Поистине увлекателен приносящий большое удовлетворение процесс освоения "тайн мастерства" отдельных видов художественных ремесел. Если ты хоть раз сделал вещь своими руками, и она у тебя получилась - ты полюбишь это дело на всю жизнь.
Объект исследования: декоративно-прикладное искусство.
Предмет исследования: влияние декоративно-прикладного искусства на человека.
Цель исследования: доказать, что осваивая разные виды декоративно-прикладного искусства человек познает окружающий мир, делая его ярче, красочнее.
Работая над данным проектом ученица 10 класса смогла ответить на вопросы: «Что такое декоративно-прикладное искусство?», «Каковы его отличительные черты?»,«Какие виды декоративно-прикладного искусства существуют?». Изучила историю появления декоративно-прикладного искусства. Значима в этой работе практическая часть, в которой автор представил свои творческие работы, посредством которых попытался доказать, что занятия декоративно-прикладным искусством помогают познать мир, увидеть его красоту, преобразить, сделать еще ярче и гармоничнее.
Слайд 1
«Познание мира через декоративно-прикладное искусство»
Слайд 2
«Познание мира через декоративно-прикладное искусство»
Слайд 3
Объект исследования: декоративно-прикладное искусствоПредмет исследования: влияние декоративно-прикладного искусства на человека
Слайд 4
Цель исследования: доказать, что осваивая разные виды декоративно-прикладного искусства человек познает окружающий мир, делая его ярче, красочнее.
Слайд 5
Задачи:
1)Найти ответы на вопросы: «Что такое декоративно-прикладное искусство?», «Каковы его отличительные черты?», Какие виды декоративно-прикладного искусства существуют?»2)Изучить историю появления декоративно-прикладного искусства 3) Представить свои творческие работы, посредством которых попытаться доказать, что занятия декоративно-прикладным искусством помогают познать мир, увидеть его красоту, преобразить, сделать еще ярче и гармоничнее. 4) Провести мастер-классы для учащихся 8, 5, и 4 классов и представить результаты.
Слайд 6
Гипотеза: занятие декоративно-прикладным искусством эстетически обогащает человека. Он познает мир, знакомиться со своими древними истоками, открывает для себя прекрасное.
Слайд 7
Теоретическая часть
1) Определение декоративно-прикладного искусства2) Классификация видов декоративно-прикладного искусства 3) История зарождения декоративно-прикладного искусства
Слайд 8
Практическая часть
Слайд 9
http://in-dee.ru/profile14796 https://vk.com/public76052697http://instagram.com/hand_made_by_kuzmina_dasha/
Слайд 10
Гипотеза: занятие декоративно-прикладным искусством эстетически обогащает человека. Он познает мир, знакомиться со своими древними истоками, открывает для себя прекрасное.
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Тема проекта Познание мира через декоративно-прикладное искусство Автор: Кузьмина ДарьяВладимировна, ученица 10 класса МАОУ Гимназии №8 «Лицей им. С.П. Дягилева». Научный руководитель: Банных Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ Гимназии №8 «Лицей им. С.П. Дягилева» г. Екатеринбург, 2015 |
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1 Что такое декоративно-прикладное искусство?
1.2. Классификация декоративно-прикладного искусства.
1.3. История появления декоративно-прикладного
искусства.
1.4. Декоративно-прикладное искусство в наше время.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Витраж.
2.2. Декупаж.
2.3. Украшения.
2.4. Декор.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение
Люди всегда старались украсить свой дом, сделать его более уютным, украшали его разными предметами декора, что стало для человека традицией, благодаря которой сложился целый вид искусства – декоративно-прикладное.
Богато и разнообразно декоративно-прикладное искусство. В этом виде искусства народ выражал свои представления о прекрасном, стремился преобразить по законам гармонии и красоты свое непосредственное окружение. Лучшие произведения декоративно-прикладного искусства поражают простой и лаконичностью, служат великолепными образцами использования обычных, повсеместно распространенных материалов.
Поистине увлекателен, приносящий большое удовлетворение процесс освоения «тайн мастерства» отдельных видов художественных ремесел. Если ты хоть раз сделал вещь своими руками, и она у тебя получилась – ты полюбишь это дело на всю жизнь. Так и случилось со мной: однажды в Сысерти, четыре года назад, я попала на мастер-класс по изготовлению оберегов. Кукла-оберег - стала первым моим знакомством с декоративно-прикладным искусством.
