Валяние войлока – пожалуй, самая древняя техника изготовления изделий из шерсти. Войлок (англ.felt; нем.filz; тюркск.ajluk-покров,покрывало) - вид непряденого текстиля из натуральной шерсти.
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.docx | 32.29 КБ |
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Валяние войлока – пожалуй, самая древняя техника изготовления изделий из шерсти. Войлок (англ.felt; нем.filz; тюркск.ajluk-покров,покрывало) - вид непряденого текстиля из натуральной шерсти. Сам войлок существует столько же, сколько существуют на Земле овцы, кони, козы. Так, к первейшему упоминанию о войлоке относится легенда о том, что первый валяный ковер был найден на Ноевом Ковчеге, где овечья шерсть, падающая на пол, намокала и сбивалась копытами. Когда же овцы покинули Ковчег, то в Ковчеге остался свалянный овцами ковер.
Войлоковаляние- древнейшее текстильное искусство, которое в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения.
Обработка войлока с древности был развит у кочевых народов.Используя для домашних нужд - делали ковры, ширдыки,дорожки, войлочные подушки, дорожные сумки, чулки, накидки для животных. Однако у всех народов были свои особенности обработки войлока.
Оседлые народы со временем переняли секреты изготовления войлочных изделий. Славянские народы кочевниками никогда не были, и собственно войлоки не изготавливали. Зато им были хорошо известны так называемые полувойлоки - тканые и потом подваляные материалы. Классическим примером такого материала является всем хорошо известное сукно, которое с древних времен использовалось для изготовления верхней одежды. Считается, что в России войлок появился в эпоху монголо-татарского ига. В России понятие «войлок» связано в первую очередь с валенками, войлок также традиционно использовался для хозяйственных нужд как теплоизолятор.
Валяние войлока принято считать изобретением кочевников. Традиционное жилище кочевников – юрта – состоит из деревянных решеток и крупных кусков свалянного вручную войлока. Кочевники первыми оценили изоляционные свойства войлока – он предохранял от дождя, холода или жары, и, кроме того, был достаточно легким. Казахские, киргизские, туркменские войлочные ковры – кошмы также служили для укрепления и утепления жилища и повозок.
Тема исследования:Войлоковаляние–древнейшее текстильное искусство.
Цель исследования: изучить традиции обработки войлока у кочевых народов.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с искусством войлоковаляния.
2.Изучить приемы обработки войлока у кочевых народов.
3.Рассмотреть современные приемы обработки войлока.
1.Войлоковаляние-древнейшее текстильное искусство.
Валяние войлока- самая древняя техника изготовления изделий из шерсти. Сам войлок существует столько же, сколько существуют на Земле овцы, кони, козы.
Одни из самых древних войлочных изделий археологи обнаружили в погребениях Пазырыкской культуры Горного Алтая, впервые были обнаружены целые предметы одежды,конское убранство, мягкая утварь.В прошлом веке в каждой семье валяли войлок для домашних нужд.Делали ширдыки, дорожные сумки, попоны, чулки.
Для многих народов, особенно кочевых был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной накидкой. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от жары и холода.
Войлок обычно делают в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Наиболее тонкие войлоки использовались как головные покрывала, из самых толстых делались доспехи, обувь, юрты.
Войлоковалянием интересуются многие ученые. Так, в 2009 году в городе Казани проходил международный симпозиум «Искусство войлока в тюрском мире: история и современность». Принимали участие не только народные умельцы, но и ученые и чиновники, всерьез увлеченные возрождением валяния войлока.
Чтобы узнать секреты изготовления войлока калмыками я познакомилась с Адьяевой Екатериной Лиджиевной, которая занимается этим редким ремеслом. Также побывала в музее, где ознакомилась с образцами старинных войлочных изделий. Еще я узнала, что в п.Кетченеры проживает ДорджиНандышев, один из немногих калмыков, владеющий мастерством войлоковаляния, которое передалось ему отбабушки.
Валяние войлока принято считать изобретением кочевников. Традиционное жилище кочевников- юрта - состоит из деревянных решеток и крупных кусков свалянного вручную войлока. Кочевники первыми оценили изоляционные свойства войлока- он защищает отдождя, холода или жары, и очень прочный и легкий.
У разных народов мира много традиций обработки войлока и практически все изделия использовались для быта.
2. Приемы обработки войлока у кочевых народов.
Войлоковаляние – это традиционное занятие кочевых народов. В первой половине прошлого века в каждой семье валяли войлок для домашних нужд. Делали ширдыки, дорожные сумки, чулки.
Валяние войлока включает в себя несколько последовательно совершаемых операций:
- сбивание шерсти специальным прутом, предпочтительно в сухую солнечную погоду, чтобы шерсть не пропиталась атмосферной влагой;
- обрызгивание взбитой шерсти водой или молочной сывороткой, с целью уплотнения шерстяной массы;
- свертывание шерсти в рулон, на деревянный валик или без него, с помощью веревки;
- обертывание рулона кожей, тканью или циновкой и прокатывание (валяние) рулона по земле либо путем буксировки всадниками либо просто вручную от одной группы людей к другой, периодически разворачивая рулон для выявления возможных изъянов.
Так получают крупные куски войлока (5х5м, 4х4м) – покрытия для различных частей кибитки. Мелкие куски, идущие на изготовление домашней утвари и обуви, просто сбивают и уминают руками,этим способом пользовались калмыки.
В художественном отношении калмыцкие изделия из войлока существенно отличаются от изделий других кочевых народов. Калмыцкие войлочные ковры часто изготовлялись из однотонного белого войлока, который простегивался стежками, создававшими строгие геометрические узоры. Такой строгий выдержанный колорит как нельзя лучше сочетался с ярким декором вышитых подушек, с орнаментальной полосой, окаймляющей окружность кибитки изнутри и с другими цветовыми пятнами в интерьере.
В Монголии и Башкирии войлок катают по ровному полю всадники на верховых лошадях, расположившись по обе стороны рулона друг против друга, а в Киргизии и в Туве - пешие.
Для изготовления ковра с мозаичным рисунком нужно приготовить шерсть, валять, вырезывать узор и сшивать ковер.
Чтобы выполнить ковер с двухцветным мозаичным рисунком, берут два одинаковых по размеру готовых тонко сваленных войлочных пласта, окрашенных в разные цвета и подготовленных описанным выше способом. Один войлок накладывают на другой и нанеся тонкой линией узор, острым ножом прорезают одновременно оба пласта. Разъединив их получают узорные куски войлоков. Затем раскладывают узорные части таким образом, чтобы получились два одинаковых по рисунку ковра, но с разным цветовым решением фона и узора. Например, из двух пластов войлоков синего и красного цвета можно получить два ковра: один- с синем фоном и красным узором, другой- с красным фоном и синем узором. Узор сшивают с фоном красивым швом. Мозаичный войлочный ковер готов. Этим способом пользовались казахи.
Так жили и обрабатывали все кочевые народы, кочуя по степи в поисках воды и пастбищ.Пользовались продуктами животноводства, спали на земле, подстелив войлочные ширдыки и не боясь ядовитых змей и скорпионов. Все ядовитые пауки, скорпионы и тарантулы боятся овец, запаха их пота, а змеи боятся конского запаха.
3.Современные приемы обработки войлока.
Войлоковаляние в наше время переживает «второе рождение», во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления войлока и изобретают новые. В моду входят войлочные аксессуары и украшения из войлока, одежда, войлочные картины и игрушки, светильники и предметы интерьера. Настоящими находками становятся неожиданные сочетания войлока с керамикой, металлом, стеклом.
В наши дни растет большой интерес к изделию из войлока связан с развитием технологий валяния и появлением большого выбора материалов и инструментов для этого вида творчества, а также с доступностью освоения техники войлоковаляния каждому.
В ремесленном производстве начали использовать специальные приспособления, облегчавшие процесс валяния. Позднее было налажено промышленное производство тонкого войлока – ФЕТРА. В 20 веке появился промышленный способ – иглопробивной. Механизированный способ не только облегчил трудоемкий процесс ручного валяния, но и дал возможность использовать искусственное непряденое волокно.
С древних времен выработано множество способов декорирования и украшения войлочных изделий. Наиболее известны способы:
Позднее было налажено промышленное производство тонкого войлока тонкого войлока (фетра), использовавшегося не только в легкой, но и в химической промышленности. В 20 веке появился промышленный способ – иглопробивной. Механизированный способ не только облегчил трудоемкий процесс ручного валяния, но и дал возможность использовать искусственное непряденое волокно.
