Данная работа была представлена на районную на научно-исследовательскую конференцию "Шаг в будущее", заняла 2 место.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_korytovoytemari1.doc | 537 КБ |
МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колесовская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования
«Кабанский район» Республики Бурятия
Придание темари
русского национального колорита
Выполнила:
Корытова Любовь, ученица 6 класса Научный руководитель:
Грибенас Людмила Анатольевна, учитель технологии
2014 год
Оглавление
стр | |
Введение | 3 |
Основная часть | |
1. Сравнительный анализ темари и писанок 1.1 Из истории темари | |
1.2 "Родственники" темари – писанка | |
1.3 Как сделать "темари-писанку"? | |
1.4 Мотивы в орнаментах русской народной вышивки | |
2. Авторская работа «Троица» | |
Заключение | |
Список использованной литературы | |
Приложение |
Введение
Цель работы: всестороннее комплексное исследование искусства темари и его практическое применение – придание японским шарам русского национального колорита. Задачи:
Основные методы исследования:
Гипотеза: Можно найти родственника темари.Темари можно придать русский национальный колорит.
Новизна исследования заключается не только в изучении темари, но и в нахождении «родственника» темари – славянскойписанки, в практическом применении изготовления темари - писанки в русском национальном колорите.
1. Сравнительный анализ темари и писанок
1.1Из истории темари
Темари – традиционная игрушка с солидным стажем, которую делали своим детям мамы в Китае и Японии. Темари первоначально изготавливали в Китае из кожи оленя и использовали для игры в мяч, а позже стало модным украшать шары как можно красивее. Также темари стали использовать вместо погремушки для маленьких детей. В этом случае в центр темари насыпали рис или туда помещали колокольчик.Раньше для основы темари использовались старые шёлковые кимоно, которые разрезались на полосы и сворачивались в клубочек. Первоначально в Японию из Китая пришла игра в ножной мяч – «кемари» и в неё играли только знатные люди. Мячи были сделаны из кожи и не отличались богатым убранством. Впоследствии игра стала достоянием широких масс, в частности, известно, что подобные используемым в кемари шарики «участвовали» в уличных представлениях (XIII-XVI вв.). Примерно в это же время кемари превратилась в темари («мяч принцессы», «мяч дворца»), т.е. мячик уже не пинали ногами, а перебрасывали из рук в руки. Более бережное обращение с мячом привело к возможности украсить его более разнообразно и богато. Темари же вновь стала игрой аристократов и играли в неё девочки из богатых и знатных семей. Знатные дамы же соревновались в создании более сложных и запутанных узоров, даже женщины-служанки «подпали» под веяние господ и конкурировали в умении вышить лучший подарок для своей госпожи.
И вот от аксессуара игры темари превратились в предмет роскоши и дорогой подарок – шёлк и шёлковые нити были уделом знати и довольно дороги. К тому же простолюдинам просто запрещалась одежда из шёлка, так что им при всём желании было не из чего сделать темари.
Темари постепенно стали атрибутом праздника девочек, во время которого девочки подбрасывали шарики под специальные песни, а дочери самураев, выходя замуж, брали темари на память о родном доме (эти темари даже имеют специальные названия).
В XIX с развитием промышленности и технологий для темари стали использовать нитки из хлопка и искусство постепенно превратилось в народное: в сюжетах вышивок отражалась принадлежность умельцев к тому или иному сословию. В различных провинциях были выработаны свои узоры, которые передавались из поколения в поколение. Сейчас искусство темари стало поистине международным.
1.2 "Родственники" темари – писанка
Утверждение о непосредственном близком родстве темари и славянскойписанки было бы, пожалуй, чересчур смелым.
Однако некоторые параллели и аналогии в орнаментированиитемари и писанок настолько явны, что поневоле заставляют задуматься даже не об их непосредственной связи, а скорее о восхождении используемых узоров и символов к неким древнейшим общечеловеческим истокам.
