Текстовая часть проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnyy-muzeyaprel2014g.docx | 46.35 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Ведущий:
- Здравствуйте! Наша работа называется «Виртуальный классный музей».
Вопросы экскурсантов:
- А что такое музей?
- А почему он классный?
- Почему музей называется виртуальным?
- Ведущий:
1. Кадр. Музей – это собрание предметов, картин, скульптуры или мебели. Это экспонаты музея.
Они хранятся в красивых старинных или современных зданиях.
2. Кадр. Экспонаты музея располагаются в отдельных залах, а самые ценные, в стеклянных витринах.
Мы не можем сейчас сесть в автобус и поехать в Москву в музей «Декоративного прикладного и народного искусства».
Поэтому мы придумали сами свой музей в классе. В этом нам помогли наши учителя Нина Григорьевна и Ирина Григорьевна и компьютерная техника.
Но сначала мы его придумали в своём воображении, поэтому он называется виртуальный.
3. КАДР НА ЭКРАНЕ:
«ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО и НАРОДНОГО
ИСКУССТВА В КЛАССЕ».
Вопрос: «Почему декоративно-прикладное искусство»?
Ведущий: Слово декор означает УКРАШАТЬ.
Декоративный - значит нарядный, украшенный.
Это искусство необходимо человеку.
Используется в полезных целях, потому и прикладное.
Мы приглашаем Вас пройти по залам нашего музея.
ЦАРСТВО КЕРАМИКИ
называются керамикой.
Интересные изделия скопинских мастеров. Их сосуды из керамики имеют необычную форму: зверей, птиц, фантастических животных.
1-- А это – что за красота?!
Бело вокруг! Голубые цветы!
Синь морская с рекою белой!
2- Как подобрано умело!
откуда появилось это чудо?!
2 -- Кто придумал эти краски, словно взятые из сказки!
Да из сказки не простой, а бело-голубой!
Возникло оно ещё в XVII веке.
Мы, как и прежде, обращаем свой взор
на великолепную ГЖЕЛЬ.
и ещё в 30-ти деревнях изготовляют керамику.
Даже в самом названии «Гжель» слышатся отзвуки слова «жечь». В этих местах с давних-прадавних времён мастера добывали особую глину, которая при обжиге становилась светлой.
Посуда у мастеров выходит белоснежная,
а художник расписывает эту посуду
одной-единственной краской
– то слабее нажимает на кисточку, то сильнее,
то гуще и плотнее кладёт краску,
то легче и прозрачнее.
Гжельская посуда хороша необыкновенно!
И в туманной Англии, и в солнечной Италии,
и в элегантной Франции, и в загадочной Японии
многие люди пьют чай из сине-белых чашек.
А чашки эти все разные, и высокие, и стройные,
и низкие, и широкие.
Один напоминает петуха,
другой – сказочный терем,
а третий вообще в часы превратился,
даже минутки отсчитывает на столе.
Животные и птицы невиданной красы.
Не встретите на свете вы красоты такой!
А гжельцы-умельцы, как в давние времена, так и сейчас
споро и весело мастерят свою посуду
Ведущий: А кто загадку разгадает?
Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать?
-- Ну, конечно, деревянными ложками! (пустой кадр)
Золотая ХОХЛОМА
Как звонкие ладошки!
- Ой, жги, жги, жги – говори.
Заиграли ложкари!
- Не дождик, не град,
А брызги летят.
- Пляшет эхо, пляшет тень.
Пляшут все, кому не лень!
- Ой, жги, жги, жги – говори.
Заиграли ложкари!
А у простого народа нет не серебра ни золота.
Конечно, не обошлось здесь без птицы – Жар.
Не бьётся, не плавится,
Всем очень нравится.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона серебряной змейкой
Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумей-ка!
А где-то кудрина по чёрному полю
Мерцает, как звёзды в небесном раздолье.
Венчают пучок пожелтевшей травы.
