Читая сказки, я заметил, что медведь герой многих русских народных сказок. Он сильный, храбрый, уважаемый житель леса. Я задумался, а только ли в сказках используется образ медведя и везде ли он одинаков.
Вложение | Размер |
---|---|
lumpov_maksim_issledovanie_obraza_medvedya.docx | 247.46 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
«Образ медведя в русской культуре»
Секция: Литературоведение
Автор: Лумпов Максим Дмитриевич
Класс 5Б
Муниципальная общеобразовательная
средняя школа №34
Руководитель: Хисамутдинова Филия Равиловна
учитель русского языка и литературы
Муниципальная общеобразовательная
средняя школа №34
2014
Оглавление
План исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………………………2
Аннотация…………………………………………………………………………………..................2
Введение………………………………………………………………………………………………4
I. Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………...5
1.1. Образ медведя в русских народных сказках . . . . . . . . . . . ………………………...5
1.2. Образ медведя в литературных произведениях . . . . . . . . . ………………………..5
1) Ушинский К. Д. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………..5
2) Сладков Н.И. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . ………………………..5
3) Чуковский К. И. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………..5
4) Крылов И. А. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………….6
1.3. Образ медведя в живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………….6
1.4. Медведь и спорт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………….6
1.5. Олимпиада «Русский медвежонок». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………...7
1.6. Геральдика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………....7
1.7. Общественно – политическая жизнь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………8
II. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………….....9
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …....................................10
План исследования
I. Подготовительный этап. Определение темы и ее актуальности, цели, задач и проблемы исследования.
Медведь – самый крупный и сильный хищник, живущий в лесу. С давних пор медведь занимает воображение людей. Из-за манеры частенько подниматься на задние лапы, медведь похож на человека. «Хозяин леса» – так его обычно величают. Характер медведя соответствует его размеру и силе.
Медведь – персонаж многих сказок, о нем сложено немало поговорок и пословиц. Медведь – неоднозначный образ, именно фигура этого зверя часто используется в различных сферах жизнедеятельности. Почему?
Гипотеза: Читая сказки, я заметил, что медведь герой многих русских народных сказок. Он сильный, храбрый, уважаемый житель леса. Я задумался, а только ли в сказках используется образ медведя и везде ли он одинаков.
II. Планирование.
Подбор и изучение источников литературы. Составление библиографического списка используемой литературы. Ознакомление с современными источниками информации.
III. Исследование. Формирование результатов и выводов.
Этапы исследования. Исследования проводились в три этапа с сентября 2013 года по январь 2014 года.
Первый этап – поисковый. На этом этапе осуществлялся поиск информации по данной теме с целью формулировки гипотезы, целей и задач исследовательской работы.
Второй этап – практический. На этом этапе были выполнены практические работы, шло написание теоретической части исследования.
Третий этап – обобщающий. На этом этапе была систематизирована и обобщена теоретическая часть исследования, сформулированы выводы по проделанной работе, оформлены результаты исследования.
Методы исследования.
- прогностический: прогнозирование полученного результата;
- эмпирический: наблюдение, анкетирование, сравнение, сопоставление.
IV. Защита работы.
Результаты исследования были представлены:
- на уроке русской литературы;
- в школьной библиотеке;
- на школьном отборочном туре исследовательских работ среди учащихся 5-8 классов.
Аннотация
Идея проекта «Медведи» возникла у меня после урока русского языка при изучении словарного слова медведь. Сразу возникло много вопросов: кто такой медведь? Почему его так назвали? Где он обитает? Чем питается? В каких сказках и мультфильмах встречается? Где еще используется образ медведя? Одним словом, мне захотелось узнать как можно больше об этом интересном животном.
Медведь – самый крупный и сильный хищник, живущий в лесу. С давних пор медведь занимает воображение людей. Из-за манеры частенько подниматься на задние лапы, медведь похож на человека. «Хозяин леса» – так его обычно величают. Характер медведя соответствует его размеру и силе.
Медведь – персонаж многих сказок, о нем сложено немало поговорок и пословиц. Медведь – неоднозначный образ, именно фигура этого зверя часто используется в различных сферах жизнедеятельности. Почему?
Введение
Он любит ягоды и мёд,
Зимой в берлоге он живет.
Он – симпатичный, правда, ведь!
Мохнатый увалень…
Все, наверно, сразу отгадали загадку. Конечно, это медведь.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Хотел найти и собрать материал о том, как образ медведя используется в жизни человека. Выяснить, почему образ медведя, так популярен у русского народа.
ЦЕЛЬ:
Рассмотреть, как человек использует характер медведя в своем творчестве.
ЗАДАЧИ:
1. Собрать информацию по данной теме из различных источников.
2. Обработать собранный материал.
3. Исследовать символическое значение медведя.
4. Составить собирательный образ медведя в творчестве
МЕТОДЫ: 1) теоретические: изучение различных источников информации.
2) практические:
а) изготовление герба города Чернушка в технике «торцевание»
б) альбом с коллекцией фантиков
в) обобщения и выводы.
ОБЪЕКТ: образ медведя в различных видах творчества.
ПРЕДМЕТ: образ медведя.
ГИПОТЕЗА:
Читая сказки, я заметил, что медведь герой многих русских народных сказок. Он сильный, храбрый, уважаемый житель леса. Я задумался, а только ли в сказках используется образ медведя и везде ли он одинаков.
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Образ медведя в русских народных сказках.
Впервые с образом медведя я встретился в русских народных сказках, когда мне их читала мама. Медведь – частый персонаж русских народных сказок. В одних сказках он сильный, неуклюжий, неловкий зверь. Он давит все, что попадается ему на пути, как в сказке «Теремок»(. Звери в сказках признают огромную силу медведя и поэтому боятся его. Но есть сказки, в которых медведь показан глупым. В сказке «Колобок», главный герой открыто говорит о глупости медведя: «Ну, где тебе, косолапому, меня съесть!» В сказке «Медведь и лиса» все хитро спланировав, лиса стала жить у медведя дома, съела у него весь мед и обвинила медведя, а глупый медведь и поверил. Значит, образ медведя к нам пришёл из далёкого прошлого от наших предков.
1.2. Образ медведя в литературных произведениях.
Потом, став постарше, я узнал, что образ медведя в своих произведениях использовали и наши великие писатели. В их литературных произведениях у медведя так же проявляется простодушие, наивность, сила и жестокость. Докажу на примере некоторых произведений:
Сказку К. Д. Ушинского «Плутишка кот» мы можем рассмотреть, как пример силы и жестокости медведя: «Вот Миша крепился-крепился, да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они Лазаря».
В произведениях Н.И. Сладкова часто встречается образ медведя, в рассказе «Медвежий характер» мы видим, что медведь бывает разным: «Вот и сам, своими глазами, видел медведя. А если кто спросит, какой же у него нрав, я, как и другие охотники, буду чесать в затылке. Кто его разберёт! То свиреп и зол, как волк, то игрив, как лиса, то труслив, как заяц. Но одно бесспорно: интересный зверь!» В рассказе «Друзья – товарищи» у медведя пропадают друзья, на помощь ему приходит филин. Он узнает, куда они подевались и понимает, что у медведя и друзей – то нет: «Сдаётся мне, что у вас, медведей, других друзей, и быть-то не может. Не друзья, вам нужны, а угодники. Уж больно вы, медведи, на похвалу слабы. "Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты!" Ты, Медведь, тоже Мышь. Только сильная».
Рассмотрим сказку «Краденое солнце» К. И. Чуковского. Медведь единственный, кто может сразиться с Крокодилом (животным-пришельцем, ведь он не обитает среди животных лесной полосы), все долго уговаривают его совершить подвиг. Делает он это с неохотой: «Но медведю воевать неохота…» И только лишь в виду личной нужды, пропажи медвежат, он соглашается сразиться с крокодилом: «Уж он мял его и ломал его...»
В сказке «Топтыгин и лиса» медведь пришел к Айболиту, чтобы тот пришил ему хвост. Но какой? Лиса подсказала про павлиний хвост. Медведю понравилась эта идея, будет он ходить с таким шикарным хвостом, что всем зверям будет завидно. Но глупый и доверчивый медведь попал впросак, злую шутку сыграл с ним хвост павлина.
В баснях Крылова И.А. медведь показывает ограниченность кругозора, легкомыслие, наивность и глупость. В басне «Трудолюбивый медведь», которая перекликается с народной сказкой «Мужик и медведь», также показано, что этот зверь, пытаясь научиться труду,(гнуть дуги из дерева), только вредит лесу, ломает деревья. «Скажи, в чем есть тут главное уменье?» - обращается он к мужику. «В том, - отвечал сосед, - Чего в тебе, кум, вовсе нет: в терпенье!»
Рассмотрев медведя в народных сказках, авторских произведениях, баснях, я заметил, что в образе больше плохого, чем хорошего. Сила – вот то общее, что характерно для главного героя этих произведений.
1.3. Образ медведя в живописи.
Рассмотрим, как представлен медведь в русской живописи. В этом нам поможет картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору», в которой медведей написал не Шишкин, а его друг и коллега, художник Константин Савицкий и книга Александры Пистуновой «Родник в лесу». А. Пистунова пишет: «Медведи на этой картине изображены не случайно. Именно с помощью этих медведей художник показал нам великую мощь и красоту русской природы, так как медведь – символ красоты, мощи и величия». Современные художники чаще обращаются к образу медведя в своем творчестве. В презентации я представил несколько из них. Как видим, медведь на всех картинах сильный, могучий зверь.
1.4. Медведь и спорт.
Медведь нередко становится эмблемой крупных спортивных соревнований, которые проходят в России. Талисманом чемпионата мира по хоккею вновь стал медвежонок - улыбающийся широкоглазый Тимка (от английского слова " team" - команда). В русской традиции медведь олицетворяет царя лесных зверей, что на языке соревнований означает удачу и победу.
Самый запомнившийся образ спортивного медведя - это "ласковый Миша" Олимпиады-80 в Москве. Олимпийский мишка явился полной противоположностью страшному русскому медведю – хозяину леса. В то же время свой олимпийский статус Миша приобрел благодаря природной силе, упорству и смелости – качествам, которые характерны, как для медведей, так и для спортсменов. Талисман – Миша пользовался в СССР, да и во всем
мире невероятным успехом.
Символом олимпиады – 2014 в Сочи был выбран белый Мишка. Подразумевается, что Белый Мишка по имени Полюс, по характеру похож на своего предшественника - мишку символ Олимпиады -80, такой же покладистый и добрый, лучший друг детей, дарит им свою заботу и уважение. Он ни минуты не может сидеть на месте, любит кататься на санках, обладает настоящим спортивным напором и постоянно стремится к новым спортивным вершинам, демонстрируя силу и волю к победе.
1.5. Всероссийская интеллектуальная Олимпиада «Русский медвежонок».
Образ медведя использован и в символике конкурса – игры «Русский медвежонок – языкознание для всех». Он выбран в качестве эмблемы не случайно, именно этот зверь выражает русскую суть этого конкурса.
В древние времена люди придумывали слова – замените ли для многих понятий, предметов явлений. Люди полагали, что если назвать зверя по имени, он может услышать и появиться. Медведь обозначает «медоед» или «мёд едящий», «тот, кто ведает мёд». Всем хорошо знакомы такие его названия: мишка, Топтыгин, Михайло Потапыч.
1.6. Геральдика.
Медведь встречается и в геральдике. Возьму для примера три герба, описание которых я нашел на сайте «Википедия».
Новгородский герб: «На серебряном поле щита два черных медведя, поддерживающие золотое кресло со ступенчатым постаментом и с червлёной (красной) подушкой. На сиденье поставлены накрест, с правой стороны - золотой скипетр завершенный крестом, с левой стороны — золотой крест. Над креслом золотой трехсвечник с горящими червленым пламенем свечами. В лазоревой (синей, голубой) окраине щита две серебряные, одна против другой, рыбы. Щит увенчан Императорской короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой». Мне кажется, что на этом гербе, медведь является символом ума, величия, силы, потому что только умная сильная власть непобедима.
Следующий герб Хабаровского края: «Герб Хабаровского края выполнен на щите французской геральдической формы. В центре щита, серебра (белого) цвета, на почётном месте, изображена мощная естественная фигура сидящего на задних лапах чёрного цвета белогрудого медведя, который передними лапами бережно удерживает (прижимает к груди) исторический герб Хабаровска — краевого центра Хабаровского края.
Голова медведя с раскрытой пастью, червлёными (красными) глазами и языком повернута к восходу «самого лучезарного солнца», на Восток (в зеркальном отражении)». Медведь изображен «вооруженным», о чем говорят раскрытая пасть, червленые глаза и язык, и символизирует мощь и неприкосновенность дальневосточных рубежей России.
Пермский герб. «Герб Пермского края представляет собой изображение серебряного медведя, идущего справа налево, помещенного на червленом (красном) геральдическом щите; на его спине Евангелие в золотом окладе с изображением восьмиконечного креста. Евангелие увенчано серебряным уширенным, вогнутым на концах крестом». На этом гербе медведь символизирует силу. А золотое Евангелие – символ православной веры. Медведь с незапамятных времен является символом, олицетворяющим Россию, — он страж и хранитель древнейшей истории предков. Медведь символизирует силу, мощь, величие, смелость и мужество. Ведь не зря на гербах многих городов изображён именно он.
1.7. Общественно – политическая жизнь.
В последнее время образ медведя стал неотъемлемой частью общественно-политической жизни. Многие всерьез верят, что исконно русский зверь, большой, добрый и веселый непременно принесет России удачу. Этот же образ мы встречаем и в символике российской политической партии «Единая Россия», куда влилась партия «Единство». Полное название этой организации - «Межрегиональное Движение «Единство», а сокращённо МеДвЕдь». Здесь образ медведя ассоциируется с силой, мощью - с тем, что необходимо сегодня России, как одной из сверхдержав.
II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
С помощью собранного материала я рассмотрел, как образ медведя используется в жизни человека и как человек использует характер медведя в своем творчестве. Я получил следующие результаты:
С незапамятных времён одним из самых почитаемых животным на Руси является медведь. В фольклоре и литературе образ показан отрицательным: мы видим медведя грубым, неловким зверем, существом глупым и потому легко становящимся жертвой обмана. Звери признают огромную силу медведя и поэтому боятся его. Современный взгляд на образ медведя отличен от литературного. Медведь – поистине символ России, олицетворяющий мощь, силу, уверенность, это нашло отражение в живописи, геральдике и символике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Сторож
Хризантема и Луковица
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Прекрасное далёко