Авторская программа «Фантазия + творчество» имеет художественно-эстетическую направленность. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено изучение нескольких областей декоративно-прикладного творчества, а именно изготовление поделок из природного и бросового материалов, соленого теста и работ, выполненных в технике «изонить».
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 258.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ДОД Центр развития творчества детей и юношества
Авторская программа «Фантазия + творчество»
Подготовила: педагог дополнительного образования
Ермакова Мария Юрьевна
Детское объединение: Фантазия + творчество
(5-6 лет), (7-12лет)
2015г
Пояснительная записка
Данная авторская программа «Фантазия + творчество» имеет художественно-эстетическую направленность. Ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.
Обучающиеся, по данной программе, знакомятся не только с технологиями выполнения, но и готовятся к творческому освоению мира, формируют знания о природе, обществе и социальных явлениях, что является педагогически целесообразным.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено изучение нескольких областей декоративно-прикладного творчества, а именно изготовление поделок из природного и бросового материалов, соленого теста и работ, выполненных в технике «изонить», что в комплексе открывают для обучающихся большие возможности развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют мысль, что в настоящее время очень актуально.
Отличительной особенностью программы «Фантазия + творчество» является то, что она включает в себя два курса: «Мастерилка» для детей 5-6- лет и «Фантазия и творчество» для детей 7-12 лет. Это предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку и качественное усвоение материала.
Очень важно чтобы ребенок с самого детства начал развивать свои задатки и способности, т.к. в этом возрасте дети наиболее восприимчивы на различную информацию и для того, чтобы сделать из них полноценных со всех сторон, развитых и творческих, необходимо обучающихся заинтересовать различными видами деятельности. Цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою художества» предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным.
Мною предложена программа «Фантазия + творчество», развивающая творческие способности у детей и подростков. Она включает в себя несколько разделов:
1. Природные материалы.
Природа – замечательная мастерская. Она дарит неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Преимуществами работы с природными материалами является то, что они доступны для обучающихся, не требует дорогостоящих оборудований, инструменты и приспособления экологически чистые и очень просты.
Работа с природным материалом способствует развитию у детей любви к родной природе и бережного отношения к ней.
2. Бросовый материал.
При работе с бросовым материалом дети не боятся испортить дорогостоящий материал, они могут экспериментировать, пробовать различные техники и приемы обработки. Часто идеи рождаются уже в процессе работы, сам материал подсказывает решение и пути выполнения поставленной задачи.
3. Соленое тесто.
Работа с соленым тестом расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений у обучающихся, носит воспитательное значение в плане умственного и эстетического развития.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть.
4. Изонить.
Работа в технике «изонить» включает в себя: выполнения ручных швов, где дети знакомятся с их назначением и применением, отрабатывание простейших технологических приемов, знакомство с чертежами и способами их выполнения. Работа с иглой способствует развитию координации движения, гибкости, точности выполнения действий.
В курсе «Мастерилка» исключается раздел «Изонить» из учебной программы, в раздел «Соленое тесто» добавляется работа с пластилином.
Предлагается новый раздел «Работа с бумагой».
Работая с бумагой у обучающихся развивается мелкая моторика рук, что способствует развитию внимания и мышления, где дети учатся склеивать, складывать и выполнять различные узоры из бумаги, изготавливать аппликации и объемные поделки.
Занятия в детском объединении формируют такие черты как трудолюбие, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело.
Цель программы:
Развитие творческой активности обучающихся, их духовно-нравственных качеств; овладение технологиями изготовления изделий средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
1. Обучающие :
а) обучить основам творческого применения природного материала;
б) дать представление об использовании бросового материала в изготовлении изделий;
в) обучить технологии приготовления соленого теста и работы с ним;
г) обучить технологиям выполнения швов и объёмных поделок в технике «изонить»;
д) обучить детей работать с ручными инструментами;
е) научить детей самостоятельно производить чертежи различных схем для работы в технике «изонить»;
ж) обучить технологии выполнения объемных изделий из пластилина;
з) дать представление о видах и свойствах бумаги.
и) обучить технологиям работы с разными видами бумаги.
2. Развивающие:
а) развить творческие способности: вкуса, чувство цвета, композиции решение, выбор художественного образа;
б) развить созидательные возможности ребёнка, интуицию;
в) развить мотивации детей к творческому поиску;
г) развить моторику рук, глазомер;
д) развить воображение, память, фантазию, образное и пространственное мышление;
е) сформировать интеллект, рационально-логическое мышление.
ж) развить творческую индивидуальность ребёнка, преодолеть психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению, усвоению материала
3. Воспитывающие:
а) воспитать осознанное и бережное отношение к результатам своего труда;
б) сформировать нравственно-духовные качества ребёнка, характеризующихся трудолюбием, технологической дисциплиной, способностью к деловому общению в коллективном труде;
в) воспитать активную жизненную позицию, готовность к конкурентной борьбе на рынке труда;
г) сформировать чувства терпения, усидчивости, аккуратности, позитива.
Возраст обучающихся
Данная программа рассчитана для детей 5-6 лет (курс «Мастерилка») и 7-12 лет (курс «Фантазия и творчество»).
