Исследовательская работа по теме "Глухая(домовая) резьба"
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа глухая резьба | 37.17 КБ |
Исследовательская работа
Домовая (глухая) резьба
Номинация: Кустарные промыслы и ремесла Вашего края
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………3
Заключение ……………………………………………………………………. 10
Список литературы…………………………………………………………….. 11
Мягкий и лиричный по своему историко-культурному климату облик старинных деревень Кстовского района нельзя спутать ни с каким иным краем. Здесь в конце 17 века исторически сложилась своеобразная культура, объединившая многовековые традиции. Этим и объясняется традиционность местной народной культуры и искусства, народных промыслов и ремесел. Но, к сожалению, за последнее десятилетия мы разучились ценить и беречь прошлое, живущее в настоящем.
Объект работы: домовая (глухая) резьба Кстовского района
Цель работы: анализ состояния художественного промысла и сохранение наследие наших предков.
Гипотеза: Объекты содержащие элементы домовой резьбы- историческая достопримечательность.
Задачи:
Методы исследования:
Результат работы: теоретический материал и презентация.
Практическая значимость: собранные фото и материал можно использовать на уроках в школе или внеклассных мероприятиях.
На кстовской земле еще в конце 17 века зародились народные промыслы и ремесла, которые сыграли значительную роль в экономическом, хозяйственном и торговом развитии Нижегородского уезда, губернии, области, да и России в целом.
В кстовских селениях, особенно приволжских, большое распространение получила резьба по дереву. Художественным промыслом – корабельной или глухой резьбы по дереву-овладевали местные жители, украшали свои дома. В исторических селах района Великом Враге, Безводном, Кадницах, Работках и ныне на многих домах сохранилась глухая резьба.(1)
Этот тип резьбы был распространён с середины 18в. до начала 19века. Сначала она украшала волжские суда – барки и расшивы, откуда и происходит её второе название «барочная резь». Крупная, сочная, рассчитанная на рассматривание с дальнего расстояния, её выразительность – в высоко выступающем над поверхностью фона скульптурном рельефе, который помимо чистой декоративности нёс в себе и различную символику.
На волжских судах и на избах «глухая» резьба возникла почти одновременно. Проработав зиму на строительстве судов и спустив их на полую воду, судостроители с весны искали себе заработок по волжским деревням, строили там избы и украшали их «корабельной резьбой».(4)
Так же перенесению судовой резьбы на дома способствовал сравнительно недолгий срок эксплуатации судов, после чего они ломались и продавались как строительный материал или дрова. Резные доски нередко приобретались служебным персоналом корабля для украшения домов. (6)
«Корабельная резь», а «глухая» резьба является производной от неё, принесённой сначала в прибрежные селения, а затем и в глубинные деревни плотниками – судостроителями. Орнамент был почти одинаков и на судах и на избах. Резной убор украшал здания, сливался с его архитектурным решением и придавал дому праздничный вид. Такой искусной резьбы не знала ни одна губерния.
Основой глухой резьбы был растительный узор, растительный орнамент являлся символом цветущей природы . В него вплетали фигуры львов, берегинь, сиринов — любимейших персонажей нижегородской резьбы. Образы этих загадочных существ пришли из глубины веков. Лев, как царь зверей, как символ силы и олицетворение могущества, был призван охранять тот дом, в резном убранстве которого он красовался. Но в XIX веке мастера подсмеивались над грозным львом, вырезали его добродушно улыбающимся и даже называли «котом». Русалка была речным божеством, имеющим отношение к культу воды и солнца. В некоторых местах Нижегородской губернии русалка звалась берегиней, то есть она призвана была охранять, оберегать порученные ее заботам судно, а потом, видимо, и дом. Интересно изображение русалки-берегини в резном наличнике. Она вся покрыта мелкой чешуей, тело ее образует гибкую волнистую линию, повторенную в расположенных по сторонам драконах с пышными гривами и львиными хвостами. Сирин благодаря своему «райскому» происхождению когда-то тоже обладал магической силой и был как бы сторожем спокойствия владельцев дома.(5)
Каждая отрасль народного искусства, носившая характер промысла, была, как правило, безымянна. Только предания и изредка факсимильные свидетельства сохранили для нас немногие имена народных мастеров.
Глухой резьбе в этом отношении очень повезло по сравнению с остальными промыслами: на целом ряде досок сохранились своеобразные рельефные подписи, иногда полностью воспроизводящие имя и фамилию мастера, иногда ограничивающиеся лишь инициалами, расшифровка которых обычно даётся старшим поколением деревни.
С обзора работы одного из безымянных выдающихся мастеров и хочется начать характеристику индивидуальных различий в нижегородской резьбе, характеристику «творческого лица» художников-резчиков.
Для лёгкости изложения будем называть его несколько проще — безводнинским мастером, что, однако, само собой разумеется, не определяет его происхождения, но лишь указывает на местонахождение резьбы его работы. (7)
Безводнинский мастер отказывается от привычного рисунка листиков, опушающих стебель, значительно и интересно усложняет его. Впрочем, усложнение рисунка касается всех элементов орнамента: и круглого цветка, и двухдольного большого листа в углу, между двух завитков, и листа, перекинутого через начало завитка, и даже мало заметного стебелька, на котором сидит цветок.
Резьба, исполненная в стиле безводнинского мастера, была очень распространена в прежнем нижегородском уезде, а ныне Кстовском районе, Горьковской области.
В едином стиле с безводнинским мастером работали два очень талантливых резчика, имена которых нам известны: Александр Молодцов и Михаил Малышев.
Изба, украшенная Молодцовым, находилась в непосредственной близости от Горького в восьми километрах от него, в деревне Бешенцеве. Мастер не только «расписался» на избе, но и вырезал фамилию владельца и дату: «1889 год».
Александр Молодцов взял обычную схему орнамента, но внёс в него некоторые изменении: он отказался от завершения завитка круглым цветком, резко выделил оголённый стебель и плавно его моделировал, детально разработал форму двудольного листа в углах завитков, несколько сжал все завитки.
Изба, находившееся в Малых Вишенках Кстовского района с резьбой Малышева была в своё время опубликована (1935 год), а резной убор её был приобретён музеем в Загорске.
Для Малышева характерен очень ясный и чёткий рисунок орнамента, в меру загружающего доску и резко выделяющегося на её гладком фоне, довольно высокий рельеф и очень уверенная моделировка. Мастер везде вводит в виде центральной фигуры бант из стебля, от которого вверх и вниз отходят двудольные листья, ставит на нижней доске фронтона свои инициалы «МММ», дающие красивое декоративное завершение орнамента. Резьба работы Малышева сохранилась ещё на одной избе в Вишенках; на ней стоит те же инициалы. Пожалуй, авторству Малышева следует приписать целый ряд сохранившихся памятников резьбы в Кстовском районе. Малышева можно считать классиком нижегородской резьбы.
Семён Дмитриевич Удалов на подкрылках и крыльях избы в деревне Шелокше, Кстовского района, оставил и дату — «1872 года» и подпись: «Семён Д. У.». Рисунок его орнамента, манера его резьбы резко отличаются от резьбы безводнинского мастера, Молодцова и Малышева.
Удалов на всей доске очень чётко выделяет стебель. Листья, идущие по стеблю без перерывов, распластаны, своеобразны по рисунку, моделированы только при отходе одного листа от другого. завитков: то подобием виноградной грозди, то подобием пальметты. К сожалению, в Шелокше не сохранилась резная декорация в её прежнем виде. Резьба была перенесена на новую избу и обрезана по новым габаритам. Близка по своему характеру к работам Семёна Удалова резьба очень оригинального и талантливого мастера Фёдора Конкина. В 1883 году он украсил дом в деревне Утечино .
Орнамент у Конкина, сильно укрупнённый по сравнению с орнаментом других мастеров свободен, чёток, невысокого рельефа, с плавными отходами мощных завитков с интересно трактованными двудольными листьями в углах между завитками, с перекинутым через их начало маленьким, завивающимся в спираль стебельком, очень оживляющим резьбу.
Ровно на десять лет раньше, чем Фёдор Конкин, в 1873 году, одну из изб в том же Утечине украсил резьбой мастер Александр Родионов.
Как это было принято, цифры даты «1873» и надпись «года» мастер вырезал по краям лобовой доски, а в середине её, в рамке, поместил свои инициалы: «М.Р.А.», что следует расшифровать, как «Мастер Родионов Александр». Короткие ветви с центральным листом, перевязанным традиционным бантом, мастер разместил по бокам рамки с инициалами. В силу этого изменилась композиции орнамента.
Родионов усложнил рисунок листьев, сделал дробным их края и перемежил внутри завитков круглые цветки с виноградными гроздьями.
