Работа представляет собой исследование и анализ уже существующих конструкций.
Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время достижения человечества в немалой степени связаны с системой эстетического воспитания детей, в которой значительное внимание уделяется развитию пространственно-образных представлений. Однако в отечественной системе образования больше внимания уделяется методам, основанным на левосторонней мозговой деятельности. Не этим ли объясняется, что нередко наши ученые, инженеры, архитекторы испытывают трудности, встречаясь с задачами, требующими «пространственного видения» и пытаются их решать плоскостными методами?
Поэтому очень важной и актуальной задачей является формирование того, что можно назвать гармонически разносторонним типом мышления. Предполагается, что оригамная деятельность будет немало этому способствовать.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 979.53 КБ |
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………------------
История возникновения……………………………………………………………………-----------
Жил был художник один…----------------------------------------------------------------------------------
Модульное оригами и архитектура-------------------------------------------------------------------------
Кусудама------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заключение………………………………………………………………………………………------
Литература………………………………………………….......-------------------------------------------
Приложения………………………………………………………………………………………-----
Аннотация
Работа представляет собой исследование и анализ уже существующих конструкций.
Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время достижения человечества в немалой степени связаны с системой эстетического воспитания детей, в которой значительное внимание уделяется развитию пространственно-образных представлений. Однако в отечественной системе образования больше внимания уделяется методам, основанным на левосторонней мозговой деятельности. Не этим ли объясняется, что нередко наши ученые, инженеры, архитекторы испытывают трудности, встречаясь с задачами, требующими «пространственного видения» и пытаются их решать плоскостными методами?
Поэтому очень важной и актуальной задачей является формирование того, что можно назвать гармонически разносторонним типом мышления. Предполагается, что оригамная деятельность будет немало этому способствовать.
В работе обозначены:
объект исследования – создание универсального оригамского конструктора;
предмет исследования – модульное оригами и его практическое применение.
Задачи работы:
– изучить историю оригами;
– изучить существующие образцы модульного оригами;
- изучить образцы исторических памятников русской архитектуры;
- сопоставить архитектурные элементы с модульными конструкциями;
– определить степень влияния образного восприятия окружающего мира на пространственное представление.
Исследование основано на практических работах, приобретенных умениях и навыках. Основными методами исследования являются анализ и изучение модульных конструкций, которые могут заменить в универсальном конструкторе основные архитектурные элементы.
Введение.
Оригами является поистине универсальным конструктором, поскольку из всего одной детали (листа или квадрата бумаги) можно сделать что угодно. В большинстве других конструкторов детали разные, однако с помощью бумаги можно освоить и такой принцип сборки сложных конструкций.
Отдельная бумажная деталь называется в этом случае модулем (от латинского слова modulus – такт, ритм, мера, модуль).
Модули могут быть одинаковыми и составлять вместе орнамент, звезду, правильный многогранник. Разные модули обычно используются для составления сложных конструкций. В этом случае говорят о гетеромодульном оригами. Я решила выполнить композицию, исходя из принципов модульного и гетеромодульного оригами.
Сегодня существует множество игрушек-трансформеров и мозаичных картинок, все творчество работы с которыми заключается в механическом соединении готовых элементов. Такие игры собираются, раз и навсегда, а сам ребенок не участвует в их разработке и изготовлении.
Игра, которую ребенок сделает сам, окажет, несомненно, большее воспитательное и эстетическое воздействие, чем любая купленная в магазине.
В данной работе предлагается сделать «универсальный конструктор», с помощью которого можно выполнить множество других вариаций. Но для этого необходимо проявить фантазию и смекалку, простым механическим соединением элементов ничего не добьешься.
История возникновения
Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до произведений искусства. Оригами – неотъемлемая часть определенных японских церемоний и ритуалов, оно используется в реабилитационный период после некоторых болезней. Очень полезно в образовательных целях. Элементы складывания в стиле оригами находят место даже в космических технологиях. Оригами – идеальный способ проведения досуга.
В настоящее время оригами получило широкое распространение во всем мире. Существует большое число организаций (центров, студий), работающих в этой области. Издаются книги, бюллетени, проводятся конференции, выставки, ведется обучение.
Основным принципом, заложенным в оригами, является создание пространственных фигур из листовых материалов, при помощи только трех технологических операций: складывание, разрезание, изгибание.
