В настоящее время батик является одним из популярных направлений в оформлении тканей. Батик вобрал в себя множество особенностей изобразительных искусств, таких как акварель, мозаика, витраж. При огромном количестве техник декоративной обработки ткани батик выделяется, прежде всего, простотой овладения техникой, что позволяет расписывать как одежду, так и картины и даже предметы интерьера.
Вложение | Размер |
---|---|
batik_moy.docx | 323.97 КБ |
Городилова Екатерина Михайловна
Батик как техника декоративного оформления ткани.
Руководитель: Давлатова Альфия Магафуровна,
учитель начальных классов
РФ, г.Когалым, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» г.Когалыма, 3 класс «Б»
Оглавление:
Введение ……………………………………………………………………………3с.
1. Определение понятия батик ………………………………………………….5с.
2. История развития батика
2.1. Первые упоминания о батике. История возникновения и развития ……….6с.
2.2 Батик в России ………………………………………………………………….8с.
3. Техника работы в батике
3.1 Наброски для нанесения рисунка ……………………………………………..9с.
3.2. Виды батика …………………………………………………………………..10с.
3.3. Материалы и инструменты, используемые в работе ………………………13с.
3.4. Этапы выполнения работы ………………………………………………….14с.
Заключение ……………………………………………………...........................16с.
Список используемых источников и литературы ………............................17с.
Приложение 1 (Презентация)
Приложение 2 (Готовые изделия)
Введение
В настоящее время батик является одним из популярных направлений в оформлении тканей. Батик вобрал в себя множество особенностей изобразительных искусств, таких как акварель, мозаика, витраж. При огромном количестве техник декоративной обработки ткани батик выделяется, прежде всего, простотой овладения техникой, что позволяет расписывать как одежду, так и картины и даже предметы интерьера.
В наши дни батик не теряет своей актуальности. Батик широко применяется при дизайне интерьеров, одежды. У росписи по ткани нет ограничений ни в стиле, ни сюжете – можно нарисовать картину, орнамент, ограничиться цветовыми пятнами. Кстати, цвета также можно выбирать любые, под конкретный интерьер. С помощью батика можно расставить акценты в нужных местах, создать настроение всей комнаты. А интересные приемы и особенности техники батика позволяют добиться необычных результатов.
Применение батика поистине разнообразно и широко. Ручная авторская работа, изготавливающаяся в единственном экземпляре, является неповторимым произведением искусства, которое по-настоящему полно готово раскрыть неподдельные чувства мастера, которые так же индивидуальны и неповторимы, как его работа.
Изделия ручной работы сегодня ценятся очень высоко, поэтому позволить их может себе не каждый, однако хочется быть индивидуальностью. В этом отлично может помочь батик. Неповторимые узоры, создаваемые полетом фантазии, будут выгодно подчеркивать мой стиль.
Актуальность проблемы в проекте состоит в том, что, освоив эту технику, можно создавать оригинальные подарки для своих друзей и родных, украшать швейные изделия.
Мой проект назван «Весенние цветы», так как в основу положена первая моя работа в данной технике – подарок маме на 8 Марта – картина «Весенний цветок». Данная тематика прослеживается далее в цветочном орнаменте платочков , а венчает череду готовых изделий шаль «Маки».
Надеюсь, что данный проект позволит по-новому взглянуть на декоративно - прикладное искусство и понять его ценность и важность.
Цели:
а) изучение способов применения техники росписи ткани – холодный батик в повседневной жизни;
б) развитие культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства у детей младшего школьного возраста;
в) формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи:
Используемые методы:
1. Теоретический:
2. Практический:
Ознакомившись со специализированной литературой, мной было найдено несколько определений батика:
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих
составов.
Батик – техника нанесения рисунка на хлопчатобумажные и шелковые ткани. Для работы в этой технике подходит тонкий шелк Ponge, а также более прочные шелка – крепдешин, креп-сатин, креп-жоржет или шелк-бурет.
Батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при «горячем батике» — разогретый воск, при «холодном батике» — резиновый клей) с последующим окрашиванием ткани в баке или тампонами.
2. История развития батика
2.1.Первые упоминания о батике. История возникновения и развития
Искусство росписи тканей дало миру сарафаны России, расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи ткани – батик.
Своими корнями батик уходит в далёкое прошлое. Удивительно, что искусство росписи ткани, которое столь популярно в наши дни, зародилось свыше двух тысяч лет назад. Родиной этого прикладного искусства считается Юго - Восточная Азия.
В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, «чантингом», а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.
Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э. Среди других находок, относящихся к глубокой старине, – японские ширмы периода Нара (646 - 794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. н. э. Изобретение шелка также приписывают китайцам. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути.
Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.
На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами). На Центральной Яве используют более темные краски, чем не северном берегу острова, где ткани расписывают в основном с целью продажи.
Северную Яву часто посещали арабские и китайские купцы, прибывающие из-за моря. Традиционные мотивы здесь несколько изменились в угоду вкусам потенциальных покупателей.
Ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому, когда он распространился на о.Ява, изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зеленый цвет. В то же время голландские купцы предпочитали европейские мотивы – их привлекали букеты, бабочки и птицы.
В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме.
Поле резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство.
2.2. Батик в России
В России батик появился в начале ХХ века, что совпало со всеобщим увлечением стилем "модерн". Именно тогда и был изобретён резервирующий состав, который не требовал нагревания. Поэтому Россию с уверенностью можно назвать родиной холодного батика. Но, несмотря на такое значительное открытие, развитие батика проходило здесь очень медленно. Художникам чаще приходилось не творить, а приспосабливаться. Во времена НЭПа был значительный спрос на платья с асимметричным рисунком, шёлковые шали с изысканным орнаментом в восточном стиле. Это на некоторое время обеспечило художников работой и подстегнуло их фантазию. Но постепенно мода на шали прошла, и мастерам пришлось искать новые источники заказов. Сюжеты росписей того времени часто диктовала сложная политическая ситуация в стране. В основном поощрялась советская символика, которая изображалась на флагах, вымпелах.
Современный батик отличается многообразием своих приёмов и техник, количество которых всё возрастает, благодаря усиливающемуся интересу к данному искусству, большому количеству доступной информации и организациям множества выставок. От современного художника по ткани занятие батиком требует много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации.
3.Техника работы в батике
3.1 Наброски для нанесения рисунка
Прежде чем нанести на шелк контур рисунка, его набросок делают в оригинальную величину на листе бумаге. Этот набросок или готовый рисунок с образца переносят на кальку, пользуясь специальным штифтом, обводят составом для копирования. Наложив кальку с рисунком на шелк, все проглаживают утюгом, после чего рисунок отпечатывается на ткани. Затем его контуры прорисовывают разъединяющим средством. Можно пользоваться фантомными штифтами для нанесения более густых линий, которые сами собой исчезают по истечении времени или под воздействием влаги.
3.2. Виды батика
Существует несколько видов батика:
• горячий (в качестве резерва используется расплавленный воск, который затем удаляется);
• холодный (резерв представляет собой густую массу резинового происхождения);
• узелковый (неокрашенное полотно покрывают по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью;)
• свободная роспись (производится в основном анилиновыми красителями, а также масляными красками с растворителями)
• свободная роспись с применением солевого раствора (натянутую на раму ткань либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками, в которые введён раствор поваренной соли);
• сибори или складной батик (объединяет несколько методов крашения ткани с помощью заматывания, прошивания, складывания, или сжатия).
Горячий батик - один из древних способов росписи по ткани. Название горячий батик появилось потому, что резервирующий состав (парафин, воск), который используется при росписи, наносится на ткань в горячем (расплавленном) виде. Сочетание прокрашенных и непрокрашенных участков ткани создает множество цветов и оттенков. Горячий батик дает возможность проявить свой почерк, индивидуальный стиль, фантазию. При соблюдении всех этих правил получится отличный подарок ручной работы (панно, платок, шарф и т. д.).
Холодный батик. Этот вид росписи по ткани сегодня стал наиболее популярным, поскольку он не сложен в изготовлении, доступен и эффектен. Холодный батик представляет собой нанесение на туго натянутое изделие резервирующего состава с помощью трубочек в виде замкнутого контура. После высыхания образовавшиеся участки заполняют красителем при помощи тампона или кисти.
Холодный батик отличается нанесением цветного или прозрачного контура для границ рисунка. Контур придаёт рисунку графический характер.
Для росписи холодным батиком применяются следующие ткани: очень хороши натуральные, такие как крепдешин, шифон, креп-жоржет, атлас, тонкая шерсть.
Свободная роспись. Это роспись по ткани без использования резервирующих составов. Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий. Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии «тибари» (связывать узелком).
После крашения и промывки узелки развязывают, при этом можно получить разные, очень интересные и неожиданные рисунки одного цвета. Под нитками, которыми связана ткань, она не закрашивается и остается как есть, а на остальных участках ткань окрашивается неравномерно, и получается цветовая растяжка.
Техника сибори. «Сибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.
Техника бандан.Техника узелкового батика - бандан. Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых горохов. При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости». В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.
Расписным шелком украшают даже абажуры и настольные лампы, им обтягивают стены вместо обоев, используют в качестве штор для окон. Вешают на стены панно в технике «батик».
3.3. Материалы и инструменты, используемые в работе:
Для работы мне понадобились:
1.Белая ткань (креп-жоржет, японский шифон, шелк).
2.Рамка размером 25х25 для исполнения картин.
3.Рамка 140х60 для исполнения шали.
4.Пяльцы для изготовления платочков.
5.Материал для оформления картин.
6.Кружево для оформления платочков.
7.Бахрома для оформления шали.
8.Акриловые краски по шелку «батик» и резервирующий состав.
9.Беличьи кисти различных номеров.
10.Палитра для смешивания красок.
11.Кнопки для фиксации ткани.
12.Пергаментная бумага для рисования эскизов.
13.Гладильный стол и утюг для закрепления рисунка на ткани.
3.4. Этапы выполнения работы
№ П\п | Название операции | Эскиз | Инструменты и приспособления |
1 | Ткань натянуть кнопками на рабочей рамке или на пяльцы. | Рабочая рамка, ткань, кнопки, пяльцы | |
2 | Перевести рисунок на ткань с помощью простого карандаша. | Карандаш, натянутая на пяльцы ткань. | |
3 | Прорисовать контур рисунка на ткани резервирующим составом, следя за тем, чтобы все линии оказались замкнутыми. Высушить с помощью фена. | Ткань на рабочей рамке, емкость с резервирующим составом, фен. | |
4 | Прорисовать основной рисунок, оформить фон. Я использовала две техники: -холодный батик, -свободная роспись (представлена в изображении некоторых элементов шали). | Акриловые краски по шелку «батик». | |
5 | После нанесения акриловых красок, можно воспользоваться специальными эффектами, например, мне очень нравится применять обыкновенную соль, которая создает на мокрой ткани дополнительные причудливые разводы. | Крупная соль | |
6 | После этого нужно дать краскам высохнуть, можно использовать фен для ускорения процесса. | - | |
7 | Закрепить краски с помощью утюга, проглаживая изделие с изнаночной стороны. | Гладильный стол, утюг. | |
8 | Обметать края изделия на машинке с зигзагообразной строчкой, оформить край бахромой, если это шаль, вставить изделие в рамку, если это картина, или украсить изделие кружевами, если это платочки. | Декоративная рамка, клей, скотч, картон. Швейная машина «New Home», кружево, бахрома. |
Заключение
Современный батик очень интересен и разнообразен. В нем используются приемы графики, витража, мозаики. В общем, возможности неограниченны, и все зависит лишь от фантазии и мастерства человека, который выполняет художественную роспись ткани.
Художественная роспись тканей очень распространена в наши дни. Она широко используется в создании модных коллекций одежды, в украшении интерьера, при создании декоративных вещей. Область применения батика очень широка.
В заключении хотелось подытожить всю информацию о технике работы в стиле батик. Данный стиль декорирования ткани является поистине уникальным стилем, который сочетает многие декоративные техники, беря от каждой лучшие качества. К плюсам батика можно отнести и простоту освоения. Даже ребенок, как я, смогла овладеть в достаточной мере батиком, чтобы представить вам свои работы. Я надеюсь, что многие мои друзья, узнав о батике, заинтересуются и увлекутся им, как я.
В ходе работы была создана презентация о батике, которая может быть использована в дальнейшем на уроках технологии и изобразительного искусства.
Цель моей работы достигнута. Мною выполнены несколько работ по технологии холодного батика.
Я надеюсь, что мой проект позволил по-новому взглянуть на декоративно-прикладное искусство и понять его ценность и важность.
Список использованных источников и литературы:
1. Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М.: Просвещение, 2007.
Сочинение
Вода может клеить?
Колумбово яйцо
Три загадки Солнца
Несчастный Андрей