Деятельность детского объединения в данные возрастные периоды чрезвычайно ценна не только многообразием предметного содержания, но и направлениями освоения социального опыта: познавательная деятельность, исполнительская деятельность, творческая деятельность, развитие эмоционально-ценностных отношений. Это обилие предоставленных возможностей чрезвычайно благосклонно влияет на поведение определяющегося обучающегося. Он активно включается в поиск, подчиняясь своим побуждениям.
Качественный состав детского объединения «Фантазия и творчество» составляют как мальчики, так и девочки, количество которых колеблется от 8 до 14 обучающихся в одной группе, в зависимости от года обучения.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы курса «Мастерилка» – 1 год (по 1 академическому часу 2 раза в неделю; общее количество часов - 72). Продолжительность занятия 30 минут.
Срок реализации курса программы «Фантазия + творчество» – 3 года.
На каждый год обучения отводиться 216 часов. Занятия проводятся по 6 часов еженедельно (по 2 часа 3 раза или по 3 часа 2 раза в неделю), в которые входят как теоретический курс, так и практический. В детском объединении «Фантазия + творчество» продолжительность занятия 45 минут + 15 минут перерыв.
Количество учебных часов и объём приобретаемых умений и навыков уточняется и конкретизируется практической деятельностью для каждой конкретной группы ребят в зависимости от степени усвоения учебного материала, качества овладения умениями и навыками, интересов запросов детей и семьи. Количество часов может добавляться за счёт другой темы в зависимости от задач, которые корректируются в течение года.
Формы и режим занятий
Формы обучения:
- работа в группах;
- индивидуально-групповая работа.
Проводятся индивидуальные занятия, в связи с отставанием по уважительной причине, а так же дополнительные занятия по проектной деятельности в помощь обучающимся.
Практическая работа занимает основное место на занятиях. Практика развивает творческое мышление, будит фантазию, даёт возможность проверить силы в самостоятельном художественном творчестве. Обучение строиться по схеме: повтор – накопление – воспроизведение – импровизация.
На занятиях по всем темам на изложение теоретического материала отводится 10-20 минут, остальное время – практическая работа. В течение всего занятия педагог контролирует ход выполнения задания, даёт пояснения, оказывает необходимую помощь.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу 1-го года обучения, обучающиеся курса «Фантазия и творчество» будут знать:
- историю возникновения поделок из природных и бросовых материалов, лепки из солёного теста, изонити и работы с ними.
- материалы, инструменты, приспособления необходимые при работе.
- основы цветосочетания.
- особенности подготовки к работе с природными и бросовыми материалами, выполнения поделок из соленого теста и в технике «изонить».
- технологии выполнения простых элементов во всех разделах программы.
- правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
- технологии изготовления поделок из соленого теста.
- роль трудовой деятельности в жизни человека.
- требования к организации рабочего места.
Будут уметь:
- пользоваться материалами, приспособлениями и инструментами, необходимыми для работы с природными и бросовыми материалами, солёным тестом и в технике «изонить».
- пользуясь знаниями основ цветосочетания, подбирать краски для окрашивания поделок из бросового материала, соленого теста, нитей для вышивки по картону.
- выполнять несложные работы, опираясь на схемы, образцы выполненных изделий.
- вышивать в технике «изонить» абстрактные узоры и простые картины.
Качества личности, которые получат обучающиеся в течение первого года:
- умение слажено работать в коллективе;
- бережное отношение к результатам своего труда;
- усидчивость и терпение.
К концу 2-го года обучения, обучающиеся будут знать:
- разные виды природных и бросовых материалов и правила работы с ними.
- технологию приготовления соленого теста.
- технологию сушки и окраски соленого теста.
- свойства природного и бросового материалов.
- технику безопасности при работе с материалами и оборудованием.
- азы проектной деятельности.
- технологии выполнения схем по образцу для работы в технике «изонить».
Будут уметь:
- следовать инструкции при выполнении творческих работ.
- пользоваться схемами и чертежами, необходимыми для выполнения поделок в технике «изонить».
- выполнять геометрический расчёт самостоятельно.
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий и сборке.
- лепить из соленого теста объемные поделки.
- вышивать в технике «изонить» картин в сочетании с лепкой из соленого теста.
- выполнять декоративные оформления и отделку изделий.
- выполнять проекты не сложных изделий.
Качества личности, которые получат обучающиеся в течение второго года:
- умение работать в группах;
- аккуратность и умение правильно подобрать цветовую гамму,
- культура взаимоотношения, отзывчивость.
К концу 3-го года обучения, обучающиеся будут знать:
- различные технологии работы с природными и бросовыми материалами, соленым тестом и вышивкой в технике «изонить».
- геометрический расчёт в технике «изонить».
- особенности оформления и украшения изделий.
- свойства нитей.
- технологии выполнения сюжетных картин в технике «изонить» и при работе с соленым тестом.
- технологии выполнения объемных изделий из нитей.
- порядок выполнения объемных картин из соленого теста.
- технологию выполнения проектной деятельности.
Будут уметь:
- осуществлять организацию и планирование своей деятельности, контроль за результатами.
