С раннего детства я люблю рисовать. А ещё больше люблю смешивать
краски и экспериментировать с цветом. Так родилось увлечение рисованием.
Когда я занят творчеством , у меня улучшается настроение, я забываю
обо всех неприятностях, ведь рисование - невероятно увлекательное занятие. Ты
можешь создать удивительный мир, полный необычных образов, персонажей,
любимых героев. Рисование развивает интуицию, образное мышление,
ассоциативное мышление, воображение, вызывает интерес к жизни через
увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир. Мир
прекрасен и удивителен для того, кто умеет смотреть. Посмотрите, какой
разноцветный мир вас окружает! Цветом можно изобразить даже своё настроение,
свои мечты и фантазии. Но не каждый ,кто смотрит , умеет видеть. А художник
умеет видеть мир по-особому. Художник настоящий волшебник. Только он умеет
изобразить небо, землю, птиц и зверей. Самое главное для него – увидеть красоту
природы, людей, животных и суметь передать её в своих произведениях, выразить
своё к ней отношение.
Дорога в искусство начинается в твоей душе, в твоём сердце. Когда
появляется какой-то навык в рисовании, хочется научиться новому. Я пробовал
рисовать разными материалами и инструментами в разных техниках. Ведь рисовать
можно не только карандашами и красками. Увлекли меня и нетрадиционные
техники рисования. Подробнее знакомясь с разными материалами, я захотел узнать
историю рисунка. А потом решил провести эксперимент - попробовать создать
рисунок, используя одновременно разные материалы и техники рисования
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_-_kopiya.doc | 99 КБ |
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов
с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области. в д. Васильевка.
Чем можно
рисовать?
(секция начальных классов)
Проектно-исследовательская работа по
изобразительному
искусству
Исполнитель: Черкасов Кирилл Юрьевич
Сорокина Дарья Анатольевна
Руководитель: учитель начальных классов
Серёгина Наталья Ивановна
МБОУ СОШ д. Васильевка
2015год
Оглавление
Введение ………………………………………………………………….3 стр
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………….
1.1Актуальность исследовательской работы.
Цель, гипотеза, задачи, …………………………………………….4 стр
1.2.Методы исследования…………………………………………………4 стр
Глава 2. Практическая часть……………………………………………
2.1.Цель практической части и методика иследования………………… 5 стр.
2.2. Работа с литературой по данной проблеме ……………………….. 5 стр
2.3. История рисунка. Поиск информации о рисунке в Интернете… . 6 стр.
2.4. Материалы для выполнения рисунка. ………………………………6 стр
2.4. Посещение художественной школы…………………………………7 стр
2.5. Выбор вида работы и презентация этой работы… ………………..8 стр
2.6. Вывод по практической части ………………………………………9 стр
2.7. Организация выставки ……………………………………………… 9 стр Заключение……………………………………………………………… 10 стр
Список используемых сайтов и литературы ………………………… 11 стр
ВВЕДЕНИЕ
Взрослые часто спрашивают, что любят делать дети. Мы думаем, что дети любят играть, слушать сказки и, конечно, рисовать. С раннего детства мы любим рисовать. А ещё больше люблю смешивать краски и экспериментировать с цветом. Так родилось увлечение рисованием.
Когда мы заняты творчеством , у нас улучшается настроение, мы забываем
обо всех неприятностях, ведь рисование - невероятно увлекательное занятие. Ты можешь создать удивительный мир, полный необычных образов, персонажей, любимых героев. Рисование развивает интуицию, образное мышление, ассоциативное мышление, воображение, вызывает интерес к жизни через увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир. Мир прекрасен и удивителен для того, кто умеет смотреть. Посмотрите, какой разноцветный мир вас окружает! Цветом можно изобразить даже своё настроение, свои мечты и фантазии. Но не каждый ,кто смотрит , умеет видеть. А художник умеет видеть мир по-особому. Художник настоящий волшебник. Только он умеет изобразить небо, землю, птиц и зверей. Самое главное для него – увидеть красоту природы, людей, животных и суметь передать её в своих произведениях, выразить своё к ней отношение.
Дорога в искусство начинается в твоей душе, в твоём сердце. Когда
появляется какой-то навык в рисовании, хочется научиться новому. мы пробовали рисовать разными материалами и инструментами в разных техниках. Ведь рисовать можно не только карандашами и красками. Увлекли нас нетрадиционные техники рисования. Подробнее знакомясь с разными материалами, мы захотел узнать историю рисунка. А потом решил провести эксперимент - попробовать создать рисунок, используя одновременно разные материалы и техники рисования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В начальных классах дети любят рисовать. Рисование помогает в обучении. Рисование развивает интуицию, образное мышление, ассоциативное мышление, воображение, вызывает интерес к жизни через увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир. Мир ребёнка- сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения.
Как помочь ребёнку открыть себя полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить работа с рисунком Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир образов, стиля, изящества композиции. На уроках изобразительного искусства дети выполняли рисунки кисточкой, карандашом, зубной щёткой, использовали кляксографию. Естественно возник вопрос, а чем ёщё можно рисовать. Так появился исследовательский проект.
Цель: выяснить различные способы выполнения рисунков.
Гипотеза: для чего человеку нужны рисунки?
Задачи:
Познакомиться с историей рисунка.
Исследовать разные приемы и техники рисования
Изучить литературу по данной проблеме;
Поделиться с друзьями своими открытиями;
Организовать выставку своих работ
1.2 Методы исследования
1. Анализ научной литературы
2 Исследование разных приемов и техник рисования.
3. Выполнение рисунков разными приёмами.
4. Анализ полученных результатов.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Цель практической части и методика исследования.
Цель практической части : изучить разные приёмы и техники рисования.
Для этого были поставлены следующие задачи:
познакомиться с историей рисунка;
исследовать разные приемы и техники рисования;
изучить литературу по данной проблеме;
поделиться с друзьями своими открытиями;
Чтобы выполнить работу результативно, необходимо выбрать любой приём и сделать свой рисунок. Самостоятельно подготовить сообщение о своём рисунке,
Сделать вывод по практической части.
Сделать заключение по работе.
Организовать выставку своих работ.
2.2 Работа с литературой по данной проблеме.
Согласно энциклопедии рисунок – это изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна. Чем же он отличается от живописи? Кисть и краски дают художнику богатый выбор выразительных средств и технических приемов. Можно, например, нанести на полотно несколько слоев краски, придавая живописи определенную фактуру. Рисунок выполняется на бумаге (в античную эпоху на папирусе, в средние века – на пергаменте) карандашом, пастелью, углем или пером, а пластическая моделировка и световые эффекты достигаются сочетаниями линий, штрихов и пятен. Он может быть многоцветным, но главное в нем – все же линия, которую при желании можно растушевать. Художественная ценность рисунка определяется манерой нанесения штриха и твердостью руки художника. Художественный рисунок составляет одну из важнейших и широко развитых областей изобразительных искусств и лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф, гравюра, офорт).
2.3. История рисунка. Поиск информации о рисунке в Интернете
Из истории известно, что рисунок появляется как средство общения
между людьми задолго до создания письменности. В древности многие народы любую информацию ( донесение о боевых походах, сообщения делового и политического характера, охотничьи сообщения, магические заклинания) передавали с помощью рисунков. Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют об этом. Как правило, наскальные рисунки наносились в пещерах.
Материалом для красок служили органические красители ( растения, кровь).
Первобытные художники стали основателями всех видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры, декоративно-
прикладного искусства.
2.4. Материалы для выполнения рисунка
Все материалы делятся на графические и живописные.
Графические – это карандаши, разнообразные мелки, палочки обожжённого
древесного угля, фломастеры, различные ручки, а также традиционные в графике
тушь и перо ,вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть. Карандаш - самый обычный и распространённый, знакомый всем и
необходимый в работе графический материал. Графитные, или, как говорят,
простые карандаши различаются своей твёрдостью.
Мелки (восковые) предназначены для рисования по бумаге . Они изготовлены из
натурального пчелиного воска с добавлением растительных красителей
блёстками, оставляют блестящий след., легко смываются с поверхности тёплой водой с мылом. Я очень люблю работать этим материалом.
Тушь чёрная краска (жидкая или в виде твёрдых плиток- т.н. сухая тушь),не теряющая со временем чёрного цвета. Служит для черчения, рисования. В древности изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол, в 20 веке также их газовой копоти, сажи, получаемой при сжигании нефти и её нефтепродуктов.
Фломастер –инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара. Фломастер изобрели в 1960-е годы
фломастерами.
Уголь служит материалом для рисования. Его получают из тонких веток или заострённых палочек, предварительно высушенных и очищенных. При этом важно, из какой породы дерева сделан материал. В Греции для этих целей используют мирт, орех или иву, а итальянский уголь изготавливают из сливы, розмарина, липы или берёзы.
Живописные материалы - это краски, состоящие из мелко размолотого
цветного порошка, смешанного с клеем или маслом. В зависимости от этого они называются масляными или клеевыми. Клеевые краски по составу клея и других веществ, которые в них добавляют, очень различны, но все они разводятся водой.
Акварель приготовляют на основе растительного клея, добываемого из коры вишнёвых и др. деревьев. Обязательный признак акварели- её прозрачность.
Пастель- цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного
карандаша. Пастельные карандаши приготовляются из красочного вещества,
истёртого в тончайший порошок, с примесью связывающих веществ, к которым прибавляют небольшое количество сахара или овсяный отвар и молоко. Получается очень мягкий мелок.
Гуашь)- краски, растёртые на воде с клеем и примесью белил, а также живопись этими красками. Употребляется преимущественно для живописи по бумаге, шёлку и др., даёт непрозрачный слой.
Масляные краски разводят не водой, а специальной жидкостью. Они
густые и непрозрачные. Такими красками работают в основном профессиональные художники.
2.5. Посещение художественной мастерской
Мы посетили художественную мастерскую. Николай Алексеевич Башкатов рассказал нам о том, что такое техника рисунка.
Техника рисунка - это совокупность приёмов и средств, применяемых
художником. Художники включают в это понятие технику линии, тушёвки,
определённую манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных
материалов (бумаги, холста, дерева, карандашей, угля, красок) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.
Мы узнали о том, что техники бывают традиционными и нетрадиционными. Под традиционной техникой подразумеваются приёмы, используемые для развития воображения ,творчества. Это использование в работе цветных карандашей, фломастеров, гуаши, акварели без внесения различных дополнительных средств и способов. К традиционным техникам относят и карандашный графический рисунок.
Нетрадиционные техники рисования - это когда, помимо обычных
инструментов(кисточка, карандаш), будут использоваться нетрадиционные: уголь, свеча, мелок, спица для вязания, зубная щётка, крупа. Пробки от пластиковых бутылок, листья деревьев, травы, целлофан, соломка, пористые губки, песок, жидкое тесто, пластилин и даже шоколад. Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувствостраха, неуверенности в себе, в своих способностях. Ведь в такой работе не важен результат, важно экспериментаторство.
2.6. Выбор вида работы и презентация этой работы.
Для представления своей работы мы выбрали самые интересные техники рисования.
Техника рисунка акварелью. В акварели существует множество приёмов: работа по сырой бумаге, по сухой бумаге, заливка, смывание, использование мастихина, соли, многослойная живопись и др. Прозрачность акварели даёт особый приятный и характерный вид красочным тонам, а наложение прозрачных слоёв краски одного на другой даёт способ составления новых тонов трудно достижимых другими приёмами.
Гуашевая техника .Рисовать гуашью лучше на картоне хорошего качества, так как обычная бумага тонка для этого. Чтобы разводить гуашь или смешивать цвета краски, получая нужные оттенки, понадобится палитра. Если планируете наносить слой гуаши поверх другого- дождитесь, пока первый слой высохнет, а затем быстро нанесите второй слой, не давите при этом сильно на кисть.
Пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую
форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем.
При создании рисунка сначала наносится рисунок по контуру. Затем подбирается цвет пластилина. Отщипываются пальцами маленькие кусочки и размазываются пальчиками по поверхности рисунка. Вмазываются другие цвета пластилина , получается необыкновенный узор.
Рисунки карандашом обычно выполняются на гладкой бумаге.. В рисунке карандашом желательно как можно меньше делать исправлений и аккуратно использовать стиральную резинку, чтобы не оставить пятна, так рисунок будет выглядеть свежим и аккуратным. Для нанесения тона используется приём штриховки. Штрихи могут быть различными по направлению, длине, разряженности, нажиму карандаша. Передвинуть ближе к острию карандаша. Движения руки должны быть смелыми, энергичными.
Уголь служит материалом для рисования. Уголь высокого качества
получают из тонких веток или заострённых палочек, предварительно высушенных и очищенных. При этом важно, из какой породы дерева сделан материал. В Греции для этих целей используют мирт, орех или иву, а итальянский уголь изготавливают из сливы, розмарина, липы или берёзы . В 19веке уголь получил название «спрессованный»-от спрессовки угольного порошка, зафиксированного клеем растительного происхождения. Т.о. ,получили твёрдый уголь. Такой уголь формируют в виде карандаша, но без деревянной оправы. На рисунке твёрдый уголь оставляет насыщенный чёрный цвет.
Рисование пальчиком Один палец обмакнём в красную краску, другой- в синюю, третий- в жёлтую. Чем не палитра! Эта техника не сложная, но очень интересная, которая нравится детям всех возрастов. Особенно малышам. Такое рисование, как говорят специалисты, можно начинать с 6-ти месячного возраста ребёнка. Обмакивая пальчики в разные краски, можно накладывать цвет на цвет, добиваясь нужного оттенка. Рисовать можно и ладошкой, и полураскрытым кулачком. А потом отпечатки могут превращаться в различных зверей и птиц путём дорисовывания. Допустимо использование разных приёмов: тычок, мазок и др.
Кляксография .Игры с кляксами помогают развит глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Поставим большую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на неё или наклоним лист в разные стороны. Клякса побежала, оставляя за собой след.
2.7.Вывод по практической части.
Мы считаем, что поставленные задачи выполнены и цель достигнута.
Мы познакомились с историей рисунка, исследовали разные приёмы и техники рисования; изучили литературу по данной проблеме. Мы поделились с друзьями своими открытиями. Выяснили, что человек рисует для того, чтобы передать информацию, раскрыть красоту окружающего мира, выразить к нему своё отношение.
2.8. Организация выставки.
Используя изученные техники рисования, мы нарисовали рисунки и устроили выставку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занимаясь этой исследовательской работой, мы много узнали интересного о рисунках: люди рисуют для того, чтобы украшать свои жилища, одежду, передавать информацию и красоту окружающего мира. Узнали о разных приёмах и техниках рисования,о людях занимающихся живописью.
Сделали такой вывод:
исследовательская работа помогла нам самим стать трудолюбивыми, активными, ответственными; научила любить и видеть красоту. Рисование помогает нам учиться, развивает творческие способности. Рисование улучшает настроение, помогает успокоится.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ САЙТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Т. Емельянова «Большая книга рисования» Астрель. Полиграфиздат.
Москва 2010г.
2.Е.И.Коротаева «Искусство и ты» Москва «Просвещение» 2004г.
3.Б.М. Неменский «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2007г.
4.О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» Москва
5.Энциклопедия живописи. Редактор Кондратьев ISBN 978-5-273-00780-2; 2010 г. 6. Интернет-ресурсы.
http://amideo.ru/historyrisunok.html
http://art.1september.ru/article.php?ID=200802303
http://way-art.ru/istoriya-zhivopisi/istoriya-risunka
Кто самый сильный?
Снеговик
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Горка
Зимовье зверей