Нужен он ли современному человеку народный календарь?
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_kalendar_i_primety.doc | 148 КБ |
XXIV городская научно-практическая конференция
«Я познаю мир»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Эколого – биологический Центр»
муниципального образования города Братска
Нужен ли народный календарь наших предков современному земледельцу
(реферативная работа)
Автор: Полянкина Вика, 5 класс
т/о «Природный калейдоскоп»
МБОУ ДОД «ЭБЦ»
Руководитель: Храмцова Людмила Ивановна,
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «ЭБЦ»
Г. Братск, 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3
Основная часть
1. Из истории появления народного календаря…………………………..………..4
2.Народный календарь - круг жизни русского крестьянина ……..………………5
3 Значение народного календаря для наших предков………………….………...6
4. Приметы…………………………………………………………………………….7
5. Чем ценен народный календарь?........................................................................9
6. Наши наблюдения………………………………………………………………….10
Вывод…………………………………………………………………………..……...12
Интернет источники…………………………………………………………………..13
Приложение……………………………………………………………………………14
Введение
Занимаясь в творческом объединении «Природный калейдоскоп», где говорим о народном календаре, приметах и предсказаниях наших предков. Мы решили понаблюдать за природой, чтобы ответить на вопрос: нужен он ли современному человеку?
Цель: узнать, нужен ли народный календарь современному земледельцу
Задачи:
Этнограф Зеленин Д.К. говорил о наших древних предках: «Глядя на заход солнца, первобытный человек вовсе не уверен, что завтра оно снова взойдет. Зимой у него нет полной уверенности в том, что наступит весна, а если она даже и вернется, то может пройти мимо его родного края».
За века до христианства, во времена суровой дикости, простодушно-суеверные славяне-язычники населили окружающий мир фантастическими божествами, наделив их светлыми и темными чертами. А там, где боги, без иерархического порядка не обойтись. У славян он был строг и выглядел примерно так.
Верховный бог Сварог олицетворял небо и считался владыкой вселенной. Другие божества были его дети и назывались Сварожичами. Как свидетельствуют древнейшие памятники, титул Сварожичей сохранялся за Солнцем и Огнем.
Солнце вначале представлялось птицей, которая откладывала на древе времени белые и черные яйца и высиживала из них дни и ночи. Затем образ Солнца был очеловечен и получил характеры: весной - бога Ярилы, разгоняющего тучи и посылающего на землю благодатное семя дождей, летом - Дажбога, зимой - Хорса. У Хорса-Дажбога были сестры - Заря утренняя и Заря вечерняя; звезды считались их детьми. В поверьях светила пребывали за морем, на востоке, а в краю том солнечном стоял остров Буян и на нем камень Алатырь - пристанище чудес всяких.
Громовержец Перун разбивал каменным молотом облачные скалы, высекал из них молнии, исторгал громы. Он был врагом нечистой силы. Позднее Перуна в этом значении сменил Илья-пророк. Перуну посвящался день четверг, считавшийся легким, удачливым. А Чистый четверг, приходящийся на начало весны, славяне чтили особо, ведь к этому времени захаживают дождички и раздаются первые раскаты грома - знак того, что земля размерзлась вполне; канун тепла. Перун был тем, «кто одевает поля муравою, а леса листьями». Божество грома и молнии представлялось в народной фантазии и в образе огненного Змея, поэтому живая вода называется в преданьях змеиною. Она давала людям красоту, молодость, здоровье. Это первые попытки создания народного календаря.
Зарождение календаря относится к младенчеству человечества, к пробуждению сознательных навыков у людей. Начало промысловых и хозяйственных дел ставилось в зависимость от чередования астрономических и климатических явлений. Русские крестьянские приметы о погоде органически вплетаются в календарную сетку, определяя сроки пахоты, сева и уборки, увязывая их с развитием живой природы, то есть с фенологическими явлениями. В календаре много тонких, верных с научной точки зрения климатических характеристик времен и дней года.1
Народный календарь - это сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, произведения устного народного творчества, нормы общественной жизни.
Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни2.
__________________________________________________________________
1 http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000041/st002.shtml
2http://www.proeveryday.ru/index.php?id=calendar
На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Цикличность календаря напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя. Эта цикличность и ритмичность определяла жизненный уклад земледельца. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях2 .
В народном календаре практически не существовало дней «неотмеченных», ибо каждый день рассматривался в едином целом со всем годом, был подготовлен днем предыдущим и готовил день последующий. Например: Если на Покров падает снег, то к Дмитриеву дню (8 ноября) быть снежным, а если снега не будет, то и в день Екатерины (1 декабря) снег не выпадет.
Оказывало влияние на народный календарь и то, что жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особенно здесь выделяются четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия.
В русском аграрном календаре им соответствовали зимние Святки (конец декабря - начало января), Иван Купала -- 24 июня (7 июля), март и сентябрь. В качестве подтверждения важности четырех указанных сроков стоит сказать, что каждый из них у разных народов и в разное время мог служить днем, с которого начинал исчисляться новый год. Определяя сроки и продолжительность времен года, крестьянин целиком исходил из тех реальных климатических условий, которые регулировали его трудовую деятельность и хозяйственный быт (см. рис 1).
И хотя поворотные точки солнечного движения по небесной сфере делили год на четыре примерно равные части, в сознании земледельца эти отрезки не полностью совпадали с календарными временами года. Так, для большинства районов России самым длинным сезоном оказывалась зима. И народ, чутко следивший за изменениями в природе, остро реагировал на происходящие перемены. При этом ему не было дела до того, что по календарю осень длится всего три месяца. Холод, который приходил в октябре, говорил крестьянину среднерусской и северной полосы о наступлении зимы, об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы. Сама же осень в крестьянском понимании могла ограничиваться периодом уборки урожая, а это примерно от Ильина дня (20 июля/2 августа) до Покрова (1/14 октября). При этом собственно лето составляло короткое время созревания хлебов: с Иваны Купалы (24 июня/7 июля) до Ильина дня или Успения св. Анны (25 июля/7 августа), редко до Первого Спаса (1/14 августа). Весну призывали в марте, и началом ее считался Егорьев день (23 апреля/6 мая).
Кроме основных годовых сезонов, выделяются переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна - раннее лето), молодое бабье лето (конец лета -- начало осени), осеницы (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др.
Между двумя половинами года крестьяне видели тесную связь и то, что они взаимно влияют и обусловливают друг друга. В земледельческом календаре все составные части тесно увязаны: каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. Так, по характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу. В то же время как март, апрель и май - сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот3.
Русский народный календарь - это и земледельческий календарь, хранящий твердые знания нашего народа о ведении хозяйства, о земле. По сути дела - это руководство жизнью, которое складывалось столетьями и которое сопутствовало русскому человеку от рождения до смерти.
Для каждого человека единственной возможностью избежать постоянной опасности, таящейся в окружающем мире, было найти систему объяснений этого непонятного мира. Для этого каждый народ и создал свою систему предсказания событий.
Древние славяне занимались прогностикой, то есть предсказанием событий по приметам и знамениям, наблюдаемым в окружающей природе. Приметы были всегда тесно связаны со временем года. Кроме того, каждая примета увязывалась с особенностями климата, природой той или иной местности. Известно, что в каждом районе существуют тысячи народных примет, характерных только для данного места. Но с течением времени наши предки выработали стройную единую систему примет и предсказаний по явлениям природы.
Одно время года всегда сменяет другое и этим определяется жизненный уклад человека. В связи с этим сформировался народный календарь в котором практически не было дней безымянных, неотмеченных. Каждый день был особый, имел свое предназначение. Все это обуславливалось условиями климата, астрологическими явлениями. Календарь – это система счета промежутков времени.
В огромном количестве присказок, баек, пословиц, загадок сохранился для нас бесценный опыт множества поколений, универсальные правила поведения буквально для каждого дня в году.
Давно прошли те времена, когда люди всецело зависели от капризов окружающего их огромного непознанного мира, когда старались «играть по правилам» изменчивой матушки-природы, полностью подчиняя ей свой уклад жизни. Но память о тех временах сохранилась, все чаще мы пытаемся обратиться к приметам, известным нашим предкам. А для сельских жителей многие приметы никогда и не теряли своей актуальности4.
Разговаривая со старыми людьми, особенно в деревнях, мы, обратили внимание на их особое внимание к приметам, уважая прогнозы синоптиков, они следили за приметами так, как научили их родители. И эти приметы часто оказывались точнее прогнозов синоптиков. Приметы – одно из основных способов предсказаний, какими будут грядущие весна или лето, осень или зима. Для того, чтобы так предсказывать, нужна была бесспорная уверенность в том, что весна, лето, осень, зима придут…5
Месяцеслов создавался для того, чтобы помогать крестьянину в его жизни при начале и окончании работ в поле и на огороде, и был связан с явлениями природы и всевозможными приметами (примет в народном календаре около 1000).
________________________________________________________________________
Приметы – это одно из основных способов предсказаний, какими будут грядущая весна или лето, осень или зима.
Наблюдения за птицами
Приметы сентября
Много одежды на луковицах – быть холоднойзиме
Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет теплая.(14.09)
Если Марфа грязна вышла, то и осень должна быть дождливой.
Сухая осень, коли на Семен – день сухо.
На Семена ясно – осень ведрена.
Если рябины в лесу много – осень дождливая, если же мало – сухая.
Приметы октября
Если на Покров день морозно и лежит снег, вся зима будет морозной и суровой.
Каков Покров, такова и зима.
На покров день до обеда – осень, после обеда – зима.
Ранний снег до Покрова дня упадет – зима не скоро наступит.
Приметы ноября
Если первый снег на мокрую землю падет - то не пропадет, а на сухую - дождь приведет.
По осени ранний снег - к ранней весне.
Снегу, что выпал за ночь,- верь, а первый дневной снег - его только и видели!7
__________________________________________________________________
6http://narodnye-primety.ru/primeti/narodnie-primeti-o-pogode.html
7http://www.proeveryday.ru/index.php?id=raznoe/5
Приметы декабря
Декабрь теплый и сырой - к затяжной зиме и поздней холодной весне.
Солнце в туманном кругу - жди пургу.
Зима метельная - лето бурное.
Чем крепче зима, тем скорее весна
Народные приметы февраля
Если февраль будет дождливым, то такими же можно ожидать весну и лето, а если погодливый, то предвещает засуху.
Февраль холодный и сухой — август жаркий.
Теплый февраль приносит холодную весну и заморозки.
В конце февраля с крыш свисают длинные и толстые сосульки — к долгой весне и хорошему лету.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.7
____________________________________________________________________
7http://www.proeveryday.ru/index.php?id=raznoe/5
При всей своей стройности, законченности, где, казалось бы, учтены все потребности земледельца, календарь никогда не был застывшей и неизменной формой. Реагируя на социальные, экономические и прочие изменения в жизни крестьянина и шире - страны, эпохи, календарь продолжал быть активно функционирующей системой.
В течение многих и многих поколений народ жил по своему, принесенному из глубокой древности календарю, не имея никаких связей с официальным календарем государства и церкви. Но «однажды» он пришел в соприкосновение с ним и затем за какое-то время совместил с его датами даты своего древнего календаря и главное — веками накопленную сельскохозяйственную информацию. 8
8 http://knowledge.allbest.ru/
Примета | Результат наблюдений | Прогноз на будущее | |
Суббота без солнышка не бывает | Все субботы в мае, летом и сентябре были с солнцем | ||
Много одежды на луковицах – быть холодной зиме. | Чешуек на луке мало | Теплая зима | |
Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет теплая.(14.09) | Теплая погода | ||
Если Марфа грязна вышла, то и осень должна быть дождливой.(14.09) | Сухо, ясно | Осень сухая и ясная | |
Сухая осень, коли на Семен – день сухо. | |||
На Семена ясно – осень ведрена. | |||
Если рябины в лесу много – осень дождливая, если же мало – сухая. | Рябины мало | ||
15 сентября гром | 02.11 дождь, + 1,5 до 09.11 +1- 2, снег таял 10.11 – ветер, снег -10 Постоянный снежный покров с 21 ноября | К долгой осени | |
Вишня в сентябре не сбросила лист | |||
На Покров ясно и солнечно | |||
Если на Покров день морозно и лежит снег, вся зима будет морозной и суровой. | Снега нет, снег пошел только после 14.00 и таял | Зима теплая, поздняя, малоснежная | |
Каков Покров, такова и зима. | После 14.00 пошел снег, принимался несколько раз и таял | ||
На покров день до обеда – осень, после обеда – зима. | |||
Ранний снег до Покрова дня упадет – зима не скоро наступит. | Снег небольшой был | Поздняя зима | |
Если береза к Покрову потеряла все листья - к теплой зиме | Листьев на березе нет | Зима теплая | |
Если на Покров падает снег, то к Дмитриеву дню (8 ноября)быть снежным, а если снега не будет, то и в день Екатерины (1 декабря) снег не выпадет | с утра морозно и солнечно, к 14.00 пробрасывает снег, начинался несколько раз и таял 08.11 +1- 2, снег таял, его почти нет 01.12. на нашей горке нет снега | ||
Если первый снег на мокрую землю падет - то не пропадет, а на сухую - дождь приведет | Первый снег ложился на сухую землю – поэтому растаял и падал несколько раз,был дождь, даже 02.11 +1,5 | ||
Если Прасковья (27.10) грязна – не быть скорому снегу | 22 и 23.10 выпал снег – 7-10 см, 27.10 0 +3 снег на дорогах таял Снег выпал только 10.11. -10, ветер | ||
По осени ранний снег - к ранней весне | Снег выпал поздно | Будет поздняя весна | |
на 25 декабря молодая Луна сулила благоприятный год, ущербная - тяжелый | Луна растущая | Можно ждать не плохой урожай | |
Декабрь теплый и сырой - к затяжной зиме и поздней холодной весне | Относительно теплый, сильных морозов не было | Весна будет поздняя и холодная | |
Теплый февраль приносит холодную весну и заморозки | |||
Если на Макария (01.02.) ясно, то будет ранняя весна | С утра облачно, днем переменная облачность | весна поздняя | |
Какова погода первого числа, таков и весь февраль | День морозный, с переменной облачностью, безветренный | Морозный, с переменной облачностью, безветренный | |
Если метель на Макария (01.02), то и на всю Масленицу | Безветрено | Предположительно на Масленицу не будет ветра | |
е | Если на Ефимия(02.02) метель – всю Масленицу метель | ||
На Ефимия в полдень солнце – к дождливому лету | ясно | Дождливое лето | |
Второй день февралявесну показывает: если солнечно- к красной весне,пасмурно – жди поздних метелей | С утра переменная облачность, к полдню солнце, к вечеру переменная облачность | весна поздняя | |
Февраль холодный и сухой — август жаркий. | Иногда падает снежок, ночи холодные, дни теплые | Предположительно август прохладный с небольшими дождями | |
В конце февраля с крыш свисают длинные и толстые сосульки — к долгой весне и хорошему лету. | Пока сосульки небольшие | Предположительно поздняя весна и прохладное лето |
Вывод
Из всего собранного материала и наблюдений можно сделать вывод, что народный календарь не потерял своей актуальности, он нужен современному земледельцу, чтобы регулировать его трудовую деятельность и хозяйственный быт, способствовать им в овладении премудростью выращивать добрые урожаи.
А наши наблюдения и прогнозы полное тому подтверждение:
Зима по нашим прогнозам должна быть поздняя и относительно теплая, что соответствует действительности.
Весна по нашим прогнозам должна быть поздняя и прохладная
Лето – дождливое.
Источники информации
Месяцеслов. Народный календарь. /Составитель В.А. Миронов. – М.: Агенство «ФАИР», 1998. – 304 с.
http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000041/st002.shtml
http://www.proeveryday.ru/index.php?id=calendar
Приложение
Рис.1
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Голубая лягушка
Несчастный Андрей
Что есть на свете красота?