Украшенные или расписные яйца как непременный аттрибут весенних праздничных обрядов известны у многих народов, в том числе и у японцев.У нас всем хорошо известны славянские писанки. Расписанные естественными красителями яйца, с глубокой древности использовавшиеся в славянских языческих обрядах, теперь, в основном, изготавливаются к Пасхе, а также становятся просто традиционным произведением искусства.
Писанка давно привлекает внимание ученых, причем орнаментальной стороне вопроса придается не меньшее значение, чем обрядовой. Составлены подробные альбомы с образцами писанок. Ученые пытались классифицировать орнамент писанок по его конструкции, мотивам, народным названиям; делили на криволинейный и прямолинейный, на геометрический, растительный, антропоморфный, животный, солярный, религиозно-бытовой, а также на исторический, случайный исамобытно-новый.
Вот с точки зрения классификации орнаментов и интересно сравнить темари и писанку.
В писанках используется разметка столь же четкая, как и в темари. И если простая разметка, когда крупные орнаментальные мотивы расположены по бокам яйца или на торцах, достаточно очевидна, и совпадение можно посчитать случайным, то разметка 8СD (в нашей темари-терминологии) вовсе не так проста, чтобы напрашивалась сама собой.
Тем не менее именно этот тип разметки - один из наиболее используемых для писанок. Конечно, называется он не 8СD (впрочем, мы пока не знаем и традиционного японского названия - возможно, оно примерно такое же). Традиционные славянские названия - "сорококлинка", "24 клина", "ключеваявосьмиквитка" и т.д.
Даже в тех писанках, где нет явно изображенной разметки, просматривается точная привязка крупных мотивов к знакомым нам 6РР и 8РР узлам.
Наиболее же популярный узор для писанок - "роза" - "роза с гребешками", "роза с грабельками", "роза с бесконечником", "крестовая роза", "шелудивая роза". Как тут не вспомнить нашу любимую "хризантему" с ее многочисленными вариантами...
Интересно, что название писанок часто складывалось из обозначения типа разметки и названия основного узора. Н.Ф.Сумцов в своей монографии "Писанки" приводит следующие народные названия, записанные им в Анниной слободе Лебединского уезда Харьковской губернии:
Применительно к темари "Рожевкасторчевая на 2 рожишелудывка" означало бы "2 кику на простой разметке с выделенным оби".
Кстати, об оби. Как известно, оби - это широкий традиционный пояс для кимоно, и этим же словом обозначается широкий орнаментальный пояс на темари. Так вот, писанки тоже бывают "подпоясанные" и "распоясанные" - именно это слово используется для обозначения орнамента в полосе на писанках.
Ну и, завершая поиск аналогий для темари и писанок, вспомним, что хотя темари сейчас считаются просто игрушкой, тем не менее одно обрядовое их применение все же сохранилось. Ритуальные игры с темари проводятся во время праздника девочек, т.е одного из первых весенних праздников. Таким образом, даже "временная привязка" у темари и писанок одинакова.
1.3Как сделать "темари-писанку"?
Очень просто. Берем яйцо и с помощью специальной кисточки воском наносим на него узор (8СD разметку) на те места, которые хотим оставить белыми (можно предварительно сделать разметку карандашом). Воск годится от церковной свечки, а расплавить его удобно в чашечке аромалампы. Кисточка представляет из себя маленькую металлическую воронку, насаженную на деревянную ручку, но за отсутствием специальной кисточки можно использовать тоненькую клеевую или наносить воск спичкой. При некоторой сноровке, которая приобретается довольно скоро, получается вполне аккуратно.
Окунаем яйцо в желтый краситель и держим его там до окрашивания. При этом окрасится все, кроме тех мест, которые защищены воском. Достаем яйцо, промакиваем салфеткой. Так же кисточкой наносим рисунок на те места, которые должны быть желтыми, и опускаем в красную краску. Достаем, промакиваем, и резервируем воском места, которые должны быть красными. Последняя стадия окрашивания - в черном или заменяющем его темном красителе.
Чтобы снять с яйца покрывающий рисунок воск, яйцо надо осторожно нагреть вблизи свечки, стараясь не закоптить, и обтереть бумажной или тканевой салфеткой - при этом воск легко сойдет, оставив на яйце только тоненькую блестящую пленочку, а рисунок ярко проявится всеми своими цветами (Приложение 1).
1.4 Мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Самые древние мотивы, которые встречаются на глиняной посуде, керамическихписанках – это линии, круги, кресты, ромбы, квадраты, точки. Одним из древнейших мотивов считается ромбический меандровый рисунок, который был в позднепалеотическом искусстве символом мамонта-блага (отображает рисунок дентина на срезе бивня этого животного). Образец такого рисунка можно увидеть на найденном костяном браслете из Мезенской стоянки на Черниговщине (18-20 тысяч лет до нашей эры. Рис. 1).
При выборе рисунков для писанок, отдавали предпочтение земледельческим мотивам, обычаям и обрядам почитания земли, небесных светил, воды. Орнаменты писанок связаны с местной природой, мифологией. Звёзды, кресты, Солнце, которые нынче щедро украшают писанки, имеют конкретное значение, у разных народов символизируют счастье, достаток, добрую примету. Солнце рисуют в виде круга, свастики, розы, звезду – в виде лучей, воду – в виде волн.
Давайте более подробно рассмотрим символы, что изображаются на писанках.
Рис.2 – мотив «безконечник».очень распространён в писанкахГуцульщины, Буковины, Волыни, Херсонщины, Полтавщины. Другие названия – «волна», «ужик», «меандр», «кривулька». Он символизирует нить жизни, вечность солнечного движения. «Безконечник» на писанке не имеет ни начала, ни конца, значит зло, которое попадёт в дом и в эту ловушку, не сможет выйти из неё и никогда больше не будет беспокоить хозяина писанки.
Рис 3 – «Ромб». Это символ плодородия, общий символ женского начала в природе.
Рис 4 - «Квадрат», разделённый на части с точками был символом засеянного поля. «Горошек» - точки, символизировал зерно, которое должно прорасти, или звёзды на небе, или кукушкино яйцо – символ весны. В христианстве точки стали символом слёз Матери Божьей.
Рис. 5 - «Треугольник». Очень интересным примером использования мотива «треугольник» есть Писанка, которая называется «сорок клиньев» и должна состояить из сорока восьми треугольников. В древности каждый треугольник предназначался для исполнения одного желания. Треугольник так же означает три измерения, три явления природы – огонь- вода- воздух, гром-вода-земля, небо-земля пекло, Явь-Навь-Правь, Мужчина-Женщина-Ребёнок. В христианстве «сорок клиньев» стали символом сорока дней поста, сорока мучеников, или сорока дней пребывания Иисуса в пустыне, а треугольник символизирует Святую Троицу.
Рис. 6. – Лестница. Символ поиска лучшей жизни
Рис. 7 – Решето. Символ разъединения добра и зла.
Рис. 8 – Колесо, круг. Это символ безсмертия, которое проявляется в природе непрерывным повторением циклов возрождения жизни.
Рис. 9 – Символы Солнца. Наиболее распространённая и разнообразная группа знаков – это солярные, древние космогонические знаки, которые изображают набесные светила, прежде всего Солнце. Солнце – вечный источник тепла, наибольшая сила, которая побеждает холод зимы и возвращает всему живому весеннее пробуждение.
Рис.10. Ещё один древнейший символ, который используется на писанках, это Богиня-Берегиня – символ жизни и плодородия, матери всего живущего. Она изображается, как женщина во весь рост с поднятыми вверх руками. Её изображают в окружении цветущей растительности, рыб, звёзд. Часто в одной руке она держит ветку дерева, а в другой – лучистое Солнце.
Рис. 11. Дерево Жизни. Одним из самых популярных растительных мотивов является цветущее растение в вазоне, или дерево, которое символизирует жизнь. Дерево Жизни воплощает прошлое, настоящее и будущее, ( Навь, Правь, Явь). Симметрия Мирового Дерева Жизни означала установление связей между частями света, в небесной, земной и подземной сферах, уничтожение хаоса.