Прошло много лет: я учусь в 10 классе МАОУ Гимназии №8 «Лицей им. С.П. Дягилева», на отделение ИЗО. В дальнейшем хочу связать свою жизнь с ДПИ. Через полтора года планирую поступать в Художественную Академию им. Штиглица в Санкт- Петербурге на факультет «ДПИ». Теперь я научилась делать не только обереги, но и освоила различные техники росписи по стеклу, декупаж,
Из любви к декоративно-прикладному искусству и родился данный проект: «Познание мира через декоративно0 прикладное искусство».
Объект исследования: декоративно-прикладное искусство.
Предмет исследования: влияние декоративно-прикладного искусства на человека.
Цель исследования: доказать, что осваивая разные виды декоративно-прикладного искусства человек познает окружающий мир, делая его ярче, красочнее.
Задачи:
1) найти ответы на вопросы: «Что такое декоративно-прикладное искусство?», «Каковы его отличительные черты?»,
«Какие виды декоративно-прикладного искусства существуют?»
2) изучить историю появления декоративно-прикладного искусства.
3) представить свои творческие работы, посредством которых попытаться доказать, что занятия декоративно-прикладным искусством помогают познать мир, увидеть его красоту, преобразить, сделать еще ярче и гармоничнее.
4) провести мастер-классы для учащихся 8, 5, и 4 классов и представить результаты в видеоматериалах.
Перед началом работы я выдвинула гипотезу: занятие декоративно-прикладным искусством эстетически обогащает человека. Он познает мир, знакомится со своими древними истоками, открывает для себя прекрасное.
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. Что такое ДПИ?
Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства, произведения которого объединяют художественные и практические свойства. Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение. Слово декоративный произошло от латинского dеkоrаrе – украшать.
1.2. Классификация декоративно-прикладного искусства.
1) Декупаж – это техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком для сохранения полученного изображения, долговечности.
2) Батик – это ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
На ткань — шёлк, хлопок, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв
3) Бисероплетение – это вид декоративно-прикладного искусства, создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.
4) Макраме – это техника узелкового плетения.
«Узелковое плетение», или «макраме» - это древнее искусство декоративного рукоделия, основанное на плетении узлов.
5) Квиллинг – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Они и являются «строительным» материалом в создании работ: картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии.
6) Скрапбукинг - вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, записей и других памятных мелочей. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.
7) Мозаика – это декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
8) Витраж — произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
9) Ювелирное искусство — изделие из драгоценных металлов и камней (кольцо, серьги, браслеты, колье, брошь, настольные украшения и пр.). Основной характеристикой ювелирных изделий является наличие работы мастера (ювелира), который создаёт изделия.
10) Оригами – это вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.
11) Керамика — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
12) Вязание — это процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла).
13) Вышивание — это общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, тюля и пр.
14) Литьё — технологический процесс изготовления заготовок (реже — готовых деталей), заключающийся в заполнении предварительно изготовленной литейной формы жидким материалом с последующим его затвердеванием.
Литьём называют также продукцию литейного производства, художественные изделия и изделия народных промыслов, полученные с помощью литья.
15) Набойка — способ украшения ткани. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.
16) Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом), а также искусства в целом (это старинный народный промысел).
17) Интарсия — вид декоративно искусства, выполняемая деревом по дереву.
Декоративно-прикладное искусство очень разнообразно. Осваивая любой из этих видов, человек начинает познавать мир.
1.3. История появления декоративно-прикладного искусства
Первые примеры развитого кузнечного и ювелирного производства встречаются у скифов и родственных им племен, живших на территории от Черного моря до Черноземья и Сибири. Для этих территорий характерен скифский звериный (тератологический) стиль. Северные славяне, постоянно контактировавшие с балтийскими и скандинавскими племенами, переняли от них другой вариант звериного стиля, где орнамент включает части звериных и человеческих тел, переплетающихся причудливым образом. На Урале и в Зауралье угро-финские племена, сначала из дерева и камня, а потом из бронзы изготовляли амулеты со стилизованными изображениями медведей и волков. Вырезанные из дерева ковши, увенчанные головами лосей, оленей, уток отличаются экспрессией и пластической выразительностью. Эти традиции долго сохранялись в русском народном искусстве.
Многие столетия, вплоть до 20-х годов 20 века, крестьянское домашнее производство, а с 18 - 19 веков и кустарные крестьянские промыслы, насыщали деревни и города глиняной, деревянной и металлической утварью, деревянными и керамическими игрушками, набивными тканями, коврами. Особенно знаменитыми стали хохломская деревянная посуда, городецкая яркая и жизнерадостная роспись по дереву, дымковские глиняные фигурки и свистульки лукутинские лаковые шкатулки с росписью.
Замечательные промыслы сложились у народов Русского Севера, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа; знамениты промыслы аулов Дагестана - Кубачи (обработка металла), Балхар (расписная керамика), Унцукуль (насечка серебром по дереву).
Бывшие иконописные мастерские в советское время перешли на роспись шкатулок. В Палехе Ивановской области И.И. Голиков и другие мастера разработали тончайшую миниатюрную живопись по черному лаку на сюжеты сказок и народных песен. В Древнюю Русь из Византии перешло высокое искусство перегородчатой эмали, черни, зерни, чеканки по металлу, резьбы по кости и дереву. К 17 веку сложилось развитое художественное производство: ростовская и усольская расписная эмаль, великоустюжское чернение по серебру, нижегородская резьба. Работы мастеров декоративного искусства украшали храмы и дворцы.
Со времен Петра I вошли в употребление вещи западноевропейского типа: фаянс, литая и чеканная утварь, мягкая мебель. С 18 века входят с широкое употребление зеркала. В 18 веке М.В. Ломоносов наладил мануфактурное производство стекла, мозаичной смальты и зеркал. Лучшие архитекторы 18 - начала 19 веков создавали эскизы предметов декоративного убранства интерьеров. Ряд зодчих этого времени начинает свою карьеру с работы декоратора (Росси, Воронихин). Для выполнения заказов императорского двора и высшей знати много работали частные предприятия, достигшие в 19 в. высокого мастерства: фарфоровый завод Попова, фаянсовый и фарфоровый заводы Кузнецовых.
В конце 19 - начале 20 века Савва Мамонтов в Абрамцеве и Клавдия Тенишева в Талашкине объединили профессиональных и народных мастеров, чтобы оживить традиции русского народного искусства. В этой работе участвовали: Елена Поленова, Николай Рерих, Михаил Врубель. В период развития стиля модерн майолика и витражи Врубеля, мебель, исполненная по рисункам Шехтеля, Фомина, Щусева определили новый подъем декоративного искусства в России.
В первые годы советской власти учреждение Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), новые идеи художественного производства и новые образцы изделий из дерева металла, созданные Татлиным и Лисицким, ткани Л. Поповой и В. Степановой придали мировое значение работам русских художников и дизайнеров. Они оказали существенное влияние на процесс становления искусства дизайна в 20 веке.
«Великий перелом» 1929 года прервал развитие дизайнерского искусства в России. В 1945 г., с притоком трофейных вещей из Германии стали очевидными, с одной стороны, убожество советского быта, а с другой - крах попыток воспитания «людей новой формации», нечувствительных к «красивой жизни». Возможно, это было одной из причин «всплеска» интереса к дизайну, произошедшего с началом хрущевской «оттепели».
Художники создавали поразительные по красоте и изобретательности, но уникальные изделия: можно назвать имена таких мастеров, как Борис Смирнов, Владимир Ольшевский (стекло и керамика), Вера Мухина, Галина Антонова, Светлана Бескинская (стекло), Петр Леонов, Владимир Городецкий (фарфор), Александра Забелина, Суламифь Заславская (ткани).
С началом «перестройки», на фоне наплыва качественной зарубежной продукции (как массовой, так и элитарной), была остро осознана необходимость развития российского промышленного дизайна.
Формирование централизованного русского государства, развитие рынка создали условия продажи бытовых изделий. На рубеже XVII-XVIII вв. в России начинают складываться промыслы по производству продукции для рынка. Ремесленное дело становится основным занятием целых деревень и районов. В городах организуются ремесленные цехи, представляющие одну из форм художественных промыслов.
Народное декоративно-прикладное искусство не везде и не одновременно переходило к функционированию в виде промыслов. Они возникали лишь там, где были соответствующие экономические условия (устойчивый спрос, достаточное количество местного сырья). Наиболее активно развитие промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX в.
Изменение быта горожан, которые стали основными потребителями предметов народного искусства, развитие промышленного производства - сильного конкурента в изготовлении дешевых художественных изделий – заставили народных мастеров прекратить создание некоторых видов продукции. Но народное искусство не уходило из быта, не исчезало из сферы культуры. Художественные промыслы, как одна из исторически сложившихся форм организации мастеров народного декоративно-прикладного искусства, сохранили ценные традиции художественного наследия, обеспечили почву для возрождения и последующего развития художественного ремесла.
Артельную форму ведения хозяйства еще до революции проверили мастера подмосковных и ряда других центров народного искусства. Так, после разорения владельцев промысла федоскинской миниатюры, мастера в 1903г. организовали артель, благодаря чему сохранилось ядро творчески работающих живописцев, и не угасло искусство промысла.
В 1920-1930-е гг. процесс создания кооперативных промысловых артелей художественного профиля продолжался. Возникали новые производства, но главное внимание было обращено на укрепление традиционных промыслов в областях, где старинные центры народного искусства объединяли по нескольку населенных пунктов. Восстанавливалось в крупных масштабах производство изделий с хохломской росписью по дереву в Нижегородской области, изготовление ручного кружева в Вологодской области. Рождались и новые виды изделий. Так, мастера бывших иконописных промыслов переключились на работу в области лаковой миниатюры. Живопись на папье-маше мастеров села Палех Ивановской области уже в первых произведениях высоко оценили крупнейшие ученые-исследователи народного искусства.
Прекрасные ковры, отличающиеся тонко выполненным орнаментом, изготовляли ковровщицы Туркмении. Возрождались центры народного искусства в других местах. Многие виды изделий художественных промыслов успешно продавались за рубежом, демонстрировались на международных и внутрисоюзных выставках. Организация художественных училищ и профессионально-технических школ в местах расположения промыслов активно поддерживала подготовку кадров для промыслов.
Начавшаяся в 1941г Великая Отечественная война прервала нормальный процесс деятельности народных художественных промыслов. Центры народного искусства теряли кадры мастеров и художников, ушедших на фронт. Но уже в 1943г., после ряда успешных операций, обозначивших перелом в ходе войны и позволивших освободить ряд временно оккупированных врагом территорий, началось восстановление народного хозяйства. По специальному распоряжению Советского правительства с фронтов отзывают наиболее талантливых мастеров и художников для продолжения творческой работы на промыслах.
Однако процесс восстановления после окончания войны проходил длительно и был трудным для страны. Шла работа по возрождению предприятий художественных промыслов. Их коллективам пришлось в это время решать несвойственные задачи - выпускать товары народного потребления, в которых проблема художественного уровня вещей была отодвинута на дальний план. Но это не заглушило творческий потенциал. Создавались уникальные работы, проводились научные экспедиции по сбору материалов для будущего развития искусства, находили мастеров в отдаленных районах, которых можно было привлечь к производству художественных изделий.
К началу 1960-х годов восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт.
В дальнейшем издается ряд постановлений, способствующих развитию промыслов. В частности, принимается важное решение о привлечении к работе мастеров-надомников. Оно не только позволило расширить кадровый состав, но и дало возможность создать целые объединения мастеров, работающих на дому, во многих союзных республиках. Мастерам художественных промыслов предоставляется ряд экономических льгот.
1.4. Декоративно-прикладное искусство в наше время.
Народное декоративно-прикладное искусство - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека: будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются, как носит целостной художественной культуры.
Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.
Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных мастеров.
Дело в том, что помимо красоты, это довольно - таки полезное во всех отношениях искусство. В процессе занятия декоративно-прикладным искусством развивается вкус, фантазия и творческие способности.
Декоративно-прикладное искусство не стоит на месте, появляются новые техники, материалы, каждый из видов декоративно-прикладного искусства развивается по-своему. В отрасли работы со стеклом, появляются новые краски и материалы для работы, благодаря чему люди могут творить дома, без особых трудностей. В плане декора, все тоже не стоит на месте, сейчас в магазинах рукоделия широкий выбор дополнений, и многого другого, что помогает создавать нам что-то индивидуальное и неповторимое.
Если раньше изделия декоративно-прикладного творчества использовались чаще в быту, и это не считалось полноправным отдельным и самостоятельным видом искусства, то сейчас это очень актуально. Люди, даже не умеющие сами делать что-то своими руками, очень заинтересованы этим. Нам всем хочется радовать себя и своих близких не просто предметами декора из магазинов, а чем-то индивидуальным, неповторяющимся, то есть чем-то, что сделано своими руками. В этом и заключается прелесть декоративно-прикладного искусства, даже делая несколько одинаковых изделий подряд, каждое из них будет отличаться друг от друга. В этом и заключается, по моему мнению, главная цель и задача декоративно-прикладного искусства.
Вывод 1: Изучая литературу по данной теме, читая различные статьи, я пришла к выводу: раньше декоративно-прикладное искусство чаще применялось в быту, и не считалось полноправным, отдельным видом искусством.
Сейчас же декоративно-прикладное искусство является самостоятельным видом искусства, стало актуально делать подарки и украшать совё жилище предметами декора ручной работы, поэтому декоративно-прикладное искусство привлекает к себе мастеров.
Глава 2. Практическая часть.
В каждую свою работу я вкладываю частичку себя. Обычные вещи пытаюсь сделать более интересными и яркими, чтобы они украшали дом и радовали их обладателя.
2.1 Витраж
«Сказочные фонари»
(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Этот сказочный фонарь выполнен в самой простой витражной технике – роспись по стеклу. Расписывались стёкла обычного чёрного фонаря, который можно купить в IKEA. Сначала придумаем эскиз орнамента, который впоследствии украсит фонарик. Перед началом работы нужно продезинфицировать спиртовым раствором стёкла, для того чтобы не осталось жировых пятен, затем прикрепляем ровно эскизы скотчем, переворачиваем стёкла и начинаем обводить эскиз на стекле витражной краской для обводки. Затем нужно убрать уже ненужный эскиз с другой стороны стекла, приготовить витражные краски, тонкие кисточки, керосин и зубочистки, необходимые для того, чтобы подгонять краску в труднодоступные места, и можно начинать разукрашивать орнамент. Обводить орнамент с эскиза на стекло и раскрашивать его – занятия небыстрые. В этом деле главное – аккуратность.
К следующему этапу работы можно приступить только на следующий день, потому что краски на стекле должны высохнуть. Сначала украшаем наши стёкла маленькими золотистыми точками, для этого используем витражные краски для контура. Теперь все готово, для того чтобы вставить стёкла в фонарик, поставить внутрь зажженную свечу: свет свечи играет цветом стекла.
«Воздушный Шар»
(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Эта работа сделана в технике Тиффани. Сначала нужно создать рисунок, и поделить его на части, так как в Тиффани кусочки стекла подгоняются под эскиз. Далее перерисовываю эскиз на клейкую бумагу, и вырезаю. Потом выбираю цвета стёкол, из которых будет состоять моя работа. Затем вырезанные кусочки клейкой бумаги наклеиваю на стекло.
Теперь берем стеклорез, начинаем по контуру бумаги вырезать кусочки стекла. Перед началом резки, стеклорез надо мокнуть в керосин, так он лучше будет скользить по стеклу. Затем, надо взять «ломатель», это приспособление, которое нужно для ломки стекла, сделав «трещину» в стекле стеклорезом, и перпендикулярно поставив ломатель, нажать на ручки, тогда стекло отломится, и мы получим нужный нам кусочек стекла. Вырезав нужные нам кусочки стекол, берем «заг -заг», это еще одно специальное приспособление которым «откусывают» маленькие ненужные части. Сделав заготовки, приступаем к следующему этапу.
Чтобы работа была точной и красивой, чтобы каждый кусочек подходил друг к другу, их надо обработать. Это делается с помощью специальной машинки, на которой лишние края и рубцы стекол шлифуются. Каждый кусочек по очередности аккуратно отшлифовываем, и каждый раз надо соединять готовый кусок стекла с другими: смотреть подходят ли они друг другу.
Теперь будем готовые кусочки стекла соединять между собой. Для этого берем гнущуюся, плоскую проволоку, и аккуратно, каждый кусочек обматываем этой проволокой. Обмотав все части, начинаем их спаивать. Перед тем как паять, надо обработать наклеенную проволоку флюсом, это делается для того, чтобы части между собой лучше закрепились. Берем паяльник, заранее нагрев его, берем оловянную проволоку, прислоняем ее к паяльнику, она начинает плавиться, и вот маленькие капельки капают на стыки работы, где приклеена проволока. Затем, соединив все части изделия с помощью паяльника, надо подождать, пока олово остынет и станет твердым. Если случайно олово попало на стекло, его можно протереть спиртом, пятна легко оттираются. Когда работа остынет, её можно считать ее законченной.
«Часы»
(ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
Данная работа выполнена в технике «фьюзинг». Для работы в этой технике необходимы особые инструменты, которые продаются в специализированных магазинах. Их нет в свободном доступе как витражных красок.
Первым этапом моей работы стало создание эскиза. Я решила сделать свои часы в виде разлетевшихся в разные стороны ледяных осколков. Композиция получилось очень динамичной и интересной.