Жар-птица, не кто-нибудь, нам помогает!
А вы знаете, что в этой росписи нет золотых красок?
- Как так, нет? (Белая посуда)
Мастер вырезал белую посуду из липы (древесина у липы очень мягкая, податливая).
Все шероховатости убрал и покрыл серебрянкой – краской такой.
Вот по серебрянке узор и пишут красками: красной, чёрной, немного зелёной и жёлтой.
А потом покрывают лаком…. И в печь у жаркого огня.
Лак корочкой запекается и серебрянка
под лаковой корочкой золотом загорается!
Береста
Из узкой полоски её, как из липового лыка, на Руси изготовляли непромокаемую обувь (лапти, сапоги), плели заплечные кошели для сбора грибов, лукошки для ягод.
А на берегу Волги близ Саратова в 1930 году нашли Золотоордынскую берестяную грамоту 14-го века, т.е. ей семь веков – 700 лет.
Письма на берестяных грамотах писали писалами – заострёнными металлическими или костяными стержнями.
Опытный мастер легко и уверенно вырезает любой рисунок на бересте.
Сколько русского, родного в светлом образе берёз.
МАТРЁШКИ
- А вот ещё одно чудо из дерева.
Достают матрёшку и разбирают её.
- В этой молодице прячутся сестрицы.
Каждая сестрица для меньшой – темница.
Деревянные сестрички – от большой до невелички
Изнутри все пусты. Кроме младшенькой сестры.
Ведущая:
В 90-х годах XIX века в Москву из Японии привезли деревянную фигурку добродушного старика.
Фукурума раскрывался, а в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурка эта очень понравилась и взрослым и детям.
И по его эскизам токарь Звёздочкин в мастерской Сергиева Посада выточил семь фигурок, а художник расписал их как девчушек, одетых в весёлые сарафанчики и косыночки.
Матрёшки делают маленькие и большие. Есть даже 48-ми местная матрёшка. А у нас есть Федя и Петенька
Народные глиняные игрушки.
Игрушка – забава,
Ведущий:Игрушка – серьёзная вещь.
Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист игрушек помогали в этом.
Есть в России Вятский край. В слободе Дымково мастера лепят вручную глиняные игрушки.
История игрушки из Дымково насчитывает 400 лет.
Свистульки в виде баранов, коней, уточек и козлов – первые дымковские игрушки. Они наполняли свистом народное гулянье «Свистунью» или «Свистопляску».
Игрушки лепят из красной глины, сушат, обжигают в печи. А после окунают в белую краску.
-- Как делают эту краску?
Ведущий: В старину замешивали мелко-мелко растёртый мел на молоке, яичном белке. Белоснежная краска! На таком фоне любой цвет становится ярким, звонким!
- А узоры простые: круги, овалы, клетки, полоски, сеточки, точки – но как нарядно!
С давних времён известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Делают такие игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Там она цветная - белая, красная, розовая, жёлтая, оранжевая и даже чёрная, и очень мягкая и послушная рукам.
Лепят из неё барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Игрушки эти забавные, весёлые, высокие и такие вытянутые, будто всегда чему-то удивляются.
И все они - не простые игрушки, а свистульки.
У барышень свистки спрятаны в кувшинах, у солдат – в гусях. У курочек - в хвостики или в ножки-подставки.
И во все игрушки можно заливисто посвистеть.
Украшают их чаще всего цветными полосками, а ещё – ёлочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце.
И краски берут яркие, летние, солнечные - жёлтые, малиновые, зелёные.
А на севере в Каргополе тоже любят глиняную игрушку.
На первый взгляд вроде неуклюжа, приземиста, а сколько в ней юмора, добра.
Простые и ясные узоры состоят из древних солярных знаков – большие огненные круги, кресты, символы зёрен и хлебных колосьев.
(изображающими солнце, воду, зёрна, плодородие).
