Цели и задачи проекта
· Систематизация, закрепления и углубления полученных теоретических знаний, умений;
· Формирование умений, применять теоретические знания, использовать нормативно-справочную литературу;
· Применение полученного опыта при выполнении практических задач
· Развитие самостоятельности, творческой инициативы и организованности
Вложение | Размер |
---|---|
shkatulka_2012.2_variant.doc | 264.5 КБ |
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 г. Калуги».
Творческий проект по предмету «Технология»
Объект работы: «Шкатулка»
Проект выполнил обучающийся
8 «А» класса Сипачев Илья
Руководитель учитель технологии
Герасимов В. А.
Калуга, 2014
Содержание
Введение
Цели и задачи проекта
Разделы программ, необходимые для выполнения проекта.
Области знаний, используемые при выполнении проекта
ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
При выборе изделия, помимо собственного желания, необходимо также учитывать свои собственные возможности. Например, есть ли возможность достать необходимый материал, или хватит ли навыков и умений при изготовлении проекта. Подумав, я решил, что оптимальным вариантом изделия для меня может стать шкатулка. Думаю, что навыки, которые потребуются при изготовлении проекта, у меня есть, так как подобные изделия я делал и раньше, и шкатулка не будет для меня очень сложной работой. Сегодня рынок переполнен игрушками. Решив сделать самостоятельно такую шкатулку, я хотел попробовать себя и как конструктор, и как дизайнер. В моём сознании уже давно сложился процесс изготовления изделия, прояснились проблемы, с которыми мне придётся столкнуться. Но чем сложнее изделие, тем интереснее, тем глубже удовлетворение от победы над собой. Изученный материал по курсу, математики, истории, и технологии поможет мне решить эту задачу. Но перед тем как принять окончательное решение, я исследовал потребительский рынок (по какой цене, качеству и дизайну сегодня предлагают такой товар на рынке) и выяснил следующие положения. Исследовав потребительский рынок, я окончательно пришел к выводу, что данное изделие я буду делать сам. Оно должно отвечать следующим требованиям: конструкция, с одной стороны, должна быть простой, с другой - отличаться оригинальностью и надёжностью в эксплуатации. Необходимо принимать в расчёт и минимальные экономические затраты на сборку и, при необходимости, ремонт изделия. При изготовлении изделия следует учитывать следующие факторы.
Итак, моя цель - изготовить шкатулку. Выполненное изделие должно отвечать следующим требованиям: быть оригинальным по исполнению, простым и надёжным в эксплуатации, экономически выгодным при изготовлении.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Ларец (шкатулка) всегда украшали наш дом, наш быт. С одной стороны - это сувенир, с другой - предмет необходимости для человека при хранении мелких вещей, в третьих - украшение, которое дополняет интерьер нашей квартиры. Человек всегда стремился сделать нечто особенное, неповторимое. Игрушки помогают познать работу простых и более сложных устройств, развивают творческие способности человека. В данном случае представлен один из вариантов будущего изделия, где сочетаются и практический опыт в изготовлении изделий из древесины, и творческий поиск, который придает изделию что-то особенное, неповторимое. Шкатулка - предмет загадочный. Внешний вид не всегда говорит о содержимом. Красивые плавные узоры, нежно скользящие по поверхности, завораживают, притягивают взгляд. Руки так и тянутся отворить эту горизонтально расположенную дверцу и узнать, что там внутри. Шкатулки бывают фабричного производства, а также ручной работы. Невозможно встретить одинаковые шкатулки, в основном, это ручная работа, это словно дитя мастера - она неповторима. Каждая линия - отпечаток души. Шкатулка может быть сделана практически из любого материала, но, как правило, это металл либо дерево. С древнейших времен шкатулка являлась неотъемлемой частью богатых аристократических домов. Она была сделана из золота, украшена драгоценными камнями и представала настоящим произведением искусства. В шкатулках хранили украшения, молодые девушки прятали от любопытного глаза свои секреты, письма возлюбленных. Шкатулка была очень хорошим подарком, выражающим почтение дарителя. Существовали именные шкатулки, которые пере давались из поколения в поколение и считались семейным достоянием. Позже стали появляться музыкальные шкатулки, в которые встраивались фигурки танцовщиц, в такт мелодии исполнявших танец. В современном мире шкатулка потеряла столь широкое распространение, но она по-прежнему притягивает взор своей красотой, таинственностью. Хочется узнать, что же скрывает эта узорчатая коробочка...
ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ, ОБОРУДОВАНИЯ, МАТЕРИАЛОВ.
Проектируя изделие, следует учитывать параметры, при которых оно будет работать исправно и долговечно. При сборке необходимо предусмотреть требования качества подгонки со ряженных деталей шкатулки. Лёгкость и простота сборки достигается за счёт применения современных конструкционных материалов, инструмента и оборудования. Исследуя различные конструкционные материалы, применяемые для изготовления шкатулки, я взял наиболее распространенный и простой для выпиливания материал - фанеру. Для выполнения моего изделия я нашел, на мой взгляд, оптимальное соотношение между стоимостью материала, и функциональными возможностями в результате эксплуатации (прочность, вес, долговечность). Проектируемый объект не должен быть громоздким, обладать большой массой и неустойчивостью. Для изготовления этого изделия необходимо проанализировать составные части объекта и подобрать соответствующие материалы. Для этого воспользуемся методом морфологического анализа.
Материал для шкатулки
|
|
|
|
|
|
Морфологический анализ изделия.
Из перечисленных конструкционных материалов наиболее доступным в данном случае является фанера, при использовании которой материал является для меня экономически выгодным, имеются навыки в технологии обработки; он гарантирует по конечному результату качество изделия, к тому же, этот материал хорошо поддается механической обработке. Металл в данном случае не пригоден из-за своей тяжести и трудной обрабатываемости, хотя металлический корпус будет намного долговечнее, чем пластмассовый или деревянный. Данные о выбранных материалах привожу в таблице 1.
Талица 1
Название материла | Легкость обработки | Доступность | Внешний вид | Прочность | Сумма «+» и «-» |
Фанера | + | + | + - | + | 3 |
ДВП | + | + | - | - | 0 |
Металл | - | + | - + | + | 1 |
Доска | + | + | + - | + | 3 |
Стекло | - | - | + | - + | -1 |
Пластмасса | - | - | + | - | -1 |
Вывод: я выбрал фанеру и древесину, потому что, на мой взгляд она более доступная, легка в обработке и прочная чем остальные материалы.
Дизайн – спецификация
Схема обдумывания
Первоначальные идеи
Идея №1
Простая коробка
Идея №2
Коробка с крышкой
Идея №3
Шкатулка с поворачивающейся крышкой
Идея №4
Трапециевидная коробка.
Выбор идеи
Выбираю идею № 4 и добавляю к данной конструкции съемную крышку. Трапециевидная форма шкатулки оригинальна, ее изготовление вызывает у меня большой интерес, а съемная крышка придаст ей оригинальность.
Технологическая часть
Чертеж изделия.
72
95
84
120
95
ДЕТАЛИРОВКА.
72
2 шт.
84
95
95
2 шт.
84
120
95
70
95
120
55
80
Спецификация
№ дет. | Название детали | Кол -во | Материал | Размер |
1 | Стенка шкатулки | 2 | Древесина | 84*95 |
2 | Стенка шкатулки | 2 | Древесина | 120*84 |
3 | Крышка шкатулки | 1 | Многослойная фанера | 70*95 |
4 | Дно шкатулки | 1 | Многослойная фанера | 95*120 |
5. | Ограничитель | 1 | Многослойная фанера | 55*80 |
6 | Ручка | 1 | Металл |
Технологическая карта
№ оп. | Последовательность выполнения операции | Эскиз (графическое изображение) | Размер, кол-во | Инструменты, оборудование |
1 | Разметка и выпиливание боковых стенок шкатулки. | 84*95 (2шт.) | Карандаш, линейка, верстак, ножовка. (древесина) | |
2 | Разметка и выпиливание передней и задней стенок шкатулки. |
| 95*120 (2шт.) | Карандаш, линейка, верстак, ножовка. (древесина) |
3 | Фрезеровать боковые стенки шкатулки. | Фрезерный станок. (древесина) | ||
4 | У стенок шкатулки разметить фаски под углом 450 | Карандаш, линейка, верстак. (древесина) | ||
5 | Снять фаски под углом 450 | Верстак, лобзик, напильник. (древесина) | ||
6 | Разметка и выпиливание крышки | 70*95 | Карандаш, линейка, верстак, ножовка. (фанера) | |
7 | Разметка и выпиливание ограничителя | 55*80 | Карандаш, линейка, верстак, ножовка. (фанера) | |
8 | Разметка и выпиливание дна |
| 95*120 | Карандаш, линейка, ножовка. (фанера) |
9 | Зачистка деталей шкатулки. | Шлифовальная машинка, шлифовальная бумага, верстак. (древесина, фанера) | ||
10 | Оклеивание бумагой внутренних частей шкатулки | Верстак, клей, бумага, кисть. | ||
11 | Сборка изделия. | Верстак, клей, , кисть. | ||
12 | Декорировать изделие (окраска морилкой, лаком). | Верстак, морилка, лак, кисти. |
Время на изготовление изделия.
На изготовление шкатулки мне понадобилось 4 часа.
Разметка и выпиливание стенок шкатулки заняла 60 минут.
Разметка и выпиливание крышки, ограничителя, дна шкатулки 30 минут.
Разметка и снятие фасок 40 минут.
Оклеивание внутренних частей 30 минут
Фрезерование стенок шкатулки 60 минут.
Сборка изделия 40 минут.
Покраска шкатулки – примерно 40 мин.
Контроль качества.
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
Изделие изготовлено из натуральной древесины. Все детали изготовлены достаточно аккуратно в соответствии с указанной технологией. Внешний вид производит достаточно благоприятное впечатление.
Самооценка.
Шкатулка изготовлена собственными силами, удобно в использовании, дешевле, чем в магазине. Все технологические операции доступны.
Экологическая оценка.
Мое изделие - шкатулка. Как известно изделие должно быть безопасным не только химическому по составу материалов, из которых оно выполнено, но и по его использованию. Я сделал, как мне кажется безопасное по всем параметрам изделие. Об него трудно пораниться, и значит оно не будет представлять собою определенную опасность для человека и домашних животных.
Экономический расчет.
На изготовление изделия мной был израсходован следующий материал:
Стоимость 1 квадратного метра обрезной доски составляет – 40 руб.. стоимость клея – 90 руб., стоимость морилки – 137 руб.; бумага — 40 руб за набор, стоимость лака – 168 руб., стоимость фанеры – 650 руб.
Себестоимость материалов: обрезная доска – 8 руб., фанера – 4,91 руб., клей – 9 руб., морилка - 20,55 руб., лак – 16,8 руб., бумага - 8 руб.
Всего стоимость материалов, затраченных на изготовление изделия составила 67,26 руб.
Электроэнергия.
Я пользовался освещением лампочки 100 Вт. в течение 4 часов.
Работа на фрезерном станке мощностью 1500 Вт – 1 час
Стоимость 1000 Вт – 3,15 руб.
С электроэнергии составляет – 5,99 руб.
С материалов + С электроэнергии = 67,26 + 5,99 = 73,25 руб.
Таким образом, себестоимость изделия составила : 73,25 руб..
Правила безопасности во время работы
ИНСТРУКЦИЯ
по технике безопасности при ручной обработке древесины.
До начала работы:
Во время работы:
Во избежание травм необходимо:
После окончания работы:
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при работе на фрезерном станке
1. Общие требования безопасности
1.1.К работе на фрезерном станке под руководством учителя (преподавателя, мастера) допускаются учащиеся с 7-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При работе на фрезерном станке возможно воздействие на работающих следующих опасных производственных факторов: отсутствие ограждения приводных ремней и защитного экрана; ранения рук вращающимися частями станка, обрабатываемой деталью или фрезой; поражение плаз отлетающей стружкой при обработке хрупких металлов; наматывание волос на вращающуюся оправку фрезы; неисправности электрооборудования станка и заземления его корпуса.
1.3. При работе на фрезерном станке должна использоваться следующая спецодежда и индивидуальные средства защиты: халат хлопчатобумажный, берет, защитные очки. На полу около станка должна быть деревянная решетка с диэлектрическим резиновым ковриком.
1.4. В учебной мастерской должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.5. Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Учебная мастерская должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения: огнетушителем химическим пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым и ящиком с песком.
1.6. Обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работы, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Надеть спецодежду, волосы тщательно заправить под берет.
2.2. Проверить наличие и надежность крепления защитного ограждения приводных ремней и соединения защитного заземления с корпусом станка.
2.3. Разложить инструменты и заготовки в определенном установленном порядке на тумбочке или на особом приспособлении, убрать все лишнее.
2.4. Прочно закрепить обрабатываемую деталь и фрезу, ключ убрать на отведенное место.
2.5. Проверить работу станка на холостом ходу.
2.6. Проветрить помещение учебной мастерской.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Плавно подводить фрезу к обрабатываемой детали, не допускать увеличения сечения стружки.
3.2. Не наклонять голову близко к фрезе или движущейся детали.
3.3. Не передавать и не принимать какие-либо предметы через вращающиеся или движущиеся части станка.
3.4. Не облокачиваться и не опираться на станок, не класть на него инструмент и заготовки.
3.5. Не измерять обрабатываемую деталь и не смазывать, не чистить и не убирать стружку до полной остановки станка.
3.6. Не охлаждать фрезу или обрабатываемую деталь с помощью тряпки или протирочных концов.
3.7. Не останавливать станок путем торможения вращающейся фрезы рукой.
3.8. Не оставлять работающий станок без присмотра.
4. Требования безопасности по окончании работы
4.1. Отвести фрезу от обрабатываемой детали и выключить станок.
4.2. Убрать стружку со станка при помощи щетки, не сдувать стружку ртом и не сметать ее рукой.
4.3. Протереть и смазать станок, промасленную ветошь убрать в металлический ящик с крышкой.
4.4. Привести в порядок инструмент и убрать его на место.
4.5. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
4.6. Проветрить помещение учебной мастерской.
Правила безопасного труда при работе с красками, лаками и клеем:
1. Работать с красками, лаками и клеем следует только в хорошо проветриваемом помещении. Проветривать помещение до и после работы.
2. Не работать вблизи открытого огня.
3. Будьте осторожны и аккуратны при использовании клея, красок и лака. Работать на столе, покрытом целлофановой клеенкой.
4. После работы убрать клей, краску и лак, убедившись в том, что их упаковка герметично закрыта.
5. При попадании клея на руки тщательно вымыть их водой. При попадании краски и лака на кожу очистить руки при помощи ватного тампона, пропитанного растительным маслом, а затем тщательно вымыть водой с мылом.
Заключение
После того, как я изготовил мое изделие, проблема разрешилась.
Цель проекта выполнена.
Как мне кажется, мое изделие получилось на «4»
но я все-таки, изготовив это изделие, удовлетворил потребности и решил проблемы.
ДЛЯ НАС ГЛАВНОЕ ВЫПОЛНИТЬ СВОЮ РАБОТУ БЫСТРО И ХОРОШО!
У НАС РАБОТАЮТ ТАЛАНТЛИВЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ!
СЕБЕ ДОРОГИЕ МАШИНЫ МЫ НЕ ПОКУПАЕМ, МЫ ЖЕЛАЕМ ПОРАДОВАТЬ ВАС!
Список использованной литературы.
1.СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА./СОСТ. – В.И.РЫЖЕНКО
2.НАСТОЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ./АВТОР И
СОСТ. – А.Ф.КОНЕВ
3.МОЯ ПЕРВАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ./СОСТ. – Л.Я.ГАЛЬПЕРШТЕЙН
4. http://festival.1september.ru/articles/550146/ Фестиваль педагогических достижений.
Свинья под дубом
Как напиться обезьяне?
Снег своими руками
Рисуем "Осенний дождь"
Компас своими руками