Работа выполнена ученицами Изостудии "Модерн", посящена 700-летию Сергия Радонежского.
Была представлена на славянских чтениях в 2014году.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_prepodobnogo_v_russkoy_zhivopisi1.docx | 25.59 КБ |
obraz_sergiya_radonezhskogo_v_zhivopisi.pptx | 2.99 МБ |
«Образ Преподобного в русской живописи»
(слайд1) 700 лет приходят люди поклониться преподобному С.Радонежскому. Приходят со своими думами, мольбами, упованиями.
(слайд2) “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (из Евангелие)
Святость Сергия Радонежского, подтвержденная чудотворениями на его могиле, была признана сразу же после его смерти. И очень скоро было создано не только житие, но появились и живописные образы этого удивительного святого, ушедшего от мира и именно этим мир преобразившего.
Художники, посвятившие свои творения преподобному Сергию Радонежскому, старались сохранить достоверные, черты жизни святого, так создавались эти произведения изобразительного искусства, в задачу которых входило сохранить, закрепить достоверные, портретные черты преподобного. Имя его из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства нашего народа. Силу непосредственного нравственного впечатления несут образы Сергия Радонежского, созданные художниками.
(слайд3) В первую очередь хочется отметить такого известного художника, как Нестеров Михаил Васильевич. Выходец из купеческой семьи, получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Часто бывая в Троице-Сергиевой лавре, Нестеров вошел в мир народных преданий и верований, связанных с Сергием Радонежским.
Образ Сергия Радонежского не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою. Сам художник говорил так: "Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью".
(слайд4) «ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ» (1890)
Картина «Видение отроку Варфоломею» написана Нестеровым в 1890 на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.
Нестеров избирает эпизод из жизни святого Сергия, когда благочестивому отроку, посланному отцом на поиски пропавшего стада, было видение. Таинственный старец, к которому отрок, тщетно пытавшийся овладеть грамотой, обратился с молитвой, одарил его чудесным даром премудрости и постижения смысла Священного Писания.
На фоне лесов и полей на переднем плане картины стоят две фигуры-мальчика и явившегося ему под деревом святого. Душа юного Варфоломея, будущего великого подвижника Сергия Радонежского, трепетно внимает Богу, молитвенная сосредоточенность отрока поражает зрителя.
В "Видении отроку Варфоломею" удивительно сильно передано умиленное молитвенное настроение мальчика. Не только его худенькая фигурка и восторженно устремленные на схимника глаза были полны молитвы; молился и весь пейзаж, преображенный рукой мастера в стройную гармонию красок. Такое изображение человека в пейзажном окружении становится одной из главных особенностей творчества художника.
Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение".
Всё в тающей дымке - холмы, перелески,
Здесь краски неярки и звуки нерезки,
Здесь медленны реки, туманны озёра,
И всё ускользает от беглого взора...
Рыленков «Всё в тающей дымке»
(слайд5) «ЮНОСТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ» (1897)
Вслед за "Видением отроку Варфоломею" Нестеров работает над большой картиной "Юность преподобного Сергия". Он творит миф о Святой Руси, где человек и природа равны и объединены возвышенным молитвенным созерцанием. Картина «Юность преподобного Сергия» вторая работа Михаила Нестерова из цикла полотен, посвященных великому игумену земли русской.
Сюжет для картины Нестеров вновь взял из Жития Преподобного, которое написал его верный ученик Епифаний.
Среднерусский пейзаж с величественным лесом и тихой речкой полон спокойствия и умиротворения. Фигура Сергия Радонежского изображена на невысоком лесном пригорке, на фоне деревянной часовни, среди птиц и зверей. Светлая радость и наивная чистота образа преподобного созвучна весеннему состоянию природы.
(слайд6) ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1899)
В более поздней работе "Преподобный Сергий Радонежский" (1899) в известной мере повторяется в несколько ослабленном виде и "весеннем варианте" пейзаж "Видения отроку Варфоломею". Сам же образ Сергия несет в себе черты иконности. Уединение трактуется художником как образ жизни, как естественное единение человека и природы, человека и Бога. Созерцательное религиозное сознание направлено человеком на познание самого себя. Художник попытался передать суть духовного восхождения Сергия.
(слайд7) Триптих «ТРУДЫ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО» (1897)
Особого внимания заслуживает триптих «Труды Сергия Радонежского» написанный в 1897 году. Здесь также главенствующую роль играет пейзаж, причём разных времён года. Сергий, с его крестьянской, простонародной натурой первый показывал пример смиренного трудолюбия.
На центральном полотне триптиха Нестерова преподобный Сергий и его сподвижники заняты возведением храма. Поражает безмолвие картины, погруженные в себя люди, сосредоточены не на внешней, а на той внутренней работе, которая совершается в мыслях и чувствах каждого. Строительство представляется процессом построения храма души, что составляет главный труд и заповедь Сергия Радонежского.
Художник в равной мере приравнял труд физический и труд духовный. И то, и другое было в неразрывной связи в жизни Сергия, и одно вытекало из другого. Приближенный в правой части триптиха к зрителю Преподобный Сергий, кажется, выдвинулся из пространства полотна и вышел в народ, чтобы помочь ему и ободрить.
Вдохновленный этой картиной Соловьев в 1902 году пишет:
Весь день из рук не выпускав пилы
Вдали соблазнов суетного мира,
Простой чернец, без церкви и без клира,
Молюсь в лесу, среди туманной мглы.
Заря зажгла сосновые стволы,
Запахло земляникой, стало сыро...
Звучи, звучи, вечерняя стихира
Под тихое жужжание пчелы.
Ветха фелонь, чуть тлеет ладан скудный.
Вдали сияют ризой изумрудной
Луга в благоухающих цветах,
Мой храм наполнен мёдом и смолою.
Пречистая! склонившись к аналою,
К Тебе взывает юноша-монах.
(С.Соловьёв 1906г.)
"Сергиев цикл" Нестерова - это одновременно и надежда, и вера в свой народ, и прямое к нему обращение. Обращение, которое могло быть услышано и воспринято в равной мере, как атеистическим сознанием интеллигенции, так и религиозным сознанием народа, единых в оценке деяний великого старца.
(слайд8) НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
Творчество Николая Константиновича Рериха - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом.
Особое место в творчестве Николая Константиновича занимал великий русский подвижник Святой Сергий Радонежский. «Душа народов», «Отче Сергий, Дивный», «Сергий - Благодатный Воспитатель и Заступник Земли Русской», «Учитель Учителей» - так называл его художник. Он считал Сергия своим Учителем и Заступником. Он написал о Святом Сергии ряд очерков, стихотворений и картин.
(слайд9) «СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» (1932)
Мы начнём с картины «Святой Сергий Радонежский». Картина написана в форме иконописи.
Итак, на переднем плане картины – во весь рост святой Сергий Радонежский, строитель храмов и монастырей, носитель веры Христовой, миротворец, провидец, безоговорочный духовный лидер Руси XIV века. Он стоит на Земле Русской и одновременно как бы возвышается над ней. На дланях своих он держит церковь – Нерльский собор, самый древний храм России. Нерльский собор олицетворяет саму Россию. Поэтому изображение возвышающегося Сергия, держащего Нерльский собор можно понимать так: святой Сергий является величайшим покровителем Русской Земли. Об этом же говорят шлемы и копья воинов, уходящих на поле Куликово, и грозовое небо, предвещающее приближение суровой битвы. Знак же Всевидящего Ока, Ока Откровения в треугольнике над головой святителя, – знак Божественного Разума, символическое изображение Бога, - свидетельствует, что Преподобный Сергий осуществляет свою миссию по Высшей воле.
Подпись внизу картины гласит: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую, первый раз при князе Дмитрии, второй раз при Минине, третий …» - следует многоточие. За ним скрывается самая кровопролитная война – Великая Отечественная 1941-1945 г.г.
Эта запись свидетельствует о том, что Рерих не только предвидел грозные испытания, ожидавшие его страну, но и знал о победе русского народа и духовной роли Святого Сергия в этой победе.
Страна Твоя стоит как факел Света;
Вокруг неё бушует море мглы,
Но дни её грядущие светлы
И предначертана её победа.
Страна Твоя...
Твоей Рукой она
От полчищ вражеских была охранена,
И рок ей уготован небывалый.
Чертог воздвигнут.
Умысел лукавый
Десницей мощной будет сокрушён.
Она восстанет в ореоле славы
Оплотом мира,
духа маяком.