Ведущий: Испокон века люди мастерили своим чадам игрушки.
Дедушки и бабушки, тятеньки и мамушки своим лапушкам, внучикам и внучкам, дочкам и сыночкам.
Младенцам – погремушки, постарше ребятёнкам – куклы да конники, матрёшки да свистульки, лошадки – жеребятки, козлики, барашки, уточки, дудочки и прочее, прочее – всё, что душе угодно, что в жизни пригодится.
Вот почему игрушки - не только забава, но и вещь серьёзная,
Учит детей уму – разуму.
Из чего делают игрушки?
- Из тряпочек и ниточек
- Из дерева и глины
- Из соломы и кожи
- Из фарфора
Из всего, что под руками!
На этом мы закончим экскурсию по нашему виртуальному музею.
Спасибо за внимание.
- А нам пора переходить в другой зал
Искусство ЖОСТОВСКИХ мастеров
Недалеко от Москвы, среди широкой раздольной Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостого, И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом.
А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы – это «классический» вид жостовской росписи.
Искусство росписи подносов из лакированного железа известно в России ещё с 18-го века. Оно зародилось на Урале. После окончания войны 1812 года в центральную Россию были налажены поставки листового металла и готовых изделий, в том числе металлических подносов ручной ковки с заводов известного промышленника Демидова.
Искусство жостовских мастеров уникально, самобытно, воспевает красоту родной природы. Особым движением кисти, рисующим мазком-бликом создаёт мастер удивительные цветовые сочетания, делает каждый свой букет неповторимым. Вся роспись хорошо увязывается с формой подноса, борта его обычно украшаются золотым орнаментом.
Наряду с чёрным лаковым фоном современные мастера используют и цветные, тем самым добиваясь разнообразия колорита.
Вводятся новые сюжеты, изображаются исторические и бытовые сценки, картины (явления) природы, животные, птицы, рыбы и т.д.
Подносы металлические из Жостово или жёстовские подносы – это встреча с неповторимым произведением искусства, которое появляется на свет в единственном экземпляре и не имеет дубликатов.
Жостовское искусство развивается. Изделия жостовских мастеров известны во всём мир
ГОРОДЕЦ
Он не далеко от Нижнего Новгорода.
русалок - Берегинь и улыбчивые львы должны были напугать врага.
Здесь и чёрные кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты!
Праздники,
и прекрасные цветы.
Вот вам кони удалые.
Словно радуги цвета.
Эти доски расписные
Несказанная краса!
-- Какие яркие краски!
-- Но здесь всего 4-ре краски: желтая, красная, синяя и чёрная. Это самые главные краски.
12) Смешивая их можно получить большую палитру цвета.
-- Как ярко и красиво!.
А само-то дерево особенное. На зелёных ветках растут сказочные, нежные цветы. Необыкновенная, таинственная птица сидит на его макушке.
А на нижней части картины: за столом у медного самовара хозяин и хозяйка радостно приветствуют нарядных гостей.
Неизвестный художник с любовью поведал нам о прошлом житье - бытье. Подробно вырисовал он и клеточки на платье хозяйки, и узоры на чайнике, и пышную причёску кокетливой гостьи.
Прялка состоит из двух частей: лопасти или гребня, на которую наматывали пряжу, и донца. На него пряха садилась во время работы.
. Прялку берегли. Да и как не беречь! Веками жила она в семье, переходила от прабабушки к бабушке, от бабушки к матери, от матери к дочке… Она сохранила тепло их рук.
На них темы росписи - городецкие.
Здесь можно увидеть и чудесных птиц,
И тонконогих стройных коней,
Сценки охоты с соколом,
И сценки из городской и деревенской жизни.
Эти сценки украшены диковинными цветами, яркими розанами, зелёными веточками.
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Без сердца что поймём?
Заколдованная буква
Барсучья кладовая. Александр Барков
Можно от Солнца уйти...