Творческий проект , представленный на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
Вложение | Размер |
---|---|
kovrik_iz_pomponov.docx | 746.57 КБ |
Обоснование выбора
В нашем доме хранятся вещи, связанные и украшенные еще моей бабушкой. Прекрасные изделия до сих пор хранят тепло ее рук и сердца, а в свое время они были сказочным украшением простого сельского дома.
Еще в детстве, рассматривая связанные, вышитые бабушкой вещи, я мечтала стать такой же, как она, рукодельницей.
Сегодня во многих странах возрождается большой интерес крукоделию; издается множество соответствующей литературы: книг, журналов, пособий. Конечно, я могу этим воспользоваться и изготовить уже разработанную специалистами вещь. Но она уже не будет уникальной. Я хотела создать что-то свое, по собственному замыслу и вкусу. Опираясь на готовое описание и схемы, я постаралась сделать маленький прикроватный коврик.
Историческая справка
Ковры – тканые или узелковые изделия из шерсти или шелка. Как для восточных, так и для европейских ковров материалом изготовления служили шерсть, хлопок, лен, пенька. Шерстяные и шелковые нити использовались для утка, лен, пенька, хлопок – для основы. На протяжении столетий техника изготовления ковров не менялась.
В ранний период развития ткацкого ремесла ткань наподобие рогожи или циновки изготавливалась из различных трав, прутьев, древесной коры, камыша. Археологи обнаружили следы отпечатков циновок на глиняных сосудах эпохи неолита (наверное, это очень давно). Основой сосудов этого периода служила ткань, облепленная с двух сторон глиной и подвергнутая обжигу. Всю историю ковроткачества можно разделить на четыре этапа. Первый этап – первобытный период ковроткачества, для которого характерна простая техника переплетения рогожи, циновки. Для второго этапа характерны ткани с несложным цветным геометрическим узором типа килима или паласа и без них. Использование этих приёмов сцепления нитей утка позволяет получать рисунок как геометрический, графически-чёткий, так и растительный, живописно-свободный). Позднее появляются ковры более сложных техник переплетения – верни, зили, сумах. Расцвет ковродельческого искусства связывается с появлением ворсовых ковров с различными типами узлов. На протяжении многовекового развития искусства ковроделия вырабатывались характерные для различных видов ковров композиционные приемы. Ковровая композиция строится на соблюдении принципа построения орнамента, то есть симметричном, раппортном расположении мотивов узора. Ритмический строй орнамента тесно связан с характером стилевой трактовки декоративных форм. Орнамент может быть двух видов: геометрический или растительный. Ковер с геометрическим орнаментом имеет два принципа построения композиции: замкнутую с четко выраженным центром и каймой из более мелких геометрических фигур, и линейную из чередующихся полос различного цвета и орнаментальных форм. Каждая форма геометрического узора имеет свой цвет, отделенный от цвета другого узора одним или несколькими контурами. Одним из распространенных приемов изображения растительного орнамента является светотеневая проработка рисунка. Второй прием использования растительных форм заключается в плоской стилизации, что позволяет увидеть красоту силуэта каждой детали, отразить характерные черты их формы.
Выбор материалов
Подбирая материал для коврика, я остановилась на полушерстяной пряже. Она не дорогая, выпускается в широкой цветовой гамме, очень приятная на ощупь и экологически чистая.
Хлопок – один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Лен – очень прочный, чаще всего неотбеленные нити. Применяются для вязания декоративных изделий.
Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Фасонная пряжа – пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей.
Фантазийная пряжа – это меланжевая пряжа, изготовленная из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей различной фактуры.
Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении
Распускание старого изделия. Старым вязаным изделиям можно дать вторую жизнь. Для этого их распускают, нитки перематывают в мотки, стирают и вновь используют для вязания. Распускать лучше всего изделия, связанные вручную. Изделие, изготовленное на фабрике, распускать не рекомендуется, так как его детали выкроены из трикотажного полотна и при его распускании получится множество коротких нитей. Свалявшиеся изделия, изготовленные из шерстяной пряжи, распускать очень трудно, иногда невозможно. Если при распускании нить рвется, ее концы связывают узелком.