Затем нужно было учиться резать стекло по прямой и по дугообразной траектории. Важно было запомнить силу нажатия, с которой нужно проводить линию. Берем стеклорез. По названию понятно, что он делает – режет стекло. Стеклорез – это не резак, он только создаёт в стекле царапину по определённой траектории, по которой потом стекло разламываю. Интересно отметить, что у стеклореза есть болтик, который откручивается, и туда заливается либо специальное масло, либо керосин. Это необходимо для того, чтобы смазывать мой рез на стекле и уменьшать износ колёсика, которое собственно и делает порез. Это колёсико очень маленькое – меньше миллиметра в диаметре, порезаться им невозможно.
Важно также правильно держать стеклорез. Для начала нужно определить, где будет находиться гвоздик стеклореза – либо он будет сверху, либо снизу, это зависит от фирмы, изготовившей данное изделие. Также необходимо достаточно хорошее давление, которое должно идти от плеча. Указательный палец должен быть сверху стеклореза. Затем ставим в начале стекла стеклорез, можно отступить пару миллиметров от края, и ведем от себя с характерным потрескиванием. Даже если реза не видно, он всё равно присутствует. Рез необходимо проводить уверенно, и притом только один раз. Много раз водить по одному порезу стеклорезом нельзя, так как, во-первых, это вредно для колёсика, во-вторых, попасть в тот же рез чётко уже точно не получится.
Для проведения стеклорезом дуги ход работы остаётся прежним. Но важно запомнить, что нельзя сбавлять давление в начале и в конце дуги.
Есть такой приём: после проведения линии стеклорезом, можно перевернуть стекло и простучать ручкой стеклореза, тем самым от вибраций трещина пройдет глубже. Затем стекло может разломиться самостоятельно, если этого не произошло, я сломаю его с помощью ломателя.
Следующий инструмент называется «ломатик». Он необходим, для того чтобы разломать стекло по проведённой стеклорезом линии. Если не провести полоску стеклорезом, а сразу разламывать ломатиком, ничего не произойдёт, так как структура стекла будет не нарушена. Ломатик внешне напоминает плоскогубцы. Важно помнить, что у ломатика гвоздик всегда сверху. На нижнем клюве у него также расположен бугорок, который помогает разломиться стеклу. Его я подкладываю не сбоку, а перпендикулярно. Отламываю стекло посередине, совмещаю центр с резом и, не прилагая усилий, мое стекло разламывается. Оно может разлететься на разные кусочки, и стекло испортится. Мне же необходимо, чтобы оно сломалось по чётко проведённому резу.
Существует такое приспособление, которым я «кусаю» стекло, оно хорошо действует, когда скол не косой, чтобы было то, за что можно зацепиться данным инструментом. В основном, им и пользуются для корректирования края изделия. Называется он «заг-заг». У него два колесика, между которыми разделяется стекло и впоследствии «откусывается».
Заг-заг нужен для работы на коротких расстояниях. В случаях, когда нам необходимо избавиться от ненужного кусочка стекла, легче всего воспользоваться именно заг-загом. Этот инструмент ставим на границу и, придерживая левой рукой стеклянное изделие, сводим руки, и лишние кусочки отскакивают либо в мешок, прикреплённый к заг-загу, либо вниз, на салфетку.
Существуют также меры безопасности для работы с острым стеклом. В первую очередь, необходимо проявить осторожность и аккуратность. Во время работы с вышеперечисленными инструментами необходимо постелить салфетку, для того чтобы все сколы оставались на ней, а не разлетались в разные части рабочего стола. Советую своевременную уборку кусочков стекла. Для работы с заг-загом необходимо надевать очки и перчатки. Соблюдая меры безопасности, вы сможете не причинить себе никакого вреда и максимально насладиться работой в технике фьюзинг.
На следующем этапе работы вырезаем основу для наших часов. В центр ставим квадратик, который маскирует часовой механизм и обозначает центр часов.
Затем стараемся отобрать стекла по цветовой гамме, конкретно необходимой для моих часов. Я хотела представить наши часы в виде льдинок, осколков, соответственно выбирала стёкла холодных оттенков. Потом из выбранных нами стёкол вырезаю треугольники разной формы и размера, похожие на осколки, и составляю их в композицию уже на вырезанной нами основе.
Помимо кусочков стекла во фьюзинге можно использовать стеклянную крошку – это то же самое стекло, только дроблённое в каменной ступке. Стеклянной крошкой можно делать фон, заполнять пространство между линиями, кусочками. Чтобы её изготовить, необходимо положить в ступку несколько стёклышек и простучать их. Полученная пыль из стекла называется фракцией.
После того, как составим окончательную композицию на основном стекле, закрепим некоторые кусочки стекла клеем. И в конце поставим работу в печь на три часа. Для фьюзинга необходима специальная печь, которая поддерживает температуру от 700 до 800 градусов. Такие печи продают в узкоспециализированных магазинах. После запекания, изделие должно остыть. И только после обжига просверлим дырку и вставим в нее часовой механизм. Теперь часы окончательно готовы. Остается только повесить их в класс и смотреть на них не только с целью узнать время, но и просто полюбоваться переливанием осколков стекла на свету.
Раньше я никогда не думала, что работать со стеклом настолько интересно, но сложно, потому что стекло – хрупкий материал. Но, несмотря на это, изделия из стекла поражают своей красотой: солнечный свет как будто играет цветом стекла.
2.2 Декупаж
Этому виду декоративно-прикладного искусства я научилась самостоятельно. Обучающие видеоролики помогли мне освоить технику декупажа.
«Коробка для мелочей»
(ПРИЛОЖЕНИЕ №4)
Эта работа выполнена в технике классического декупажа.
На первом этапе готовим все необходимые материалы для работы: коробку, гипс, салфетки, клей, гуашь, кисточку (щетина), губка, спирт и ватные диски, лак для закрепления полученного изображения.
Потом берем коробку и протирам ее спиртом, так как гипс надо наносить на обезжиренную поверхность. Губкой начинаем наносить гипс. Гипс обычно наносится на два слоя, сохнет примерно 2-3 часа. После того как два слоя гипса полностью высохли, приступаем к выбору салфетки: нужно определиться с размером салфетки, и с тем, как салфетка будет размещена на поверхности декорированного предмета.
Следующим этапом - приклеиваем салфетки будущего изображения на изделии. Так как обычно салфетки 3-х слойные, 2 слоя отделяем и оставляем только слой с изображением. А теперь начинается самое трудно: кладу салфетку на коробку и от центра, взяв на кисточку немного клея, начинаю аккуратно водить, расправляя края, и убирая складки. Таким же образом приклеиваю все салфетку. Для большей эстетичности работы, края обрабатываю гуашью. Теперь работа должная высохнуть.
Далее идёт завершающий этап работы: покрываю лаком всю поверхность, изделие можно покрывать лаком до 7-и раз. После того, как лак полностью высохнет, изделие можно считать готовым.
«Новогодняя свеча»
( ПРИЛОЖЕНИЕ №5)
Недавно я познакомилась с еще одной техникой декупажа. Именно с помощью этой техники я сделала подарки на Новый год своим родным и близким.
Для выполнения работы мне понадобились: высокие свечи, ложка, спички, салфетки (рисовая бумага), гуашь, губка.
В работе будем использовать две свечи: главную, ту, которую будем декорировать, и вспомогательную.
Зажигаем вспомогательную свечу, берем ложку, подносим её внутренней стороной к свече, и начинаем нагревать. Берем заранее выбранный фрагмент салфетки, накладываем его на гоавную свечу, которую будем оформлять, и начинаем водить поверх салфетки внешней стороной ложки. Так как ложка горячая, воск начинает плавиться, то есть, салфетка начала «впечатываться» в свечу. Чтобы готовое изделие выглядело аккуратно, обработаем его края гуашью. На этом работу можно считать законченной.
Создавая такую работу, человек знакомиться с новой техникой, новым видом декоративно-прикладного искусства. Декупаж дает возможность преображать уже имеющиеся вещи, ведь декупаж можно сделать практически на любую поверхность, мне кажется, это очень универсальный вид декоративно-прикладного искусства, так как, если научиться данной технике, то можно с легкостью оформить все, что угодно, начиная с папки для документов, и заканчивая мебелью в комнате.
2.3 Украшения
Прошли те времена, когда бижутерия своими руками считалась безвкусицей и отсутствием денег. Многие дизайнеры разрабатывают коллекции украшений, которые стоят гораздо дороже украшений из золота с бриллиантами.
Изготовление бижутерии своими руками — необычайно увлекательное занятие, оно может захватить человека любого возраста, и даже тех, кто никогда не носил украшения.
Многообразие фактур, материалов и техник, доступность ресурсов и способность фантазировать дают нам возможность творить красивые, модные, эксклюзивные вещи.
Для меня создание украшений это, прежде всего — реализация своих многочисленных фантазий, возможность выразить свою любовь к прекрасному через яркие переплетения бусин и цветочков, через неожиданное соединение светящихся и матовых фактур, через создание нежных цветовых переходов.
«Украшение с цветными камнями»
(ПРИЛОЖЕНИЕ №6)
Это украшение я считаю самым универсальным, так как использованы разноцветные камни, а следовательно оно универсально.
На первом этапе готовим все необходимые материалы: цветные пластиковые камни, проволоку, черную атласную ленту, пластиковую канву, клеевой пистолет.
Из квадратного куска канвы вырезаем своеобразный обруч. Далее отрезать от него половину. Потом, нагрев клеевой пистолет, начинаем выкладывать и приклеивать камни в незамысловатой композиции так, чтобы везде было равное количество. Перед тем, как приклеивать камни по краям, прикрепляем атласные ленты определённой длины.
Готовое украшение я решила дополнить: взяла бронзовую проволоку, и, отрезав определенный кусочек, обмотала ей своё ожерелье, безопасно закрепив сзади края проволоки.
2.4 Декор.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №7)
Представить себе современный интерьер без различных декоративных элементов просто невозможно, эти мелкие детали способны преобразить внешний вид помещения, сделав его более интересным, самобытным и уникальным.
Декорировать предметны я научилась давно. За основу зачастую берутся уже не нужные предметы быта, и украшаются. Для того, чтобы сделать работу в такой технике могут понадобиться разные материалы.
Для данной работы мне понадобились: гуашь, старая бутылка, квадратные камни, золотая краска (акриловая), кисточки, клеевой пистолет.
Сначала закрашиваем всю бутылку черной гуашью. Далее, когда бутылка высохнет, начинаем обклеивать бока и горлышко бутылки. Выпуклый рисунок, уже имеющийся на бутылке, покрыла золотой акриловой краской. Обычно такие изделия в завершении покрывают лаком, но эта бутылка стала исключением, так как матовый эффект, созданный с помощью гуаши, выгодно подчеркивал блеск камней на бутыли. Все вместе очень гармонично смотрелось.
Некоторые предметы ручной работы украшают наш класс. Много изделий я подарила своим родным на праздники: панно из пуговиц, корзину, в которую были вставлены высушенные белые и алые розы, алые были составлены в форму сердца, подносы, выполненные в технике декупаж. Мне очень нравится создавать что-то новое, или же реставрировать уже использованные и ненужные вещи, делая их дополнением любого интерьера.
Как и любому другому начинающему мастеру, мне интересны отзывы и мнения о своих работах от родных и близких. Но совсем другое дело услышать мнение совершенно чужих мне людей. Для того чтобы поделиться своим творчеством с другими, я создала несколько аккаунтов в соц.сетях и на творческих платформах.
http://instagram.com/hand_made_by_kuzmina_dasha/
Родители и дети некоторых учащихся нашей Гимназии заинтересовались моими изделиями и предложили провести мастер-классы. В 8 классе я провела мастер-класс – «Новогодняя свеча», в группе детей 4 и 5 классов – «Сказочный фонарь». Все участники мастер-классов остались довольны (результаты мастер классов представлены в фотоотчете). Более того учителя нашей Гимназии заинтересовались декупажем и сейчас я готовлюсь к мастер-классу. Дело ответственное: учить учителей.
Заключение.
Работая над данной темой, я выяснила, овладеть декоративно- прикладным искусством может любой человек, главное, чтобы было желание и стремление к этому. Я поняла, что с помощью декоративно-прикладного искусства, у маленьких детей развивается мелкая моторика, счет, память, а также малыши учатся рисовать, познавать мир, чувствовать и воспринимать его красоту, а взрослые от занятий получают массу положительных эмоций, при этом выполненные ими изделия украшают их быт, делают мир вокруг прекраснее.
Актуальность данной работы заключается в следующем: в наше время снова возвращается интерес к изделиям, сделанным своими руками. «Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано».
Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась: средствами декоративно-прикладного искусства можно научить добру, познанию красоты, пониманию прекрасного, раскрыть скрытые творческие таланты в человеке
Список литературы
1) Головина В. А. Египет: Боги и герои. — Тверь, 1997.
2) Искусство ансамбля. Художественный предмет — интерьер — архитектура — среда. — М., 1988.
3) Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. — М., 1994.
4) Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. — М., 1983.
5) Неменский Б. М. Культура — искусство — образование. — М., 1993.
6) Полунина В. Н. Искусство и дети. — М., 1982.
7) Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М.: Искусство, 1982.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Сказка об одной Тайне
А теперь — мультфильм
Одна беседа. Лев Кассиль
Учимся ткать миленький коврик