Цель данного проекта: создание иллюстративно-информационного сборника о животных и птицах, обитающих в Югре для полноценного использования обучающимися и преподавателями в Детской художественной школе.
Актуальность проектной работы: познавательное содержание с ценностно-смысловыми ориентирами, способствующее творческому развитию и воспитанию детей. Информационная работа данного проекта направлена на расширение знаний о животных и птицах нашего края. Иллюстративная деятельность направлена на развитие творчески-познавательных способностей обучающихся, эмоционально-образного и творческого мышления.
Практическая значимость:
- Использование иллюстративно-информационного сборника обучающимися на уроках в Детской художественной школе и возможности использования в общеобразовательных учреждениях.
- Использование иллюстративно-информационного сборника преподавателями и учителями в качестве материала для наглядного пособия на уроках, направленных на развитие творческих способностей обучающихся и их познавательной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Животные и птицы Югры глазами детей" | 865 КБ |
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Детская художественная школа»
Направление: естественные науки и современный мир.
Предмет: Прикладная композиция
Проект:
Иллюстративно-информационный сборник
«Животные и птицы Югры глазами детей»
Авторы проекта: обучающиеся 1 «Е» класса,
муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования детей
"Детская художественная школа"
Руководитель проекта:
Солонинина Екатерина Алексеевна, преподаватель,
муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования детей
"Детская художественная школа"
город Югорск, 2015 год
АННТОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ
«Животные и птицы Югры глазами детей»
Цель данного проекта: создание иллюстративно-информационного сборника о животных и птицах, обитающих в Югре для полноценного использования обучающимися и преподавателями в Детской художественной школе.
Актуальность проектной работы: познавательное содержание с ценностно-смысловыми ориентирами, способствующее творческому развитию и воспитанию детей. Информационная работа данного проекта направлена на расширение знаний о животных и птицах нашего края. Иллюстративная деятельность направлена на развитие творчески-познавательных способностей обучающихся, эмоционально-образного и творческого мышления.
Практическая значимость:
Задачи:
5. Освоение умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной планомерной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Методы и приемы работы: словесный, наглядный, исследовательский, практический, эмоциональный.
Полученный проектный продукт: иллюстративно-информационный сборник «Животные и птицы Югры глазами детей» для полноценного использования на уроках.
Выводы: творческий проект можно считать практически завершенным (сборник может дополняться подобной информацией ежегодно), найдено оригинальное решение актуальной темы. В результате практической работы авторы проекта получили новые знания, умения, удовлетворены результатом своей работы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - является уникальным природным комплексом с его географическим положением, разнообразием климатических и ландшафтных условий, с огромным многообразием животных и птиц.
Вопросы познавательного и творческого характера рисования животных и птиц интересуют не только нас, но и всех обучающихся детской художественной школы и общеобразовательных учреждений. В своих творческих работах нам всегда интересно изображать животных и птиц нашего края. И мы задаемся вопросами – «А как же они выглядят?», «Какие у них характерные признаки и где они обитают?» «Как правильно их нарисовать?». Обучаясь в художественной школе, мы учимся многому. Нами изучены способы работы с различными художественными материалами, основные законы композиции. Данные умения, знания и навыки дают нам возможность воплощать свои идеи в творчестве. Мы хотим поделиться своим опытом и результатом работы на примере данного проекта. Может быть наш проект по созданию иллюстративно-информационного сборника станет полезным и другим обучающимся школ г. Югорска.
Информационное направление нашей работы - определить и узнать наиболее встречающиеся, а также наиболее известные виды редких животных и птиц на территории нашего округа, определить их характерные признаки, строение, распространение, численность, образ жизни и лимитирующие факторы. Путем индивидуального выбора обучающимися животного или птицы, нам предстояло собрать и предоставить информацию о них, узнать информацию о занесении в Красную книгу Югры, если таковая имелась, довести ее до всех обучающихся нашего класса.
Изучив информацию о выбранных нами животных и птицах, преподавателем было предложено исследовать их внешние характерные признаки, путем поэтапного рисования.. (Приложение № 1) Каждый из нас рисовал того животного, про которого находил информацию и готовил доклад о нем.
Чтобы наш сборник получился наиболее информационно-познавательным, мы решили его дополнить стихами и загадками о животных и птицах. Итогом нашей работы должны были стать творческие композиции с изображением животных и птиц Югры, созданные нами на основе полученных знаний . (Приложение№ 9)
Принципы предстоящей работы были определены преподавателем:
- коллективный и индивидуальный характер
- прозрачность суждений
- планомерность
- согласованность в действиях.
Большая часть нашей работы носила коллективный характер, практическая деятельность проходила на занятиях "Прикладная композиция", информационная наполненность проекта носила индивидуальный характер (самостоятельную работу обучающихся с интернет-ресурсами и учебной литературой). В своих рисунках мы старались отобразить все индивидуальные и характерные данному виду особенности внешнего вида животных и птиц. На фоне различных пейзажей нашего края, мы юные художники, изображали животных и птиц Югры. Тем самым мы старались отразить всю красоту и великолепие нашей природы.
Это был первый наш опыт проектной деятельности данного характера.
Цель проекта была определена следующим образом: создание иллюстративно-информационного сборника о животных и птицах, обитающих в Югре для полноценного использования обучающимися и преподавателями в Детской художественной школе и общеобразовательных учреждениях.
Задачи:
5. Освоение умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной планомерной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
6. Организация страницы будущего сборника, с последующим оцениванием общего результата деятельности.
Практическая значимость:
Методы работы:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ, обсуждение);
- наглядный (показ наглядных пособий, демонстрация педагогом приемов работы, самостоятельные наблюдения обучающихся, ИКТ);
- исследовательский (поиск и отбор информации в интернет-ресурсах, анализ просмотренных книг)
- практический (выполнение самостоятельной творческой работы – создание информационной и иллюстративной части сборника о выбранном животном или птице Югры, написание проектной документации);
- эмоциональный (формирование ассоциативного ряда художественных образов, наблюдение характеристик у изображаемых животных и птиц).
Тип проекта: творческий, исследовательский.
Этапы работы над проектом:
3. Оценка результатов проектной деятельности.
Планируемый результат:
Практическая значимость: использование иллюстративно-информационного сборника на уроках.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
Содержание этапов (Описание проекта)
Содержание:
- Презентация урока преподавателем на тему «Животные и птицы Югры» (просмотр презентации - узнали о разнообразии животных, населяющих наш край, в том числе и о животных, занесенных в Красную книгу Югры).
- Преподавателем было предложено определиться с выбором наиболее понравившегося животного или птицы, которого бы нам интересно было изучить и нарисовать. У кого не получалось определиться с выбором, был предложен метод жеребьевки. Определили, что в нашем сборнике будет представлена информация и показано, как можно нарисовать таких животных и птиц как: Белка, западносибирский бобер, бурый медведь, волк, глухарь, еж, лиса, малый лебедь, лось, прыткая ящерица, северный олень, свиристель, соболь, сова, орлан-белохвост, филин. Определили 5 животных, занесенных в Красную книгу Югры.
- В ходе беседы определили актуальность данной темы, и что будет являться конечным продуктом.
- Сформулировали главную цель проектной деятельности: создать продукт, иллюстративно-информационный сборник «Животные и птицы Югры глазами детей», имеющий практическую значимость.
Содержание:
- Каждый учащийся нашего класса выбрал, о каком животном сделает сообщение.
План сообщения:
1) Название животного и его изображение в виде иллюстрации.
2) Внешний вид животного и характерные признаки.
3) Чем питается животное?
4) Образ жизни животного.
- Определили этапы работы над проектом:
1) Самостоятельная подготовка сообщения о выбранном животном или птице.
2) Самостоятельный подбор стихов и загадок по теме.
3) Проведение урока по теме «Животные и птицы Югры», на котором всю собранную информацию нужно было довести до каждого обучающегося нашего класса.
4) Создать поэтапные зарисовки животных и птиц нашего края.
5) Выбор сюжета и создание творческой композиции с включением в нее животного или птицы на фоне нашей природы.
6) Компьютерная обработка преподавателем собранного и нарисованного обучающимися материала.
- Посетили совместно с преподавателем библиотечный фонд Детской художественной школы. Рассмотрели книги по рисованию животных и птиц.
- Самостоятельно подбирали информацию о выбранном для рисования и изучения животном или птице нашего края (делали эскизы).
Содержание:
- Каждый ученик доводил основную информацию о собранном материале до всех обучающегося 1 «Е» класса Детской художественной школы. Сообщения каждого ученика начинались с загадок о животных. Интересно было узнать что-то новое о том или ином животном, обитающем в Югре. Много познавательной информации приходилось узнавать впервые. Демонстрировались иллюстрации с изображением животных и птиц. Завершали свои выступления обучающиеся хорошими стихами о животных и птицах.
- Познакомились с особенностями печатной продукции. Обсудили вопросы внешнего вида сборника, его основной вид в цвете. Методом голосования выбрали – зеленый цвет (так как он является основным цветом в природе, что характеризует направленность нашей работы). Обсуждали, как должна выглядеть обложка. Решили, что на ней должны быть изображены фото творческих работ обучающегося 1 «Е» класса Кадргулова Расула, так как они заняли первое место в региональном конкурсе «Живой символ малой Родины». Приложение № 2
- Заполнили диагностические анкеты, информацию о результатах которых довел до нас преподаватель. Приложение № 3 и Приложение № 4
- Обсудили выбор используемых изобразительных материалов и используемое техническое обеспечение для реализации проекта. Приложение № 5.
- Оценили себестоимость проекта. Приложение № 7.
Содержание:
- Знакомились с планом последовательности изготовления иллюстративно-информационного сборника. Приложение № 6.
- Обучающиеся индивидуально прорабатывали эскизы по этапам рисования животных. Приложение № 1. Обсуждали вопросы правильного изображения животных и птиц. Демонстрировали свои работы одноклассникам и выслушивали мнения о выполненных работах.
