В проекте приведены данные раскопок, история игрушек царей и современной куклы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rol_igrushki_v_zhizni_cheloveka.rar | 2.44 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Родничок
Балашовского района Саратовской области»
Роль игрушки в жизни человека
Вид работы - исследовательская работа
Секция-Технология
Автор (авторы) (Ф.И.О. полностью) Иванова Анастасия Романовна класс - 8 Руководитель работы (Ф.И.О. полностью) Старунова Светлана Генриховна Должность - Учитель преподаваемый предмет - Технология | |
Содержание
Введение
Глава 1. Игрушка всех времен и народов
1.1Данные раскопок
1.2. Игрушки царей
1.3. История «советской» игрушки
1.4. Народная игрушка
Глава 2. Значение игрушки в жизни человека
2.1. Роль игрушки
2.2.Значение игрушки в жизни человека Заключение Приложения Библиографический список
История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека. Надо же было как-то занимать детей в первобытном племени – и их мамы давали им всякие камушки, деревяшки необычной формы – это и были первые игрушки. Постепенно появились первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы, погремушки.
Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла. Какие только формы она не имела и как только не видоизменялась на протяжении истории! Самые первые египетские куклы имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежду и головные уборы жрецов. Множество различных глиняных кукол, изображавших животных, было и в античном мире. Например, любимой игрушкой у греческих детишек был троянский конь, внутри которого находились фигурки солдат. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, глины, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства – изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы – из слоновой кости. Такие куклы служили не только для забавы, но и были неотъемлемой частью религиозных обрядов. Например, собираясь замуж, девушки приносили свою любимую куклу в жертву на алтарь Венеры. Игрушки Античного мира являются отражением своей эпохи, искусства и религии того времени. Постепенно игрушки становились все более разнообразными – детишки играли уже не только традиционными куклами, но и различными матрешками, перчаточными куклами, фигурками зверей и птиц, кубиками, деревянными машинками и корабликами.
Со временем, кукла видоизменилась, усовершенствовалась и превратилась в ослепительную фарфоровую или пластмассовую красавицу, которая радует на сегодняшний день глаза наших детишек. А остальные игрушки стали настолько разнообразны, что в огромном выборе можно очень легко заблудиться.
Цель исследовательской работы: - провести исследование об истории игрушки и её значение в жизни человека
Задачи:
Актуальность:
Данную тему считаю актуальной, так как игрушка занимает в жизни человека большое место. Игрушка для ребёнка выполняет несколько функций. Они являются одними из первых «близких друзей» для детей и, кроме того, непосредственными средствами социализации ребёнка. Цель данной работы заключается в исследовании мира игрушек, их изменения и значения, как для людей прошлого времени, так и для людей современного периода. Гипотеза исследования состоит в том, что по прохождении определённого периода времени, игрушки видоизменялись и становились всё качественнее, и усложнялись в своём строении и форме. От ручного создания люди переходили на покупные игрушки, так как они становились доступнее для простых граждан. Во все времена игрушка показывала статус человека. Чем он (человек) был богаче, имел высокое положение в обществе, тем дороже и красивее были игрушки у его детей. Методом исследования было выбрано интервью, так как оно позволяет узнать наиболее полную информацию по теме непосредственно у конкретного человека.
Глава 1. Игрушка всех времен и народов
1.1 Данные раскопок
Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней. Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это "Крокодил" и "Тигр". Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. "Месильщик теста" –это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку "Кузнецы". И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо. Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов. Крупнейшее событие гомеровской Греции - Троянская война - нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка "Троянский конь", которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою. Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок. Известны игрушки Древнего Египта: куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи (3-е тысячелетие до н. э.); Древнего Китая — сделанные из глины домик, ручная мельница, плита и посуда для приготовления пищи (III век до н. э.). В детских погребениях античной эпохи (Греция, Рим) обнаружены игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (керамические изделия) в виде кукол, марионеток, предметов кукольного хозяйства, фигурок животных. По свидетельству древнеримского писателя Плиния и древнегреческого писателя-моралиста Плутарха в то время были известны игрушки с заводными механизмами. По заказу богатых рабовладельцев крупные художники делали их из серебра и мрамора. В Афинах и Риме была развита торговля игрушками—дорогими для богатых и дешевыми (мячи из кожи, деревянные примитивные куклы, бабки, волчки, кукольное хозяйство) — для бедных.
