Творческий проект "Национальная россыпь. Стилизованные чувашские и русские костюмы" был разработан в рамках муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_tvorcheskomu_proektu_ivanova.doc | 46 КБ |
yulya.doc | 560.5 КБ |
СТИЛИЗАЦИЯ В ДИЗАЙНЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
Н.Г. Иванова, Ю.С. Колосова
МБОУ «СОШ №11 имени В.Ф. Ветвинского»,
г. Алатырь Чувашской Республики
Народный костюм как отражение системы, является не просто одеждой, но и магическим символом, который указывает не только на социальное положение человека, но и помогает сохранить устойчивость целого мира. Здесь проявляется функция народной культуры как механизма передачи социального опыта, накопленного народом от поколения к поколению.
Народный костюм предстаёт комплексным явлением материальной и духовной деятельности человека, рукотворным образом осмысления и творческого преображения мира природы в культурную реальность. Изучение народного костюма позволило перейти к созданию собственных моделей по народным мотивам. Особую ценность приобретает здесь стремление учащихся использовать традиции народной одежды для изготовления авторских моделей. А создаваемые образы имеют крепкую общекультурную основу. Так высокая культура ярко и искусно проявилась в вышивке тесьмой и аппликации в многообразии оформления костюмов в фольклорном стиле.
Как-то раз повстречались русские народные костюмы с чувашскими. Разговорились, вспомнили далёкие времена, когда они были достоянием своего народа. Как каждая девушка с гордостью носила свой наряд. Как весело, особенно в праздники, было в них водить хороводы и танцевать. Под весёлые звуки песни развевались красивые, яркие сарафаны, а головным убором служила лента с народным орнаментом.
Но времена проходят, жизнь меняется, и люди стали забывать о своих традиционных костюмах. А ведь когда о тебе забывают - это очень грустно и неприятно. И вот, немного подумав, решили костюмы объединиться и напомнить этому миру о себе. Теперь они навещают всех людей, но больше всего им нравится быть в гостях у детей, которые с огромным любопытством знакомятся с ними и искренне радуются их появлению.
Изучая русский и чувашский костюмы, необходимо глубоко и многогранно подойти к исследованию традиций русского и чувашского народов, изучить приемы и методы мастеров декоративно – прикладного искусства, композиционные и конструкторские особенности традиционного костюма – образа.
Моделирование и дизайн одежды - одно из потенциальных направлений возрождения традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства и перспективный путь формирования и утверждения самобытного национального направления в современной культуре.
Творческий проект «Национальная россыпь» несет следующие цели и задачи: создание стилизованных народных костюмов для начальной и средней школы.
В результате выполнения проекта были изучены следующие особенности моделирования и дизайна национального костюма:
Русский костюм… мы так привыкли к этим словам, что забываем, а подчас и не знаем о настоящем назначении вещей, объединенных этим названием. Нам, русским, досталось от предков богатейшее наследство, созданное их талантом. Во все времена стремились русские люди к красоте: они украшали резьбой свои жилища и домашнюю утварь, расшивали узорами полотенца и одежду, вкладывая в создание простых предметов не только умения, но и свою душу, свои надежды и мечты, радости и печали. Веками копилось это наследство, многое затерялось по пути к нам, ведь время не щадило ни самих людей, ни их творения. И все же многое, из накопленного веками, дошло до нас. Одежда создает образ не только отдельного человека, она создает образ улицы, города, страны. Самая характерная черта русского народного искусства во всех его видах - радость, праздничность. Но даже трудно себе представить, что такое светлое, радостное искусство, как народный костюм, родилось в низкой полутемной избе под руками мастериц, в полном смысле задавленных тяжелой жизнью. И тем не менее, наши далекие предки никогда не появлялись в праздник в одинаковой одежде. Мы совершили небольшую прогулку в далекое прошлое, овеянное дымкой былинных легенд и преданий.
Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была достаточно сложным и трудоемким процессом, и холст был белым. Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт у чувашей проникают анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание пряжи. Еще в конце XVIII века низовые чувашки начинают ткать пестрядь.
Несмотря на тесное отношение народов Поволжья с русским народом и между собой, их художественные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее, сохраняют свои специфические особенности. И в этом отношении выделяется чувашская вышивка. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д. Таким образом, орнамент весьма реалистично воспроизводил миропонимание наших предков.
Национальные костюмы, как русские, так и чувашские чаще всего шились из домотканой льняной или х/б ткани. Но при выполнении стилизованных моделей можно выбрать и современные синтетические атласные ткани. Цвета моделей необходимо приблизить к образцу: красный (цвет молодости и красоты) и белый (цвет чистоты и непорочности), традиционно украшенные вышивкой.
Участвуя в этом проекте, мы смогли открыть в себе новые способности, которые до настоящего времени были не полностью реализованы. Оказывается, создавать костюмы - дело очень увлекательное и затягивающее. А видеть конечный результат - необычайное счастье. Работая над проектом, пришлось просмотреть много литературы, изучить развитие русской и чувашской одежды, а также узнать о её роли в жизни людей. Пришло понимание характерных черт национального костюма, бытового уклада и культуры в целом.
Узнать много нового - значит подняться ещё на один шаг выше в своём развитии и в стремлении к некоему совершенству. Проделанная работа, помогла ещё чуть-чуть приблизить себя к созданию гармоничной личности, что является целью для каждого уважающего себя человека.
В глубине каждого из нас есть родник неисчерпаемого таланта, надо просто найти его и использовать во благо.
Литература.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11
имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского»
города Алатыря Чувашской Республики
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Стилизованные русские и чувашские костюмы
Выполнила:
ученица 9»А» класса
Колосова Юлия
Руководитель:
учитель технологии
Иванова Надежда Геннадьевна
2014 год
Оглавление
Обоснование возникшей проблемы………………………..3 стр.
Историческая справка……………………………………….4 стр.
Свойства ткани………………………………………………10 стр.
Используемые материалы …………………………………..11 стр.
Выбор модели………………………………………………..12 стр.
Конструирование и моделирование костюма……………..13 стр.
Правила снятия мерок, Мои мерки………………………...14 стр.
Выбор оборудования и средств…………………………….15 стр.
Раскрой костюма…………………………………………….16 стр.
Техника безопасности…………………………………….....19 стр.
Технологическая последовательность обработки
костюма………………………………………………………21 стр.
Расчет полной себестоимости костюма……………………23 стр.
Разработка рекламного проспекта изделия………………..24 стр.
Самооценка………………………………………………. …25 стр.
Список использованной литературы……………………...26 стр.
Обоснование возникшей проблемы и потребности
Как-то раз повстречались русские народные костюмы с чувашскими. Разговорились, вспомнили далёкие времена когда они были достоянием своего народа. Как каждая девушка с гордостью нашла свой наряд. Как весело, особенно в праздники, было в них водить хороводы и танцевать. Под весёлые звуки песни развевались красивые, яркие сарафаны, а главным убором служила лента с народным орнаментом.
Но времена проходят, жизнь меняется и люди стали забывать о своих традиционных костюмах. А ведь когда о тебе забывают - это очень грустно и неприятно. И вот, немного подумав, решили костюмы объединиться и напомнить этому миру о себе. Теперь они навещают всех людей, но больше всего им нравится быть в гостях у детей, которые с огромным любопытством знакомятся с ними и искренне радуются их появлению.
Изучая русский и чувашский костюмы, я смогла глубоко и многогранно подойти к исследованию традиций русского и чувашского народов, изучить приемы и методы мастеров декоративно – прикладного искусства, композиционные и конструкторские особенности традиционного костюма – образа.
Целью моей работы стало создание благоприятных условий для развития моих творческих способностей, формирования эстетического вкуса и нравственных ценностей.
Выполняя проект, я ставила следующие задачи:
В результате сделанной работы я узнала:
Для поиска исторической литературы я изучила книги по истории костюма, а также пользовалась Интернетом. Вот таким образом прошлое связано с настоящим и будущим.
Звездочка обдумывания
Историческая справка
Русский костюм… мы так привыкли к этим словам, что забываем, а подчас и не знаем о настоящем назначении вещей, объединенных этим названием. Нам, русским, досталось от предков богатейшее наследство, созданное их талантом. Во все времена стремились русские люди к красоте: они украшали резьбой свои жилища и домашнюю утварь, расшивали узорами полотенца и одежду, вкладывая в создание простых предметов не только умения, но и свою душу, свои надежды и мечты, радости и печали. Веками копилось это наследство, многое затерялось по пути к нам, ведь время не щадило ни самих людей, ни их творения. И все же многое из накопленного веками дошло до нас. Одежда создает обрез не только отдельного человека, она создает образ улицы, города, страны. Самая характерная черта русского народного искусства во всех его видах - радость, праздничность. Но даже трудно себе представить, что такое светлое, радостное искусство, как народный костюм, родилось в низкой полутемной избе под руками мастериц, в полном смысле задавленных тяжелой жизнью. И тем не менее наши далекие предки никогда не появлялись в праздник в одинаковой одежде. Мы совершили небольшую прогулку в далекое прошлое, овеянное дымкой былинных легенд и преданий.
Одно из самых ранних упоминаний о женском сарафане относится к XVII в. В описи имущества московских цариц есть такая запись: «Саян немецкий с подолником шить по черному бархату, алтабасом, около алтабасов веревочки золотые...».
Как видно из описаний, сарафаны для русской знати шили из заморских шелковых тканей — в XVI—XVII вв. в России еще не было шелкоткацкого производства. Но именно тогда русские народные мастера и умельцы нашли уникальный выход — роскошные орнаменты тканей Персии, Турции или Италии стали имитировать на Руси вышивкой. Расцвело искусство золотного шитья, а в вышивке появились швы, создающие иллюзию ткачества. Так, «шов на аксамитное дело» имитировал поверхность драгоценных восточных аксамитов. Наряду с отделкой золотым кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурами вышивка была одним из основных способов украшения сарафанов. Все эти разнообразные приемы декоративной отделки, дополняя узорное заморское ткачество, придавали сарафанам богатство и необычайную роскошь.
Указ императрицы от 1782 г. разрешал, помимо дворян, представителям и других сословий носить одежду из парчовых и шелковых тканей, но не иноземного, а отечественного производства. Таким образом был дан толчок развитию русской шелкоткацкой промышленности, а средние слои городского и сельского населения России получили возможность одеваться так, как раньше, видимо, позволялось только высокопоставленной знати.
Наибольший интерес этот указ вызвал в среде купцов, мещан и зажиточного крестьянства, особенно в тех регионах России, где устои крепостничества были не столь сильны, — на Русском Севере, в северо-восточных и северо-западных районах страны. Именно здесь в последней четверти XVIII в. и расцветает «сарафанный комплекс» русского народного костюма, в котором косоклинный сарафан играет основополагающую роль. Конструировался он двумя способами: сарафан косоклинный с большим округлым подолом, с прямыми или чаще округлыми проймами, при раскладке деталей кроя образует овальную форму; сарафан косоклинный с круглыми или прямыми проймами или на лямках, при раскладке деталей кроя образует трапециевидную форму.
Первый тип сарафана больше связан с традициями западноевропейского дворянского костюма (сюркота). Его предпочитали носить жены и дочери богатых купцов и зажиточных крестьян — люди состоятельные. Этот сарафан требовал большого количества дорогой шелковой ткани. При раскрое круглого подола оставалось слишком много отходов, чего не могли себе позволить менее обеспеченные слои населения. Специфические особенности кроя подобного сарафана — стаченные параллельно друг другу прямоугольные полотнища, одно из которых — центральное. В этом случае в готовом изделии клинья имеют не только прямоугольную форму — на одетом в сарафан человеке они располагаются как бы перпендикулярно центральному полотнищу. Большое количество ткани создавало большой объем, равномерно распределявшийся по кругу. В этом типе сарафана значение имели пластические свойства шелковой ткани, которая должна была идеально драпироваться.
Второй тип сарафана — более распространенный — имел много местных вариантов и особенностей. К стаченным в плечах или пришитым к лямкам полотнищам притачивались по бокам косые клинья. Количество их было разным, так же, как и форма, — преобладали клинья треугольные или трапециевидные. Кроить старались таким образом, чтобы оставался минимум отходов. Средние размеры рассчитывались из величины локтя (около 45—46 см).
В каждой губернии были свои сарафаны и свои названия: «ферязь» — в Ярославской и Новгородской, «саян» — в Тверской и Московской, «сорококлин» — в Смоленской, «китайка» — в Калужской и т.д. Сарафаны эти выполнялись из шелка, шерсти, льняного холста, а впоследствии — из фабричного ситца. Так, зажиточные поморы Русского Севера и богатые крестьяне центральных районов России, где в конце XVIII — начале XIX в. развивалась шелкоткацкая промышленность, предпочитали сарафан на лямках из парчовых и полупарчовых тканей. Он дополнялся сборчатой рубахой, вышитой белой гладью или золотом, и коротким, повторяющим форму и конструкцию сарафана навершником — душегреей.
Средние и более бедные слои сельского населения предпочитали шить сарафаны из домотканого льняного холста, гладкокрашеного или украшенного кубовой набойкой. Девушка на выданье обязана была иметь в составе приданого до десяти будничных сарафанов, включая косоклинные. Их хватало лет на десять. Сарафаны были глухими и распашными. В распашных по обе стороны пол нашивали тесьму, позумент, полосы шелковых тканей, шнуры. Эти сарафаны застегивались спереди на пуговки с воздушными петлями. Глухие сарафаны часто украшались декоративной центральной полосой, имитировавшей наличие распашных пол, или оформлялись тесьмой, вышивкой, лентами в области груди.
Рубаха - самая древняя и необходимая часть крестьянского костюма. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Ее носили мужчины, женщины, дети. У мужчин она имела длину до колен или короче. Женская рубаха длиной своей чаще доходила до середины голени, но могла быть до пят, либо напротив, короткой - до пояса. Любая рубаха обязательно подпоясывалась. Декор обычно располагался вокруг горловины, разреза на груди, у линии соединения рукава с проймой (плечом), рукав сверху, по низу рубахи и низу рукавов.
Поскольку рубашка определялась фактически как вторая кожа, т. е. вторая сущность человека, то на ней оформлялись, естественно, детали, призванные защищать определенные части тела человека. Именно на этих частях одеяния фиксировались самые важные и знаковые орнаменты-обереги: прежде всего - ворот, на шее крепится голова и шею нужно оберегать. Далее плечи, так как отсюда начинается главный рабочий орган - руки. Орнаменты располагались на груди: у женщин, чтобы выкормить детей; у мужчин, чтобы защищать свой род. И наконец, тщательно оформлялся подол. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем больше репродуктивная функция одетой в нее женщины. Можно предположить, что украшая подол рубахи женщина рассчитывала, прикасаясь подолом к земле и травам, передать им силу плодородия, таящуюся в закодированных орнаментах вышивки и ткачества. Процесс этот, вероятно, мыслился как обратимый, т.е. и женщина в свою очередь через такие орнаменты при соприкосновении их с землей и травами обретала большую репродуктивную силу.
По наряду и особенно по головному убору можно было определить возраст и семейное положение женщины. До замужества девушкам позволялось ходить с непокрытой головой. В основном заплетали одну косу и на лобной части носили начельник - ленту-повязку. По косе чаще всего определялось здоровье девицы. Взрослея, вместе с поневой они имели право надеть на голову "девичью красу" - венец. "Краса" чаще была показателем умелости девушки в вышивке. Особенно богато старались украсить "красу" просватанной. Верхняя короткая одежда позади которой обязатёльно развевались широкие ленты, похожие на лебединые крылья. Реже встречается другое название "красы" - "увясло" (вясти - вязать). Разновидностью "красы" был венчик из тонкой металлической полоски с расширением на лбу, похожий на византийскую диадему. Венки любого вида - древнейшее головное украшение не только славян. Венок - круг-оберег, сохраняющий добрые, светлые мысли.
Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была достаточно сложным и трудоемким процессом и холст был белым. Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт у чувашей проникают анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание пряжи. Еще в конце XVIII века низовые чувашки начинают ткать пестрядь. | ||||
Несмотря на тесное отношение народов Поволжья с русским народом и между собой, их художественные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее сохраняют свои специфические особенности. И в этом отношении выделяется чувашская вышивка. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д. Таким образом орнамент весьма реалистично воспроизводил миропонимание наших предков. | ||||
Старинный праздничный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они, несомненно, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы. Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. Но во время монголо-татарского ига часть мастеров была вывезена в Золтую Орду, часть погибла. У чувашей, укрывшихся в лесах осталась традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов и, вероятнее всего, именно тогда и произошла эта замена височных колец, гринв, различных подвесок, монетами. Бисер у чувашей употреблялся для изготовления девичьих головных уборов тухья и женских головных уборов хушпу, сохранившихся до наших дней, шейных украшений. Из него нанизали подвески для кос, кисти к наспинным и поясным украшениям. Каркас тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщевой ткани, иногда кожи, на него суровой ниткой нашивался бисер. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок. Основные цвета бисера - красный и зеленый (от темно голубого до голубого), белый и желтый. | ||||
Для украшения головных уборов мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Монеты, пришиваемые к остову, прикреплялись плотно, а свисающие с краев - свободно, и между ними оставались промежутки, чтобы в о время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки. | ||||
Своеобразной формой отличались женские головные уборы хушпу. Они бывают двух видов конусообразные и шлемовидные, имеют "хвост"- деталь спускающаяся на спину.Двух видов бывают и девичьи головные уборы тухья - островерхие и без острия, наспинной части у них нет. Художественные приемы, использованные в шитье, богаты и разнообразны. Мастерицы с большим умением и вкусом размещали каждую монету и бисеренку. Среди изделий из серебра и бисера в одном ряду с тухья и хушпу находятся женские и девичьи нагрудные украшения шулкеме. В отдельных этнографических подгруппах их называли также подвеской к супрану или ама. Девичье украшение в отличие от женского не имело треугольной детали, служащей для крепления сурпана и был одноярусным. У верховых чуваш шулкеме состоял в основном из двух одинаковых частей и имел квадратную форму, а у низовых и промежуточных - полуовальную и прямоугольную. Среди шитых серебром и бисером предметов особое место занимает женское и девичье украшение - тевет. Надевали его через левое плечо. Женщины носили тевет в основном на свадьбах, а девушки - во время весеннего обряда "девичья пашня", в хороводах и на осенних праздниках, посвященных овину, первому хлебу и льну. Одним из традиционных праздников был "девичье пиво" - в честь хмеля и нового пива, когда все девушки участницы обязательно должны надевать тевет. Костюмы чувашей и их орнаментация различались по трем этнографическим группам. Узоры низовых вышивались на домотканом белом холсте всегда крупные, полихромные. Основной орнамент часто исполнялся нашивкой широкими полосами маренового цвета и сопровождался мелким узором. Для орнаментации характерны черты монументальности. Мастерицы-вирьялки, кроме белого холста, применяли также цветную основу, любили мелкий, филигранно выполненный орнамент. Костюм их отличался формой ношения. Непременной принадлежностью их туалета были черные онучи. Костюм и узоры средненизовых более близки к низовым. Женские рубашки отличались богатой орнаментацией нагрудной части. Ее украшали узоры, розетки. Розетки состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Узоры имели форму ромба. Среди них большой интерес представлял сложный орнамент, имеющий ассиметричную композицию, которая встречается только в вышивке рубашек замужней женщины. Орнаментация женского костюма подчинялась общей композиции. Подол, по сравнению с другими частями рубашки, вышивался более скромно, в его украшении соблюдался четкий ритм. Большую роль играло ритмичное чередование широких и узких полос, включающих в себя нашивки и геометрические узоры. Свой природный дар и умение чувашские мастерицы раскрывали в украшении набедренников. Носили их как в праздничные дни, так и в будни. Для исполнения узоров применяли шелковые и шерстяные нити. Вышивка была односторонняя, широко использовалась нашивка. Длинная бахрома, коричневого или синего цвета, обогащала набедренник при движении, играя на белом фоне рубашки, оживляя весь костюм женщины. Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток. наплечников. нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Одной из принадлежностей свадебного одеяния являлось покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам. Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. Вышивки покрывал поражают богатством форм, разнообразием декора. | ||||
Свойства ткани:
соответствие назначению и форме костюма.
Национальные платья, как русские, так и чувашские чаще всего шились из домотканой льняной или х/б ткани. Но так как я решила выполнить стилизованные модели, то выбрали синтетическую атласную ткань. Я старалась приближаться к образцу. Цвета платьев красный (цвет молодости и красоты) и белый (цвет чистоты и непорочности), традиционно украшенные вышивкой.
Исходным сырьем для производства синтетических волокон являются продукты переработки каменного угля, и нефти. Ткани из этих волокон жестковаты, имеют гладкую поверхность, прочны на разрыв, устойчивы к истиранию, не выцветают и мало мнутся. К тому же они не поражаются молью и микроорганизмами. Недостатки: плохо впитывают влагу и чувствительны к высоким температурам. Не горят, но плавятся без запаха.
Уход за синтетической тканью:
Используемые материалы
Ткань платья | Отделочные материалы (нитки) | Фурнитура | |
Образец | Образец | Образец | |
Атлас Креп-атлас | Атласная лента 3 мм, 2,5 мм Пайетки Бисер (круглый, рубка, рис) Косая бейка Нитки (армированные) |
Выбор модели основы национального (русского и чувашского) костюма
Модель 1. | Костюм состоит из женской рубахи и поневы (поясная одежда из шерстяной ткани). |
Модель 2. | Костюм состоит из рубахи и сарафана, украшенного национальной вышивкой, а также девичьей ленты. |
Модель 3. | Костюм состоит из платья расклешенного покроя с втачным рукавом. |
Конструирование и моделирование костюма
Вид спереди | Вид сзади |
Девичья лента |
Выбор оборудования и приспособлений
Игла вышивальная для бисера.
Раскрой чувашского платья
Расход ткани из расчета на одно платье:
Платье
Девичья лента
Раскрой русского платья
Расход ткани из расчета на одно платье:
Платье
Девичья лента
Подготовка ткани к раскрою
Раскрой
Раскладка деталей выкройки на ткань.
Техника безопасности
Чтобы в процессе работы не случилось никаких аварийных ситуаций, нужно соблюдать правила техники безопасности при работе с тканью.
Требования безопасности перед началом работы:
Требования безопасности во время работы:
Правила техники безопасности при работе с электрическим утюгом:
При работе с иголками и булавками
• Шейте с наперстком.
• Храните иголки и булавки в определенном месте, не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголки, булавки в рот.
• Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.
• Выкройки и ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.
При работе с ножницами
• Храните ножницы в определенном месте (коробке).
• Кладите их сомкнутыми остриями от себя.
Технологическая последовательность обработки костюма
Подготовка кроя к обработке.
Перед тем, как сшить рубаху я сделала вышивку Владимирскими швами.
Вышивка Владимирскими швами.
Одним из наиболее красочных видов гладьевой вышивки являются владимирские швы. Эта вышивка получила своё название по месту бытования: село Мстера Владимирской области. Владимирские швы это гладь верхошов (односторонний шов), накладные сетки, козлик, тамбурный шов. Гладь верхошов заполняет мотив на лицевой стороне, образуя на изнанке ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора. Таким швом вышивают крупные мотивы узора, а также стебли, веточки и усики. Стежки выполняются по форме мотива, но при этом стежки могут быть разные по длине. Сердцевины цветов заполняют накладными сетками или гладьевыми разделками в виде квадратиков, треугольничков, полосок, выполненных гладью или козликом. Приклепки могут быть в виде крестиков, стежков или лапок (три стежка). Тамбурным швом окаймляют сердцевины цветов. Этот шов имеет вид цепочки, состоящей из ряда петелек, последовательно выходящих одна за другой. Узоры владимирских швов состоят из крупных мотивов, цветов, листьев, птиц, рыб и др. Швы выполняются толстыми цветными нитками мулине, ирисом или шерстью. Основной цвет красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого. Для выполнения изделий подойдут суровое полотно или лен с лавсаном, а для сумки и варежки прихватки- сукно, любая другая плотная ткань. Узлов в вышивке никогда не делают.