Над «глухой» нижегородской резьбой работали мастера – виртуозы, каждый из которых в совершенстве знал дело, был подлинным художником, вносившим в традиционный узор резьбы свои детали. Как мы видим, народная резьба далеко не безымянна, лучших мастеров знали при жизни, помнят и сейчас. Ведь рассказывали о мастерах резьбы, помогали расшифровывать их инициалы именно жители тех сёл, где ставили они свои замечательные дома.(4)
3.Способы изготовления глухой резьбы
Выполнение «глухой» резьбы было доступно далеко не всякому, а лишь мастерам высокой квалификации, знающим свойства дерева, умеющим работать целым набором полукруглых долот – главными в этом виде резьбы инструментами. Работали артелью, главный в которой был обычно и её художественным руководителем. У него имелись рисунки резьбы, так называемые «припороки». По контурам рисунка были нанесены иглой отверстия. Поэтому, когда рисунок накладывали на гладко обструганную сосновую доску, обычно толщиной 4 – 6см., и мастер припорашивал его холщовым мешочком с истолчённым углем – «паузой», на доске отчётливо проступал весь контур фантастической ветви или чудо – зверя. Рисунок обводили плотницким карандашом, затем по торцу доски отмечали допустимую глубину рельефа, и резчик начинал работать несколькими закруглёнными долотами, выбирая фон и создавая рельеф. Но мастер не оставлял острыми, прямо вырубленными края узора. Он «заваливал» узор, делал его более мягким, пластичным, способным создавать мягкую игру света и тени. Но и на этой стадии работа не прекращалась, ибо мастер считал необходимым «выгладить» шероховатую поверхность рельефа, нанести мягкие детали – жилки на листья, сделать более рельефными лепестки цветов, разузорить их серединки, подчеркнуть игру чешуек на хвостах русалок – берегинь. На этом кончалась резная работа: доска 2 – 3 раза покрывалась олифой (в целях консервирования) и иногда раскрашивалась. Технику нижегородской «глухой» домовой резьбы удалось установить исследователю народного искусства М.П.Званцеву, со слов бывшего резчика Василия Михайловича Попова из села Владимирского Борского района в 1929году.
4.Экскурсия по с. Безводное
В целях изучения состояния глухой резьбы в Кстовском районе в настоящее время, я посетил с.Безводное, которое когда-то было одним из колыбелей домовой(глухой) резьбы. К сожалению, домов, содержащих элементы глухой резьбы осталось очень мало. Их место заняли современные постройки или дома с более простой пропильной резьбой. Но к моему счастью встретились, на мой взгляд, и архитектурные памятники. Таковыми являются дом № 29 ул.Советская, дом № 23 ул.Садовая. Дом 29,думаю, был подлинным украшением села. Богатая резьба наличников и фасада. Возможно, хозяин бал зажиточным человеком. Сейчас дом находится в полуразрушенном состоянии. Встречаются дома более молодые с наличниками выполнеными в технике домовой резьбы. Основу композиций резьбы составляет растительный орнамент. Так же можно заметить, что вся резьба, выполнена в едином стиле. В целом мотивы резьбы проникнуты духом старины. Во многих деревнях и селах еще сохранились памятники архитектуры, но даже по одной маленькой экскурсии можно сказать, что домовая резьба находится на грани исчезновения.
Заключение
Интересен тот факт, что на сравнительно ограниченной территории и в сравнительно небольшой срок — одно столетие — зародилась, расцвела и угасла оригинальная отрасль народного искусства. Мы убедились, что и 21 веке домовая резьба сохранилась. Встречаются дома украшенные элементами резьбы, но к сожалению, для украшения домов используют больше сайдинг. Поэтому редко встретишь чудо- птицу и диковенного зверя на фронтонах домов. В настоящее время глухая домовая резьба стала редкостью, а применение в украшении домов нашла более простая и доступная в изготовлении сквозная резьба. Очень важно сейчас, когда жители сел уезжают, когда многие дома разрушаются, заняться изучением народной деревянной архитектуры, которая дошла до нас в довольно скудном состоянии. Исследования этого рода представят огромный интерес для истории, этнографии, архитектуры.а самое главное – обоготят нас и будущее поколение, следуя из всего этого можно сказать, что моя гипотеза верна. Нужно ценить и беречь, то малое, что нам досталось, что бы и наши дети смогли это увидеть и оценить!
Литература:
Хитрость Дидоны
И тут появился изобретатель
Золотая хохлома
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Рождественский венок