На территории России древнейшие игрушки найдены среди предметов фатьяновской культуры (деревня Фатьяново близ г. Ярославля, где в 1875 г. был открыт первый могильник бронзового века; 2-е тысячелетие до н. э.) - глиняные топорики и посуда. К эпохе бронзы и раннего железа относятся игрушки из астрагалов (косточек) - погремушки, сосуды. Известны скифские игрушки - всадники и повозки из глины (II век до н. э.). Глиняные фигурки конников и погремушки, найденные при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (VI - VIII века н. э.); глиняные свистульки-птички, кони, уточки, куклы, посуда из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве (X - XVIII века н. э.) подтверждают мысль о том, что долгое время игрушки создавались в семье взрослыми в часы досуга «на потеху» детям. При их изготовлении вкладывалось много выдумки, отражалась любовь к детям - красивые, яркие по окраске, четкой формы игрушки были выразительны и доходчивы. Изготовлялись они кустарным способом, отражали труд, быт людей, наиболее любимых животных. Часто животные изображались в очеловеченной форме, в одежде, персонажи повторяли любимые сказочные сюжеты. Многие игрушки разных народов были схожи по своей тематике - труд человека, домашние животные, солдатики, транспорт, погремушки для самых маленьких.
1.2 Игрушки царей
«Скажи мне — чем ты играешь, и я скажу тебе — кто ты» — так можно было бы переиначить известную поговорку. В самом деле, если проследить судьбы русских императоров и сопоставить их с тем, во что они играли в детстве, получается удивительная картина.
У самого знаменитого из русских царей-императоров, Петра Первого, было столько игрушек, что можно позавидовать. На свой первый день рождения крошка-царевич получил замечательного коня на колесиках. Он был вырезан из липы и обтянут настоящей жеребячьей шкурой. Седло обшито войлоком и красным сафьяном, уздечка сделана из серебра, а нагрудник украшен изумрудами. На два года Петру Великому (тогда для мамы — Петеньке) подарили качели на веревках и маленькую, но настоящую карету, в которую запрягали пони. Но больше всего мальчик любил военные игрушки.
Времена были трудные, Россия постоянно с кем-нибудь воевала, поэтому царевича с малых лет приучали к ратному делу. Игрушечное оружие для маленького воина заказывали в неимоверных количествах.
Конечно, он забавлялся им не в одиночестве. В играх Петра участвовало множество его друзей — дворянских сыновей. Он вооружал их пищалями, пистолями, луками. На специальной площадке выставляли рогатки и пушки, стреляющие деревянными ядрами...
И разыгрывались бои. Оружие, хотя и было игрушечным, но настолько точно имитировало настоящее, что эти игры были не безопасны. Поэтому среди играющих детей всегда находились карлики — одинаково с ними одетые и одного роста. Похожие на детей лилипуты не мешали игре. А, будучи все-таки взрослыми и разумными, обеспечивали ее безопасность.
Еще мальчиком Петр устроил в селе Преображенском под Москвой особый полк, к которому позже прибавил еще один — в селе Семеновском. Со временем эти «потешные», игрушечные полки превратились в первые и главные полки русской гвардии. Когда Петру было 17 лет, против него вспыхнул мятеж. С помощью своих полков он сумел покорить восставших стрельцов.
Став взрослыми, Петр Первый и его друзья детства одержали немало крупных военных побед. Кстати, славный Российский флот начался с ботика, которым будущий император также забавлялся в детстве.
А вот мальчику Карлу-Петру-Ульриху, будущему русскому императору Петру Третьему, очень не повезло. Его отец — герцог Голштинский — воспитывал его в чрезмерной строгости. Игрушек у него не было, а были наказания и военная муштра. Только в 14 лет, когда к власти пришла его тетка Елизавета Петровна, он получил первые игрушки.
Ими стали многочисленные оловянные солдатики и механические забавы. Одна из них, например, изображала праздник в швейцарской деревне: звучала музыка, на террасе домика появлялись танцующие пары, раскрывались окна и из них выглядывали любопытные лица, люди выходили на крылечки, а в ветвях деревьев резвились маленькие птички.
Дорвавшись наконец до таких замечательных игрушек, подросток, которого до сих пор воспитывали как взрослого, решил остаться ребенком навсегда. С этого времени он только и делал, что играл, и ничем больше не интересовался. Даже женившись, он продолжал играть в куклы — их выписывали для него из стран Европы, Китая и Индии. Все это кончилось дворцовым переворотом: заигравшегося царя свергли, а императрицей стала его жена Екатерина (Екатерина Вторая).
