ИЗ ИСТОРИИ ПРОИХОЖДЕНИЯ МАТРЁШКИ
Матрёшка такой, какой мы её привыкли видеть сейчас, родилась в конце ХIХ в. в Москве, в Леонтьевском переулке, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы.
Появление матрешки в России в самом конце прошлого века не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. На средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались предметы быта и игрушки в русском стиле.
Для расширения кругозора мастеров-игрушечников Савва Иванович выписывал для мастерской образцы игрушек из разных стран мира. Так в подмосковное Абрамцево попала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.
Но и до знакомства с японским сувениром в России популярны были пасхальные яйца с секретом: разъемные и полые, да и сам Звездочкин в своих воспоминаниях отрицает факт заимствования.
Как бы там ни было, но русский мастер Звездочкин выточил, а Малютин изобразил девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-то отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. А поскольку одним из самых распространенных деревенских имен в то время было имя Матрена, ласкательное Матрешка, то и куклу назвали матрешкой.
Вот так родилась эта «деревянная девочка», имя которой постепенно стало нарицательным.
Вложение | Размер |
---|---|
И это всё о МАТРЁШКЕ | 36 КБ |
загадки о матрёшке | 36 КБ |
стихи о матрёшке | 16.5 КБ |
И ЭТО ВСЁ О МАТРЁШКЕ...
Немного истории
Матрёшка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.
Появилась матрёшка в1890 году. Её прообразом стала точёная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.
По образу этой игрушки токарь Василий Звёздочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их.
Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звёздочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнутого младенца.
О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».
«Токарь Звёздочкин утверждал, что первоначально сделал две матрёшки: трёх- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрёшка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке чёрного петуха. За ней следуют три сестрёнки, братишка, еще две сёстренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят ещё, что девочки и мальчики чередовались.
Имя матрёшки
Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдёт.
Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».
Матрёшка — уют и тепло в доме
Тем не менее, матрёшка снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме».
Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки». Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка – напоминание потомкам об исторической памяти нашего народа?
Однако, скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками. Многие, например, знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Например, сюжет о поисках царевичем «кощеевой смерти» звучит у Афанасьева: «Чтобы совершить такой подвиг, нужны необычайные усилия и труды, потому что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает».
И не случайно замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: «Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, – раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше».
Вот и выходит, что не так проста русская матрёшка – эта составная часть нашей жизни.
Технология изготовления
Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка.
Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной – с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек – тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!
Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи – лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь – теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели.
Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом – сарафан и косынка.
Музеи матрёшек
Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России – и в мире! – музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. Московский музей матрёшки расположился в помещении Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке; его директор – Лариса Соловьёва – посвятила изучению матрёшек не один год. Она – автор двух книг об этих веселых деревянных куклах. А довольно недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области – он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи – те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее – метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая – размером всего с рисовое зерно!
Матрёшка — путешественница
Матрёшками любуются не только в России: совсем недавно, в 2005 году, группа расписных куколок приезжала и на Международную торговую выставку высококачественных потребительских товаров "Ambiente-2005" в Германию, в город Франкфурт-на-Майне.
В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре.
Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус – матрёшек, изображающих политиков, известных музыкантов, гротескных персонажей…
Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим «матрёшка», то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.
Виды матрешек
Сергиевская матрёшка — это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. После переименования Сергиев Посад в Загорск , в1930 году, такой тип росписи стал называться загорским.
Полховский Майдан — известнейший центр по изготовлению и росписи матрешек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру, сделанному тушью. Окраска производится по грунтовке крахмалом, после нее изделия дважды или трижды покрывают прозрачным лаком.
Для семёновской матрёшки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Первая матрёшечная артель в Семёново была организована в 1929году, она объединила мастеров-игрушечников Семёнова и близлежащих деревень, хотя сам город знаменит в основном, хохломской росписью и изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев.
Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения,использовался и тисненый орнамент. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60-е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой, это стало своеобразным нововведением в оформлении матрешек. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.
ВЫВОД:
Проработав материал, я пришла к выводу, что интерес к промыслу изготовления сувенира Матрёшки не угас в наши дни. Промысел продолжает развиваться и сегодня. Матрёшка, как была русским сувениром, так и остается в наше время Символом России.
В Европе матрёшки стали безумно популярны потому, что приоткрывали завесу тайны о загадочной русской душе и национальной русской культуре. Матрёшка приобрели огромную популярность. Она как добрая посланница живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца.
Ныне матрёшки – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрёшка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.
Полезные ресурсы:
ЗАГАДКИ ПРО МАТРЁШКУ
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
Зимним днём в гирляндном свете *** Вот пять кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах, На столе у нас живут — Всех матрешками зовут! *** Кукла первая толста, А внутри она пуста, Разнимается она На две половинки, В ней живет еще одна Кукла в серединке. *** Эту куколку открой — Будет третья во второй. Половинку отвинти, Плотную, притертую, И сумеешь ты найти Куколку четвертую. ***
| Матрешка У матрёшки синеглазой С балалайкою в руках, Сарафан расшит тесьмою, Весь в лазоревых цветах. Раскрываешь расписную, Глядь - а в ней ещё одна, И похожа на большую - Распрекрасная краса! Только милая девица, Развернув гармонь слегка, Песню распевает лихо. А за ней ещё одна. На трещётке, изловчившись, Такт весёлый отстучит, Половинкою раскрывшись, К нам меньшую пригласит. Пять красавиц расчудесных, В сарафанах, что в цветах, В красках солнечных небесных! *** Ах, матрешечка-матрешка. Хороша, не рассказать! Очень любят с тобой детки В нашем садике играть. Щечки яркие, платочек, По подолу цветики. Весело кружатся в танце Яркие букетики! *** Нам, конечно, интересно Про матрешек рассказать, Но неплохо бы напомнить: Когда мы будем танцевать? Танцев русских много знаем. Их мы любим танцевать. Но сегодня в этом зале «Кадриль» хотели бы сплясать. | Матрешкины частушки Дуйте в дудки, бейте в ложки! Толстая матрешка Ходят куры в стороне, Шла по ягоды матрешка, Сели мы на карусели, Мышку встретили подружки Очень любим мы, матрешки, Пыль клубится по дорожке – Весь народ глядит в окошки: |
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Лепесток и цветок
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Без сердца что поймём?
Рисуем подснежники гуашью