В работе указаны этапы изготовления работы, этапы шерстеваляния, особенности шерстеваляния Воронежской губернии.
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие валяльного промысла в Воронежской губернии» | 532 КБ |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
«Развитие валяльного промысла в Воронежской губернии»
Выполнила: Волкова Екатерина Ученица 5 класса объединения «Мастерица» Дома детского творчества Руководитель: педагог дополнительного образования Кучмасова НадеждаНиколаевна
|
с. Петропавловка - 2014г.
Содержание
1) Пояснительная записка. Что заставило меня обратиться к данной теме исследования? Обоснование целей и задач.
2) Валяльный промысел в Воронежской губернии:
а) История валяния.
б) Когда и где появилось.
в) Развитие промыслов в Воронежской губернии: промышленных, кустарных, домашних.
г) Технология валяния.
3) Секреты ремесла валяния сторожил села Петропавловки.
4) Династия семьи Дядькиных.
5) Что открыла нового для себя?
6) Второе рождение древнейшего искусства.
7) Влияние шерстяных изделий на здоровье человека.
8) Заключение: выводы по исследовательской работе.
Пояснительная записка
В свободное от учёбы время я занимаюсь в кружке «Мастерица», люблю шить для себя одежду, вышивать лентами, занимаюсь декупажем. В начале учебного года, на выставке посвящённой юбилею нашего села, я увидела украшение из войлока и узнала, что из шерсти можно изготавливать не только украшения, но и различные игрушки, и другие виды изделий, но меня больше заинтересовали украшения из шерсти. Немного о способах валяния я узнала в журнале «Рукоделия». Мне стало интересно поработать с шерстью. С большим желанием и интересом я начала заниматься в объединении «Мастерица» валянием из шерсти. Чтобы выполнить свои замыслы и сделать для себя украшение своими руками, а так же узнать побольше об этом виде рукоделия. И вот что я узнала: существует две основные техники валяния - сухое и мокрое. Выбор техники зависит от того какое изделие вы хотите создать. В некоторых случаях необходимо использовать смешанную технику соединяющую две основные. Свои бусы я выполнила именно с помощью этой техники. Применив всю свою фантазию я решила, что мои бусы будут жёлто-зелёные, с названием «Изумруд».Для выполнения своей задумки я взяла шерсть жёлтого и зелёного цвета. Отрываем тоненький кусочек зелёной шерсти и на неё кладём жёлтенький кусочек шерсти и так в несколько слоёв, при накладывании слоёв шерсти мы должны учитывать, что при валянии шерсть даёт большую усадку. Затем мы берём эту шерсть и скручиваем не большой шарик. Следующий этап работы выполняется на губке с помощью специальной иголки. Иголка вкалывается в шерсть и благодаря специальным насечкам на лезвии, спутываются волокна, постепенно уплотняя шерсть в ровненький шарик. Когда шарик был немного уплотнён, я применила мокрое валяние. Оно происходит под воздействием на шерсть воды и мыла. Для приготовления раствора я использовала жидкое мыло. Шарик смачивала мыльным раствором и катала между ладошками, сначала потихоньку, чтобы придать шарику равномерную форму, а затем прижимала всё сильнее и сильнее, чтобы шарик получился упругим, так что ладошки к концу валяния были красными и горели от трения о шерсть. Когда шарики были уплотнены, я промыла их в чистой тёплой воде, проколола их посередине толстыми иголками и оставила сушить. Сухие шарики получились ровные и красивые. Применяя всю свою фантазию, я собрала их на ленту через одну с квадратными жёлтыми прозрачными бусинками, получились весёлые милые в единственном экземпляре мои бусы. Я получила огромное удовольствие от работы с шерстью. Теперь буду пробовать валять новые изделия.
При выполнении своей работы мне захотелось больше узнать об истории и традициях валяльного промысла.
Цель моего исследования:
-изучение традиций валяния из шерсти и создания на основе полученных знаний войлочного изделия бусы «Изумруд».
Задачи исследования:
- проанализировать и обобщить материал по истории валяния;
- изучит этапы технологического процесса;
- выполнить творческую работу, украшения из шерсти способом валяния бусы «Изумруд»
Методы исследования:
- анализ исторической литературы
- анализ творческой работы.
Валяние самая древняя техника на земле. Люди обнаружили способность шерсти сваливаться 8000 лет назад. Для валяния использовались найденные остатки шерсти животных. У натуральной шерсти есть способность сваливаться, т.е. образовывать войлок. Никакой другой материал к этому не способен. Это происходит из-за того, что шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой. Чешуйки волокон под воздействием воды и пара могут сцепляться друг с другом.
Ученые говорят о том, что валяние – самая древняя техника создания текстиля. Кочевники были первыми людьми, оценившими уникальные свойства волокна. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной.
На Руси войлок появился в эпоху монголо - татарского ига. Гораздо позже, около 200 лет назад, в России научились валять валенки. Но кроме валенок на Руси изготовляли сукно, которое было популярным, войлоки для хозяйственных нужд, валенные шапки, стельки.
Так как же развивался валяльный промысел в Воронежской губернии? В Воронежском крае промыслы и ремесла появились в 17 веке с освоения его земель переселенцами и интенсивным развитием здесь сел и городов. В процессе исторического развития народные промыслы прошли три стадии : 1)Крестьянская - промышленность для нужд домашнего хозяйства;
2)Ремесло - изготовление предметов на заказ;
3)Кустарный промысел, т.е. производство изделий малыми сериями на рынок.
Характерной особенностью кустарных промыслов в центральном Черноземье, являлась рассредоточенность кустарей, комбинирование в селения не одного- двух, а многих производств, обслуживание ближних рынков. При этом в регионе имелись крупные промысловые центры с относительно большой концентрации мелких промышленников, значительными объёмами производства, выходом продукции на отдельные рынки.
К неземледельческим занятиям прибегали во многих крестьянских хозяйствах, не оставляя при этом аграрной деятельности, но строгий и чётный учёт промыслов отсутствовал, ведущее место занимали обрабатывающие промыслы, правда с годами менялось соотношение их видов.
Если в 1804- 1891 годах лидирующие место занимало кожевенное производство (обработка кож, овчин, изготовление шуб, полушубков, кожаной обуви), то в 1897 году на первые роли выдвинулась обработка волокнистых веществ (валяльный, шерстобитный, верёвочный, суконоткатский и др. промыслы).
Первое время после реформы 1861г. начинают развиваться кустарные промыслы – кирпичное, гончарное, кузничное, маслобойное, шерстобитное производство, валяльное и др.). Валяльный и шерстобитный промысел был самым из малодоходных, изделия кустарей этих промыслов простые и малоценные, потреблялись исключительно местным населением.
Валяльный промысел - был развит на территории нашего края повсеместно. Этому способствовало наличие местного сырья - овечьей шерсти хорошего качества. Овец разводили нескольких пород: простую или русскую, вначале 19 в. правительство пыталось заставить крестьян разводить тонкорунных овец, но эта попытка не удалась успехом, т. к. присланные овцы быстро выродились.
В середине 19в. вначале 20 в. изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.
Значительной отраслью Воронежской промышленности было суконное производство. Первые суконные мануфактуры появились в Воронеже в 1720-х гг., а ко второй половине 18 в. Воронеж уже играл важную роль в промышленности страны. Сукно производилось главным образом для военных нужд. В связи с широким распространением в Воронежской губернии суконного производства, особенно интересно развивалось овцеводство. В России кроме сукна вначале 20 в. производилось несколько десятков миллионов пар валенок промышленным способом. На территории современной РФ работали 41 валяльная и пимакатканая фабрики. Кроме того валенки производили кустарным способом.
Отмечаем, что в нашей местности были широко развиты домашние промыслы – изготовление изделий в рамках натурального хозяйства для собственного потребления, частично представлены кустарные промыслы – производство изделий на рынок. Широкое распространение получала ткачество, вязание пуховых платков, валяльное дело, отчасти лозоплетение.
Одним из валяльных промыслов было валяние валенок. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в 18 в. стали первыми валять валенки целиком, с глинищем. Из Ярославской области валенки стали распространяться очень быстро по всей России. Позже в каждой деревне появилась своя мастерская по изготовлению валенок.
Надо сказать, что технология валяния за последние 300 лет не изменилась.
Процесс не сложный только на словах на деле нужна физическая сила и много терпения, шерсть чаще всего перерабатывается кустарным способом: первый этап- очистка шерсти от репья;
второй этап: шерсть сортируется;
третий этап- шерсть треплется и расчёсывается;
на четвёртом этапе приступают к изготовлению изделия.
Валяльный промысел не обошёл и наш Петропавловский район, в давние времена в наше село приезжали на работу вальщики целой семейной династией. Эта династия - семья Дядькиных. Мать этого семейства Дядькина Екатерина Контантиновна, братья её Михаил Константинович и Фёдор Константинович, сестра Евдокия Константиновна и её сын Дядькин Анатолий Арсентьевич. Все родственники Анатолия Арсентьевича родители, тёти, дяди, братья были вальщиками, ремесло валяния передавали из поколения в поколение. Они катали валенки в селе Замостье, Бычок, Новобогородицкое, Старая Криуша. Кроме валяния валенок Анатолий Арсентьевич любил играть на гармошке, а Мария Фёдоровна Зубкова уроженка села Петропавловка любила петь песни под эту гармошку. Так они и познакомились. Поженились в 1957г., сразу начали работать в селе Замостье в валяльной мастерской на давальческом материале. С созданием в нашем селе Петропавловка комбината бытового обслуживания на его базе был создан валяльный цех. Назывался он тогда «Валяльная мастерская по обслуживанию населения».
В 1958 Анатолий Арсентьевич и его жена Мария Федоровна начали работать в цехе по производству валенок. Анатолий Арсентьевич был- заведующим цеха и вальщиком. Мария Фёдоровна работала в цехе на первом этапе валяния, её профессия называлась - новаль. Заказы на валяние валенок принимали от населения, шерсть заказчик приносил свою, она должна была быть только живая, т.е. стриженная с живой овцы.
Для начала шерсть сортировали. Осенняя стрижка называлась перестрига, она быстро сваливается и держит основу валенка. С маленьких ягнят шерсть называлась поярок и шла в основной валенок, т.е. в середину. Шерсть, которую стригли с овец весной - называлась руну, она шла только на пряжу. После сортировки и чистки шерсти её чесали на чесальной машине. Поучался такой пласт, как одеяло. На мужскую пару валенок - отвешивали 2,5кг шерсти, на женскую 1,5-2 кг., на детскою 900 г. На специальную выкройку настилали пласты, заворачивали вместе с выкройками в пастилы – рядна и легонько катали. Валенок должен был быть определённой толщины, поэтому постепенно подкладывали шерсти на подошву побольше, а на голенище поменьше и катали дальше, затем прижимали всё сильнее и сильнее. Работа новаля выполнялась только в ручную, она трудная и тяжёлая. Мария Фёдоровна делала за день четыре заготовки для валенок. Позже появилась кольцевая машина, которая помогала взбивать валенок и немного облегчила труд новаля. Дальше к работе приступал вальщик Дядькин Анатолий Арсентьевич.
