Исследовательская работа
Исследовательская работа
Геометрия в декоративно-прикладном искусстве народа Саха
Выполнили: ученица 10л класса, Лотмарина Лариса
ученица 10л класса Петрова Айылаана
Руководитель: Кузнецова Любовь Алексеевна, учитель математики МКОУ «СОШ№5», пгт. Айхал, Мирнинский район, РеспубликаСаха (Якутия)
Повесть временных лет В.О. Ключевский открывает фразой: «Народ непомнящий своего прошлого, не имеет будущего». Под впечатлением этой цитаты, мы решили рассмотреть некоторые аспекты жизни и деятельности коренного населения Якутии. В частности, исследовать использование геометрических преобразований в декоративно-прикладном искусстве.
Якутский орнамент и суконная аппликация имеют очень древние корни и отличаются своей самобытностью. Специфика орнамента такова, что в нём преобладают различные геометрические фигуры: от простых – прямая, точка, треугольник и др., до составных, сложных, а так же геометрические преобразования. Этот богатый геометрический материал и послужил толчком для проведения нашего исследования.
Изучение устного народного творчества якутов показывает, что восприятие пространства и времени северных народов совершенно своеобразно. Бесконечность в пространстве и времени для них естественны, например: в эпосе “Олонхо” герой обычно утомительно долго идёт или едет “узнавая зиму по снегу, а лето по дождю”. Представления о вертикальных и горизонтальных направлениях чётко прослеживается в орнаментике якутского народа. Очень развитое чувство пропорции и пространственные представления, позволяли интуитивно использовать геометрические формы при оформлении одежды и украшений, при строительстве жилищ и хозяйственных построек, при создании различных предметов быта.
Берестяные летние жилища якутов всегда были конусной формы – Ураса. (рисунок 1)
Более сложную форму имеет якутский бала5ан (балаган), который состоит из объединения четырехугольной усеченной и треугольной пирамиды.(рисунок 2)
Славились якуты изготовлением различной посуды из дерева и бересты. Многие ученые этнографы отмечали, что по пропорциональности контуров чороон можно сравнить с античными сосудами. Для каждой части чороона существует определенная группа орнаментов: в виде треугольников, точек, гребешков, ячеек и сетки, зигзагов и ромбов. На его оформлении мы остановимся позже. (рисунок 3, 4)
Широкое распространение якутов издревле получила суконная аппликация и меховая мозаика. В ней преобладали геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямая, ромб и ярко прослеживаются такие преобразования, как осевая симметрия.
Якутские женщины – искусные мастерицы, украшали коврики, рукавицы, чепраки, и другую одежду опираясь на интуитивные представления о центральной симметрии, о повороте и параллельном переносе. (рисунок 5)
С социально–экономическим развитием Якутского края, за последнее столетие: строительством Байкала-Амурской магистрали, формированием различных, производственных комплексов в жизни коренного населения произошли колоссальные изменения, которые не могли не коснуться декоративно-орнаментального искусства народов «Олонхо». Усложнялась структура якутского орнамента, интегрировался стиль.
В современных условиях, актуальность данной темы возрастает в связи с проблемой сохранения национального своеобразия и самобытности, знания традиций и способов применяемых изобразительных средств и дани уважения к коренному населению Саха.
Итак, подробнее остановимся на якутском орнаменте.
Орнамент (лат. ornamentum—украшение)—узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия т. д.), архитектурных сооружений.
Якутский орнамент чрезвычайно разнообразен. В процессе выполнения работы, мы рассмотрели и провели сравнительный анализ около пятисот видов орнаментальных узоров.
Трудность заключалась в том, что единой классификации орнамента не существует, и по мере выполнения работы возникало больше вопросов, чем ответов.
Классифицировать орнаментальный материал пытались многие историки и этнографы. Система классификации была связана с различными принципами и направлениями: хронологическому, этнонациональному, по технике исполнения, по материалу, по композиционным особенностям, по местным названиям и общему характеру узоров.
Первым классифицировать якутский орнамент попытался народный художник Якутии М.М. Носовв 1936 году.
Формально-сравнительный метод классификации этнографического исследователя,немецкого учёного У. Йохансена основан на установлении параллелей между якутской орнаментикой и орнаментом других народов.
Археологу А.И. Гоголеву принадлежит попытка классификации орнаментального материала по этапам этнической истории якутов с выделением основных этногенетических слоев якутского орнамента.
Так как, наша задача состояла в том, чтобы исследовать орнамент с точки зрения геометрии, то мы выделили три основные группы: прямолинейно-геометрическая;
криволинейные узоры;
стилизованный рисунок.
Названия узоров, якуты брали из своего полукочевого быта, скотоводческого хозяйства и окружающей природы. Эти названия ещё больше подчёркивают богатство и образность стилистического языка рисунка.
Прямолинейно-геометрическая группа узоров состоит: из полос (горизонтальных, вертикальных, наклонно расположенных), ромбов, квадратов, прямоугольников, треугольников, вписанных треугольников, светлых и темных квадратов, расположенных в шахматном порядке, шестиугольников, диагонально пересеченных квадратов и прямоугольников, крестов, составленных из ромбов, сетки и других геометрических фигур.
Примерами прямолинейно-геометрической группы орнамента являются:
Линейный орнамент. Этот орнамент, найденный при археологических раскопках. И потому на вопрос: "когда же возник тип этого рисунка?" ответить невозможно. Начиная с глиняных горшков, рисунок распространился на бересту, дерево, одежду, металл. Несмотря на то, что используется отдельным рисунком, широко применяют для разделения, украшения других рисунков. Длина достигает от 1-2мм до 30мм. (рисунок 6)
Ребристый рисунок, орнамент в виде трав. Ещё этот орнамент называют "гребенчатым". В старину он означал благодать, урожай. Его название произошло от швов берестяных посуд. (рисунок 7)
Орнамент в виде косых линий. Использовался в основном на берестяной посуде, в одежде, широко применялся на дереве. Им украшали кытыйа (деревянная круглая чаша, для продуктов). (рисунок 8)
Орнамент в виде нёба (ёлочка). Был широко распространен в старину в шитье одежды и её украшении.(рисунок 9)
Ломаные линии (вид урасы). Узор "ломаные линии" взят из шва берестяной посуды и имеет древнюю историю. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. Этот узор применялся в посуде и утвари у якутов XVIII века. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева. (рисунок 10)
Орнамент в виде сети. Вид этого рисунка делится на многие подгруппы по материалу на который наносится. В зависимости от этого по разному интерпретируется и имеет разные названия. Можно сказать о том, что вид "сети" для якутов был одним из самых любимых орнаментных узоров. (рисунок 11)
Орнамент в виде муравьев не получил широкого распространения на дереве. В основном использовался в украшении утвари, предметов домашнего обихода в XIX-XX веках. С давних времен известен как рисунок для украшения принадлежностей лошади.(рисунок 12)
Группа криволинейных орнаментов включает лировидные узоры, различного вида спирали (одиночные, парные и S-видные), рогообразные фигуры, кресты, (разветвленные на концах или имеющие на них ромбообразные утолщения), «волна», фигура, похожая на сердце, с ромбиком или крестом наверху, дуга, дуги с крестами на месте соединения, миндалевидные фигуры, четырехлепестковые розетки и циркульный узор.
Криволинейную группу орнаментов представляют следующие примеры:
Орнамент в виде ягоды малины. Такого вида узоры часто объединяют в группу "арочные". В старину на глиняной посуде, в мокром виде часто вдавливали пальцем, на дереве - вырезали. Сначала использовался в украшении посуды для кумыса, для сэргэ (коновязочные столбы), а потом с середины XIX века использовался при украшении крышки короба для шитья. (рисунок 13)
Сердцеобразный орнамент, применялись в орнаментике женской одежды, берестяной посуды. Значение его понятно без слов. Можно увидеть в деревянных изделиях XIX-XX в. (рисунок 14)
Орнамент в виде бараньих рогов, является культовым для многих народов мира. Он имеют древние корни, богатое содержание. Якутские мастера по дереву в своих изделиях его активно использовали и, не утрачивая основного смысла узора, обогатили внешний вид. Его не применялся в посуде для кумыса и молочных продуктов. (рисунок 15)
Лировидный орнамент очень широко распространён у коренного населения Сибири, Средней Азии. Некоторые специалисты выделяют их в отдельную группу. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду "ко5уор". (рисунок 16)
Орнамент в виде завитков. Узоры с "s"-образным элементом имеют одни корни с лировидными узорами. Является основным рисунком нагрудного и наспинного женского украшения.(рисунок 17)
Растительный побежок глубоко вписался в материальную культуру якутского народа. В музеях можно увидеть много посуды, одежды, принадлежности лошади, украшенные таким рисунком. (рисунок 18)
В группу стилизованный рисунок включены виды, на которых изображены животные, растения, солнце, человек и т.п.Например:
Растительный рисунок, в основном, нарисован на разных видах сундучков, на шкатулках для женских украшений. (рисунок 19)
Орнамент в виде цветов встречается в деревянных изделиях Х1Х-ХХвеков. Простой вид цветка с четырьмя лепестками – один из самых распространённых узоров. (рисунок 20)
Орнамент в виде коровы, похож на детскую берестяную игрушку. С XVIII века широко стал распространяться на деревянные изделия. Периодом самого широкого распространения можно считать XIX век. (рисунок 21)
Орнамент в виде солнца - изображение солнца, мутовки, диска. Этот рисунок присутствует почти у всех народов земного шара, с каменного века, по сей день. Это один из самых культовых орнаментов у якутов, показывает преклонение перед солнцем, и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке "дьабака" и т.д. (рисунок 22)
Необходимо так же отметить, что большинство орнаментов со стилизованными изображениями животных, растений, часто сливаются с группой геометрических по назначению узоров, поэтому данное разбиение весьма условно.
Орнаментальные узоры использовали практически во всём: на одежде, обуви, рукавицах, шапках, меховых ковриках, чепраках, разнообразных изделиях из бересты, дерева и металла, на предметах из кости. Для нанесения орнамента применялись цветные сукна, бисер, металлические бляшки, цветные нитки.
Мы также провели сравнение орнаментального материала якутов с материалами других народов России. Можно сделать вывод, что многие простейшие геометрические узоры сходны с эвенкийско-юкагирскими; сложно-криволинейные узоры сближаются с саяно-алтайскими, а также узорами народов Средней Азии — казахов, киргизов, горных таджиков.
Вывод:Так как якутский орнамент отличается своей древностью происхождения и самобытностью, а в его исполнении ярко прослеживается знание свойств геометрических фигур, знание геометрических преобразование, то можно утверждать, что народ «Олонхо»имел достаточно весомую базу математических знаний, сформированную на своём практическом жизненном опыте.
Однако, основная функция орнамента – украшать, поэтому его можно рассматривать, только на предметах, где он изображён. Одним из таких ярчайших примеров декоративного оформления - украшение чороона. Так же, невозможно не отметить совершенное строение этого сосуда. В.Л.Серошевский отметил, что по плавности и музыкальности контуров, ясности пропорций чорооны выдерживают сравнение с античными сосудами. А по утверждению А.П. Окладникова, «чорооны представляют исключительное достояние материальной культуры якутов». В настоящее время такие сосуды не встречаются ни у одного народа в мире. У каждого чороона горло с венчиком, плечо, тулово, поддон находятся в строгой пропорциональной зависимости. «Тулово чороонов представляют собою производные от существующих в природе геометрических тел вращения: эллипсоида, обоида, шара, полушара», - писал А. Е. Алексеев. «Для каждой части чороона существовала определенная группа орнаментов: у края венчиков -гребенчатый и зубчатый в виде треугольников и ромбов; на центральных поясах - «ячейка сети», «позвоночный узор», «палец узор», по венчику шел гребенчатый в свободном сочетании с названными узорами; основание ножки разделялось на секторы, заполненные ромбиками, точками, зигзагами. Иногда поддон украшали прямыми линиями- символами деревьев», - пишет М. В. Хабарова. И ещё одна цитата:«орнаменты деревянных чаш как будто просты, но ромбы или группы треугольников, расположенные параллельными рядами в верхней части сосуда придают чаще торжественность, а кытыйа с арочным орнаментом выглядит элегантно и лирично».
Сколько выдумки содержит гравировка ювелирных изделий якутскими мастерами. Узор наносили острием инструмента. Якутские серебряники широко применяли штамповку. Штампованными бляшками в виде четырехугольников, треугольников и других форм украшали чепраки, кычымы, обувь, кошельки и т.д.
Широкое распространение среди якутов издревле получили суконная аппликация и меховая мозаика. Примером такой аппликации служит строение оберега “биэс харах”. У якутов это символ предупреждения опасности, защита от злых духов. Его носят на шее, на тоненьком, кожаном ремешке. Он состоит из цветных суконных лоскутков размером с ноготь. Цвет очень много значит для народов Якутии. Данный оберег содержит цвета: кирпично-красный, символизирующий силу и красоту, черный это символ плодородия земли, зеленый – символ мира, зеленеющей долины и белый цвет – символ чистоты помыслов, белизны снежного покрова.
В рамках этой исследовательской работы мы провели урок в восьмом классе, где рассмотрели применение центральной и осевой симметрии в построении этого оберега. Так же нами преследовалась цель – познакомить учащихся с традиционными декоративными элементами якутской национальной культуры. (рисунок 23)
В современных условиях, когда традиции и связанные с ними явления искусства уходят в прошлое, и имеет место интеграция культур различных народов России, народные мастера переосмысливают накопленные знания и опыт, чтят и трепетно хранят якутский этнос и придают современную жизненность традиционным видам якутского декоративно-прикладного искусства. Наглядным примером, использования традиционных изобразительных средств, в декоре современной одежды, являются работы современной мастерицы прикладника и дизайнера Августины Филипповой. (рисунок 24, 25)
В нашем посёлке Айхал так же живут мастера, которые придерживаются в своём творчестве канонов якутской орнаментики. Одна из них Рожина Людмила Римоновна, работает художником оформителем в детском саду и увлечена декоративным искусством, (рисунок 26). Её «коньком» является изготовление различных шкатулок (рисунок 27), она неоднократный участник регионального конкурса «Сто лучших товаров России», (рисунок 28). Из интервью с ней мы узнали, что в своих работах она чаще всего использует прямолинейные орнаменты, а так же лировидные и сердцеобразные узоры. Людмила Римовна ещё раз подтвердила нашу гипотезу о том, что в основе такой работы, прежде всего, лежат геометрические знания. Кроме этого акцентировала наше внимание на том, что такое занятие позволяет человеку стать более гармоничным, спокойнее относится к суете современного мира.
Вывод: Якутское орнаментальное искусство является ярким примером геометрического орнамента, в котором и умело используются такие законы геометрии, как свойства геометрических фигур, соотношение «золотой пропорции», понятия осевой и центральной симметрии. В криволинейном орнаменте выражены такие пластические средства как плавность линий, цвет, ритм, пропорция, композиции.
Якутское декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью материальной и духовной культуры народа «Олонхо» и отражает такие черты характера народа как сдержанность, целеустремлённость, простоту и мудрость.
Свою работу мы заканчиваем цитатой английского математика Ч.Л. Доджсона, более известного под псевдонимом Льюис Кэрролл, автора сказок о девочке Алисе: «Ни тридцать лет, ни тридцать столетий не оказывают никакого влияния на ясность и красоту геометрических истин».
Список литературы
Приложение
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Неньютоновская жидкость
Знакомимся с плотностью жидкостей
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Ель