- создавать собственные оригинальные схемы и изделия из природных и бросовых материалов, соленого теста и изделий в технике «изонить».
- правильно выбрать инструменты для работы соленым тестом, с природным и бросовым материалом.
- подготавливать свои работы к выставкам и объективно оценивать их качество.
- организовать и оформить проектную деятельность.
Качества личности, которые получат обучающиеся в течение третьего года:
- личная заинтересованность в творческой работе;
- отстаивание активной жизненной позиции;
- проявление своих чувств и эмоций через выполнение творческих работ.
К концу обучения курса «Мастерилка» дети будут знать:
- технологии работы с природными и бросовыми материалами, соленым тестом и пластилином;
- особенности оформления и украшения изделий;
- порядок выполнения объемных изделий из соленого теста и пластилина;
- технику безопасности при работе с материалами и оборудованием;
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- требования к организации рабочего места;
- виды и свойства бумаги;
- технологии работы с разными видами бумаги.
Будут уметь:
- следовать инструкции при выполнении творческих работ;
- пользуясь знаниями основ цветосочетания, подбирать краски для окрашивания поделок из бросового материала, соленого теста и пластилина;
- пользоваться материалами, приспособлениями и инструментами, необходимыми для работы с природными и бросовыми материалами, солёным тестом и пластилином;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий и сборке;
- использовать в творческой работе бумагу разных свойств и видов;
- выполнять аппликации и объемные изделия из бумаги.
Способы проверки результатов
В процессе обучения для эффективности реализации программы проводятся срезы знаний по основным разделам данной программы с использованием индивидуальных и коллективных выполнений заданий, небольшого опроса, написания рефератов, оценки работ выполненных на дому, тестовых заданий, а так же проводятся различные диагностики. (см. приложение 1; приложение 2)
Во время обучения ведётся постоянный контроль за усвоением теоретического материала и развитием умений и навыков практической работы. Учитывая психологические особенности ребят, контроль осуществляется игровыми методами (викторины, игры, учебные диалоги, использование кроссвордов и т.д.). Ведётся «Журнал контроля развития обучающихся», в котором отслеживаются развития творческих способностей, ЗУНы приобретенные за период обучения и их качество.
Результат учебной работы можно видеть в мастерстве, качестве выполненных готовых изделий, их ассортименте и художественном решении.
Для подтверждения результативности курса обучения разработаны показатели и критерии, которые необходимы для определения уровня освоения и продвижения обучения. Они направлены на анализ они помогают своевременно корректировать образовательный процесс.
Контроль знаний, умений и навыков.
Система контроля приучает ребят работать регулярно и способствует формированию трудолюбия как черты личности. На занятиях в детском объединении контроль осуществляется с использованием игровых элементов. Очень важно приучать ребят к самоконтролю и самоанализу, а так же к формированию у обучающихся творческого отношения к работе. Основное внимание при выполнении работ обращается на их конечный результат (качество изделия).
Каждая выполненная обучающимися работа, подлежит проверке и оценке.
Учебно-тематический план на 1 год обучения детей
курса «Фантазия и творчество»
№ п/п | Содержание темы | Общее количество часов | в том числе: | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Природные материалы | 60 | 6 | 54 |
3. | Бросовый материал | 60 | 9 | 51 |
4. | Соленое тесто | 60 | 8 | 52 |
5. | Изонить | 32 | 4 | 28 |
6. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Всего | 216 | 29 | 187 |
Содержание программы 1 года обучения
1. Вводное занятие.
Знакомство с детьми, выявление у них сильных и слабых сторон. Инструктаж по технике безопасности. Необходимые для работы инструменты и материалы.
2. Природные материалы.
История происхождения этого вида деятельности. Ознакомление с разными видами природных материалов и их сбор. Выявление идей, предложений у ребят.
Практика: Изготовление различных поделок: простейшие аппликации из листьев; аппликации из гербария на плоской основе; изделия из каштана, жёлудя, шишек и сухих веточек; поделки из яичной скорлупы, семян и крупы. Проведение среза знаний.
3. Бросовый материал.
Ознакомление с разновидностями бросового материала, с инструментами и правилами техники безопасности при работе с ними, с технологиями выполнения простых элементов.
Практика: Выполнение поделок из спичечных коробков и спичек, коктейльных трубочек, крышек и пробок, пластиковых бутылок, толстых нитей и веревок; коллажей из ткани, поздравительных открыток, героев Нового года, украшений для елки и дома; изготовление аппликаций и объемных поделок из ваты, стружки, песка и пуговиц, пластилина и макарон. Проведение среза знаний.
4. Соленое тесто.
История появления этого вида работы. Ознакомление с окрашиванием изделий, сушкой, склейкой и хранением. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Особенности подготовки к работе с соленым тестом.
Практика: изготовление поделок из солёного теста в сочетании с природным материалом; лепка различных фруктов, овощей, рождественских игрушек на ёлку (ёлочка, Дед Мороз и Снегурочка, Снеговик), объёмных фигурок животных (мышка, ёжик, поросята, медвежонок, слон); выполнение различных подсвечников, кулонов, фоторамок, домино, алфавита.
Выполнение коллективных работ для создания рабочей дисциплины, активного общения и творческих порывов. Проведение среза знаний.
