Проектная работа Денисовой Анастасии - воспитаницы объединения "Лепка и гончарное искусство" под руководством Федоровой Т.Г.
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Северный олень" | 119 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Советский районный центр развития творчества
детей и юношества «Созвездие»
Проектная работа
номинация «Технология»
Тема: «Северный олень»
Автор:
Денисова Анастасия
МБОУ ДОД РЦРТД и Ю «Созвездие»
Воспитанница кружка «Лепка и гончарное искусство»
Руководитель
Федорова Татьяна Геннадьевна
Педагог дополнительного образования
СРЦРТДиЮ «Созвездие»
г. Советский 2015г.
Паспорт проекта
Название проекта | Панно «Северный олень». |
Автор | Денисова Анастасия (4 класс, 10 лет) |
Руководитель | Педагог дополнительного образования Федорова Татьяна Геннадьевна |
Тип проекта | Технологический |
Цель | Вылепить из глины панно «Северный олень» в технике горельеф. |
Задачи | - Посетить библиотеки города, узнать об образе жизни - Просмотреть информацию в интернете - Провести интервью: « Олень – как источник жизни северных народов». – Вылепить из глины панно «Северный олень». - Обобщить, соотношение результатов проекта с поставленной целью. (Формирование и описание результатов). - Познакомить с результатами проекта одноклассников с проблемой по защите северного оленя.
|
Ожидаемый результат | Используя глину, краски и другие подручные материалы, я выполню своими руками панно «Северный олень», которое можно использовать как учебный материал в школах, в детских садах при изучении жизни животных в северных лесах.. Конечный результат моего проекта – это подарить мое творчество малышам в детский сад «Радуга». Надеюсь, это послужит им как методический материал при изучении животных. |
Срок реализации проекта | Краткосрочная. Этапы: Организационный этап – сбор и обработка литературного материала по проекту Практический этап – технологическое изготовление изделия из глины, обжиг, роспись готового изделия. Обобщающий этап – соотношение результатов проекта с поставленной целью, формирование и описание результатов. |
Место реализации | МБОУ ДОД СРЦРТДиЮ «Созвездие», ул.50 лет Пионерии, дом 4. |
География участника | Воспитанница кружка «Лепка и гончарное искусство», кабинет №100, на базе шк.№2. |
Предполагаемый результат | Учебное наглядное пособие для малышей детского сада «Радуга» панно «Северный олень». |
Введение.
Актуальность.
Я очень люблю природу моего края, малую Родину Югра, а также животных, обитающих, в наших лесах. В наших лесах живет много разных животных. Меня интересует жизнь северных оленей, их красивое телосложение и рога. Все это я видела в местных музеях, выставках, по телевидению, в различных журналах. Я решила узнать больше об образе жизни северного оленя.
Провела анкетирование обучающихся и родителей в своем классе (4 кл.) и в младших, 2 классах. Задала несколько вопросов «Знаете ли вы северного оленя, и сколько лет живет олень? «Чем питаются?» Всего опрошено 40 ребят. Обработав результаты, получил следующие данные: 7 человек из опрошенных знают о животном достаточно, ребята видели оленя на праздниках,(катались на оленях в парке) 4 видели в стойбище , 21 отвечали, что видели животным в книгах и по телевизору, 8 респондентов ответили « Мне не интересно» .
Поэтому у меня возникла идея изучить и описать жизнь северных оленей в своей проектной работе. На занятиях по лепке из глины я решила слепить панно и представить в виде небольшой композиции панно «Северный олень». Свое исследование хочу представить перед одноклассниками, дать уроки мастер - класса для желающих и подарить свое изделие в детский сад «Радуга».
Цель проекта: Вылепить из глины панно «Северный олень» в технике горельеф.
Задачи:
- Посетить библиотеки города, узнать об образе жизни оленей. - Просмотреть информацию в интернете . - Провести интервью: « Олень – как источник жизни северных народов». – Вылепить из глины панно «Северный олень». - Обобщить, соотношение результатов проекта с поставленной целью. (Формирование и описание результатов). - Познакомить с результатами проекта одноклассников с проблемой по защите северного оленя.
План действий:
- изучить литературу о северных оленях - посетить городской музей, школьную и городскую библиотеку;
- изучить материалы в интернете.
Предполагаемый результат.
Используя глину, краски и другие подручные материалы, я создам своими руками композицию панно «Северный олень». Эту композицию можно использовать как учебный материал в школе, в детских садах при изучении жизни животных наших лесов, А также изделие, сделанное своими руками намного ценнее, развивает моторику рук и творческие способности ребенка.
Историческая справка.
Вот он – северный олень, белый, словно снег.
Пусть сугробы до колен, лёгок его бег.
Друг мой – северный олень, белый, словно снег.
Он в сугробах до колен, не убавит бег.
Изучив материалы по данной теме, я с грустью обнаружила, что дикий северный олень в ХМАО-ЮГРА находиться под угрозой исчезновения!
Негативная деятельность человека:
- предприятий нефтегазового комплекса;
- лесной промышленности - вырубкой лесов;
- сокращением наиболее ценных местообитаний в районах, отела и летних пастбищ;
- прохождение определенных территорий лесными пожарами и браконьерства.
Если в 1997 году она составляла 10 тыс. голов, в 1999 – 6,1 тыс. голов, то в 2011 общая численность дикого северного оленя (по косвенным сведениям) составляет 1 745 тыс. голов. И есть основания полагать, что на данный момент ресурсы дикого северного оленя в округе не превышают 1 000 особей.
Мне больно думать о том, что этот символ Солнца, счастья, богатства и изобилия, может исчезнуть из жизни. Кто за это в ответе?
Дикие северные олени - родоначальники домашних оленей. Бок обок человек расселялся с оленем на Севере. Он многим обязан ему.
Без них не могут обойтись ни охотники, ни рыболовы. Зимой олени возят на санях по непроходимой тайге, бескрайней тундре людей и грузы, являясь незаменимым и надежным транспортным средством передвижения в условиях северного бездорожья.
Олень ханту жизненно необходим. Ему обязаны своим существованием практически все северные народы нашей планеты. Утилизация оленьих туш, как и рыбы, у них практически безотходна. Необработанные шкуры оленя - это подстилки на спальные места и нарты, а обрабатывая шкуру, шьют из нее одежду и утварь, обувь и сумки, рукавицы.
Основная задача оленеводов - защита животных от многочисленных хищников и своевременная смена пастбищных участков.
Северный олень – наиболее стадное животное из семейства оленей. Это полезное свойство вида, использует человек в деле развития домашнего и промыслового оленеводства. Оленеводство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием северных оленей.
Домашние северные олени живут до 28 лет. Продолжительность жизни диких оленей значительно меньше - чуть больше 10 лет.
Северные олени - осторожные, чуткие животные. У них прекрасный нюх и хорошее зрение.
Зимой основной корм — лишайники (главным образом ягель или олений мох), ветки, почки деревьев и кустарников; летом — листья и побеги травянистых и кустарниковых растений, ягоды, грибы.
Северный олень превосходно держится на воде, плавает лучше всех других оленей и преодолевает во время миграций широкие водные преграды.
Одна из веток может весить до 7 кг. Сразу после сбрасывания это великолепие начинает расти снова. В течение 140 дней на голове оленя снова отрастают рога,
Панты (неокостеневшие рога) оленей имеют большую ценность, благодаря своим лечебным свойствам. Оленей, которых разводят для этих целей, содержат в специальных загонах.
У оленей в дикой природе существуют враги. Самый опасный из них, кроме человека — волк. Защищаются олени с помощью копыт, а самцы ещё и рогами.
Выводы.
Природа – матушка мудра. Жизнь северного оленя насыщена и интересна, полностью приспособлена под Север. Северный олень – это настоящий сын Севера. Его мех – не пропускает холод и влагу. Его питание – это пища полная витаминов и минералов, необходимых для здоровой жизни. Олень – как источник жизни у северных народов.
Необходимо принимать жесткие меры по охране дикого северного оленя. Такие как:
- не разрешать ни при каких условиях охоту на дикого северного оленя;
- создание новых и поддержка уже существующих природных заповедников, парков и заказников;
- внесение дикого северного оленя в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Наша задача – спасти дикого северного оленя!
Механизм реализации
Реализация проекта состоит из трех этапов.
формирование и описание результатов.
Шаги практического этапа | Механизм изготовления мини композиции панно «Северный олень» |
1 шаг | Составление эскиза, общего вида композиции - панно. |
2 шаг | Заготовка глины, лепка голову оленя в технике горельефа. |
3 шаг | Сушка, обжиг в печи, роспись. Сборка композиции - панно в единое целое. |
Материалы и оборудования:
Для составления эскиза нам понадобится карандаш, альбомный лист,
Для лепки: - глина средней жирности; - стеки (стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой); - банка с водой (для смачивания пальцев); - шликер (жидкая, сметанообразная глина для склеивания отдельных деталей); - клеенка на стол (диск или доска для сушки сырых изделий).
Для оформления готового изделия понадобятся: - кусок старой ткани с листиками - клей « Солид» универсальный; – гуашевые краски и кисточки; - лак бесцветный; -медная проволока;
Механизм изготовления композиции «Северный олень»
(Практическая работа)
1шаг. Посещение библиотеки, работа с литературой, просмотр материала в интернете, составление эскиз будущей композиции. – панно.
2 шаг. Заготовка и лепка из глины головы оленя в технике горельеф. (Пока изделие сушится и проходит обжиг, изучаю дополнительную литературу); Обжиг в банной печи (проводит мой руководитель). Роспись и оформление готового изделия.
3шаг. Обобщение соотношение результатов проекта с поставленной целью, и описание полученных результатов.
1этап г практической работы. Нарисовала эскиз будущей композиции – панно «Северный олень». (Размер рисунка произвольный), примерно формат А-4.
2этап. Подготовка глины к работе. Беру кусок глины (предварительно замоченный в небольшом количестве воды), разминаю (готовлю) ее к работе в течение 10-15 минут, убираю разные камушки, которые могут дать трещину изделиям при сушке.
Раскатываю глиняный пласт с помощью скалки. Вылеплю на пласте голову оленя я в технике горельефа - это когда изделие, любая форма имеет сильно выступающее, полу объёмное изображение. (например лепные украшения потолков в старинных домах). Сушится панно при комнатной температуре в течение 2-3х дней. Обжигает панно в банной печи при температуре 500 -800 ˚ - мой руководитель.
3этап. Панно – горельеф после обжига обычно грунтуют белой грунтовочной краской. Цвета при окраске головы оленя не яркие (коричневый, серый, местами черный цвет) Можно красить гуашевыми или акриловыми красками, а можно просто покрывать лаком после обжига, выделяя, растушевывая темной краской лишь некоторые детали на изделиях. Я покрасила голову оленя гуашевыми красками: охрой белой и черной краской. (После покрывает лаком изделие из глины мой руководитель). После покраски изготовила рога лося из медной проволоки в толщину примерно 5 мм.
Когда все этапы пройдены, я собираю панно - композицию. Сначала, прикрепляю рога на универсальный клей, потом на расстоянии приклеиваю много листиков разного размера, (которые были натянуты на проволоки) изображая густую листву деревьев.
Экономические расчеты - глина 1кг. – бесплатно; - гуашь 0,25 гр. – 10 руб. ; - лак о 25гр. - 20 руб.; - кусок старой ткани с листиками - 0 руб.; - тонкая медная проволока примерно 10 – 20 метров – 0 руб. ; - расход электроэнергии 60 мин. 10 руб.; - время изготовления 3 занятия по 2 часа в дневное время – 0 руб.; - обжиг в банной печи - 0 руб.; - клей примерно 5 руб.
Общий расход составил: от 40 – до 50 руб.
Экологическое обоснование. При изготовлении моего проекта не происходило загрязнения окружающей среды. Работа с глиной дает лечебный эффект, развивает мелкую моторику, усиливает тактильные ощущения. Панно - композиция «Северный олень» безопасна для детей, так как не содержит опасных, мелких деталей.
Экологические законы гласят:
Риски и их преодоление. При изготовлении скульптурных работ могли быть риски – это:
1. Различные трещины на глиняных изделиях, так как проводилось экспериментирование новым видом добавки в глиняную массу - древесной опилки. Преодолела тем, что очень тщательно переминала глиняную массу и правильным решением соотношений в добавке (один к 0,5).
2. Могли быть различные сколы при обжиге в муфельной печи.. Но и этот риск преодолен путем качественной просушки скульптурных работ при комнатной температуре. А потом постепенным нагреванием в печи.
3.При демонстрации панно - композиции: риск-работа может, не понравится (опрос воспитанников). При отрицательном результате - пересмотреть, исправить и дополнить.
Заключение.
В ходе исследовательской работы, я очень многое узнала. Научилась сравнивать, анализировать, делать важные для себя выводы.
Эта работа помогла мне понять, что все мы люди и я в их числе часть природы – мы неразделимы! Надо только любить все живое и правильно, осторожно относиться к природе
В результате исследования северный олень – это прекрасное животное стало моим близким другом!
Я узнала, почти все народы нашего мира всегда относились к оленю с уважением, любовью и преклонением. Наше поколение также должно уважать северного оленя и заботиться о нем. Олень – это символ Солнца, света и чистоты.
Думаю, что моя проектная работа поможет хоть немного узнать ребятам школьного и дошкольного возраста о жизни северных оленей не обижать животных, не загрязнять среду их обитания.
Я считаю, что выполнила что задумала. Композиция - панно «Северный олень », получилась. Панно выглядит красочно, привлекает внимание детей и взрослых. Я узнала много интересного о животном мире , охраняемых законом. Собрала много материала и могу смело выступить перед одноклассниками на классном часе.
Список литературы.
hthttp://www.zoosite.com.ua/animal-reindeer-rangifer-tarandus-813.htmltp://lib.pomorsu.ru/elib/text/biblio/oformlenie_lit.htm http://www.ecosystema.ru/08nature/mamm/082.htm
Швейня
Пейзаж
Простые новогодние шары из бумаги
Девчата
Рисуем акварельное мороженое