1. Подготовка изделия к первой примерке.
Подготовка деталей кроя к обработке заключается в переносе контурных, конструктивных линий на детали кроя различными способами. Контурные линии (линии бока, низа), конструктивные линии (линии середины переда и спинки) намечают на верхней детали и переносят на второй слой при помощи булавок и прямых стежков.
К первой примерке должны быть сметаны боковые, плечевые срезы, низ подогнут и заметан. Рекомендуется сметывать детали кроя тонкими нитками.
Наметать декоративные ленты и тесьму, вьюнок на сарафане и рубахе.
2. Первая примерка.
На первой примерке необходимо уточнить и отметить длину рубахи и сарафан.
3. Обработка изделия после первой примерки.
В местах, где во время примерки были намечены исправления и уточнения, сметочные швы распарывают, детали изделия вновь складывают лицевой стороной внутрь. Излишки припусков подрезают.
4. Вторая примерка.
5. Окончательная обработка изделия.
Произвести машинную обработку изделия. С готового изделия удалить контрольные метки, оставшиеся сметочные стежки, следы мела. Чистку изделия произвести с лицевой и изнаночной стороны. Выполнить влажно-тепловую обработку. Утюжку произвести с изнаночной стороны.
Последовательность подготовки изделия к первой примерке
Рубаха
Сарафан
Обработка изделия после первой примерки
Рубаха
Сарафан
Окончательная обработка изделия
Расчет полной себестоимости проекта
Этот расчет я произвела перед изготовлением изделий, чтобы убедиться в экономической целесообразности выполнения проекта.
№ п/п | Наименование используемых материалов | Цена, (руб/м) | Расход материалов на изделие, (м) | Затраты на материалы, (руб.) |
1 | Ткань атлас белого цвета | 110
|
| |
2 | Ткань атлас красного цвета | 110 | ||
3 | Ткань креп-атлас красного цвета | |||
4 | Косая бейка: красного цвета белого цвета | 3 3 |
|
|
5 | Атласная лента: красного цвета (3 мм) желтого цвета (250 мм) зеленого цвета (5 мм) белого цвета (5 мм) | 0,6 2 1 1 | ||
6 | Нитки: красного цвета белого цвета | 10 10 | 2 шт 2 шт | 20 20 |
7 | Пайетки (медальки) | 20 | 3 шт | 60 |
8 | Бисер: рис белого цвета круглый желтого цвета круглый зеленого цвета круглый красного цвета рубка черного цвета | 50 30 30 30 30 | ||
ИТОГО |
Затраты на электроэнергию (при работе на швейной машине мощностью 85 Вт) 5 часов работы 85Вт*2.61руб/1000Вт=0,119руб. 0,119*4=0,476руб.
Моя работа 100р.
В Интернете я видела, что русские костюмы продаются за 2-3 тыс. рублей. Мой костюм обошелся мне гораздо дешевле.
Разработка рекламного проекта изделия
Если в будущем я пойду по стопам своей мамы и бабушки и стану портнихой, то постараюсь устроиться на работу не просто в ателье мод, а в какую-нибудь мастерскую по реставрации и пошиву традиционного русского костюма. Ведь это очень приятно, восстанавливать то, что считалось утраченным навсегда.
А свою мастерскую я назвала бы так:
А для рекламы своей работы я взяла бы следующие слова
Самооценка.
В ходе выполнения работы, я познала очень много нового для себя. Большой интерес для меня представляла история развития русской одежды. Я познакомилась с ролью одежды в жизни человека, с характерными чертами русско-национального костюма, бытовым укладом, русской культуры. Я считаю, что сделала правильное решение, приняв участие в этом проекте потому, что он помог мне проявить себя и показать свои умения. Таким образом, считаю, что с поставленной перед собой задачей я справилась. Теперь в сшитом мной русском костюме будет выступать девочка из группы «Матрешки».
Список литературы
Зимний дуб
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
О чем поет Шотландская волынка?
Весёлая кукушка