Детство императора Александра Первого тоже не было счастливым. Его царственная бабушка, Екатерина Вторая, по-своему любила внука и заботилась о нем. Но вряд ли это оказалось ему на пользу.
Да, игрушек у него было достаточно. Среди механических кукол, например, была модница, которая смотрелась в зеркало и расчесывала волосы. Солдатики сами маршировали по столу, а заводной барабанщик при этом отбивал марш. Еще у него были «говорящие» книги: потянешь за веревочку — заблеет коза, замычит корова, захрюкает свинка. А стульчики были с сюрпризами, сядешь — и музыка заиграет.
Но за играми юного Александра строго надзирали. Если он, например, клал барабанщика на спину, чтобы посмотреть, как тот барабанит лежа, то игрушку отбирали у мальчика навсегда. Играть ему разрешали только одной игрушкой, а если он брал другую, первую тут же уносили. Понятно, что при этих условиях он быстро разлюбил игрушки. Потом он стал императором и А.С.Пушкин писал про него:
«Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда...»
То есть не получилось из маленького Александра ни хорошего человека, ни хорошего императора.
У будущего императора Александра Третьего игрушек было много, и при этом они заметно отличались от забав его предшественников. Во-первых, они были простыми. Во-вторых — мирными. В-третьих — русскими. Было, конечно, оружие, барабаны и солдатики. Но жили в его детской комнате также и народный любимец Петрушка, добродушный медведь, веселый, сказочный Иван-дурак. Первым из предыдущих российских императоров этот Александр воспитывался не в немецком духе, как это было принято в императорских семьях, а в русском.
Совершенно не исключено, что мирные и веселые «друзья детства» оказали влияние на будущего государя. Известно, что Александр Третий царствовал 14 лет. Он не думал об очередных завоеваниях и не ссорился с соседними государствами. Годы его правления были для России довольно мирными, в стране развивались промышленность и сельское хозяйство.
В детской комнате последнего русского царя Николая Второго чего только не было: целые полки оловянных солдатиков, гривастые лошади, верблюды, ружья, трубы и барабаны. И даже — гора песку. Но главное место в ней занимала железная дорога. Она в точности копировала настоящую: с рельсами, станционными будками и тремя классами вагонов. Когда маленький Николай заводил ее ключиком, все приходило в движение. Мальчик мог подолгу забавляться любимой игрушкой.
Возможно, что это просто совпадение, но в 24 года Николай Второй стал председателем комитета Сибирской железной дороги. Строительство железных дорог в России стало одним из немногих хороших дел последнего русского императора.
1.3 История «советской» игрушки
История «Советской» игрушки насчитывает многие десятки лет. В 1918 году Наркомпрос основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки. В начале 20-х годов ХХ в. и для людей, и для кукол наступили трудные времена. Из-за войн и революции хозяйство страны было сильно разорено, промышленность пришла в упадок. Производство игрушек на какое-то время совсем прекратилось, так что в те годы кукол покупали как в старину, лишь на базарах и ярмарках у кустарей - одиночек. Но, уже несколько лет спустя, в местах традиционных народных промыслов начинают восстанавливаться артели и фабрики. В это время не делают роскошных дорогих кукол с фарфоровыми головами и в богатых платьях. И материалы, и куклы стали проще - в кукольном мире, как в зеркале, отражается то, что происходит в это время в стране. Несмотря на всю свою простоту, куклы отнюдь не были хуже, чем раньше. Они не утратили свою очаровательность, пусть даже и были сделаны «из тряпок и набиты ватой, а одежда сшита из отходов дешёвой ткани». (Юрина Н. Г. Как куклы пережили войны и революции // Куклы. М.: Слово, 2002. )Нарисованные личики этих кукол, а также модные платья, украшенные цветами - розетками из марли, напоминали их счастливым владельцам красивых героинь немого кино. Московская артель «Забава детей» в те годы выпускала тряпичных кукол: работниц в красных косынках, почтальонов, пожарных, молочниц. Загорские мастера (Сергиев Посад тогда переименовался в Загорск) вытачивали красноармейцев, матросов, уличных регулировщиков, пионеров - барабанщиков. А для мальчишек из жести и из папье-маше лепили коней и каталок. Немного забегая вперёд, хотелось бы отметить, что в последующие годы, а именно в 50 - е, «лошадки были самой популярной игрушкой». Абрамова И. Всё равно тебя не брошу…// Витебский курьер. 2004. №87 Возвращаясь к более раннему периоду, следует отметить, что Великая Отечественная Война отбросила производство игрушек назад. После 1930 года началась работа по созданию новой «советской» игрушки, которая бы отражала эпоху и нового человека - строителя социализма. Формирование нового типа личности, основанного на социалистических нормах, ценностях и стереотипах поведения, требовало создания новых образцов игрушки. В мае 1932 года был основан Всесоюзный научно - исследовательский институт игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это были единственные в мире научные учреждения. (Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933. С.4 ) Как уже отмечалось выше, ВОВ приостановила производство игрушек. Но к 1943 г. оно возобновилось. В 1948 году в СССР был проведён республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Он был организован при помощи Управления промышленной кооперации при Совете Министров РСФСР. Артель имени 8 Марта (г. Москва) подготовила серию кукол (размером 40 и 25 см) по образцам художников Е.Е. Борисовой и М.Н. Бартрам. Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образцы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы - мальчики и куклы - девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, лётчика, пограничника, врача, шахтёра, рабочего. Все эти куклы были названы соответственно: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Пограничник», «Школьница», «Нахимовец» и др. Подробнее хотелось бы остановиться на 50 - х годах ХХ в., а именно, рассмотреть некоторые из моделей игрушек этого периода. В 50 - е годы возобновляется производство популярных перед войной целлулоидных пупсов и уточек для малышей. Куколки, сделанные из резины, точно копировали детей этого времени - их причёски, платья и короткие штанишки на лямках, башмаки, пальто и т. д.
Разрушенное войной хозяйство постепенно восстановилось. В производстве игрушек появились новые технологии и материалы. Кукольная промышленность набрала темпы, и игрушки начали изготавливать большими партиями. Что касается вышеупомянутой популярности игрушек - лошадок, то их существовало несколько разновидностей, и они имели разные названия. «Например, «Лошадка малая» изготавливалась из папье-маше, её окрашивали разноцветными масляными красками, соответственно определённой масти. Ушки были изготовлены из кожи. Обязательной была уздечка, изготовленная из разноцветной тесьмы». (Абрамова И. Всё равно тебя не брошу…// Витебский курьер. 2004. №87 )Помимо этой модели были также «Лошадка средняя», основное отличие которой заключалось в том, что у неё имелись колёса, и её можно было возить по полу. «Лошадка героическая» напоминала о подвигах кавалериc-тов. Но мечтой каждого мальчика была «Лошадка озвученная». Голова её была подвижной, но самое интересное в том, что она умела ржать. Специально для этого, внутрь лошадки вставлялось звуковое устройство. Естественно, что цена её была дороже, чем у предыдущих. Помимо лошадок изготавливались такие игрушки, как «Мишка», которого шили из чёрного или коричневого плюша и набивали ватой, стружками или опилками, «Собачка», изготавливаемая также из плюша.«Познавательно - техническую нагрузку несла игрушка «Ветряная мельница». Её делали из отходов фанеры… Она крепилась к небольшой площадке. Крылья мельницы можно было приводить в движение путём вращения прикреплённой оси и короткого шнура…». (Абрамова И. Всё равно тебя не брошу…// Витебский курьер. 2004. №87 ) Таковым является ассортимент игрушек поколения 50 - х годов. Но это не означает, что нужно ограничиваться лишь им. Кроме этого, на фабриках выпускали кукол, различные машинки и т.д. Что касается 60 - х годов, то игрушки старались производить как можно больше. Их изготавливали огромными партиями и при этом не задумывались об их разнообразии. Наступает время, которое называется перестройкой. В это время в магазины хлынули «игрушки - иноземки» - новые, яркие, необычные. Самой необычной была кукла по имени Барби с точёной фигурой и «настоящими волосами», которая потеснила пухлую куклу Любочку.
1.4 Народная игрушка
Многие игрушки переходят границы государств, обретают новые формы. Например, идею нашей русской матрешки подсказал смешной «человечек» Фукурума, привезенный из Японии в Россию в 90-х годах позапрошлого века. Фигурка деревянного добродушного лысого старика-мудреца, с вытянутой вверх головой от постоянных раздумий, раскрывалась, и там находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. В игрушечной мастерской А. Мамонтова «Детское воспитание» по эскизам художника С. Малютина токарь В.Звездочкин выточил первую матрешку. Она состояла из восьми фигур: девочка в сарафане и платке с черным петухом в руках, затем мальчик и опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца. В начале 1900-х годов мастерская закрылась и производство матрешек перекочевало в Сергиевский посад (теперь г. Загорск). В 1900 г. русские матрешки появились на Всемирной выставке в Париже и очаровали иностранцев. Начался массовый вывоз этой игрушки за границу. Постепенно ассортимент матрешек расширялся: появились изображения девушек в сарафанах и платках, с корзинками, узелками, серпами, букетами цветов. Делали матрешек в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, пастушка со свирелью; старика с бородой; старообрядку в черном сарафане с четками, молитвенником и бубликами. Появилась свадебная матрешка - «жених и невеста» с вкладками-«родственниками». К 100-летнему юбилею Отечественной войны с французами в 1912 г. были выпущены 8-местные матрешки, изображавшие Кутузова и Наполеона и членов их военных штабов с портретным сходством. Любимые сказки и басни - «Золотая рыбка», «Конек-Горбунок», «Иван-Царевич», «Жар-птица» и др. - тоже отражались в оригинальном творчестве. Изготовляли матрешек от 2- до 24-местных, а в 1913 г. для выставки игрушек в Петербурге токарь Н. Булычев выточил 48-местную матрешку. В начале XX века производство матрешек наладилось в Семеновском районе Нижегородской губернии (Горьковская область). Мастера придали ей несколько иную форму и своеобразную роспись. После 1917 г. возникли артели, объединившие кустарей-одиночек в игрушечные фабрики. Тема матрешки развивалась, у нее появились «родственники» - ваньки-встаньки, неваляшки. В России еще в XVII веке широкое развитие получила народная кустарная деревянная и гончарная игрушка. Содержание ее составляют темы труда и быта народа, сказочные, былинные сюжеты, она отличается художественностью образов, выразительностью форм и расцветок. Постепенно возник игрушечный промысел, появились артели. В исторических документах 1663 г. впервые упоминается о крупном таком промысле в селе Богородском под Москвой. Талантливые народные умельцы особое предпочтение отдавали фигуре медведя из дерева: бьет по наковальне медведь-труженик, помогая кузнецу; весело смотреть на игрушку «Коза в сарафане и медведь с дудкой»; усердно «моет» руки медведь под умывальником, если пошевелить подвешенный снизу шарик. В середине прошлого века возник игрушечный промысел в селе Дымково Вятской губернии (Кировская обл.) - хороша глиняная «барыня», вся в оранжевых, золотых, алых разводах. Даже медведи, кони и бараны приобрели яркий наряд, но краше всех индюк - всеми цветами радуги расписан его хвост. У каждого художника свой почерк, свой излюбленный цвет и тема игрушки.
Игрушка из Каргополя - это искусство строгое, даже суровое, как природа Севера, но таит приветливость и сердечное тепло. В произведениях Ульяны Бабкиной (1888 г. рождения), Шевелевых, Дружининых глиняные птицы с девичьими лицами; медведицы, играющие на гармониках, и сказочные полканы-кентавры - получеловек и полулошадь. Все они рождены незаурядной фантазией, впитавшей память предков. Недавно ученые обнаружили, что орнамент каргопольской игрушки напоминает древнюю роспись на стоянках первобытного человека, найденную в тех местах. Значит, узоры нынешнего мастера являются дыханием истории древнего происхождения. Радуют сочные, золотисто-красные тона деревянных самоваров и чашек мастеров села Хохлома и резные игрушки коньки, козлы, быки из села Городец - Горьковской области. В каждом народе живы древние обычаи в создании народной игрушки. Приветливо принимает у себя в мастерской маленьких гостей из детского сада, передает им свое солнечное искусство мастерицы народной игрушки Узбекистана из Бухарской области. Великолепны игрушки из соломы у белорусских мастеров и вязаные из шерсти - у мастеров Прибалтики.
Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек. Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ. Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования фигуры. Затем было изготовлено изображение куклы. Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы, они пришли к заключению, что кукла должна отражать модные тенденции, копируя пропорции известных всей стране топ – моделей. Барби появилась в 1958 году, и специалисты кукольных дел видят в ней отражение бытовавшего в ту пору стереотипа женского типа. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь. Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ. Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления. Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства. Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется “Барби - повар’’.У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия. Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.
Глава 2 Значение игрушки в жизни человека
2.1 Роль игрушки
Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому – то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека. Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился ни один праздник. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение. Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые "потехи" с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие.
Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Но чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть "правильно" сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил. Кроме того, куклам никогда не рисовалось лицо, так как наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза. Тряпичные обереги сопровождали человека на всех этапах его жизни. И во время рождения, и на свадебном торжестве, и на похоронах являлись непременными спутниками людей. Благословляя дочь на замужество, мать дарила ей куклу, сделанную своими руками. А в центр свадебного пирога обязательно помещали березовую рогатину, украшенную фигурками жениха и невесты. Береза символизировала древо жизни, ветви которого - основа для молодой семьи. А муж с женой словно становятся центром маленького мира, где царят любовь и понимание. Еще до рождения ребенка мать готовила ему игрушку, которую клали в колыбельку, чтобы она охраняла ее от недобрых сил. С ней ребенок рос, учился ходить, произносил первые слова. Когда не мог долго уснуть, мама клала ему в кроватку свернутую из лоскутков куклу-Бессонницу - берегиню, оберег малыша. Если женщина теряла ребенка, тоже делала куклу и ухаживала за ней, как за сыном или дочкой. Считалось, что это поможет душе умершего освоиться в загробном мире, а матери - смириться с горем. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. Во все времена ребенок через игру постигал мир, примеривая на себя разные роли, учась модели поведения, принятой у взрослых. Необходимость куклы для развития человека доказана исторически и этнографически. На ранних ступенях культуры кукла играет роль в жизни не только pe6eнкa, но и взрослой женщины, матери. Во многих местах женщины, мало отличающиеся по своему развитию от своих детей, относятся к своим куклам как к чему-то живому, а в некоторых случаях и совершенно, как к детям. У некоторых племен краснокожих мать, в случае смерти ребенка, кладет в его колыбельку куклу, водит ее за собой, говорит с ней и проделывает все, как со своим ребенком. Мать дает этой кукле имя своего умершего ребенка, его одежду и амулет и часто целый год не расстается с ней. В основе этого факта лежит широко распространенная анимиcтичecкaя идея, что peбeнoк еще слишком мал, чтобы самому проделать далекий путь в рай, поэтому мать якобы помогает ему внимательным уходом за куклой-символом, пока ребенок не подрастет. Современные психологи убедились, что дети предпочитают мягкие игрушки, изображающие детенышей, а не взрослых животных (бельчонка, тигренка, лисенка, а не белку, тигра, лису). Причем чем больше "детского" в такой игрушке (большая голова, наивное выражение глаз и т.п.), тем она более любима. Ребенок для игр выбирает себе подобных. Это верно и по отношению к куклам: кукла-ребенок понятней, с ней легче отождествить себя, ею можно командовать и даже наказывать. Ребенок сильнее игрушки, он хозяин ситуации и творец игры. В настоящее время в наших магазинах присутствует полное изобилие различных игрушек. «Мальчишкам нравятся все технические новинки: пистолеты, грузовики, самолеты и подводные лодки, - все то, что движется, мигает, звучит. Их привлекают Человек-Паук и Бэтмен. В то же время, обычные конструкторы и железные дороги не очень-то нравятся маленьким мужчинам. Им нужен автомобиль, напичканный электроникой. Чтобы на такой машинке не просто кататься можно было, а преступников ловить». Для девочек актуальными являются куклы Барби, их копии, куколки с «фарфоровыми личиками». В отдалении остаются обычные куклы, не имеющие шикарной фигуры и причёски. Девочкам нравятся Барби, так как, помимо самой куклы, в придачу продаются дома с мебелью, машины, яхты и прочие принадлежности «хорошей» жизни. Судя по всему, это и привлекает маленьких покупательниц, мечтающих о красивом и беззаботном будущем. «Через Барби, по мнению психологов, девочкам внушается схематичный и однобокий стереотип поведения: современная женщина должна иметь богатого друга, дом с бассейном, престижную машину и яркую косметику».Барби портит девочек . Время диктует свои условия. Но игрушки и процесс игры не потеряли своего первоначального значения. Это развитие, приносящее радость. В игре ребенок совершает свои первые открытия, учится быть активной и творческой личностью. Нужно присматриваться к своему чаду. Если вы купите ему пожарную машину, не объяснив, для чего она нужна, не рассказав, как пожарные помогают людям, машинка будет забыта через пару дней. Если же у него сложится в голове модель игры с этой игрушкой, то он будет занят ею долгое время.
2.2 Значение игрушки в жизни человека
В практической части хотелось бы подробнее рассмотреть исследование, проведённое методом интервью и проанализировать его. Суть этого исследования состоит в том, чтобы выяснить функцию игрушек в обществе, а также узнать отношение респондентов к их (игрушек) роли в семье. Нами было опрошено три учителя, 1 родитель и одна бабушка. Возраст их составлял от тридцати до восьмидесяти лет. В результате анализа интервью выяснилось, что четверо во времена своего детства делали игрушки сами, что можно увидеть в следующей цитате: «Игрушки не покупались, так как не было денег. Для разнообразия, чтобы было больше игрушек. Игрушки шили сами (кукол, собак, одежду для кукол (платья, сарафаны из ситца)). Голову набивали ватой, раскрашивали цветными карандашами (черные брови, голубые глаза). Куклы были большие, примерно 25-30 см».Также игрушки покупали в магазинах, очень часто игрушки дарили . На вопрос о том, передаются ли игрушки в Вашей семье по наследству, все ответили положительно. «Да, передаются мягкие игрушки» или «Моя внучка играла в игрушки своей мамы». Это может зависеть от многих факторов, например, от традиций, принятых в семье, либо от недостатка финансовых средств и т. д. Что касается вопроса «Играют ли в эти игрушки Ваши дети?», то отвечающие разошлись во мнениях. Далее идут вопросы, связанные также с самостоятельным изготовлением игрушек. Звучат они так: «Делали ли Вы игрушки своими руками?», «Делали ли Ваши дети игрушки?» Отвечая на первый вопрос, рассказали , что в деревнях, применялись некоторые практики обмена игрушек, т. е. «меняли мохры (одеяла старые) на игрушки. Как нам кажется, это очень интересный вид практик обмена. То можно связать с тем, что в деревне взаимоотношения купли-продажи намного проще, так как у людей не было достаточного количества материальных средств. Сходство состоит в том, что и там, и там люди обменивают какие-либо старые вещи на другие, нужные им. Во втором вопросе все высказывания совпали. Они ответили, что, в основном, их дети играли в покупные игрушки, а если и шили, то очень мало, да и то, только одежду для кукол. Следует подробнее остановиться на вопросе, связанном с тем, как игрушка может определять статус человека в обществе. Ранее говорилось о значении игрушки в обществе и о том, как в ней это общество отражается. Повторяя слова Бартрама Н. Д., следует отметить, что "каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху. Также и человек. Игрушка показывает, насколько он (человек) может олицетворять собой общество, в котором он находится, и, кроме этого, она указывает на его положение в обществе. Переходя к современности, необходимо выяснить отношение отвечающих к игрушкам нашего поколения. В целом, существуют как положительное, так и отрицательное отношение к современным игрушкам, и не только у отвечающих . Сейчас публикуется множество статей о вредности западных игрушек. Говорится, что они очень отрицательно влияют на детскую психику и представляют собой героев западных сериалов, боевиков и прочих фильмов, что не очень положительно сказывается на ребёнке. Приведем отрывок из статьи Александра Рудакова «Мистика русской души»: «Сегодня "империя Барби" становится передовым отрядом "магической агрессии" Запада, разрушающей у русских детей унаследованные от предков архетипические модели восприятия реальности. Получая в руки трансформер с центральным образом Бэтмена или собирая конструкторы с американскими серебряными звездами, маленький человек получает первый опыт культурной колонизации, ощущая не только тот факт, что игрушки -- "не наши", но и подчиняясь, после болезненной внутренней ломки, чужеземному игрушечному пантеону». Это, несомненно, резкая критика в сторону западных игрушек. Но, нельзя сказать, что они полностью подавляют русскую культуру и ребёнок полностью перенимает западный опыт. Нет, несмотря на отрицательные отзывы, эти игрушки не могут затмить нашу культуру и влияние родителей, которые являются её носителями. Так что же думают наши отвечающие по этому поводу? Все в принципе относятся к современным игрушкам положительно, «потому что есть доступ к игрушкам. Можно все приобрести. Игрушки очень красивые. Довольна, что дети могут пользоваться этими игрушками.»; «да, мне нравятся. Они красивые, яркие». Но, есть и отрицательные мнения: «К оружию отношусь отрицательно. Отрицательно к китайским игрушкам, так как они не качественные, в них химикаты, они вредные для организма». Что касается заключительного вопроса нашего интервью, в котором мы выясняем, как современные игрушки влияют на детей и влияют ли вообще, то можно сказать, что он непосредственно связан с предыдущим. Мнения по этому поводу по-прежнему разделяются. Некоторые из респондентов считают, что современные игрушки «повышают интеллект, такие как мозаика, кубик Рубика и прочие». Одна женщина ответила, что «современные игрушки очень сильно влияют на развитие детей. Особенно компьютер. Дети ещё не ходят в школу, а уже умеют обращаться с компьютером». Как видно из этих ответов, современные игрушки влияют на детей как положительно, так и отрицательно.
Заключение
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы. Современная же, рыночная индустрия готова удовлетворить любые, самые порой экстравагантные представления о том, какой должна быть кукла. От набора точных копий национальных костюмов, "обладательницы" которых смотрят стеклянными глазами сквозь стекла витрин, до все еще сохранившихся у нас штампованных Наташ из твердой пластмассы, от начиненных электроникой, говорящих, ходящих, агукающих киберпупсов до зрелых Барби, окруженных безумным количеством сопутствующего товара, без которого жизнь будущей женщины должна быть просто немыслима. Со временем, кукла видоизменилась, усовершенствовалась и превратилась в ослепительную фарфоровую или пластмассовую красавицу, которая радует на сегодняшний день глаза наших детишек. А остальные игрушки стали настолько разнообразны, что в огромном выборе можно очень легко заблудиться. Подводя итоги всей исследовательской работы, для начала следует обозначить основные моменты, включённые в неё: - Развитие игрушки происходило постепенно. От года к году она становилась всё качественнее.Но нужно отметить, что в период ВОВ производство игрушек было приостановлено, и он является сложным для развития игрушки. - Изучение игрушки, помимо всего прочего, может иметь социологический аспект, т. е. её значение для общества и отражение общества в ней. - Современная игрушка также значима для общества, но остаётся открытым вопрос о том, как она влияет на ребёнка: положительно или отрицательно. Анализируя проведённые интервью, выяснилось, что существуют различные мнения по поводу игрушек. Мнения респондентов разделяются, но в некоторых вопросах, совпадают. Современные же игрушки не всегда олицетворяют образ российского человека и в большинстве своём направлены на западные стереотипы общества. Гипотеза исследовательской работы подтверждается, но не целиком. Респонденты согласились с тем, что игрушка всегда показывает статус человека. В результате опроса выяснилось, что люди не всегда переходили от ручного создания игрушек к их покупке. Некоторые из них все свое детство изготавливали кукол самостоятельно. Это зависело от финансового состояния семьи. Таким образом, гипотеза подтверждается не полностью. В итоге следует сказать, что «нужно следить за тем, во что и как играет ваш ребенок. Будьте примером для своего чада. Растите с ним. Играйте с ним. И пусть в игре вы поменяетесь ролями. Он вырастет и справится со своей ролью родителя, друга, коллеги на "отлично"».
Приложения
Вопросы интервью.
1) Расскажите, откуда брались игрушки в Вашей семье?
2) Передаются ли игрушки в Вашей семье по наследству?
Какие? Почему?
3) Играют ли в эти игрушки Ваши дети?
4) Делали Вы игрушки своими руками? Почему?
5) Делают ли игрушки Ваши дети?
6) Влияла ли игрушка в Советское время на положение человека в обществе? А сейчас?
7) Как вы относитесь к современным игрушкам?
8) Как относятся Ваши дети к современным игрушкам?
9) Как Вы думаете, современные игрушки влияют на развитие детей?
Библиографический список
1. Абрамова И. Всё равно тебя не брошу…// Витебский курьер. 2004. №87
2. Бартрам Н.Д. Воспоминания о художнике // Избранные статьи. М., 1979. С.46, С.50-51.
3. Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей. // Игрушка. М., 1950. С.37
4. Барби портит девочек // http://www.rususa.com/news/news.asp-nid-2795-catid-8
5. Бредникова О., Кустафьева З. Старая вещь как персонаж блошиного рынка // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2004. №34
6.Дорофеева З. Е., Сазонова Ю. В. Игрушка в жизни студента // Социологические исследования. 2002. №6 (218).
7. Оршанский Л.Г. Игрушки // Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М. - Петроград, 1923. С.101
8.Рудаков А. Мистика русской души.
9.Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. С.23
Учимся ткать миленький коврик
"Разделите так, как делили работу..."
Калитка в сад
Флейта и Ветер
Рисуем белые грибы пастелью