Кратко обобщим теперь основную зашифрованную идею картины: Святой Сергий Радонежский во все времена был, есть и будет величайшим покровителем Земли Русской, и в этом Божья воля.
(слайд10) «СЕРГИЙ СТРОИТЕЛЬ» (1925)
Святой Сергий Радонежский был самым любимым из Великих обликов у Рериха и поэтому ему посвящены несколько полотен. У нас они представлены ещё двумя: «Сергий строитель» и «И мы не боимся».
Сергия называют на Руси Строителем. Он совместно с учениками построил свыше полутораста монастырей, которые стали источниками высокодуховного просвещения, школой Общежития и Служения Отчизне.
Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу.
Здесь изображён Сергий в трудах и с ним медведь. Известно, что когда еще Сергий жил один в срубленной им келье в густом лесу, его ночами мучили страхи: стуки, вопли, стоны, шорохи, крики. Но Сергий волей и силой духа в течение трех лет преодолевал их, ежедневно молясь.
«Пусть моя картина "Сергий Строитель" напоминает о нерушимом строительстве. Сергий - труженик, один из зачинателей русского культурного строительства" – пишет Н.К.Рерих.
(слайд11) «И НЕ УБОИМСЯ И МЫ НЕ БОИМСЯ» (1922)
Картина «И не убоимся» призывает к огненной смелости. И дикие звери могут стать помощниками, как это случилось с медведем, подошедшим к монахам. По Никоновской летописи, у Святого Сергия был лесной друг. Однажды Сергий увидел у порога кельи своей огромного медведя, ослабевшего от голода. Пожалел его и принес из кельи краюшку хлеба. Мохнатый пришелец мирно съел и потом часто стал навещать его. Сергий делился с ним скудным запасом своим, и медведь стал ручным; так закалялся Дух Преподобного к предстоящему ему подвигу Воспитателя духа народного и Строителя Земли Русской.
(слайд12) Еще одним из значимых образов Сергия Радонежского в работах художников того времени стала икона «Преподобный Сергий Радонежский», написанная Виктором Васнецовым в 1895 году для спроектированной им церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево(1881-1882 гг.).
На ней художник изобразил известный эпизод из жизни Преподобного, связанный с возникновением источника. Внизу старославянской вязью воспроизведен фрагмент текста Епифания Премудрого: «Слово похвальное Преподобному Отцу нашему Сергию». В переводе на современный русский язык это звучит так: «Этот Преподобный Отец наш воссиял в стране Русской, и как светило светлое воссиял посреди тьмы и мрака, и как цветок прекрасный среди терниев и колючек».
Это - не канонический, но глубоко прочувствованный, вынесенный из самого сердца, горячо любимый и почитаемый образ смиренного мудрого старца. За его спиной простираются бескрайние просторы Руси, виднеется основанный им монастырь, а в небесах - образ Пресвятой Троицы.
(слайд13) Его младший брат Аполлинарий Михайлович тоже обращается к теме Сергия Радонежского и пишет полотно «Троице-Сергиева лавра» (1913).
Авторитет Сергия Радонежского, тесные связи с семьей великого князя Дмитрия Ивановича Донского (Сергий был крестным отцом его сыновей Юрия и Петра), позволяли Сергию Радонежскому активно влиять на церковные и политические дела своего времени.
(слайд14) Имя Преподобного Сергия неразрывно связано со знаменитой, решившей судьбу России Куликовской битвой и победой московского князя Дмитрия Ивановича над Мамаем.
Отправляясь на битву с ханом, Дмитрий Иванович в сопровождении князей, бояр и воевод приезжал к Преподобному Сергию в его монастырь, чтобы помолиться вместе с ним о победе и получить от него напутственное благословение.
Множество картин посвящено этому примечательному событию - благословению Сергием Радонежским московского князя Дмитрия на ратный подвиг во славу Руси.
Об этом говорят полотна, как:
Кившенко Алексея Даниловича
«ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО»
Намеровского Александра Геннадьевича
«СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО НА РАТНЫЙ ПОДВИГ»
(слайд15) Необыкновенная композиция Юрия Ракши. В центре композиции Сергий Радонежский — духовный наставник князя, главный радетель за Русь и ее государственность, ее объединение. Последнее благословение, последний поклон. Рядом с Сергием в белой рубашке мальчик — это Андрей Рублев, будущая гордость русской живописной школы; рыжеволосый воин-инок — Александр Пересвет («первоначальник победы», который падет скоро «за други своя» в поединке с Челубеем); его брат Осляба-старший, дружинники, странницы и девочка, которая, словно через века, смотрит на нас, призывая душой разделить тревоги и чаяния того незабываемого времени.
Не менее интересна картина Игоря Михайловича Сушенок«НЕ УСТУПИМ ЗЕМЛИ РУССКОЙ (Сергей Радонежский благословляет Дмитрия Донского)» (2001)
(слайд16) Образ святого Сергия Радонежского близок и нам, живущим в начале третьего тысячелетия.
Обращаются к образу Сергия Радонежского и наши современные художники.
Сергей Кириллов -один из ведущих исторических живописцев современной России.
«ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (Благословение)» ,
Владимир Самсонов -«РОДНИК СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»,
(слайд17) Владимир Суворов «ДАР ОЧИЩЕНИЯ», «ХРАМ ДУХА»
Истинно чудесно, среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешенных социальных проблем видеть перед собой сияющий Светоч.
Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 г.
(слайд18) Сергий пришел к нам скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. До Преподобного был лес, вблизи — источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, это место резко выделялось и из лесов, и из России.
Теперь там стоял монастырь — Троице-Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками — и проникнутые духом его.
Святой Сергий Радонежский – удивительная, яркая личность. Его жизненный путь – образец святости и веры. Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога.
Не перестанут наши дороги вести к храму, не перестанет над Россией звенеть малиновый звон, не перестанут русские художники прославлять красоту национального характера.
Слайд 1
Образ Сергия Радонежского в живописи Выполнили: Первухина Ангелина, Стрельникова Татьяна Педагог: Первухина Елена Юрьевна МАОУ ДОД ЦДОД «Подросток»Слайд 2
“ Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем”. ( Евангелие)
Слайд 3
" Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью". НЕСТЕРОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ 1862-1942 г.г.
Слайд 4
М.В.Нестеров “ Видение отроку Варфоломею ”- 1890 г .
Слайд 5
М.В. Н естеров « ЮНОСТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ» -1897г .
Слайд 6
М.В.Нестеров «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» -1899 г.
Слайд 7
М.В. Нестеров т риптих «ТРУДЫ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО» -1897 г .
Слайд 8
Особое место в творчестве Николая Константиновича занимал великий русский подвижник Святой Сергий Радонежский. « Душа народов», « Отче Сергий, Дивный », «Сергий - Благодатный Воспитатель и Заступник Земли Русской», « Учитель Учителей» - так называл его художник. Он считал Сергия своим Учителем и Заступником. НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
Слайд 9
Н.К.Рерих «СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ»-1932 г.
Слайд 10
Н.К.Рерих «СЕРГИЙ СТРОИТЕЛЬ» -1925 г.
Слайд 11
Н.К.Рерих «И НЕ УБОИМСЯ И МЫ НЕ БОИМСЯ» -1922 г.
Слайд 12
И кона « Преподобный Сергий Радонежский»-1895 г. Написана для спроектированной церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево(1881 - 1882 гг .) Виктор Михайлович Васнецов
Слайд 13
Васнецов Аполлинарий Михайлович А.М. Васнецов « Троице-Сергиева лавра» -1913 г.
Слайд 14
А. Кившенко « Преподобный Сергей Радонежский благословляет Дмитрия Донского» Намеровский А.Г . « Сергей Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг»
Слайд 15
Ю. Ракша « Куликово поле»-1980г. И.М.Сушенок « Не уступим земли Русской»-2001г.
Слайд 16
С. Кириллов «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (БЛАГОСЛОВЕНИЕ)» -1992 г. Современные художники В.Самсонов « РОДНИК СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»
Слайд 17
В. СУВОРОВ «ДАР ОЧИЩЕНИЯ» -2007 г . В.СУВОРОВ «ХРАМ ДУХА» -2007 г.
Слайд 18
Святой Сергий Радонежский – удивительная, яркая личность Его жизненный путь – образец святости и веры Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Мороз Иванович
Крутильный маятник своими руками
Как нарисовать небо акварелью
Сочинение
Серебряное копытце