Рис. 12. Растительные мотивы. Они широко использовались на писанках. Изображались растения полностью, или их части (листья, цветы, ветки).
Рис. 13. Животные мотивы не такие популярные, как растительные, но их всё-таки встречаем. И это свидетельство того, что наши предки-славяне были вегетарианцами и не употребляли мяса. Животные в их жизни занимали гораздо меньшее место, чем растения. Это петух, рак, пчела, рыба, кони, овцы, олени, пауки, улитки. Чаще всего писанкарки рисуют их абстрактно, иногда только части животных: утиные лапки, бараньи рожки
Рис 14. Ещё одна интересная группа писанок – писанки с бытовыми мотивами в орнаменте. На таких писанках изображаются грабли, гребешки (Рис 14-1), топоры, зонтики, люлька, «волчьи зубы» - деталь ткацкого верстака на Подолье, лодочки, ботинки, скрипка, мотовило. Мотив «Грабельки и «гребешки» является охранным знаком от злых сил, от смерти. Грабельки с точками – защита от бури.
С приходом христианства появились писанки с религиозной тематикой. Наиболее распространены писанки с крестом, хотя крест является древним знаком Солнца. Чаще всего рисуют четырёхлучевой равносторонний крест с утолщениями на концах. Встречаются писанки «плащаница», «церковка», «звон», «поповые ризы», «божья ручка», «воскресная» и т.д.
Символика цветов.
Красный – радость, жизнь, надежда, любовь, для молодых – надежда на свадьбу.
Желтый – символ Месяца и звёзд, а в хозяйстве – урожай.
Голубой – небо, воздух, магическое значении – здоровье.
Коричневый – олицетворяет землю, дары полей.
Сочетание нескольких цветов – семейное счастье, мир, любовь, успех и т.д.
Зелёный – весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира.
Белый+чёрный – символ земли, плодородия.
2. Авторская работа «Троица»
Материалы:В качестве основы для темари-писанки также прекрасно подходит овечья шерсть, куски синтепона, старые капроновые колготки – так они утилизируются и обретают новую жизнь. Основа для шарика, если это нужно, заворачивается в полиэтиленовый мешочек и затем обматывается толстыми нитками, как обычный клубок. После того как изделие станет похожим на яйцо, его обматывают слоем тонких хлопчатобумажных или полиэстерных ниток, так чтобы получить аккуратную форму. Скользкие нити не подходят для такой цели.Нитки для вышивания узора (можно типа «Ирис»).Ножницы. Игла, достаточно толстая, желательно с тупым концом. Полоска бумаги, шириной 0,7 – 1 см, длиной около 30см. Булавки, желательно с цветными головками(Приложение II, рис1).
Разметка. Из бумаги вырезаем полоску, шириной 0,7-1,0 мм. Полоска должна быть длиннее окружности шара. Затем с помощью булавок, которые втыкают в шарик, делают точную маркировку орнамента. Для этого берётся тонкая бумажная ленточка, которая наматывается вокруг шарика по его диаметру. Затем бумажку снимают с шарика, и размечают её на равные части. Для наиболее простого орнамента достаточно разделить отрезок на 8 частей. В эти точки втыкаются булавки(Приложение II, рис 2).
После этого бумажная лента удаляется, а булавки остаются. Далее таким же образом поступают столько раз, сколько нужно, чтобы создать вокруг шара систему полюсов и меридиан, соответствующих будущему рисунку. Это очень ответственый момент, так как от него зависит аккуратность орнамента (Приложение II, рис3). Булавки служат ориентиром для наматывания направляющей нити, места скрещивания ниток зашивают стежками, а булавки после этого удаляют.