- Обучающиеся придумывали сюжеты творческих композиций с непосредственным рисованием животного или птицы. Определились с выбором изобразительных материалов для рисования творческих композиций.
- Рассматривали получившиеся творческие композиции. Были в нашем опыте и неудачные работы по созданию эскизов поэтапного рисования, возникали сложности по рисованию того или иного животного. Преподаватель помогал справляться со сложностью выполнения рисунков, направляя нас на более простое изображение форм животных. Произвели отбор наиболее успешно выполненных композиций для размещения в сборнике. Приложение № 9.
- Оформляли черновой вариант иллюстративно-информационного сборника.
- Преподавателем была произведена компьютерная обработка по всем предоставленным материалам.
Содержание:
- Презентация проекта в классе. Посмотрели внешний электронный вид будущего сборника.
- Заполнение диагностической анкеты. Приложение № 8.
- Подготовка к презентации пробного экземпляра иллюстративно-информационного сборника «Животные и птицы Югры глазами детей» для участия в городской научно-практическая конференция обучающихся "Наука. Природа. Человек. Общество."
- Отправили в печать наглядный продукт. Результатом выполненной печатной продукции остались довольны. Каждый из обучающихся получил моральное удовлетворение, путем осознания выполненной работы и своей творческой успешности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проектная деятельность на занятиях «Прикладная композиция» нам очень понравилась. Мы научились работать в коллективе и приобрели еще большие навыки самостоятельной работы. Получили много интересных знаний о животных и птицах, населяющих ХМАО-Югру. Мы расширили свои знания и представления о нашем округе. Научились более правильно изображать и рисовать животных. Считаем, что поставленную перед собой цель, мы достигли. Иллюстративно-информационный сборник «Животные и птицы Югры глазами детей» с непосредственным включением наших рисунков получился красочным и ярким, надеемся будет востребован, т.к. наполнен большим количеством познавательной и творческой информации. Наш проект может являться учебным пособием при изучении животного мира лесов нашего округа, творческим при проведении игр и викторин на знание природы нашего края. Своими творческими результатами довольны. Творческие работы, выполненные нами для проекта, будут использованы также для участия в различных конкурсах, на темы охраны природы и животных Югры и России. Приложение № 9. Мы продолжим расширять свои знания и представления о нашем округе. В следующем учебном году мы планируем дополнить наш проект дополнительной информацией и новыми рисунками животных и птиц Югры.
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Использование интернет ресурсов:
http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-dikikh-zhivotnykh-rossii
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Примеры эскизов поэтапных зарисовок животных и птиц, выполненных обучающимися.
Приложение № 2.
Работы обучающегося 1 «Е» класса Кадргулова Р., используемые для макета обложки сборника.
Приложение № 3
Диагностическая карта для обработки обсуждений и ответов обучающихся.
Критерии | Количество ответов | % | Вывод |
Размер и формат сборника: | |||
ФА-4 | |||
ФА-5 | |||
Художественное оформление: | |||
черно-белый вариант | |||
цветной вариант | |||
Содержание: | |||
информационное | |||
обучающее | |||
Заинтересованность | |||
да | |||
нет |
Приложение № 4
Качественная оценка идей
Критерии | Анализ идей | ||
Идея 1 | Идея 2 | Идея 3 | |
Форма сборника | |||
Основной цвет | |||
Содержание | |||
Простота изготовления | |||
Стоимость | |||
Пользователи |
Приложение № 5
Оборудование и материалы, необходимые для реализации проекта:
1. Изобразительные материалы
Бумага ФА-4
Карандаш простой
Ластик
Пастель
Фломастеры
Цветные карандаши
Гуашь, кисти
2. Литературные ряд:
Стихи, загадки.
3. Зрительный ряд:
Иллюстрации с животными и птицами. Презентация фотографий с изображениями животных и птиц.
4. Технические средства
Компьютер
Сканер
Принтер
Фотоаппарат.
Приложение № 6
План последовательности изготовления иллюстративно-информационного сборника
вариант 2. Перенос результата компьютерной верстки на бумажный носитель (цветная печать).
9. вариант 1. Сдать электронный носитель в типографию для издательства книги
вариант 2. Брошюрование страниц.
Приложение № 7
Оценка себестоимости проекта
Наименование затрат | Количество затрат в денежном эквиваленте |
Материал: Бумага ФА, Карандаш простой, Ластик, Пастель, Фломастеры, Цветные карандаши, Гуашь, кисти | 500,00 руб. |
Услуги типографии (печать сборника в единственном экземпляре) | 850,00 руб. |
Всего затрат на изделие: | 1350,00 руб. |
Приложение № 8
Диагностическая анкета для обучающихся по завершению проекта.
ДА______ , НЕТ _______
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДА______ , НЕТ _______
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 9
Работы обучающихся, используемые при создании иллюстративно-информационного сборника.
Солнечная система. Взгляд со стороны
Марши для детей в классической музыке
Пустой колос голову кверху носит
Сторож
Прекрасная химия