5. Изонить.
История возникновения нитевой графики. Ознакомление с используемыми инструментами и материалами. Беседы о правильном подборе нитей (по толщине, структуре, цвету). Анализ схем и чертежей вышивки.
Практика: Вышивка абстрактных аппликаций; выполнение орнаментов птиц, цветов, фруктов, овощей, домашних животных и любимых игрушек. Проведение среза знаний.
6. Итоговое занятие.
Выбор и анализ самых лучших работ. Подготовка места для выставки и её оформление. Подведение итогов работы за учебный год и награждение обучающихся.
Учебно-тематический план на 2 год обучения детей
курса «Фантазия и творчество»
№ п/п | Содержание темы | Общее количество часов | в том числе: | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Природные материалы | 36 | 3 | 33 |
3. | Бросовый материал | 66 | 8 | 58 |
4. | Соленое тесто | 60 | 7 | 53 |
5. | Изонить | 50 | 7 | 43 |
6. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Всего | 216 | 27 | 189 |
Содержание программы на 2 год обучения
1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Определение целей и задач этого учебного года. Проведение экскурсии в лес для сбора необходимого природного материала.
2. Природные материалы.
Ознакомление с видами и свойствами природных материалов. Теория проектной деятельностью по выполнению поделок из природных материалов. Техника безопасности при сборе природного материала.
Практика: Выполнение аппликаций из семян, листьев, камней, веточек, шишек, желудей и ракушек, бересты, песка, соломки, крупы и яичной скорлупы. Изготовление объёмных фигурок из камней и ракушек. Введение в практику проектной деятельности по изготовлению поделок из природных материалов. Проведение среза знаний.
3. Бросовый материал.
Правила работы с различными видами бросового материала. Технологии выполнения коллективных работ из бросового материала. История возникновения папье-маше.
Практика: Изготовление поделок из спичек, коктейльных трубочек, пластилина, выполнение масок из папье-маше, аппликаций из цветной бумаги, календарей, обложек для книг, игольниц, композиций из крышек, пробок, новогодних украшений. Проведение среза знаний.
4. Соленое тесто.
Повторение пройденных тем о материалах и инструментах, используемых при работе с солёным тестом. Технология правильного окрашивание готовых изделий и покрытия их лаком.
Практика: Выполнение корзинок и барельефов с цветами, подставок для салфеток, подсвечников, шкатулок, алфавита с предметами, дверных значков, животных. Проведение среза знаний.
5. Изонить.
Ознакомление с технологиями выполнения геометрического расчёта для работы в технике «изонить» по образцу. Правила подбора нитей по толщине и цвету.
Практика: Вышивка бабочек, птиц, Царевны-Лебедя, фруктов, панно «В лесу», улитки, петушка, фламинго, коровы, змеи, совы, цыпленка, котенка и цветов. Проведение среза знаний в области изонить.
6. Итоговое занятие.
Самостоятельный выбор и анализ лучших работ. Подбор места для проведения выставки и ёё оформление. Подведение итогов работы за учебный год и награждение самый инициативных и аккуратных.
Учебно-тематический план на 3 год обучения детей
курса «Фантазия и творчество»
№ п/п | Содержание темы | Общее количество часов | в том числе: | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Природный материал | 38 | 4 | 34 |
3. | Бросовый материал | 52 | 5 | 47 |
4. | Соленое тесто | 60 | 6 | 58 |
5. | Изонить | 60 | 8 | 52 |
6. | Итоговое занятие | 4 | - | 4 |
Всего | 216 | 25 | 195 |
Содержание программы 3 года обучения
1. Вводное занятие.
Закрепление знаний правил по технике безопасности. Ознакомление ребят с работой на этот учебный год. Определение целей и задач этого учебного года. Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям.
2. Природный материал.
Ознакомление с технологиями выполнения сюжетных поделок из природного материала. Проекты для осознанной и контролируемой работы обучающихся. Технология выполнения коллективных работ из природных материалов.
Практика: Изготовление аппликаций из листьев и лепестков, соломки (голуби, декоративные цветы, парусник), поделок из яичной скорлупы, шахмат из камней, пингвинов из баклажанов, композиций из природных материалов, осеннего панно, хлебницы из веток и прутьев. Выполнение коллективной работы «Зоопарк». Проведения среза знаний с учетом прошлых лет обучения
3. Бросовый материал.
Технологии выполнения поделок из бросового материала в группах. Ознакомление с видами работ разных специалистов. Анализ проектной деятельности по изготовлению изделий из бросового материала.
Практика: Изготовление объемных поделок из пластилина (ему, енот, муравейник, пчела), коктейльных трубочек, спичек и спичечных коробков. Выполнение аппликаций из ваты «Герои мультфильмов» и песка, макарон «Снегурочка». Осуществление коллективных и групповых работ из пробок. Изготовление рамок, цветов из пластиковых стаканчиков, елок из одноразовых вилок и ложек, снежинок, ваз с цветами из фольги, поделок из бутылки из-под кетчупа («Дед Мороз»). Проведение среза знаний с учетом прошлых лет обучения.
4. Соленое тесто.
