История вышивки, её поэтапное выполнение и практическое применение.
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 57.21 КБ |
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Актуальность проекта
Чтобы моя комната была уютной совсем не обязательно покупать какие-нибудь вещи. Гораздо интереснее для украшения своей комнаты сделать что-нибудь своими руками. Например, вышить картины. Ручная вышивка всегда ценилась очень высоко. Особенно это актуально сейчас, в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. Поэтому я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться вышивать как когда-то много веков назад и до наших дней вышивали искусные мастерицы.
Кроме сказанного выше, моя бабушка очень любит вышивать. Глядя на её работы, мне тоже захотелось научиться вышивать крестиком. Так почему не порадовать её и всех близких, украсив свой дом аккуратными и приятными на вид картинами. А когда знаешь, что твоя работа порадует всех родных, то и работаешь с удовольствием.
Вышитые картины ценны ещё и тем, что они несут не только внешнюю красоту, но и гораздо большее – тепло умелых рук, любовь, положительную тёплую энергию.
Цель проекта:
украшение интерьера своей комнаты.
Задачи проекта:
Из истории вышивки крестом
Вышивка – один из древнейших видов народного художественного творчества. Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения, и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. И наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл “оберегов”. Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохранят от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Располагали такие вышивки-обереги на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди, на полотенцах и скатертях (с обеих сторон), на простынях (по нижнему краю), на платках. Из достаточно простых знаков-символов составлялись более сложные орнаменты. Часто в них изображали птиц, при этом лебедь олицетворял девушку-невесту, верность; уточка, курочка выступали символами трудолюбия и плодородия; голубь – символом супружеской верности и счастливой семьи; пава – символом счастливой любви; а конь с всадником – символом мужества. Женская фигура олицетворяла плодородие земли и всего живого, птицы на её руках – подвластные ей стихии, а мужская фигура служила символом рода.
Вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать девочек учили с 5-6 лет. А каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца (около ста), которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почётных гостей.
Одежду шили из выкроенных по прямой отрезков ткани, на которых легко вышивать по прямой нитке. Русская одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, венчальная, траурная), а также имела особенности в зависимости от возраста, места проживания (северорусская, южнорусская) и т. д.
Площадь, занятая вышивкой, и яркость узора зависели от назначения одежды и возраста женщины. Самой нарядной была рубаха молодой, недавно вышедшей замуж женщины. Её она имела право носить только до рождения первого ребёнка. Такие рубахи вышивались красными нитками и отличались сложным узором. Вышивкой в костюме молодой женщины украшали также передник, подол сарафана или юбки. Оформление женского праздничного костюма завершал роскошный головной убор, который украшался цветным или золотым шитьём. С рождением каждого ребёнка количество узоров в костюме женщины уменьшалось, цвет становился менее ярким, а головной убор скромнее и проще.
В течение нескольких столетий в разных районах России в соответствии с местными природными условиями и особенностями быта вырабатывались определённые приёмы выполнения вышивки, колорит и характер орнамента.
В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства.
Оформленные вышивкой декоративные занавеси, панно, салфетки органически включаются в обстановку современной квартиры и играют значительную роль в украшении быта.
Этапы работы над проектом:
Материалы и инструменты
Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы, ткань, нитки, схема.
Основная часть швов при вышивании крестом выполняется по счету нитей ткани, поэтому необходимо подобрать ткань светлого тона: белую, желтую, голубую, светло-зеленую, бежевую – полотняного переплетения. Это может быть льняная ткань, лен с лавсаном, домотканое полотно, канва. Для вышивания крестом удобнее всего использовать канву. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву: шёлк, лён, хлопок, смеси.
Вышивают разными нитками: ирисом, мулине, штапельными, шелковыми, шерстяными, катушечными. Нитки мулине, чтобы не путались, заплетают нетуго в косичку, разрезав моток там, где узелком связано его начало и конец. Вытягивать надо по одному шнурочку (6 тонких нитей) из центра косички. При выборе ниток для вышивания требуется владение определенными знаниями и опытом. Качественные нитки должны быть ровными, иметь яркую, чистую окраску, не линять, не выгорать на солнце.
Иглы подбирают в зависимости от плотности ткани и вышивальных ниток. Чем плотнее ткань и толще нитки, тем должна быть толще игла, и наоборот, чем тоньше ткань, тем тоньше иглы и нитки. Иглы должны быть с большими овальными ушками, чтобы легко вытягивать вышивальные нитки. Для вышивки можно использовать штопальные иглы.
Вышивать надо с наперстком. Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоев ткани, при подшивании краев изделия. Наперсток надевают на средний палец правой руки, подбирая точно по размеру пальца. Он должен плотно прилегать к пальцу, не сжимать и не спадать с пальца. Он предохраняет палец от уколов иглой.
Ножницы для работы нужно иметь трех видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо заточены, концы лезвий должны полностью замыкаться.
Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.
Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранении ее от деформации, а вышитый узор от стягивания. Заправлять ткань в пяльцы надо так, чтобы не получалось перекосов, иначе вышитый узор деформируется после снятия ткани с пялец. Пяльцы могут быть прямоугольные и круглые. Они состоят из двух обручей диаметром 20-40 см, входящих один в другой. Размер пялец может варьироваться в большом диапазоне: от маленьких круглых, которые держат в одной руке, до больших прямоугольных рам, которые крепятся к подставке и полу. Ранее пяльцы делали из дерева, кости, в том числе слоновой. Современные модели чаще всего изготовлены из дерева или пластмассы.
Рабочее место вышивальщицы и правила безопасности труда
Очень важно обратить внимание на рабочее место при вышивании. Лучше всего оборудовать его у окна, потому что необходимо хорошее освещение во время работы, это позволит вам сохранить свое зрение. В темное время суток обязательно используйте настольную лампу.
Рабочий стул должен быть удобным, с твердой спинкой и соответствовать росту, чтобы работа над изделием не утомляла. Сидеть необходимо свободно и ровно. Корпус держать прямо, слегка наклонив голову к работе. Ноги не должны висеть, необходимо их поставить на что-нибудь твердое.
Если у вас не очень хорошее зрение или же вы работаете с мелкой канвой, то обязательно используйте подходящие вам очки или лупу для вышивания, которая крепится на пяльцы.
Так же необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами:
Техника вышивания
Крестик-это просто! Это два стежка, пересекающихся посередине. И при этом самое главное, «золотое правило»- верхние стежки должны располагаться в одном направлении на всем полотне. Обычно нижний стежок делают с наклоном вправо, а в 1, 2 и 5 верхний влево. Когда прошит большой участок и все верхние стежки лежат ровненько влево, очень четко виден рисунок цвета, и сразу виден любой «нарушитель» прошитый нечаянно наоборот.
Крестик может быть простым или двухсторонним. Если вы вышиваете картину и вам важна лицевая сторона изделия - шейте простым крестом и тогда на изнанке будут получаться сдвоенные стежки, расположенные вертикально или горизонтально. Но если вы трудитесь над шторой или рушником!!! Вам придется вышивать двусторонним крестом, потому что вышивка будет видна с обеих сторон.
Итак, вышиваем горизонтальный ряд, иголочку вводим сверху вниз. Сначала вышиваем нижние стежки с нижнего левого уголка в верхний правый. Движемся слева направо.
На обратном пути прокладываем верхние стежки из правого нижнего уголка в левый верхний уголок
Теперь вышиваем горизонтальный ряд, но иголочку будем вводить снизу вверх. Нижние стежки делаем из правого верхнего угла в левый нижний.
А стежки, которые лягут сверху, делаем из левого верхнего в правый нижний уголок.
Если ряд крестиков не один, и край вышивки ровный, можно без труда перейти к следующему ряду при этом на изнаночной стороне появится соединительный стежок двойной длины.
На лицевой стороне изделия делается два-три туго затянутых стежка, которые в дальнейшем перекроются поверхностными стежками узора.
Каждый следующий ряд, обычно сдвигается наружу или внутрь, тогда переход делаем. В этом случае на изнанке будет соединительный стежок двойной длины, но лежать он будет косо.
Очень часто внутри мотива приходится пропустить один или два стежка. Внимание! Самое большое - три стежка, если промежуток больше, соединительный стежок на изнанке получается очень длинный и не аккуратный.
Можно горизонтальный ряд вышивать, выполняя каждый крестик целиком. На рисунке ряд выполняется слева направо.
Экономический расчёт
Наименование | Цена | Количество материала | Сумма |
Нити «Мулине» | 15 рублей | 8 мотков | 120 рублей |
Канва с Рисунком | 100 рублей | 20 - 20см. | 100 рублей |
Итого: | 220 рублей |
Стоимость изделия составила 220 рублей. Оно значительно дешевле, чем аналогичное в магазине.
Экологическое обоснование
Использование ткани, ниток, иголок, ножниц, пялец и т. д. вредных воздействий на организм человека в процессе выполнения работы не оказывает.
Канва сделана их хлопка знаменитыми ивановскими производителями. Пяльцы из чудесного дерева бука, – изготовлены в Индии.
Иголки – из высоколегированной стали – российского производства, для длительного пользования.
Из вышесказанного следует, что основные компоненты для вышивания не наносят природе вреда, ни в процессе производства, ни в процессе эксплуатации. Они не вызывают аллергии, не действуют раздражающе на зрение и слух человека. При грамотном подходе и утилизация старых и ненужных изделий не вызовет экологических проблем. Утилизируемая вышивка быстро и безопасно разлагается или перерабатывается на современных специальных предприятиях.
Вывод:
Кроме того, вышивка прогоняет стресс и мрачные мысли. Успокаивает нервную систему, улучшает настроение. Повышается внимательность, собранность, вырабатывается усидчивость и аккуратность.
Список использованной литературы.
Почему Уран и Нептун разного цвета
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Волшебные звуки ноктюрна
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Знакомимся с плотностью жидкостей