Стирка и сушка. Стирают моток пряжи в теплой воде с температурой не выше 40°С. Сначала в воде растворяют стиральный порошок, предназначенный для ручной стирки шерсти, затем опускают моток и дают ему полежать в растворе некоторое время. Затем легкими,
отжимающими движениями его стирают и прополаскивают в теплой воде, меняя ее несколько раз. Моток не выкручивают, а слегка отжимают и дают возможность воде стечь.
При распускании изделия, бывшего в употреблении, нитки получаются извитые, и их перед работой нужно выпрямить, иначе петли получатся неровными, а вязаное полотно неоднородным и рыхлым. Для выпрямления пряжи нужно привязать мокрый моток к веревке, а внизу повесить груз. Время от времени положение мотка нужно менять, постепенно передвигая груз. В процессе высыхания пряжа распрямится.
Для вязания изделий из старой пряжи рекомендуется соединить ее с более прочной ниткой, сочетающейся с ней по цвету.
Перемотка. Новую или высохшую старую пряжу, чтобы она оставалась мягкой и пушистой, перематывают из мотка в клубки, подкладывая под нить указательный и средний пальцы левой руки. Когда сделано достаточно много витков, пальцы высвобождают, меняют положение клубка и повторяют вновь. При таком способе перемотки клубок имеет только один рабочий конец.
Чтобы получить клубок с двумя рабочими концами (основной идет изнутри клубка, а дополнительный – сверху), конец нити вкладывают между страницами тонкой тетрадки, сворачивают ее в трубку и берут в правую руку. Левой рукой наматывают движением от себя 8-10 витков, располагая их параллельно краю тетрадки. Последующие витки располагают под углом к краю, укладывая их тем же движением левой руки, а правой вращая тетрадь на себя. После окончания работы клубок снимают. Значительно повышают скорость перематывания пряжи специальные приспособления – моталки.
Сочетание цветов
Говорят, нет плохих цветов - есть плохие сочетания. Это правило хорошо знакома мастерицам. Опытная мастерица правильно разберет фон, умело разделяет яркие цветовые пятна, введет второстепенную цветовую гамму, поддерживающие основной цвет, и узор, вышитой опытной рукой, «заиграст», радуя глаз гармонией цветовых сочетаний.
Чтобы избежать грубых ошибок при выборе цвета, нам нужно знать некоторые цветовой грамоты.
Все цвета можно условно разделить на «теплые» и «холодные».
К «теплым» относится те, где преобладает желтый цвет- это красный, оранжевый, все оттенки желтого.
«Холодными» называют цвета, в которых главенствует голубой: зеленый, синий, фиолетовый.
Красные, синие, желтые цвета являются основными. Смешивая их разными пропорциях, можно получить любой цвет, существующий в природе.
Гармоническими контрастными сочетаниями принято считать цвета секретов, расположенных друг против друга: красный- зеленый; оранжевый - синий; желтый – фиолетовый.
Цвета соседних секторов, как мы видим, явно не гармонируют, поэтому не стоит в узоре соединять их вместе, например, красны с оранжевым или фиолетовым.
Цвета секторов, расположенных через один, более гармоничны. Например, красный сочетается с синим, зелёный с фиолетовым.
Дисгармонию в сочетании цветов можно уменьшить, если использовать дополнительны нейтральный цвет ( белый, чёрный или серый). К примеру, между красным и фиолетовым можно взять немного чёрного, между жёлтым и оранжевым ввести белый или серый.
Трудное дело рассказывать о гармонии и учить этому с помощью нарисованного круга, когда рядом находится Великий Учитель – художник и скульптор – живая Природа. Посмотрим вокруг себя: какие только сочетания не предлагает она, «рисуя» крылья бабочек и крылья птиц, лепестки цветов и листьев, удивляя самыми и, порой, разрушая наши теоретические познания. Как щедро и мудро она «одела» животных, помогая выжить слабым среди сильных.
И, наконец, время от времени Природа дарит нам небесную радугу- символ радости и божественного цветосочетания. Согласитесь, можно ли создать что-либо более веселое, гармоническое, изысканное и совершенное по цвету и форме, чем радуга на небе!
Говорят, новое- это хорошо забытое старое. К счастью, женское рукоделие никогда не исчезало, оно лишь слегка отодвинулась в тень или вновь выходило вперед. А одним из излюбленных дамских занятий было вышивание, вязание крючком. Исполненные разными способами вышитые , вязаные салфетки, скатерти, узорчатые воротнички и салфетки шарфы вышивки на блузках и платьях, коврики всегда были прекрасным украшением дома и дамского гардероба.
У татарской народной вышивки, вязании крючком есть не только славное прошлое, но и настоящее. Она и сегодня является самым массовым видом художественного творчества народа. Вышивание, вязание как вид женского рукоделия особенно популярно в сельской местности, где вышитое изделия ещё не полностью утратили вековых связи с некоторыми народными обрядами, семейный и общественными праздниками( свадьба, сабантуй), представляя своеобразные элементы национального быта.
Банк идей
1-я идея: «Бабушкин квадратик»
Можно изготовить в любых домашних условиях. Вяжется крючком из ниток, бывших в употреблении. В результате правильного сочетания разноцветных нитей образуется красивые узоры. Узорчато сплетенный коврик – «Бабушкин квадратик» можно постелить на пол, стул, диван. Он очень прочный, легко стирается. Имеет очень низкую себестоимость.
2-я идея: «Чудесный круг»
Так я назвала коврик вязанный по кругу, используя вместе пряжи – полиэтиленовую ленточку
Коврик получается удобным и функциональным, а его цветная гамма - яркой, сочной, жизнерадостной. Цветовые сочетания при этом могут быть самыми неожиданными, надо лишь помнить о гармонии. В одном случае используются контрастные сочетания чистых тонов, создающих декоративный эффект, в другом более тонкие сочетания, строящиеся на близких оттенках. Он очень прочный, легко стирается. Имеет очень низкую себестоимость.
3-я идея: «Коврик из помпонов»
Если Вы умеете вязать - то можно связать небольшие детали - голову, ножки и пришить к помпонам, тогда у вас получится забавный коврик в виде какого-нибудь животного.
Технологическая карта
№ | Технологическая последовательность | Содержание технологической операции | Изображение |
1 | Подготовка материалов. |
| |
2 | Изготовление трафаретов |
| |
3 | Расчет количества помпонов |
| |
4 | Выполнение помпонов |
| |
5 | Пришивание помпонов к основе |
|
Реклама
Фирма "ПУШИНКА" предлагает вам простые, практичные и очень доступные модели коврика. Вам будет по душе наши задорные, романтичные, удобные модели из полушерстяной пряжи.
После того, как помпоны готовы - начинаем скреплять их нитками, либо насаживаем с помощью иглы на длинную нить и затем из гирлянды помпончиков выкладываем нужную нам форму коврика.
Экологическое обоснование
Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов принадлежит к числу наиболее сложных и актуальных задач современности.
Современное производство должно быть таким, чтобы природоохранные (экологические) и экономические задачи решались комплексно, как единое целое.
Охрана окружающей среды – это плановая система государственных, международных и общественных мероприятий по рациональному использованию, охране и востановлению природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, создание наиболее благоприятных условий для жизни человечества и удовлетворения материальных и культурных потребностей нынешнего и будущего поколений. При изготовлении коврика из помпонов практически отсутствуют отходы, что благоприятно сказывается на окружающей среде.
Экономическое обоснование
№ п/п | Наименование инструмента | количество | Стоимость, р. |
1 | Пряжа п/ш | 10 | 15 |
2 | Ножницы | 1 | - |
3 | Основа | 1 | - |
4 | Иглы | 1 | - |
ИТОГО: | 150 |
Самооценка
У меня получился мягкий яркий коврик сделанный своими руками из помпонов. Это отличная идея для детской комнаты. Такой коврик будет радовать взгляд и создавать хорошее настроение, да и сидеть на таком коврике или топтаться по нему босыми ножками — одно удовольствие!
В интернете я нашла еще много похожих ковриков. Мне очень понравилась божья коровка. И я решила, что обязательно сделаю ее и поселю у себя дома! Пускай приносит уют и радость, напоминая своим присутствием о лете.
Щелкунчик
Золотой циркуль
Загадочная система из шести экзопланет
Красочные картины Джастина Геффри
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея