Проектная творческая работа по технологии на школьную научно-практическую конференцию исследовательских работ учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 548.17 КБ |
slavyanskie_kukly-oberegi.pptx | 2.65 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Волосовская средняя общеобразовательная школа №2
Проектная творческая работа по технологии: на тему
"Славянские куклы-обереги"
Выполнила:
Коюшева Анастасия,
учащаяся 5 класса МОУ ВСОШ № 2
Руководитель: Пронина Т.А.,
учитель технологии
Волосово
2013
Содержание:
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Классификация кукол……………………………………………………..……3
2. Теория технологии изготовления……………………………………………..7
3. Практическое изготовление куклы «Колокольчик»…………………………8
Заключение………………………………………………………………………...9
Литература……………………………………………………………………….10
Приложение………………………………………………………….……….11-16
Введение
Традиции изготовления тряпичных кукол на территории, где проживали славянские народы, существовали вплоть до начала 20 века. Затем, в связи с появлением резиновых, пластмассовых и заводных игрушек, они были потеряны. Без преувеличения можно сказать, что сейчас наблюдается бум на рукотворные игрушки. В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций. Эти незатейливые куколки наполнены особой энергией. В них заложена вековая житейская мудрость, творческая энергия народа.
Цель работы – изготовить куклу «Колокольчик».
Задачи: усовершенствовать умения и навыки работы с тканью, ознакомиться с жизнью и бытом славянской деревни, развитие аккуратности, последовательности.
Актуальность. На сегодняшний день кукла-оберег не утратила своего предназначения и исторической ценности и до сих пор является предметом исследования для этнографов, историков, психологов, педагогов, искусствоведов.
Все куклы делятся на три большие группы:
Куклы-обереги различаются по материалу изготовления: их можно изготовить из самого разного материала: из лыка, соломы, бересты, льна, глины и т.д.
Так же куклы-обереги различаются по назначению:
Кукол существовало великое множество. В каждой губернии были свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Их существует десятки, если не сотни. Рассмотрим лишь самые популярные из них.
Кубышка-травница
"Кубышка-травница" следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. (см. приложение №1)
Крупеничка
Кукла "Крупеничка" это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живёт семья. Если куколка была худа, значит в доме беда. (см. приложение 2)
Десятиручка
Многорукую куклу "Десятиручку" помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. (см. приложение №3)
Колокольчик
Кукла "Колокольчик" считается оберегом хорошего настроения. Если в доме был такой оберег, то в доме всегда были радость и веселье. (см. приложение №4)
День и ночь
"День и ночь" – это куклы-обереги жилища, смены дня и ночи, порядка в доме. Днём выставляют вперёд светлую куклу, а вечером - тёмную. Куколка "День" - оберегает день, чтобы не зря прошёл, а "Ночь" - следит, чтобы все угомонились и легли спать. (см. приложение №5)
Вепсская кукла
Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.
Кувадки
Кувадки - простые и очень непростые куклы, простые по форме и непростые по образу, который они раскрывают, по тому состоянию, которое открывается, когда их делаешь.
Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка. Отец присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленатую куклу. (см. приложение №6)
После родов куклы сжигались во время обряда очищения.
К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но назначение их изменилось: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от злых духов. Яркие и веселые, они заменяли погремушки. Так же считали, что до четырех лет нельзя давать в руки ребенка ничего холодного - ни железа, ни глины. Чтобы не застудить душу. А в руках у детей постоянно были "теплые" куклы - из ткани или дерева.
Зольная кукла
Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как бы дух предков, обращённых к потомкам.
Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
3. Технология изготовления
А смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту... А порой - и суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. И для разных целей куклы изготавливались разные.
Куклы-обереги - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся нам в этой затее: кукла-скрутка изготавливается без применения иглы и ножниц. И в этом тоже был заложен огромный смысл.
Кроме всего прочего, изготовление куклы-оберега имеет мощные антистрессовые свойства: куклотерапия давно известны современным психологам и широко используется и у нас, и за рубежом. Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях. Узелок за узелком уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему-то волшебному. Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство.
Если изготавливается кукла-оберег, нужно использовать свеже-сорванную «живую» веточку с «хорошего» дерева. Это правило для большинства народных кукол.
Куклы скручивались без применения острых и колющих инструментов - без игл и ножниц. Любое исключение предрекало "колото-резаную" жизнь владельцу оберега. Лоскуты рвали, а затем скручивали и обматывали нитями.
Оберегам никогда не рисовались лица, в связи с распространенным языческим суеверием, что нарисованное лицо создает образ человека, и через глаза фигурки в ее владельца может вселиться злой дух.
Кукла - берегиня не покупается, а выкупается. По старинным правилам кукла выбирается из большого количества кукол. Тот, кто хочет иметь ее в доме, общается с куклами, рассматривая их. Одна или несколько кукол дадут человеку знать, что они хотят жить в его доме. Он поймет это по тому чувству, которое возникнет у него по отношению к определенной кукле. Он даже мысленно увидит, где именно в доме будет расположена принесенная кукла. Тогда он сам определяет ценность этой куклы и кладет на то место, где она стояла, выкуп: деньги, вещь, продукты, ткани и т.п.
Вот исходный набор для создания тряпичной куклы:
1. Из синтепона делаем шарик нужного размера. Голова не должна быть очень большой, но и не маленькой.
2. Берем самый большой круг, складываем его пополам и еще раз пополам, находим центр.
3. Комочек синтепона вкладываем в середину круга. Нужно стараться, чтобы он оказался в центре. От этого зависит внешний вид куколки.
4. Заматываем ткань вокруг головы ниткой несколько раз. Нитки здесь экономить не нужно. Главное, чтобы голова была крепко перехвачена ниткой. Это основа для будущей куклы.
5. По такому же принципу используем два других круга, сначала тот, что побольше, затем маленький.
6. Прямоугольник белой ткани складываем пополам и еще раз пополам, находим центр. Этот слой ткани последний, и для формирования лица он имеет решающее значение. Постарайтесь, чтобы оно получилось без морщин.
7. Обвязываем голову ниткой.
Это заготовка для дальнейшей работы над ручками.
8. Поворачиваем куклу к себе таким образом, чтобы можно было работать над созданием сначала одной ручки, потом второй.
9. Складываем небольшую часть ткани внутрь.
10. Затем закладываем ткань с обеих сторон к центру, а потом еще раз к центру. И еще раз пополам.
11. Перевязываем ручку ниткой.
12. Так же поступаем со второй.
13. Надеваем на куклу платочек. Подгибаем платочек вовнутрь.
14. Куколка готова.
Заключение
Оберег – не просто занятная вещичка, он имеет конкретный практический и мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание наших далёких предков. В наши дни мир стал циничней и беспощадней, но в душах людей по-прежнему живет вера в добрые чудеса, и кроме ночных клубов, компьютеров и телевизоров им нужно что-то ещё. Особая прелесть оберегов в том, что они открывают простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой, которую вы можете создать своими руками. Фантазируйте, верьте, загадывая желания, и тогда обереги станут магическими, а если нет веры, то пусть оберег останется красивой куклой.
Литература
1. Головачёва Ф.М. Обрядовые куклы, куклы-обереги.
2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.
3. Народное творчество №1, 2004
4. Народное творчество №3, 2008
5. Народная игрушка. Сборник «Кладовая Солнцеворота»; Омск, 2001
6. Ожегов. Словарь русского языка
7. Шептуля А.Э. Обереги своими руками укрась и защити свой дом. – М.: Эксмо, 2007
9. www.moskids.ru;
10. www.rukukla.ru;
11. www.10ruk.ru
Приложение 1. Кубышка-травница
Приложение 2. Крупиничка
Приложение 3. Десятиручка
Приложение 4. Колокольчик
Приложение 5. День и ночь
Приложение 6. Кувадки
Слайд 1
Славянские куклы-обереги технология изготовления куклы «Колокольчик» Работа Коюшевой Анастасии Ученицы 5 класса Руководитель Пронина Т.А.Слайд 2
Т ри круга из разноцветных тканей. Это три юбки. Счастье у человека складывается тоже из трех частей . Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив .
Слайд 3
Комочек синтепона вкладываем в середину круга. Заматываем ткань вокруг головы ниткой несколько раз. Нитки здесь экономить не нужно. Из синтепона делаем шарик нужного размера. Берем самый большой круг, складываем его пополам и еще раз пополам, находим центр.
Слайд 4
Прямоугольник белой ткани складываем пополам и еще раз пополам, находим центр. Этот слой ткани последний, и для формирования лица он имеет решающее значение. Постарайтесь, чтобы оно получилось без морщин. Обвязываем голову ниткой.
Слайд 5
Затем закладываем ткань с обеих сторон к центру, а потом еще раз к центру. И еще раз пополам. Перевязываем ручку ниткой. П оступаем так же со второй. Поворачиваем куклу к себе таким образом, чтобы можно было работать над созданием сначала одной ручки, потом второй . Складываем небольшую часть ткани внутрь.
Слайд 6
Готовый образец куклы
Слайд 7
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Лепесток и цветок
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Как я избавился от обидчивости
Астрономический календарь. Декабрь, 2018