине двадцатого века наблюдался расцвет оригами. Издание многих книг способствовало распространению увлечения оригами по всему миру.
Акира Йошизава создал международный устав обозначений и сгибов оригами. Это привело к унификации инструкций по складыванию фигурок оригами (Приложение 1).
Выводы по главе 2: и в наше время искусство оригами не утратило привлекательности и способно приносить радость и удовлетворение. Сейчас оригами популярно во всём мире. Оно перестало быть просто искусством.
2. Техника и виды оригами
Любой из вас может приобщиться к этому интереснейшему способу, провести свой досуг с пользой для рук и ума – благо информации по данному виду прикладного искусства повсюду предостаточно. Но перед тем как шагнуть в мир захватывающей японской фантазии, следует правильно подобрать материалы, без которых невозможно осуществление задуманного.
В первую очередь это, конечно же, бумага. Для оригами подойдет практически любой ее сорт, главное только, чтобы материал не был слишком тонким, иначе о долговечности изделия придется забыть. Наилучший выбор – офисная бумага, специальные листы «ками», предназначенные непосредственно для национальной японской забавы, японская бумага «уоши» – мягкая на ощупь. Но и обычный набор цветных листов, и стикеры, и даже содержимое глянцевых журналов можно смело пустить в ход.
Также вам понадобится клей. В принципе, он редко применяется в оригами, ведь суть японского искусства – это сложенная фигура, которую не составит труда вернуть в исходное состояние. Но в качестве способа повышения уровня прочности и закрепления на основе деталей малого формата, украшений, клей все же стоит иметь под рукой. Вас гарантированно выручит «клей-карандаш» и ПВА. От канцелярского клея лучше отказаться по причине желтых пятен, оставляемых им на бумаге.
Еще один очень нужный инструмент – ножницы. Хорошо, если это будет два вида помощников: маникюрные для особо ювелирной работы и большие, обязательно острые и удобные. Не забудьте также о линейке, карандаше и различных ненужных в обиходе, но вполне уместных в рамках вашего нового занятия вещиц: бисере, пуговицах, бантиков из тонких ленточек и пр.
Как только все это окажется в вашем распоряжении, приступайте к знакомству с многообразием техник и схем оригами.
Базовой или классической моделью бумажного прикладного искусства является складывание в целях формирования фигуры стандартного квадратного листа любого цвета, не прибегая к помощи клея и ножниц. Но сейчас, в условиях широкого ассортимента видов оригами, данную технику уже мало кто использует.
Для начинающих кроме вышеописанного классического способа подойдет также аэрогами, знакомый каждому с детства по лягушкам, самолетикам из бумаги, или простой вариант, изобретенный британцем Смитом, – в его основе лежат незамысловатые приемы складывании «горой», «долиной» и ничего больше (Приложение 2).
Очень красивы объемные сборные фигуры, создаваемые по принципу модульного оригами (Приложение 3). Суть конструкции в том, что элементы, изготовленные посредством классической техники, вкладываются друг в друга. В результате возникновения между соприкасающимися деталями силы трения фигура сохраняет свою целостность. Яркий пример – шар кусудама (Приложение 4), который можно повесить и на елку в Новый год, и под потолок в качестве декоративного дизайнерского элемента.
Кусудама – это шар из бумажных модулей. Слово кусудама состоит из японских слов » шар» и «здоровье». Такие шары матери вешали над кроватками детишек, что бы малышей обходили болезни.
Чтобы облегчить создание из бумаги контурных фигур животных, растений, можно применить технику мокрого складывания (Приложение 5). Эта разновидность максимально приближает увлаженные бумажные копии к исходнику за счет сглаживания острых углов изделия. С помощью приема мокрого складывания можно создавать объемные фигуры, уменьшая количество складок, добавлять дополнительные детали и изгибы для придания фигуре большей выразительности. Практикование мокрого складывания возможно только при наличии специального сорта бумаги – плотного, пропитанного особыми водорастворимыми добавками.
Если в классическом оригами использование ножниц строго воспрещено, то увлечение киригами без этого инструмента неосуществимо. Именно разрезы на бумаге придают изделию эффектность.
Самым сложным из всех известных способов складывания бумажных листов по праву считается развертка (Приложение 6). Представляет собой диаграмму, которая нанесена на лист, и которой пользуется мастер-оригамист перед складыванием. А линии, которые показанны на диаграмме есть не что иное, как будущие складки, из которых в последствие сформируется конечная фигура. От вас требуется лишь сложить ее по указанным линиям. Получаемые таким методом изделия имеют невероятное сходство с оригиналом. Развертка прекрасно подходит для создания детских игрушек – они получаются ничуть не хуже пресловутых конструкций «лего» при условии опыта и должного уровня мастерства изготовителя.
Выводы по главе 2: освоив основы оригами, можно применить его отражения в таких сферах жизни, как сервировка стола, упаковка подарка, изготовление сувениров, новогодних игрушек, открыток к праздникам.
Самый лучший подарок – это то, что сделано руками близкого человека. Ведь такой подарок всегда будет радовать глаз, так как он сделан с душой, любовью и мыслями о Вас. Один из самых доступных человеку материалов – это бумага и рукоделие из неё получило широкое распространение.
Заключение
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творения.
В эпоху Хэйан (794-1185 гг.) бумага оставалась очень ценным и редким товаром, и складывать фигурки из нее могли себе позволить лишь богатые люди. Воины-самураи обменивались ими как подарками.
Со временем сложность и замысловатость фигурок из бумаги возрастала, и они превратились в основную составляющую подношений, получивших сверхъестественное значение.
Когда бумага стала относительно дешевой, оригами получило новую церемониальную функцию. Оно стало средством отличия разных социальных классов. Японцы передавали искусство их складывания устно из поколения в поколение, от старших к младшим.
Название оригами закрепилось за искусством в 1880 году. В Европе предшественником оригами было искусство складывания салфеток. Хотя до сих пор точно не известно, как точно возникли поделки из бумаги.
В наше время искусство оригами не утратило привлекательности и способно приносить радость и удовлетворение. Сейчас оригами популярно во всём мире. Оно перестало быть просто искусством.
Занятие оригами помогает поистине постичь универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомиться с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, при создании фигурок приобретаются навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы.
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Слайд 1
исследовательская работа «Древнее искусство – оригами» Выполнил ученик 2 А класса Шамсемухаметов Радмир Руководитель: Сазонова Р.М.Слайд 2
Содержание 1. Из истории оригами 2. Техника и виды оригами
Слайд 3
Давно смотрю влюблёнными глазами На древнее искусство – оригами. Здесь не нужны волшебники и маги, Здесь нечего особенно мудрить, А нужно просто взять листок бумаги И постараться что-нибудь сложить Долидудо Т.А.
Слайд 4
Когда мне было пять лет, мы с мамой зашли в книжный магазин. Когда я увидел книгу «Оригами «Игры и конкурсы», то очень заинтересовался содержимым этой книги. Придя домой, я с утра до вечера делал поделки. Во–первых, они были оригинальные и из доступного материала – бумаги. Книга помогала не только сложить фигурки, но и рассказала, как с ними можно играть. В книге собраны модели, которые могут летать, прыгать, кружиться
Слайд 5
Выбор и основание исследования: Мы решили выяснить, почему это красивое искусство завоевало себе популярность во всём мире. Что и явилось целью нашей исследовательской работы. Каждый из нас хоть один раз в жизни сталкивался с проблемой: «Что подарить на праздник?». Самый лучший подарок – это то, что сделано руками близкого человека. Один из самых доступных человеку материалов – это бумага и рукоделие из неё получило широкое распространение. А также имеет много разновидностей.
Слайд 6
История возникновения оригами тесно связана с историей бумаги. Она была изобретена в Китае более двух тысяч лет назад. Лишь пять столетий спустя, бумага появилась в Японии. В Европу же бумага попала усилиями Марко Поло, он привез ее из путешествий в Азию. Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги. В Японии оригами связано с религиозной символикой, японцы наделяют бумагу и фигурки из нее особым значением.
Слайд 7
Когда бумага стала относительно дешевой, и приобрести ее мог каждый, оригами получило новую церемониальную функцию. Оно стало средством отличия разных социальных классов. Со временем появлялись все новые и новые фигурки. Японцы передавали искусство их складывания устно из поколения в поколение, от старших к младшим.
Слайд 8
Базовой или классической моделью бумажного прикладного искусства является складывание в целях формирования фигуры стандартного квадратного листа любого цвета, не прибегая к помощи клея и ножниц
Слайд 9
Для начинающих кроме классического способа подойдет также аэрогами , знакомый каждому с детства по лягушкам, самолетикам из бумаги. В его основе лежат незамысловатые приемы складывании «горой», «долиной» и ничего больше
Слайд 10
Очень красивы объемные сборные фигуры, создаваемые по принципу модульного оригами. Суть конструкции в том, что элементы, изготовленные посредством классической техники, вкладываются друг в друга. В результате возникновения между соприкасающимися деталями силы трения фигура сохраняет свою целостность .
Слайд 11
Слово кусудама состоит из японских слов » шар» и «здоровье». Такие шары матери вешали над кроватками детишек, что бы малышей обходили болезни. Яркий пример – шар кусудама . Шар можно повесить и на елку в Новый год, и под потолок в качестве декоративного дизайнерского элемента.
Слайд 12
Чтобы облегчить создание из бумаги контурных фигур животных, растений, можно применить технику мокрого складывания С помощью приема мокрого складывания можно создавать объемные фигуры, уменьшая количество складок, добавлять дополнительные детали и изгибы для придания фигуре большей выразительности.
Слайд 13
Если в классическом оригами использование ножниц строго воспрещено, то увлечение киригами без этого инструмента неосуществимо. Именно разрезы на бумаге придают изделию эффектность.
Слайд 14
Самым сложным из всех известных способов складывания бумажных листов по праву считается развертка . Представляет собой диаграмму, которая нанесена на лист, и которой пользуется мастер-оригамист перед складыванием.
Слайд 15
Название оригами закрепилось за искусством в 1880 году. В Европе предшественником оригами было искусство складывания салфеток. В наше время искусство оригами не утратило привлекательности и способно приносить радость и удовлетворение. Сейчас оригами популярно во всём мире. Оно перестало быть просто искусством.
Слайд 16
Список литературы 1. «Большая книга оригами». / Ю.С. Кирьянова. – М.: АСТ : Астрель 2010 2. «Оригами. Игры и конкурсы / Елена Ступак . – 2 – е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009 3. «100 лучших оригами для детей». И.Агапова, М. Давыдова 4. «Всё об оригами» Сергей и Елена Афонькины 5. Семейный сайт www.list7i.ru
Дерево в снегу
Швейня
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Зимний лес в вашем доме
Два петушка