Основа будущего валенка замачивали в чанах с горячей водой, в которую добавляли серную кислоту, на 10- 15 вёдер воды приблизительно 100 г. серной кислоты. Держали валенок в чане 10 часов. Затем основу валенка долго мяли руками –валяли, валянную заготовку насаживали на специальную колодку, набивали с помощью топора, били её руками и специальными прутами. Отбитый валенок отправляли в специальную печь – камеру для сушки. Печь топили жарко дровами и углём. Утром снимали с колодок и чистили пемзой, чтобы валенок был гладкий, позже появились наждаки для чистки валенок. Затем обрезали голенище по желанию заказчика. Обрезки от валенка обмакивали соляркой, поджигали и осмаливали валенки, для окультуривания.
За заготовку основы валенка сновалю, которым работала Дядькина Мария Фёдоровна платили зарплату 25 коп. за одну пару валенок, в день она могла сделать 4 заготовки. Работа вальщика была самая высоко оплачиваемая в цехе, за день он мог свалять только 2 пары валенок. За месяц работы Анатолий Арсентьевич зарабатывал 50-60 рублей. Стоимость валенок на заказ была следующей: детские валенки стояли 3 руб., женские 5 руб., мужские 6 руб. 20 коп.
Валяльный труд не из лёгких, процесс изготовления валенок требует не только сноровки, но и особого умения, терпения и ловкости.
В начале 1990 г. началась перестройка, люди перестали держать овец и заказывать валенки. Валюшня закрылась от невыгодности.
Люди ещё долго обращались к Анатолию Арсентьевичу и Марие Фёдоровне на дом за помощью. И даже в наше время спрашивают у Марии Фёдоровны- не завалялась ли у них пара валенок.
Дядькин Анатолий Арсентьевич и Мария Фёдоровна в валяльном цехе проработали 25 лет. Анатолий Арсентьевич ветеран труда, награждён медалью к столетию Ленина, много имел похвальных грамот. Жаль, что его уже нет в живых.
Исследуя историю валяния, я и познакомилась со сторжилом этого промысла Дядькиной Марией Фёдоровной. В нашем районе занимались валяльным производством многие жители. Так как зима требовала тепла для ног, валенки пользовались большим спросом. Как удалось выяснить, из тех кто занимался данным ремеслом в живых осталась одна жительница, с ней я и поговорила о валянии валенок.
Последние 30 лет войлоковаляние, как древнейшее текстильное искусство переживает второе рождение, превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму любопытного художественного выражения. Используются все известные приемы изготовления войлока и изобретаются новые. В моде войлочные аксессуары, украшения и интерьерные объекты из войлока, войлочные картины, шторки и тонкие покрывала. Валяние - увлекательное занятие. Из этого скажем невзрачного материала можно сделать модные и стильные вещи. В нашем объединении каждый желающий может сделать изделие из шерсти своими руками.
Данное рукоделие практически повторяет старинные технологи валяния, но современные материалы, делают его интересным и доступным даже подросткам.
В погоне за модой мы часто забываем о здоровье. Валяные вещи и обувь положительно влияют на здоровье человека. Овечья шерсть обладает лечебными свойствами, ланолин - содержащийся в шерсти успокаивает суставы и снимает боль, изделия из войлока самые экологичные и чистые, имеют большую теплоёмкость. Валенные изделия полезны при болезнях опорно - двигательной системы, ускоряет заживление ран и переломов.
По теме исследования собран и упорядочен материал, который отражает историю ремесла войлоковаляния на разных этапах истории. Актуальность изученной темы позволяет говорить о важности данной работы для изучения и понимания процессов, связанных с многовековыми традициями ремёсел.
В своём реферате я постаралась почерпнуть материал из исторических, краеведческих источников и по описанию местных мастеров сторожил. Познакомилась с историей валяльного промысла и технологией изготовления украшений и валяния валенок. Узнала, как развивались промыслы Воронежского края. Выяснила, насколько важное значение имели изделия из войлока в древности и сейчас. Мне очень понравилось, буду заниматься валянием и изучение истории валяния дальше.
Большое - маленькое
10 осенних мастер-классов для детей
Как нарисовать китайскую розу
Ласточка. Корейская народная сказка
Сказка "Узнай-зеркала"