Коллективное решение тем будущих работ. Закрепление знаний правил техники безопасности в игровой форме. Ознакомление с технологиями изготовления сюжетных картин, пейзажей. Теоретическое закрепление последовательности этапов проектной и исследовательской деятельности в области изготовления сюжетных картин и пейзажей.
Практика: Изготовление рождественских венков, кулонов, букетов цветов, различных панно, шкатулок, ваз и самоваров, декоративных конвертиков для зубочисток и салфеток. Выполнение различных композиций, пантеонов, построек (фасадов дома, беседок, ротонды, дворов) и деревенских пейзажей.
5. Изонить.
Ознакомление с технологиями выполнение объемных изделий из нитей. Закрепление правил техники безопасности при работе с иглой и ножницами. Фиксирование и учёт идей и пожеланий обучающихся. Анализ выполнения изображений людей.
Практика: Выполнение картин «Снегири на дереве», церковей, букетов, знаков зодиака, кукол, ангелочков, парусных судов, жар-птиц, изображений людей, лошади, соединение техники «изонить» и вышивки пайетками. Изготовление абстрактных объемных изделий из нитей.
6. Итоговое занятие.
Проведение итоговой аттестации. Проведение мини-мероприятия в честь самых творческих и старательных ребят и их награждение. Подведение итогов работы за учебный год и за весь период обучения в детском объединении. Награждение обучающихся.
Учебно-тематический план курса «Мастерилка»
№ п/п | Содержание темы | Общее количество часов | в том числе: | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Природные материалы | 8 | 1 | 7 |
3. | Бросовый материал | 17 | 4 | 13 |
4. | Работа с бумагой | 16 | 4 | 12 |
5. | Лепка: соленое тесто и пластилин | 28 | 6 | 22 |
6. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Всего | 72 | 16 | 56 |
Содержание программы
Ознакомление детей с правилами дорожного движения, правилами пожарной безопасности, правилами безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
2. Природные материалы.
Ознакомление с разными видами природных материалов и правилами их использования. Техника безопасности при работе с природными материалами.
Практика: изготовление мозаик из семян арбуза, яичной скорлупы, песка, макарон, крупы, выполнение объемных поделок из шишек и желудей.
3. Бросовый материал.
Ознакомление с разновидностями бросового материала, с инструментами и правилами техники безопасности при работе с ними, с технологиями выполнения аппликаций и объемных поделок.
Практика: выполнение аппликаций и объемных поделок из ваты, коктейльных трубочек, губки, салфеток, веревок, деревянных палочек, пластмассовых ложек, одноразовой посуды, спичечных коробков и вышивка по пенопласту.
4. Работа с бумагой.
Ознакомление с видами и свойствами бумаги и технологиями ее использования. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
Практика: выполнение различных аппликаций животных и предметов, объемных поделок в технике оригами, квиллинга.
5. Лепка: соленое тесто и пластилин.
Особенности подготовки к работе с соленым тестом и пластилином. Технологии выполнения картин и объемных изделий, способы сушки и хранения.
Практика: изготовление из соленого теста фруктов, стильных сердечек, мордашек, цветов, животных, морского пейзажа, открыток, насекомых, снеговика и азбуки; выполнение из пластилина животных, насекомых и различных картин.
Методическое обеспечение
Создание и накопление методического материала позволяет результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальный интерес учащихся, опыт по работе с представленными выше разделами программы «Фантазия + Творчество», воспитывать самостоятельность, творческий поиск вариантов художественного выполнения изделия, осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и постоянного собственного творчества. Реализация обучения осуществляется за счёт проведения бесед, тестирований ребят, составлений различных диагностик, работы с родителями и выставок. В кабинете оформляется уголок, где название и его составляющие определяются совместно с ребятами детского объединения «Фантазия + творчество». Имеются журналы, книги и вырезки из различных газет, которые помогают ребятам при выборе поделок, расширяют их кругозор. Для реализации программы «Фантазия + Творчество» необходимо использовать большое количество наглядных материалов: таблиц, иллюстраций, образцов и карточек (учет возрастных особенностей).
Значительную роль мотивации творчества ребят играет организация выставок тематических и сборных. Планируется их организация непосредственно в кабинете детского объединения, в ЦРТДиЮ, Детской центральной библиотеке, а так же планируется районные и областные выставки, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу. А применение безоценочного способа позволяет не только провести диагностику развития личностных способностей, но и повысить самооценку учащихся.
Темы образовательной программы могут изменяться в зависимости от материально-технического оснащения, отъезда детей в санаторий, эпидемии гриппа, праздничных дней и т.д.
Отставание восполняется за счёт самостоятельной работы дома, индивидуальных занятий, написания доклада, рефератов по темам и т.д.
По окончанию обучения у ребят должен быть сформирован интерес к обучению, технике и технических видам деятельности.
Завершением курса обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год. А лучшие изделия фотографируются и отбираются для участия в городских и областных конкурсах, выставках, фестивалях.
Дидактический материал
В качестве дидактического материала используются картины, фотографии, образцы готовых изделий, мягкие игрушки и статуэтки, предназначенные для работы с соленым тестом и пластилином, природным и бросовым материалом, для работы с бумагой – образцы готовых изделий.
Так же для работы в технике «изонить» используются схемы, чертежи, наброски.
Дидактическим материалом является учебно-методическая литература по соленому тесту, природному и бросовому материалу, изонити, распечатки с интернета, планы-конспекты занятий. На протяжении всего учебного курса происходит подборка статей из газет и журналов, конкурсных заданий и вопросов для викторин.
Кадровое обеспечение программы
На протяжении всего учебного курса, обучение ведёт один педагог, компетентный в изучаемых областях: по изготовлению изделий из природного и бросового материала, лепке из соленого теста и вышивке в технике «изонить».
Материально-техническое оснащение программы
Материалы:
Природные материалы:
Клей ПВА
Ватман
Белые листы А4
Цветная бумага
Шишки
Желуди
Соломка
Мох
Веточки
Листья
Каштаны
Яичная скорлупа
Фисташки
Рябина
Кукуруза
Крупа
Песок
Макароны
Семена дыни и арбуза
Нитки
Ракушки
Канцелярские ножи
Кисти
Краски
Баночки под воду
Пластилин
Картон белый и цветной
Ножницы
Цветные карандаши
Точилка
Бросовый материал:
Коктейльные трубочки
Фантики
Пробки
Крышки
Скотч
Нитки
Клей Момент
Спички
Спичечные коробки
Зубочистки
Вата
Стружка
Пластиковые бутылки
Пуговицы
Одноразовая посуда
Пластмассовые ложки и вилки
Баночки
Соленое тесто:
Мука
Соль
Вода
Масло
Доки для лепки
Стеки
Чеснокодавка
Формы для выпечки
Тарелка
Пищевые кравители
Гуашь
Акварель
Фартуки
Нарукавники
Изонить:
Нитки
Иголки
Картон белый и цветной
Бархатный картон
Пластик
Гвозди
Молоток
Ножницы
Линейка карандаши
Ластик
Пластилин
Работа с бумагой
Цветная бумага
Белая бумага
Гофрированная бумага
Копировальная бумага
Бархатная бумага
Приемы и методы работы с детьми
Занятия по изготовлению поделок из природных материалов требует хорошей подготовки ребят (сбор природных материалов) и хорошее освещение.
Для занятий по изготовлению поделок из соленого теста, природных и бросовых материалов требуется достаточное количество муки, воды и соли, красок, кисточек; по изонити – нитей, картона, иголок и фантазия детей с непосредственной помощью взрослых (родителей, руководителей кружков).
Учебной программы осуществляется за счёт практических занятий, а так же проводятся экскурсии, беседы, срезы знаний, выставки, походов, которые необходимы для скрепления коллектива и сбора природного материала и некоторые другие формы обучения.
Занятия-беседы планируются на различную тему: о жизни, о природе, эстетике и этике, о знаменитых мастерах.
На занятиях-выставках ребята собирают все свои лучшие работы и защищают их перед остальными каким-либо стихотворением или песней, сказкой или объяснением.
Обучающиеся с интересом участвуют в соревнованиях, совершенствуют свои способности и растут творчески.
Каждый ребенок работает в своем темпе, учитывая это, педагог может несколько раз повторить теоретический материал, так же он организует комфортную творческую атмосферу в кабинете для возникновения у ребят отношений сотрудничества и взаимопомощи.
Методы организации учебно-воспитательного процесса
Выбор методов и форм для реализации данной программы обучения определяется:
- поставленными целями, задачами занятий;
- выбор задач и содержания обучения в зависимости от склонностей, направленности и возможностей личности каждого ребёнка.
Основные методы работы:
На первом году обучения для детей курса «Фантазия и творчество» педагог знакомит обучающихся с такими видами деятельности, как: изготовление изделий из природного и бросового материалов, лепка из соленого теста, вышивка в технике «изонить», используя в основном методы стимулирования и мотивации поведения, формирования сознания (словесные методы): рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, метод примера, игровые и наглядные методы работы. Главным на этом этапе становится для педагога – это заинтересованность ребенка. На этом году обучающиеся выполняют изделия по образцу, т.е. использование репродуктивного метода.
На втором году обучения добавляется метод оценки и самооценки обучающихся. Обучающиеся учатся анализировать свои и чужие работы, выделяя как минусы, так и плюсы. На этом этапе педагог предоставляет возможность самостоятельно ребенку выбрать изделие, которое он хочет выполнить, частично вносить творческие изменение в свои работы (частично-поисковый метод: обучающиеся совместно с педагогом проводят поиск новых решений).
На третьем году обучения появляются поисковые и творческие методы. Обучающиеся самостоятельно проделывают всю творческую работу, используя учебную литературу, интернет и подсказки педагога. Они самостоятельно чертят схемы для вышивки в технике «изонить», подбирают инструменты для изготовления поделок из природного и бросового материала, проектируют картины и объемные поделки из соленого теста.
На протяжении всего курса обучения использовались методы контроля: устные, практические задания.
Для детей курса «Мастерилка» используются наглядные, словесные и практические методы.
