Цель исследования:
Ознакомление и изготовление кукол-оберегов.
Задачи:
В работе над проектом использовали следующие исследовательские методы:
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа Куклы-обереги. | 42.47 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма
«Куклы- обереги»
Выполнила: Кудинова Ирина Алексеевна
ученица 4- а класса, МОУ СОШ № 9.
Руководитель: Двойненко Елена Владимировна
учитель начальных классов
Надым - 2013
Содержание.
Введение 3
1. Что такое кукла? 4
2. Анкетирование 4
3. Виды тряпичных кукол. 5
4. Куклы-обереги разных народов и магия кукол-оберегов 6
5. Авторская кукла 7
Заключение 8
Литература и другие источники 9
Введение
Фея знала своё дело, и, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело, совершая чудеса,
Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,
Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.
И в её руках послушно обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.
А потом свои трофеи раздавала людям фея.
Потому что это средство, чтобы вечно помнить детство.
Лариса Рубальская
( СЛАЙД 1) Традиция украшать жилище оберегами — разукрашенными венками, гирляндами, ложками и т. д., как известно, восходит к древним славянским народам. Люди верили, что в каждом доме живет домовой, которого нужно задабривать, что тряпичная кукла заберет все болезни. Эта славная традиция жива до сих пор, и стала одной из главных тем народных промыслов.
Я решила изучить эту тему и выяснить, что значит слово кукла, когда и в связи, с чем она появилась, каково её назначение; какие куклы-обереги существовали у разных народов, какие традиционные куклы были у русского народа, какие особенности у северных Берегинь (кукол моей малой Родины – Ямала). Было интересно самой сделать такую куклу (тем более, что моя мама – кукольных дел мастер и может со мной поделиться своими умениями). Поэтому предметом моего исследования стали куклы-обереги.
(СЛАЙД 2) Цель исследования:
Ознакомление и изготовление кукол-оберегов.
Задачи:
В работе над проектом использовали следующие исследовательские методы:
Проводя свое исследование, я обратилась к энциклопедическим источникам, чтобы ответить на вопрос: «Что такая кукла?» В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
Работая над проектом, я выяснила, что кукла применялась для спасения человека от болезней и всяческих бед, ее называли - берегиня или оберег. Такую куклу мать дарила дочери на свадьбу. Это подтверждение мы находим в русской - народной сказке «Василиса-Прекрасная».
Послушайте отрывок из сказки «Василиса - Прекрасная» (СЛАЙД 3):
В некотором царстве жил- был купец.
Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную.
Когда мать скончалась, девочке было восемь лет.
Умирая, купчиха позвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе, какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Куклы прописывались в русской избе на всю жизнь и оберегали хозяев от напастей. Делали кукол не только из тряпок, но и из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Мне очень захотелось самой создать такую куклу-оберег. Тем более, что передо мной был пример моей мамы – мастерицы по изготовлению кукол.
Важным в своей работе считаю то, что я захотела не только сама научиться делать такую игрушку, но и научить других. Для начала я решила узнать у одноклассников, что они знают о «кукле-обереге» (СЛАЙД 4-5). Для этого мы определили несколько вопросов, на которые предстояло ответить. Разработали анкету, в которую включили пять вопросов:
1.Играете ли Вы в куклы? |
2.Вы знаете, что такое кукла? |
3.Знаете ли Вы для чего существует кукла-оберег или Берегиня? |
4.Почему у куклы-оберега нет лица? |
5.Перечислите, если знаете виды кукол оберегов. |
В нашем анкетировании приняли участие девочки и мальчики из четвертых классов нашей школы, всего 69 человек.
Результаты анкетирования представлены в таблицах и в виде диаграмм.
На 3 и 4 вопрос большинство анкетируемых затруднились дать ответ. На 4 вопрос 7 из 69 человек связали свой ответ с негативом от кукол. На 5 вопрос только 7 человек смогли перечислить виды кукол-оберегов.
Меня приятно порадовало, что большая часть анкетируемых заинтересовались «куклами-оберегами», значит, я должна узнать историю появления такой куклы, ее виды у разных народов, технологию её изготовления, самой научиться изготавливать такую куклу и научить этому ребят из нашего класса.
(СЛАЙД 6) Кукла - одна из самых древних игрушек. Первые куклы появились в Египте. У них были подвижные суставы, настоящие волосы, руки и ноги. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире. Греческие дети играли троянским конем, начиненным солдатами и офицерами. Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины, иногда ярко размалевывались.
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. В основном это были тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе.
(СЛАЙД 7) Все куклы делились на три большие группы: обереговые, игровые, обрядовые.
(СЛАЙД 8) Однако, все куклы были безликими. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.
(СЛАЙД 9) Знакомство с куколкой начиналось от самого рождения ребёнка. За две недели до рождения ребенка мама мастерила обережную куколку для колыбели и семь маленьких куколок от сглаза для малыша. Вырастет ребенок и играет в первую свою куколку-оберег. А куколка за ним присматривает. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передается характер куклы. Кукла многолика, она может смеяться и плакать.
(СЛАЙД 10) Перед Вами кукла-оберег северных народов. В некоторых северных губерний на куклах традиционный сарафан и твердый кокошник, украшали жемчугом. (СЛАЙД 11) А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Традиционная ненецкая кукла нухуко, к примеру, делалась из утиного клюва, который заменял ей голову, удмурты кукол делали и из полешек, оборачивая их куском ткани. А марийцы свои игрушки тщательно пеленали в холсты. Очень интересными были куклы обских угров. Основа этих кукол – пучок стрел, на который надевали рубаху и вокруг обертывали куски ткани.
(СЛАЙД 12) Тряпичные несшитые куклы-закрутки – самый распространенный тип детских кукол-самоделок. Они просты в изготовлении: их мастерили из тряпок, свернутых в тугую трубку-валик, руки и ноги отсутствовали. Устойчивость куклы достигалась за счет тугой основы. Голова выделялась от основы с помощью нити, перетягивающей валик на месте шеи, или вообще специально не оформлялась. Черты лица также не обозначались.
Каждая куколка была наделена магией. (СЛАЙД 13.)
Десятиручка помогает своему обладателю справляться с большим количеством любой работы. Таких куколок в качестве свадебного подарка подружки преподносили невестам, чтобы у молодых хозяюшек спорились дела.
Зерновушка – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.
Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. В Кубышку складывали не только деньги, но и набивали ее душистыми травами. Помнешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе лесной - полевой аромат.
Кукол - Капусток мастерили барышни на выданье и выставляли в окнах, сигнализируя о готовности к браку. Таким куклам полагалось притягивать к дому самых завидных женихов.
День и Ночь – связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и белая), подвешивались к потолку. Они оберегали семейную жизнь и внутренний мир своих обладателей.
Авторские куклы - это куклы ручной работы, существующие, как правило, в единственном экземпляре. Эти уникальные куклы делаются полностью вручную и предназначены для коллекционирования. Я много беседовала со своей мамой, мастером-кукольником и попросила ответить на вопросы:
1. Как Вы стали мастером-кукольником?
2. Сколько игрушек в вашей коллекции?
Я попросила свою маму показать мне, как изготавливается кукла-оберег.
Моя мама стала шить куклы сравнительно недавно, так как давно мечтала научиться такому ремеслу. У моей мамы больше 20 кукол в коллекции. И она продолжает работать над новыми экземплярами. Для меня мама провела мастер-класс и научила секретам своего мастерства.
Вот такая матушка-хозяюшка Берегиня у меня получилась! И теперь у Вас будет. Храните ее берегите! Она же в свою очередь будет оберегать Вас. Для того чтобы ваша куколка стала настоящей защитницей, придумайте ей имя, но такое, которого нет ни у кого из ваших родных и подруг. В противном случае барышня перетянет на себя проблемы человека, в честь которого вы ее назвали. А потом, соответственно, передаст их вам.
Заключение. (СЛАЙД 16)
Во время исследования я получила удовольствие от работы. Было очень интересно разобраться в названиях и назначениях кукол - оберегов. Я очень рада тому, что научилась делать куклы своими руками. Мне хочется подарить своим родным и друзьям по такой кукле. И узнать еще больше об этом народной традиции, а главное самой научиться делать красивые игрушки.
Вывод. Заканчивая работу, мне бы хотелось сказать о том, что я много узнала, научилась сама и научила пока небольшую группу детей изготавливать самостоятельно куклу-оберег. Приходите, я вас тоже научу.
Список использованной литературы:
Щелкунчик
Юрий Алексеевич Гагарин
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"