Известны с древних времен целебные силы войлока. Войлок - это древнейший материал, популярный сегодня в Европе, и до сих пор сохранивший ручной способ производства. Существует много теорий о том, где и когда появился войлок одна из них о том, что он появился где-то в Центральной Азии у кочевых народов. В Киргизии и Казахстане всю дорогу носят шапки от солнца. Считается, что войлок появился случайно, когда шерсть, в ходе ее использования, свалялась. И произошло это примерно в 6 тысячелетии до н.э. В народе ничего не забывается. Вековые традиции зачастую очень органично вписываются в жизнь современного человека. Сама технология производства войлока выглядит так: шерсть валяется 5 часов всухую, потом укладывается в форму при помощи деревянной колодки и затем еще несколько часов валяется в воде. Следующий этап - сутки вымачивания формы в соляном растворе. Вообще добиться правильного войлока, который не будет потом садиться от влаги и деформироваться, непросто. Это целая наука. А художественные возможности войлока и сегодня привлекают производственников к созданию уникальных товаров.
В военном деле войлок использовался как заменитель кольчуги, как подкладка под шлем, из него делали чехлы к рукояткам сабель, им обшивали снаружи верх крепостной стены при обороне города, чтобы в нем застревали стрелы. Из войлока делали прокладку в оборонительных валах вокруг селений и городов в местах с засоленной почвой, чтобы соль не разъедала стены. Войлок использовали в кузнечном деле, в медицине (при лечении переломов костей) и т. д.
Мокрое валяние.Мокрое валяние – традиционный ручной способ изготовления войлока, при котором шерсть взаимодействует с водой и мылом. Под воздействием горячей воды или пара. Эта техника позволяет создавать как плоские декоративные панно, так и объёмные изделия - сумки, головные уборы, игрушки .
Сухое валяние.Техника сухого валяния, фелтинг- это создание изделий из шерсти при помощи специальных игл. При втыкании иголки в шерсть, насечки в нижней её части зацепляют волокна и проталкивают их в нижние слои, после чего происходит спутывание. Так достигается эффект валяния. В этой технике создают объёмные скульптуры и игрушки.
Войлоковаляние - в современном мире переживает второе рождение.
Растущий интерес к созданию изделий из войлока в наши дни связан с развитием технологий валяния и появлением большого выбора материалов и инструментов для этого вида творчества, а также с доступностью освоения техники войлоковаляния каждому.
Заключение.
Войлоковаляние - древнейшее текстильное искусство, у разных народов мира много традиций обработки войлока и практически все изделия использовались для быта.
Войлок еще вернет былую популярность в современном мире и переживет второе рождение. В мире все больше растет спрос на вещи из натуральных волокон.
Войлок очень благодатный, пластичный материал. Освоить технологии валяния по силам любому. Войлок доступен каждому,как никакой другой материал. Войлок служит идеей объединения традиции, объединяет увлеченных людей, дарит тепло душе и телу. Позволяет с легкостью прикоснуться к корням моих предков, будит фантазию.
Список использованной литературы
1.Адьяева Е.Л. «Мода на войлок еще вернется». «Известие Калмыкия», 12 марта 2011г.
2.Василенко К.А. «Войлочные изделия»
3.Горяинова Г. «История войлока»
4.Моисеев А.И.,Моисеева Н.И. «История и культура калмыцкого народа»(15-18 вв)
5.Жуковская Н.Л. «Калмыки», издательство «Голос-пресс», 2003г.
6.Сычев Д.В. Калмыцкое народное искусство.Альбом.Элиста,1970,112с.
7.Эрендженов К. Золотой родник. О калмыцком народном творчестве,ремеслах, и быте. Элиста,1985,127с.
8.Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Худож. ткачество. Ручное ковроделие. Худож. роспись тканей. Практ. Пособие для руководителей школьных кружков. Под ред. В.А.Барадулина и О.В. Танкус.М., «Просвещение», 1978-255 с.
Министерство образования,культуры и науки Республики Калмыкия
Управление образования Администрации города Элисты
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Элистинская многопрофильная гимназия личностно ориентированного обучения и воспитания»
ХI республиканская научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Направление: краеведение
Название работы: «Войлоковаляние – древнейшее текстильное искусство»
Автор работы: Уразалиева Аяжан Мергеновна
Место выполнения:г.Элиста
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение «Элистинская многопрофильная гимназия личностно
ориентированного обучения и воспитания»
Руководитель:Укурчиева Т.А., учитель начальных классов, Почетный работник РФ
2015 г.
Как Снегурочке раскатать тесто?
Цветение вишни в лунную ночь
Рисуем осенние листья
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Большое - маленькое