Граффити стало стихией изменившей внешний вид улиц в конце 20 века, и упоминание этого слова вызывает в воображении человека множество различных образов. «Граффити - это искусство или вандализм? следствие упадка или его причина?». Все ли знают, что такое граффити? Знают ли, что такое быть настоящим райтером и создавать подлинные шедевры, имея под рукой лишь баллончик с краской? Сфера отношения к граффити широка и спорна.
Цель нашей работы: донести до слушателей, что граффити - это искусство; выяснить отношение жителей города Берёзовского к рисункам на стенах. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: изучение литературы для более глубокого познания истории возникновения граффити; исследование данного вида деятельности в городе Берёзовском; донести до молодого населения города, что такое быть настоящим райтером.
В ходе исследовательской работы применялись методы:
изучение литературы; наблюдение (непосредственное общение с райтерами); опрос старшего поколения жителей города Берёзовского, в том числе и учителей нашего лицея; анкетирование учащихся лицея №17.
Существует 7 фундаментальных форм граффити. Иерархический порядок граффити форм: TAGS (тэги); THROW-UPS - (фроу-апс); TOP TO BOTTOMS (сверху донизу); END TO ENDS (от края до края); WHOLE CARS (целый вагон); WHOLE TRAINS (целый поезд).
Существуют бесконечное множество стилей граффити: tagging (дословно с английского – «вешать ярлык»); throw up; wild style.; Bubble («пузырь»),; Wild Style («дикий стиль»).; FX (или 3D style, «объёмный стиль»).; Messiah Style.; Charaсter; Throw up; Blockbusters и другие.
Существует кодекс райтера. Граффитисты, не выполняющие перечисленные в работе правила кодекса, настоящими райтерами не являются.
Проведенные в ходе работы опрос и анкетирование позволяют сделать следующие выводы:
Таким образом, по результатам опроса населения города Берёзовского мы пришли к выводу, что граффити является одним из видов искусства, нуждающегося в дальнейшем развитии и поддержке.
Вложение | Размер |
---|---|
graffiti_v_g._berezovskom.docx | 43.86 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ИСКУССТВО ГРАФФИТИ
I.1. История граффити 5
I.2. Что же такое граффити? 7
I.3. Кодекс райтеров 13
Глава II. МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА
БЕРЕЗОВСКОГО ОБ ИСКУССТВЕ ГРАФФИТИ
II.1. Мнение райтеров 14
II.2. Мнение взрослого поколения 16
II.3. Мнение молодежи 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВВЕДЕНИЕ
Нередко гуляя по улице, на здании, гараже или заборе можно заметить нечто яркое, громадное, непонятное. Ты остановишься, пытаясь разобраться, фантазируешь и ломаешь голову. Наконец, перед тобой вырисовываются буквы, но разобрать - какие, невозможно. Эти буквы, как большая задача, которую нужно непременно решить, не зная ни формул, ни ход решения. Эта задача носит название - граффити, а автор этого искусства величается райтером.
Но все ли знают, что такое граффити? Знают ли, что такое быть настоящим райтером и создавать подлинные шедевры, имея под рукой лишь баллончик с краской?
Таким образом, цель нашей работы: донести до слушателей, что граффити - это искусство; выяснить отношение жителей города Берёзовского к рисункам на стенах.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
В ходе исследовательской работы применялись методы:
ГЛАВА 1
ИСКУССТВО ГРАФФИТИ
I.1. История граффити
Граффити стало стихией изменившей внешний вид улиц в конце 20 века, и упоминание этого слова вызывает в воображении человека множество различных образов. «Граффити - это искусство или вандализм? следствие упадка или его причина?». Сфера отношения к граффити широка и спорна. Необходимо отметить, что много райтеров называют свои работы скорее «райтингом (письмом)», чем «граффити».
Перенесемся в Нью-Йорк начала 1960-х, когда молодой Julio с 204 street (район города неизвестен), начал писать свой «tag» (nickname; псевдоним) «Julio 204» в метро. К 1968 году его тэгом были подписаны все части города. Но само явление писать граффити обрело популярность, когда молодой 17 летний грек Demitrios из Washington Heights - района Manhattan-а ставил тэг «Taki 183» по всему Нью-Йорку, в особенности в подземке. В 1971 репортер из «New York Times» с целью узнать смысл этого послания нашел Taki и взял у него интервью. Статья «Taki 183» «Spawns pen pals» стала первой из рода статей, посвященных граффити. В течение последующего года и после выхода упомянутой статьи феномен самовыражения молодежью посредством расписывания подземки возрос до такой степени, что это стало целым движением, и впоследствии его стали называть «хип хоп граффити».
История граффити достоверна до этой точки, и была рассказана много раз в различных публикациях. Однако, по мере развития граффити и становления более популярной культурой, повествование становится более запутанным и неоднозначным. Во времена зарождения граффити райтеры и поезда имели почти духовную связь друг с другом. Подземка была связующей системой для граффити, она была иконой для граффити райтеров, которые стремились, чтобы их работы увидела и публика и другие райтеры.
Райтеры создали «альтернативную систему общения для ребят, которые, так или иначе, имели доступ к широким проспектам уличной информации». У райтеров были линии метро, которые они предпочитали в зависимости от поверхности поездов и их маршрутов. Лучшие райтеры города всегда поглядывали на 5 и 2 номер Lexington Avenue Express, как на вагоны высшего сорта для своих работ, которые объезжали обширные территории города. Это помогало быть признанными и стать известными. Опасность находящегося под напряжением «3-го рельса», вероятность быть арестованным и другие неприятности лишь добавляли адреналина и желания сделать «бросок» («getting up»).
Граффити также писали и на стенах, зданиях и т.д., но подземка имела такую огромную притягательность, что была вне конкуренции – «визуальная доступность, огромное количество посетителей и связь с другими такими же парнями по городу». Подземка также подчеркивала направленность и движение - чего сложно достичь на стенах, она вносила жизнь в исходно неподвижные буквы.
I.2. Что же такое граффити?
Так всё таки, что же такое граффити: искусство, или вандализм, или, может быть, пустая трата денег, времени? На этот вопрос мы и должны ответить в ходе нашего исследования.
Граффити (итал. «graffiti», от греч. γραφειν «писать») — надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Иногда — форма фольклора.
В переводе с итальянского слова «Graffito» - «царапать», а история этого термина переносит нас к доисторическому человеку, рисующему на стене пещеры. Это явление, по видимому, было вызвано человеческой жаждой общения – «граффити представляет собой страсть человека к общению» и считается одним из видов самовыражения молодежи. Название современных художников граффити — райтеры (англ. writers).
Граффити стало долей экстрима в жизни современных подростков. В городах разрисовывать стены запрещено, и всегда есть доля риска — рисовать приходится ночью, а в случае опасности остаётся только бежать от полиции и рассерженных граждан. К тому же, для райтера дело чести — разрисовать труднодоступный, но хорошо заметный объект.
Существует 7 фундаментальных форм граффити и более тысячи различных стилей, однако формы однозначно определяются среди граффити райтеров. Формы характеризуются сложностью, расположением и своими размерами. Иерархический порядок граффити форм представлен ниже:
TAGS (тэги) - уже упоминавшиеся тэги являются nickname-ом райтера, росписью псевдонима и простейшей формой граффити. Тэги используются для того, чтобы имя райтера было «на виду», чем их больше, тем больше «слава» райтера. Хотя большинство тэгов выглядят похоже, для знающего человека, тэг как отпечаток пальца - единственная в своем роде смесь всех элементов райтера.
THROW-UPS - (фроу-апс) – «набросок» - более развитая форма тэга, которая обычно быстро наносится на поверхности поездов, стен и т.д. с помощью баллона. Райтеры обычно используют bubble letters (буквы-пузыри) для того, чтобы набросать имя из 2-3 букв.
Обычно используются два цвета, один для outline (контура), а другой для fill-in (заполнения). Эта форма является наиболее быстрым способом создания больших кусков работ.
PIECES - (писес) - куски, картины - это термин, используемый для шедевров (masterpieces).
Куски считаются наиболее выдающейся формой граффити. В кусках обычно используется большее число букв, чем в набросках и они выполнены более тщательно. Super Кool 223 - это ему приписывается создание первого masterpiece в 1972, при помощи технологии «fat cap» (насадок, дающих широкую линию (от 3см). Super Kool понял, что, заменив «родную» насадку на широкую, снятую с баллона с пеной для волос, он сможет покрыть большую поверхность быстро и без проблем. Эти технические инновации способствовали превращению граффити в более широко известную форму искусства.
Когда часть вагона подземки покрыли куском работы более длинным, чем сам вагон и покрывающим окна, зародились еще несколько форм:
TOP TO BOTTOMS (сверху донизу) - это определение относится к кускам, которые покрывают часть вагона сверху донизу, но не по всей длине вагона.
END TO ENDS (от края до края) - судя из названия - работа, покрывающая вагон от одного конца до другого, но не полностью по высоте.
WHOLE CARS (целый вагон) - это полностью закрашенный вагон метро - сверху донизу и от края до края (включая окна). Первый «целый вагон» сделал в 1973 Flint 707, это было вдвойне потрясающе, поскольку кусок был выполнен в 3-D. «Целый вагон» - довольно большая поверхность, это 20 футов в длину и 12 в высоту, около 20 баллонов краски и восемь или более часов работы. Так что эта работа зачастую выполнялась группой райтеров или «crew». Все те, кто делали часть куска, были поделены между собой в соответствии с опытом и положением в команде. Дизайн (конструкцию - контур и цвета) планировался райтерами заранее в «black books» (тетради с набросками). Из-за большого количества краски необходимой на вагон, райтеры обычно воровали краску необходимую для работы.
Райтеры сделавшие «целый вагон» были почитаемы среди других райтеров, особенно когда вагон был выполнен в хорошем стиле. В середине 1970-х «целые вагоны» действительно стали граффити шедеврами, включающие в себя: карикатуры, фоны, послания. Некоторые содержали социальную критику, например кусок Lee «Stop the Bomb» в 1972, а так же различные действия (сценки) и хорошо известные мультипликационные персонажи, взятые из американской поп культуры. Андеграундный комический художник Vaughn Bode (1941-1975), заметно повлиял на большое количество райтеров, которые использовали его персонажей в своих кусках.
WHOLE TRAINS (целый поезд) - незадолго до создания первого «целого поезда» - «the freedom train» («поезд свободы»), который создали 4 июля 1976 года Caine, Mad 103 и Flame One. «Целый вагон» считался наивысшей достижимой формой граффити. Жизнь «поезда свободы» была очень коротка - появилось регулярное обслуживание поездов и он был перекрашен уже на следующий день.
Однако целые поезда были редкостью, в основном райтеры в поисках своей славы делали по два вагона (известными под названием «worms» - черви).
Существуют бесконечное множество стилей граффити. Самый простой стиль граффити называется tagging (дословно с английского – «вешать ярлык»). С этого самого тагинга в свое время все и началось. По большому счету надпись «Здесь был Леонид» - тоже граффити, выполненное в стиле тагинг. Однако сейчас надписи подобного рода перестали считаться граффити. Со временем сам графический рисунок усложнился, спрейщики начинали активно использовать разные цвета и придавать рисункам объем.
Новую формулу граффити назвали throw up (в переводе «выделять, оттенять»). Сейчас модно рисовать замороченные граффити, которые невозможно прочитать, так называемый wild style. Крутыми и, пожалуй, самыми сложными, являются изображения людей, например портрет погибшего друга или любимой девушки: Найти граффити на русском очень сложно, оригинальные высказывания - фактически нереально, признания в любви - невозможно.
Постепенно сформировался стиль рисования Bubble («пузырь»), в котором все буквы округлялись, становились похожими друг на друга и получались как бы дутыми, похожими на пузыри, готовые вот-вот разорваться или лопнуть. Чаще всего использовалось мало цветов, в основном два или три. Помимо стиля Bubble существует еще множество других стилей. Вот самые известные из них:
Wild Style («дикий стиль»). Этот стиль отличается, прежде всего, нечитаемостью букв слова. Они настолько запутанны, что иногда даже люди, разбирающиеся в граффити и рисующие его, не способны разобрать надпись, не говоря уже о простых людях. И только те, кто сами рисуют в таком стиле, без особого труда смогут прочитать текст рисунка. Это происходит, прежде всего, за счет того, что к буквам райтер прибавляет дополнительные элементы, которые отвлекают внимание от букв.
FX (или 3D style, «объёмный стиль»). Этот стиль отличается абсолютным объёмом букв. Чтобы придумать такой рисунок надо обладать развитой фантазией и незаурядным мышлением. При этом надо, чтобы все буквы сочетались друг с другом, и было довольно-таки понятно, что написано. Для этого нужны долгие годы тренировок.
Messiah Style. Оригинальность этому стилю придают буквы, словно написанные на отдельных листах и наложенные друг на друга. Этот стиль был изобретён жителем Нью-Йорка Vulcan, работы которого характеризируются своеобразной цветовой гаммой.
Charaсter - в нём используются персонажи, исполненные в стиле комиксов. Иногда присутствует рамка речи. В ней может быть или подпись райтера (тэг, с англ. «бирка», «этикетка»), или речь персонажа. На заднем плане часто присутствует надпись, выполненная в другом стиле. При изображении персонажа используются насадки с иглами для выделения тонких линий, волос, морщин и так далее. Этим стилем владеет не каждый райтер, так как он требует художественных навыков. Поэтому граффити в стиле Charaсter чаще исполняется командами.
Throw up — это стиль, который характеризует изображения, выполненные очень быстро. Они создаются с помощью обычных кривых линий и выглядят как грубо заполненные белым или серебряным цветом буквы, поверх накладывается один или два аутлайна. Throw up предпочитают бомберы. Количество для них важнее качества. Основной элемент их творчества — скорость. За короткий промежуток времени им удаётся поставить в нескольких местах собственные имена. Очень часто работа бомберов резко отличается от творчества подлинных райтеров или стайлеров. Последние вырабатывают собственный стиль в студии.
С социальной точки зрения, деятельность бомберов мешает признанию лучших в художественном отношении произведений райтеров. «Творениям» бомберов часто не хватает грации. Необходимо некоторое усилие, чтобы заставить себя их разглядывать. Бомберы выбирают труднодоступные и опасные места, но, тем не менее, заметные для зрителей. В стиле Throw up работают даже настоящие райтеры, только они развивают изображение, создавая из начального знака сложную композицию. Бомберы предпочитают очень быстро писать короткие имена или выводить первые и последние буквы имени, ставя после них восклицательный знак. Стиль стал известен благодаря нью-йорскому райтеру I.N.
Blockbusters — это крупные, часто трёхмерные и очень широкие буквы. В некоторых случаях они могут быть выполнены с помощью аутлайна, но иногда применяется и подсветка, для которой предпочитают белую и серебряную краски. Особенностью блоков является использование валика для закраски внутреннего поля. При очень большом размере к работе подключается группа. Blockbusters, в отличие от зародившегося в Нью-йорке стиля Throw up, появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. Громадные надписи служили своеобразной границей зоны влияния. До сих пор стиль Blockbuster часто применяется в основном для названия тусовки или кру, а не для аббревиатуры райтера. В группе каждый выполняет свою задачу. Один делает аутлайн, другой заполняет внутреннюю часть букв, третий придаёт изображению трёхмерность и т. д. По окончании работы ставятся теги всех членов команды.
I.3. Кодекс райтера
1). Не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще, не рисуй на жилых домах.
Многие жители города Берёзовского ничего не имеют против граффити, однако они считают, что рисунки должны быть нарисованы на отведённых для этого местах, но ни как не на домах, обшитых сайдингом.
2). Не навязывай людям свое мировоззрение, не пиши на именах других райтеров, тем более на чужих работах, на надгробиях.
3). Те, кто пишет на чужих работах, заслуживают презрения.
Райтеры против того, чтобы их граффити портили лица, не имеющие никакого отношения к данному виду деятельности. Рисование граффити – очень трудоёмкая работа, а работу других нужно уважать.
4). Не копируй чужой стиль, никогда не оскорбляй окружающих своими работами, не задевай чужое национальное, культурное, достоинство. Твой стиль - это твоё лицо - не позорь честь райтера.
5). Не делай денег, на несчастье другого. Помоги брату, не будь безразличным
Таким образом, граффитисты, не выполняющие вышеперечисленные правила кодекса, настоящими райтерами не являются.
ГЛАВА II.
МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БЕРЕЗОВСКОГО
ОБ ИСКУССТВЕ ГРАФФИТИ
II.1. Мнение райтеров.
Чтобы узнать отношение жителей города Березовского к искусству граффити, мы провели анкетирование, разделив опрошенных на три группы: райтеры, взрослое поколение, молодёжь.
Общаться с райтерами было весьма интересно. Ребята веселились, шутили, однако с охотой отвечали на вопросы.
Как выяснилось, райтеры предпочитают рисовать как в командах, так и в одиночку, пятьдесят на пятьдесят.
Названия для команд граффитисты выбирают весьма необычные, такие как Экшен, Легион, Шэди и так далее.
Многие начинают рисовать с 12-13 лет, а некоторые с 16, все зависит лишь от характера человека. От этого же зависит и выбор стиля, одни рисуют в диком стиле, другие в стиле баблз, бомбер и так далее.
Рисовать же райтеры предпочитают в летнее время, из-за светлых ночей, каникул и хорошего настроения.
Говорить свои ники райтеры не хотели, однако после недолгих расспросов нам удалось их выяснить: Ирбис, Шарп, Стик и так далее. Содержание ника есть выражение частички их душевной сущности.
Интересно, что для всех опрашиваемых райтеров мнение окружающих ничего не значит, им все равно, что думают об их работах, граффити для них не только увлечение, а самовыражение, своеобразный «вызов» обществу.
II.2. Мнение взрослого поколения.
Взрослому населению мы задали следующие вопросы:
Большинство людей отвечало доброжелательно и с охотой, с интересом выслушивая вопросы и стараясь дать как можно более точные и понятные ответы.
Из опрошенных 52% не знают, что такое граффити, однако 48% без труда ответили на наш первый вопрос (приложение 5). Из сорока восьми процентов, имеющих представление о граффити, 64% положительно относится к данному виду искусства. И всего лишь 14% считают граффити пустой тратой времени, а 22% отвечают, что каждый волен проводить своё свободное время так как хочет, однако рисунки должны быть на специально отведённых для этого местах, коими, по их мнению, являются различные стройки бетонные плиты и т.д.
Третий вопрос заставил людей задуматься, и 79% опрошенных ответили, что считают граффити искусством, а оставшийся 21% полагает, что это нельзя назвать искусством.
Из учителей же 85% могут дать исчерпывающий ответ на вопрос: что же такое граффити, вероятно, из-за того, что они работают с детьми, и лишь 15% не знают что ответить. 31% опрошенных относятся к рисункам на стенах положительно, 13% - отрицательно, а 46% - нейтрально (приложение 5). Радует то, что более половины учителей, а именно 69%, считают граффити одним из видов искусства, и 31% полагает, что это рисунки бесполезны. Опрос учителей дал высокие положительные показатели, вероятно, из-за того, что они вследствие своей профессии работают с молодёжью, приобщаются к их культуре, понимают их.
II.3. Мнение молодёжи.
Для выяснения мнения молодежи о граффити, мы задали учащимся 5, 7, 10, 11 классов следующие вопросы:
Первый вопрос ни у кого не вызвал затруднения, все опрашиваемые ответили положительно, лишь 6% учащихся пятых классов не имеют представления о граффити (приложение 6).
К рисункам на стенах положительно относятся: 74% из 5 классов, 75% из 7 классов, 79% из 10 и 81% из 11 классов (приложение 6). 89% учащихся 5 классов считают граффити искусством, так этого мнения придерживаются 75% из учащихся 7 классов, 77% - 10 классов и 81% - 11 классов (приложение 7). Мы пришли к выводу, что единого мнения, среди школьников, не существует.
Чем старше учащиеся, тем больше им нравится этот вид искусства, например, 74% пятых классов, 85% седьмых классов, 87% десятых и 89% одиннадцатых классов с удовольствием любуются рисунками на стенах (приложение 7). Таким образом, по мнению опрошенной молодежи, если граффити оформлено по всем канонам художественного стиля, то оно является настоящим украшением города.
Что касается граффити нашего города, то учащиеся 5 – 7 классов ими вполне довольны, в то время как учащиеся 10 – 11 классов считают, что данному виду искусства в исполнении райтеров города Берёзовского не хватает мастерства и разнообразия.
Однако, несмотря на симпатию к граффити, немногие хотели бы рисовать на стенах, всего лишь 40% из пятых классов, 25% седьмых классов, 23% десятых классов и 49% учащихся одиннадцатых классов (приложение 8).
Из опрошенных 26% учащихся пятых классов рисуют граффити, 5% седьмых классов, 15% десятых классов и 7% одиннадцатых классов, таким образом можно сделать вывод, что увлечение данным видом искусства зависит не от возраста опрашиваемых, а от стремления к индивидуальности и целей в жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Граффити (итал. «graffiti», от греч. γραφειν «писать») — надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях.
Существует 7 фундаментальных форм граффити. Иерархический порядок граффити форм, таков: TAGS (тэги); THROW-UPS - (фроу-апс); TOP TO BOTTOMS (сверху донизу); END TO ENDS (от края до края); WHOLE CARS (целый вагон); WHOLE TRAINS (целый поезд).
Существуют бесконечное множество стилей граффити: tagging (дословно с английского – «вешать ярлык»); throw up; wild style.; Bubble («пузырь»),; Wild Style («дикий стиль»).; FX (или 3D style, «объёмный стиль»).; Messiah Style.; Charaсter; Throw up; Blockbusters и другие (приложение 1).
Проведенные в ходе работы опрос и анкетирование позволяют сделать следующие выводы:
Таким образом, по результатам опроса населения города Берёзовского мы пришли к выводу, что граффити является одним из видов искусства, нуждающегося в дальнейшем развитии и поддержке (приложение 3,4).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Две снежинки
Неньютоновская жидкость
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"