Программа построена на принципах:
Прочности – успешное усвоение знаний происходит, если учащийся проявляет познавательную активность. Теоретический материал на занятиях излагается в форме бесед. Ребята ведут записи, в которых педагог структурирует и обобщает материал, выделяет главное.
Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к более сложному, используется экспонентный способ обучения. Ребята, занимающиеся в коллективе второй год, совершенствуют свои знания и умения. Если в первый год обучения ими создаются изделия при непосредственном участии педагога, то в дальнейшем педагог выступает в роли консультанта и советчика.
Наглядности – органы зрения пропускают почти в 5 раз больше информации в мозг, чем органы слуха, поэтому на занятиях используются в качестве наглядного материала плакаты, схемы, иллюстрации из журналов и книг, образцы изделий.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия – игры, мини-выставки, викторины и т. д. Всё это пробуждает интерес к обучению, а игра является прекрасной мотивацией получения знаний.
Принцип взаимодействия с другими видами образовательных учреждений.
Обновление содержания образования на основе вышеназванных принципов позволит:
Психологическое обеспечение программы
1. Учёт пожеланий ребят и их родителей в выборе тематики и методов обучения.
2. Беседы с родителями для более глубокого понимания некоторых психологических аспектов поведения учеников.
3. Привлечение родителей для участия в массовых мероприятиях кружка.
4. Стимулирование творческой деятельности творческого воображения детей.
5. Создание доброжелательной атмосферы на уроках, комфортной для учеников.
6. Формирования учебного процесса с учётом разного психологического уровня ребят.
7. Использование в течение года анонимных анкет для определения удовлетворённости учеников занятиями;
8. Применение групповых и массовых форм обучения;
9. Побуждение творческого воображения учащихся к практической деятельности.
Для определения результативности обучения детей в ЦРТДиЮ планируются следующие типы психологических методик:
10. Методика для диагностики самооценки ребёнка. По заранее заданным параметрам можно получить самооценочные сведения о развитии у ребёнка качеств, связанных с воспитанностью (нравственное, гражданское, физическое, духовное воспитание).
11. Тест «Незаконченные предложения» используется для выявления проблем в социализации личности ребёнка и планировании мер педагогической поддержки.
Списки литературы
Список рекомендуемой литературы для педагога
1. Е.Ф.Черенкова Развивающие игры с пальчиками. - М.: РИПОЛ Классик ДОМ ХХI век, 2009. – 186с. – («Азбука рвзвития»).
2. Ковалько В.И. Азбука физминуток. - М.: ВАКО, 2006. – 176с.
3.Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. – М.: Ассоциация XXI в; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000.- 160с.; ил.
4. Конышева Н.М. Чудесная мастерская. - М.: Ассоциация ХХI век, 2000. – 160с.
5. Конышева Н.М. «Секреты мастеров», - М.: Ассоциация ХХI век, 2000. – 128с.
6. Программа общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, - М.: «Просвещение», 1996г.
7. Геронимус Т.М. Методические рекомендации к планированию занятий, - М.: Новая школа, 1994. – 192с.
8. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – М. «Просвещение», 1991г.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся
1. Антипова М. Соленое тесто, - ИД «Владис», РИПОЛ Классик, 2008г.
2. Бедина М.В. Поделки из природных материалов. – Харьков; Белгород: Издательство Клуб семейного досуга, 2011. – 64с.
3. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить, М. «АСТ-ПРЕСС», 2008г.
4. Гельмольд С. Украшения стола и аксессуары для дома. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 224с.
5. Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов, Санкт-Петербург «Сова», 2008г.
6. Жадько Е.Г., Давыдова Л.М. «Поделки и аксессуары из соленого теста», - Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
7. Зайцева А.А. Бумажное кружево. – М.: Эксмо, 2010. – 64с.
8. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 192с.
9. Кабаченко С. Поделки из спичек – М.: Эксмо, 2009. – 64с.: ил. – (Азбука рукоделия. Вместе с детьми).
10. Капранова Е.Г. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 160с.
11. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов, - М. «Просвещение», 1985г.
12. Рубцова Е.С. Поделки из соленого теста для начинающих. – Ростов н/Д : Владис; М.: РИПОЛ классик, 2011. – 64с.
13. Силаева К.,Михайлова И. «Соленое тесто». Большая книга поделок /М.; Издательство Эксмо, 2004.- 224с., ил.
14. Фрейдман О. Пластилиновые фигурки животных. – М.: Эксмо; Донецк: СКИФ, 2009. – 64с.
15. Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 224с.: цв. вкл. 16с.
16. Хоффман П. Поделки из коктейльных трубочек. – М.: Издательство АРТ-РОДНИК, 2007. -32с.
17. Чибрикова О.В. Азбука соленого теста. – М.: Эксмо, 2009.- 144с.: ил. – (Азбука рукоделия).
18. Шульце В. Зверушки из пробок. – М.: Издательство АРТ-РОДНИК, 2007. – 32с.
Приложения
Приложение 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Содержание:
1) № п/п
2) Список обучающихся
3) Оценка ЗУНов у обучающихся в начале учебного года (по 10-ти бальной системе.)
4) Теоретические знания по основным разделам программы.
Критерии: соответствие теоретическим знаниям ребенка программным требованиям.
Степень выраженности оцениваемого качества:
- 1 балл (минимальный уровень) – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренной программой.
- 5 баллов (средний уровень) – объем усвоенных знаний составляет более ½.
- 10 баллов (максимальный уровень) – освоил практически весь объем знаний. Предусмотренный программой за конкретный период.
5)
Практическая подготовка ребенка | ||||
№п/п | Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Соответсвие практических умений и навыков программным требованиям | 1 балл (минимальный уровень); 5 баллов (средний уровень); 10 баллов (максимальный уровень) | Контрольное задание | |
Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | 1 балл (начальный уровень) развития креативности – ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога; 5 баллов (репродуктивный уровень) – работа по образцу; 10 баллов (творческий уровень) – выполнение заданий с элементами творчества. | Практическая работа, наблюдение |
6) Общеучебные умения и навыки ребенка:
Учебно-интелектуальные умения | ||||
№п/п | Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
1. | Учебно-коммуникативные умения | Самостоятельность в подборе и анализе в своей работе (литературе) | 1 балл (минимальный уровень) – есть затруднения; 5 баллов (средний уровень) – работа проходит вместе с педагогом или родителями; 10 баллов (максимальный уровень) – самостоятельная работа | Анализ, проектная деятельность, наблюдения |
2. | Умения слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | ||
3. | Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи обучающимися подготовленной информации | ||
Учебно-организационные умения и навыки | ||||
1. | Умение организовать свое рабочее место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
Анализ, проектная деятельность, наблюдения | ||||
2. | Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков правил безопасности программным требованиям | 1 балл (минимальный уровень) – ребенок овладел менее чем на ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренной программой; 5 баллов (средний уровень) – объем усвоенных навыков составляет больше ½; 10 баллов (максимальный уровень) – ребенок освоил практически весь материал | |
3. | Умение хорошо и актуально выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | удовлетворительно хорошо отлично | Анализ, наблюдения, практические задания, опрос |
Приложение 2
Диагностика воспитанности обучающихся детского объединения
Название детского объединения __________________________Педагог _______________________
Фамилия, имя ребенка__________________________ Возраст ________Год обучения____________
Направления воспитания | Критерии воспитанности | Параметры оценки воспитанности | Оценка воспитанности обучающихся | ||
Начало учебного года | Середина учебного года | Конец учебного года | |||
П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н А Я | Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов | Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения | |||
Стремится придать каждой работе гармоничность по цвету и форме | |||||
Старается придать каждой работе содержательную направленность | |||||
Культура организации своей деятельности | Правильно и аккуратно организует рабочее место | ||||
Аккуратен в выполнении практической работы | |||||
Четко выполняет каждое задание педагога | |||||
Терпелив и работоспособен | |||||
Уважительное отношение к профессиональной деятельности других | При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы стареется быть объективным | ||||
Подчеркивает положительное в чужой работе | |||||
Высказывает пожелания по улучшению работы | |||||
Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов | Стремится исправить указанные ошибки | ||||
Прислушивается к советам педагога и сверстников | |||||
Воспринимает профессиональные замечания как пожелания к совершенствованию работы | |||||
Знание и выполнение профессионально-этических норм | Доброжелателен в оценках работы других | ||||
Стремится к помощи в работе другим | |||||
Стремится к профессиональной оценке работы других | |||||
Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры | Украшает своими работами свой внешний вид и быт | ||||
Стремиться подарить свои работы другим (чтобы принести радость) | |||||
Проявляет творческий подход в работе | |||||
С О Ц И А Л Ь Н А Я | Коллективная ответственность | Проявляет активность и заинтересованность при участии в массовых мероприятиях (выставках, конкурсах, итоговых занятиях) | |||
Предлагает помощь в организации и проведении массовых мероприятий учебного характера | |||||
Участвует в выполнении коллективных работ | |||||
Старается справедливо распределить свою часть коллективной работы | |||||
Умение взаимодействовать с другими членами коллектива | Неконфликтен | ||||
Не мешает другим детям на занятиях | |||||
Предлагает свою помощь другим детям | |||||
Не требует излишнего внимания от педагога | |||||
Толерантность | Не насмехается над недостатками других | ||||
Доброжелателен к детям других национальностей | |||||
Активность и желание участвовать в делах детского коллектива | Стремится участвовать во вне учебных мероприятиях (праздниках, экскурсиях) | ||||
Выполняет общественные поручения | |||||
Проявляет инициативу в организации и проведении массовых форм, инициирует идеи | |||||
Стремление к самореализации социально адекватными способами | Стремление передать свой интерес к занятиям и опыт другим | ||||
Проявляет удовлетворение своей деятельностью | |||||
С желанием показывает другим результаты своей работы | |||||
Соблюдение нравственно-этических норм | Соблюдение правил этикета Развита общая культура речи | ||||
Проявляет общую культуру оформления своей внешности (аккуратность в одежде и прическе) | |||||
Выполняет правила поведения на занятиях кружка |
0 – не проявляется, 1 – слабо проявляется, 2 – проявляется на среднем уровне, 3- высокий уровень проявления
Подарок
А теперь — мультфильм
Карандаши в пакете
Всему свой срок
Что такое музыка?