Чтобы начать вышивать узор, сделаем на конце нити большой узел и выведем иглу близко к точке пересечения линий разметки. Подтянем нить так, чтобы узел спрятался между нитями обмотки основы. Вышиваем по часовой стрелке, обходя каждую из четырех линий разметки по очереди, каждый раз делая маленький стежок. Продолжаем обходить все меридианы, закрепляя нить. При прокладывании стежков нужно все время поворачивать шарик против часовой стрелки, чтобы место, где мы будем делать очередной стежок, всегда было наверху, или, удалено от нас. Продолжаем обходить все меридианы, закрепляя нить. При прокладывании стежков нужно все время поворачивать шарик против часовой стрелки, чтобы место, где мы будем делать очередной стежок, всегда было наверху, или, удалено от нас (Приложение II, рис4).
Закрепление нити – при выполнении последнего стежка, вместо выведения иглы близко к узору, выводим ее подальше, на расстоянии 2,5 – 3 см, подтягиваем нить, следя за тем, чтобы узор не деформировался, и отрезаем нить близко к нитям основы. Конец нити совершенно самостоятельно спрячется внутри.
Освоив основные приемы темари, можно создавать собственные работы. Надеюсь, что изготовление темари-писанки будет для каждого из вас столь же приятной, как была и для меня. Я думаю, что совместными усилиями можно увлечь, заинтересовать всех темари.
Заключение
Исследования полностью подтвердили гипотезы: можно найти родственника темари. Темари можно придать русский национальный колорит.
Данная работа помогла мне расширить, углубить мои знания по темари как одной из форм прикладного искусства.
Изготовила авторскую работу, которую назвала «Троица», на основе орнамента –«треугольник». Треугольник символизирует Святую Троицу. Треугольник так же означает три измерения, три явления природы – огонь- вода- воздух, гром-вода-земля, небо-земля пекло, Явь-Навь-Правь, Мужчина-Женщина-Ребёнок.
Я раскрыла для себя не только широкое творческое поле для познавательно-развивающей деятельности, но и истоки народного творчества. Я считаю, что темари станет популярным у нас в Бурятии. Освоив основные приемы темари, можно создавать собственные работы. Надеюсь, что изготовление темари будет для каждого из вас столь же приятной, как была и для меня.
Данная работа может быть продолжена в нескольких направлениях, например можно придать изделию бурятский колорит, для этого изучить дополнительные литературу по теме и научиться создавать новые узоы. Нам кажется, что эта работа очень интересна и увлекательна.Мы думаем, что совместными усилиями можно увлечь, заинтересовать всех темари.
Список использованной литературы:
Приложение I
Приложение II
Рис1 Рис2
Рис 3 Рис 4
Рецензия на научно-исследовательскую работу
учащейся 6 класса МБОУ «Колесовская СОШ» Корытовой Любови
тема «Придание темари русского национального колорита»
Представленная работа, объемом ……страниц, включая……..страниц приложения, выполнена с учетом рекомендаций и требований к выполнению научно-исследовательскихработ.
В ней присутствуют все обязательные элементы: цели, задачи, методы исследования.
Определена суть изучаемой проблемы и ее актуальность, дан анализ использованных источников информации.
Методы проведения исследований выделены, обоснованы и соответствуют поставленным задачам. Результаты исследований сопоставлены с первоначальной гипотезой, выводы сформулированы корректно.
Тема работы раскрыта, представлена выполненная практическая работа по теме. Продемонстрирован высокий уровень понимания целей и задач исследования, знания специальных понятий, способности к анализу и навыки определения проблем и поиска путей их решения, хорошие навыки обработки информации. Изучен достаточный большой объем источников.
В работе просматривается творческий подход, оригинальность и элементы изобретательности.
Структура изложения материала, грамотность оформления библиографии позволяют оценить работу положительной оценкой.
Данная работа была представлена на школьной научно-практической конференции и рекомендована для дальнейшего представления ее на районной научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее».
Учитель: /Грибенас Л.А./
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
На берегу Байкала
Мост Леонардо
Отчего синичка развеселилась
Агния Барто. Сережа учит уроки