Роль оригами в области образования и воспитания весьма значительна, так как оно способствует развитию не только определенно ремесленно-технологических навыков, но и таких качеств как пространственное воображение, художественно-образное мышление.
Модульное оригами вошло в моду в последние 20 лет, то есть в те годы, когда мастера оригами принялись сокрушать казавшиеся незыблемыми классические каноны. Среди новых моделей, появившихся тогда, были и первые модули-оригами, созданные из нескольких соединенных вместе одинаковых фрагментов или звеньев. Такие модели были настолько необычны, что неизменно поражали зрителей.
Нужно заметить, что собрать модель, как правило, значительно труднее, чем сделать для нее необходимое количество звеньев. Создание любого модуля-оригами требует времени, упорства и аккуратности.
Жил-был художник один...
Массовое увлечение нашего века искусством оригами, теория и практика современного (а другого, повторю, можно сказать, и не было) оригами начались с подвига одного человека. Его имя знает каждый оригами-ман. Это имя - Акира Иосидзава.
Иосидзава родился в 1911 году в крестьянской семье. Когда ему было тринадцать, родители переехали в Токио, там мальчик пошел работать на завод металлических изделий. Учился в вечерней школе (в деревне он успел окончить начальную), и вскоре ему поручили обучать рабочих-новичков, причем им нужно было преподать некоторые начала геометрии. Вот тут Иосидзаве пригодилось его увлечение бумажными моделями - он давно складывал и сворачивал из бумаги разные фигуры. Дирекция приветствовала юный талант - Акире разрешили посвящать рабочее время практике бумажного моделирования. Скоро страсть к бумажным фигурам поглотила его без остатка - и Иосидзава ушел с завода, все свое время он отдавал теперь оригами.
Акира Иосидзава родился художником - кроме оригами, он занимался и другими искусствами, например, "бонкей" - созданием миниатюрных садиков-пейзажей (к нашей радости, он выбрал в итоге все же оригами). О еде и одежде он не думал - жил в бедности, чтобы не умереть с голоду, работал, где придется. В войну Иосидзаву призвали на службу - отправили санитаром в военный госпиталь, в Гонконг - он и там продолжал заниматься своими удивительными фигурами.
Акира Иосидзава не только показал красоту оригами миру. Он фактически создал это искусство. Он первым стал делать по-настоящему объемные и "живые" фигуры - прежде в оригами было правило: если готовую фигуру нельзя разгладить так, чтобы она стала плоской (не разворачивая и не сминая ее), она не считается настоящим оригами. Иосидзава установил принципы создания объемных и "живых" (не угловатых, не острых, не "квадратных") оригами, создал набор простых техник и базовых элементов, позволяющих делать такие фигуры. Он изобрел условные обозначения для процесса складывания - их появление было для оригами почти то же, что изобретение нотных знаков для музыки: любую композицию можно записать, искусство оригами можно передавать от человека к человеку и тиражировать. Системой обозначений Иосидзавы и поныне пользуются оригами-маны во всем мире. И, кроме того, Иосидзава, оставил нам целый мир удивительно прекрасных моделей, сотворенных его руками.
В эпоху Эдо (1600-1868 гг.), когда в Японии наладили массовое производство бумаги, и она стала относительно дешева, искусство оригами получило в стране массовое распространение и пережило первый период расцвета. Из церемониального искусства оно превратилось в популярный способ времяпровождения. Было изобретено много моделей, в том числе и легендарный японский журавлик. Изображения бумажных журавликов и лодочек появились на одежде - это был остромодный рисунок, их стали увековечивать в своих гравюрах художники школы укиё-э. Кстати, самое слово "оригами" употребляется в Японии в нынешнем значении никак не дольше ста лет. Прежде этим словом называли одну из форм церемониального оборачивания предметов, а еще раньше - отпечатанный или написанный на бумаге документ, удостоверяющий определенное качество его обладателя - говоря нашим языком, диплом или сертификат. Оригами - несомненно, искусство. Потому что в нем присутствует Бог. Целый ряд Его ипостасей. Оригами целиком основано на геометрии, каждое движение оригами-мана определяют законы математики, а что есть математика, как не способ максимально приблизиться к постижению логики Творца?
...Акира Иосидзава после ухода с металлического завода изучал буддизм. Перед тем как приступить к складыванию новой модели, он молился. Создавая свои фигуры, он стремился постичь суть и дух изображаемого предмета или существа, как бы примерял на себя его жизнь и, значит, как бы вдыхал жизнь в свои творения. Придумывая модель нового животного, Иосидзава всегда обстоятельно изучал его анатомию, образ жизни и характер. Он говорил, что в оригами есть сверхзадача - уловить суть изображаемого существа, что оригами не простое тиражирование одних и тех же "куколок". Большое значение в оригами имеют толщина и плотность бумаги. Чем лист плотнее, тем большей должна быть его площадь, очень тонкая бумага не очень хорошо подходит для оригами, особенно для влажного складывания - и даже достаточно толстую бумагу нельзя мочить, нужно лишь слегка увлажнить... Никаких специальных знаний для того, чтобы изучать оригами, не требуется. Нужно просто научиться сворачивать фигуры по схемам и освоить базовые "сгибы", то есть основной набор простых фигурок-заготовок, из которых можно творить самые разнообразные формы. И, конечно, оригами, как всякое занятие, выгода и радость которого не очевидны, требует особенного отношения, иначе говоря – энтузиазма
Модульное оригами и архитектура .
Почему люди путешествуют по миру? Ими движет желание увидеть как можно больше, полнее познать мир. Но, прежде всего, как мы думаем, стоит побольше узнать о своем родном крае, о России – стране, где мы живем.
О богатой истории России рассказывают древние храмы, монастыри, некрополи, дворцы и усадьбы. Мы хотим предложить отправиться в путешествие по нашей Родине. И начнем его со столицы.
Одним из выдающихся памятников, в котором развиты композиционные достижения и декоративные приемы, является собор Покрова на Рву (иначе храм Василия Блаженного) в Москве на Красной площади, построенный в 1556-1560 годах, в память взятия Казани. Его авторы –русские зодчие Борма и Посник. Задача здания быть грандиозным монументом славы и всенародного торжества Руси заставила зодчих сосредоточить всю силу творческой фантазии на внешней композиции сооружения и его богатейшей декорации. Храм представляет собой совокупность столпов-башен. Вокруг центральной башни, увенчанной шатром и куполом, по осям и диагоналям расположены восемь малых столпов-башен, несущих главы-купола и связанных общей платформой. Внутренняя площадь храмиков-башен ничтожна; они не имели даже культовой росписи. Эта особенность здания обратила на себя внимание современников – иностранцев, которые отличали, что этот храм «построен как бы для украшения, чем для молитвы». Для расточительного, разнообразного, почти сказочного наружного убранства храма зодчие использовали огромное богатство форм, выработанных русской архитектурой. Ныне храм покрыт снаружи цветистой росписью, исполненной в XVII – XVIII веках.
В образе храма звучала земная идея органического роста, «цветения». Не удивительно, что у иностранцев храм Василия Блаженного вызывал сравнение со сказочным гигантским растением. Памятник имеет праздничный ликующий облик. Это высшая точка развития русского зодчества XVI века. Смелый по композиции и необычно декоративный, он воплотил всю мощь русского архитектурного гения. Этот памятник архитектуры мы и возьмем за основу нашей работы.
В чем же суть древнерусского зодчества: планировочное построение древних городов-крепостей во многом служит основой пространственной организации православных монастырей. В архитектуре отдельных стоящих церквей и колоколен было немало черт, заимствованных из крепостного творчества. Так на возникновение и широкое распространение их шатровых завершений с наибольшей силой отражающих вдохновенную патетику русского церковного зодчества, решающее влияние оказала практика военно-оборонительного строительства и созданные ими архитектурные образы. Один из них, сложившийся еще в дохристианской Руси, - образ сторожевой башни. Первые башни – сторожевые, дозорные - стояли внутри крепостей. Потом их стали ставить у въезда в город, т.к. ворота – самое уязвимое место в крепости. Позднее башни появились на углах и других участках стен. Часто башня имела каменное основание с мощными тесовыми воротами. Башня завершалась островерхой деревянной, крышей-шатром. Ее венчал тонкой работы металлический купол.
Люди живущие в поселениях, стремились иметь свою церковь, или хотя бы часовню. Начиналось все с маленькой деревянной церкви. Она состоит из трех поставленных по продольной оси разных по высоте и размерами прямоугольных срубов. При строительстве храмов, помимо простых четырехугольных срубов, использовали восьмигранные – восьмерики, и крестчатые – крестообразные. Делали маленькие круглые срубы для барабанов – они поддерживали купола – и разной формы прирубы-приделы. Срубы ставили один на другой в самых разных сочетаниях. А затем перекрывали высокими кровлями в виде заостренных, как кокошников, куполами на мощных барабанах или на узких и стройных – как на шейках. Все строение венчал высокий, чаще всего восьмигранный шатер с куполом, а иногда и три шатра, один из которых был выше других.
Из вышесказанного, следует сделать вывод: основными элементами древнерусской архитектуры являлись столпы-башни, их шатровые завершения и купола. Исходя из этих данных, и будем разрабатывать наш конструкор.
Необходимо отметить, что важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению – практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги. Мы привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные конструкции. Теория изобретательства утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это – оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших форм.
Опираясь на сделанные выводы, выбираем основные модульные конструкции, для создания архитектурного объекта. Для выполнения куполов - классическую кусудаму (6 модулей), для столпов-башен – кубик с геометрическим рисунком на гранях (6 модулей), с помощью чередующихся складок «гора» и «долина», а также благодаря применению элементов «елочных структур», создадим гофрированный шатер (2 модуля). Для декоративного оформления конструкции будем использовать различные размеры модулей (квадратов) и их вариации.
!
Кусудамы.
Кусудамы – одни из самых древних японских изделий в технике оригами. Они представляют собой разнообразные шары, состоящие из собранных вместе бумажных цветков, розеток или бумажных деталек другой формы.
«Кусури» в переводе с японского – «лекарство», а «тама» - «шар». Следовательно, слово «кусудамо» можно перевести как «лекарственный шар». При чём же тут медицина? Я полагаю, что кусудамо помогает человеку отдохнуть, отвлечься от суеты. Работа с цветной бумагой радует глаз и поднимает настроение.
Заключение
Выполнение этой работы позволило сделать следующие выводы:
1. Оригами является поистине универсальным конструктором, поскольку из всего одной детали (листа или квадрата бумаги) можно сделать все что угодно.
2. Модули могут быть одинаковыми и составлять вместе орнамент, кубик, правильный многогранник и т.д.. Разные модули обычно используются для составления сложных конструкций. В этом случае говорят о гетеромодульном оригами.
3. С помощью знаний оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть.
4. Универсальный модульный конструктор позволяет создать множество интересных композиций.
5. Развивает творческие способности.
6. Знакомит с основными геометрическими понятиями.
7. Помогает развитию чертежных навыков.
8. Стимулирует развитие памяти, учит концентрации внимания.
Литература
2. Муравьева Л., Рудишина Т. Россия. Сокровища архитектуры. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. – 128с.: илл.
3. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1993. – 256с: ил.
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. – СПб: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2004. – 272с., ил.
5. Соколова С. Азбука оригами. – М.: Изд-во ЭКСМО; СПб,; 2006. – 432с., ил.
6. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Изд-во «Аким»,1998. – 208с., ил.
Приложение №1
Условные знаки, принятые в оригами
Приложение №2
КУСУДАМА
КУСУДАМА – слово не знакомое, не привычное, одним словом – японское. Так в Японии называют красочные подвесные многомодульные шары. Они послужат великолепным украшением для дома и класса. Познакомьтесь с классической КУСУДАМУ. Она делается на основе базовой формы. КАТАМАРАН.
№ п/п | Последовательность выполнения работы | Графическое изображение |
1 | Сложите базовую форму КАТАМАРАН. Четыре боковых треугольника перегните по указанным линиям | |
2 | Раскройте и расплющите четыре кармана | |
3 | На лицевой стороне фигурки получаются четыре квадратика. Перегните их по линиям диагоналей. | |
4 | У каждого квадрата согните две боковые стороны к намеченной диагонали (все линии сгиба расходятся из центра фигурки) | |
5 | Раскройте и расплющите восемь маленьких кармашков | |
6 | Проверьте результат и согните назад под прямыми углами четыре треугольничка по углам фигурки. После этого модуль будет готов. Для того чтобы собрать КУСУДАМУ, потребуется шесть таких модулей. На согнутые треугольнички будет наноситься клей для соединения с другими модулями | |
7 | У вас должен получиться вот такой шар. |
Флейта и Ветер
Упрямый зяблик
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой