Вышивка крестом
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект "Вышиваем крестом" | 867.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 города Новоалтайска Алтайского края»
Творческий проект
Номинация «Художественно-декоративное творчество»
Выполнила:
ученица 7г класса МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска
Эннст Анастасия
Руководитель: учитель технологии
Светлана Васильевна Гладышева
г. Новоалтайск 2015
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Введение
1.Выбор и обоснование проблемы
I.Организационно–подготовительный этап
1.Немного из истории русской вышивки
2.Сбор информации
3.Анализ идей
II.Технологический этап
1.Технология выполнения образца
2.Инструменты и приспособления для вышивки
3.Рабочее место вышивальщицы, правила безопасности труда
4.Схема выполнения вышивки
III.Заключительный этап
Вывод
Список используемой литературы
– занятия рукоделием.
– вышивание крестиком.
если найти общее интересное дело, например, вышивание крестиком, узнать о нём как можно больше и рассказать об этом одноклассникам, учителям, родственникам, то можно заинтересоваться этим видом рукоделия и через занятия вышивкой сплотить семью, классный коллектив.
Недавно мама помогла мне с одной работой, и чтобы отблагодарить её за вложенный труд, я решила сделать ей подарок. Вдруг я вспомнила, что она очень любит вышитые картины, так я определилась с подарком.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством. Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Все эти сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру - Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.
Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений. Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера. Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченный спрос, как в нашей стране, так и за рубежом. Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие в подлинные произведения искусства. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки древней Руси покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения узора. В курганах IX-XII веков археологи часто находят фрагменты древней одежды, украшенные сверкающим золотым узором.
В XIV-XVII веках вышивка в костюме находит еще большее применение. На царской и боярской одежде, на церковных облачениях золотые вышивки сверкали и переливались на цветных фонах нежного шелка или мягкого бархата. Цветными шелками и золотыми нитями украшались тонкие льняные ткани, из которых шились праздничные рубахи, свадебные полотенца и ширинки (небольшие платки). Позднее, несмотря на резкое изменение быта и увлечение иностранной модой, традиции вышивального искусства Древней Руси не были забыты.
Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье, как близ городов, так и в далеких глухих селениях. В XIV-XVII веках вышивка в костюме находит еще большее применение. На царской и боярской одежде, на церковных облачениях золотые вышивки сверкали и переливались на цветных фонах нежного шелка или мягкого бархата. Цветными шелками и золотыми нитями украшались тонкие льняные ткани, из которых шились праздничные рубахи, свадебные полотенца и ширинки (небольшие платки). Позднее, несмотря на резкое изменение быта и увлечение иностранной модой, традиции вышивального искусства Древней Руси не были забыты. В русских деревнях и селах с пятилетнего возраста начинали обучать девочку женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать, а в некоторых районах и плести кружева. К 13-15 годам она должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах - крестному, попу, дьякону и т.д.
В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая ее. Вот почему по цвету, орнаменту и фактуре вышивки всегда можно определить, где она была выполнена и когда применялась.
Вышивание крестом
Технологическая карта
Вышивка горизонтальными стежками
№ п/п | Последовательность операций | Изображение | |
1. | а) Закрепить нить с изнаночной стороны в начале работы. б) При закреплении нити в ходе работы – нить закрепляют в рядом лежащем стежке с изнаночной стороны изделия петельным стежком. | ||
2. | а) Работу начинают слева направо. б) Затем возвращаются в обратном направлении. Стежки сильно не натягивают, но и не ослабляют. | ||
3. | Второй горизонтальный ряд вышивают под первым. | ||
4. | Закрепляют нить на изнаночной стороне изделия, протаскивая нитку под рядом лежащие вышитые стежки. | ||
5. | Проверить качество |
Стоимость выполненных картин можно вычислить следующим образом:
1. Стоимость набора для вышивания – 200 руб.
2. Рамка (деревянная), размер18х25 – 167 руб. Итого: примерная себестоимость картины, с учетом оплаты труда составит.
С1=200 + 167 = 367 руб.
Перечислим компоненты, необходимые для работы. К ним относятся: нитки, канва, пяльцы и иглы для работы. В данной работе я использую нитки российского производства фирмы «Гамма». Пяльцы из чудесного дерева бука, изготовлены в Индии. Иголки – из высоколегированной стали – российского производства, для длительного пользования.
Из вышесказанного следует, что основные компоненты для вышивания не наносят природе вреда, ни в процессе производства, ни в процессе эксплуатации. Они не вызывают аллергии, не действуют раздражающе на зрение и слух человека.
Правильно организованные и строго дозированные занятия способствуют восстановлению и укреплению здоровья. Существует такой медицинский термин «трудотерапия». Вышивание восстанавливает душевное равновесие, помогает при воспалении суставов и связок. Своеобразной гимнастикой для глаз при близорукости является вышивание крестом. Этим же полезно заняться при аллергическом дерматите. Выполняя «Творческий проект» по технологии, мы учитываем, на сколько, изготовленная работа не вредит окружающей среде. Основу вышивки составляют натуральные материалы, которые не имеют химических или искусственных примесей, т.е. экологически чистые. Использование ткани, ниток, иголок, ножниц, пялец и т.д., вредных воздействий на организм человека в процессе выполнения работы не оказывает. Оно экологически чистое. Сырьем для получения хлопчатобумажной ткани, ниток является растение хлопок, возделываемое человеком. Ткань хорошо утилизируются.
На основе выше изложенного считаю, что изготовление и дальнейшее использование моего проекта не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
1. Благодаря приобретённым ранее знаниям, все технологические операции были выполнены точно и чётко.
2. Оценивая проделанную работу, можно с уверенностью сказать, что картина получилась очень красивой.
Журнал ручной вышивки «Чудные мгновения».
Учебник «Технология»
Интернет сайт - krestom.ru
Продукция компании «РУКОДЕЛЬНИЦА» ---
это не только качество,
но и аккуратно выполненные изделия.
Рисуем ананас акварелью
Подарок
Как нарисовать лимон акварелью
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Яблоко