О памятниках художественной культуры Бурятии
Вложение | Размер |
---|---|
Дугар Чойра - памятник художественной культуры Бурятии | 66 КБ |
ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
Районная краеведческая НПК,
«Хрустальный мир»
РЕФЕРАТ
ДУГАН ЧОЙРА ГУСИНООЗЕРСКОГО ДАЦАНА -
ПАМЯТНИК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУРЯТИИ
Подготовила: Самбуева Сарюна
11 класс
Руководитель: Галсанова И.Ю.
с. Новоселенгинск -2014
Оглавление:
ДУГАН ЧОЙРА ГУСИНООЗЕРСКОГО ДАЦАНА -
ПАМЯТНИК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУРЯТИИ
Храмовое зодчество и монументально-декоративное искусство Бурятии в целом освещено нами в ряде работ, написанных на основе научного анализа полевых материалов.
В настоящей статье рассматриваются некоторые вопросы исторического и архитектурно-художественного плана, касающиеся культового храма Гусиноозерского дацана - дугана Чойра, функционировавшего как философско-богословская школа цаннит.
Существующие дацаны в Бурятии - а их осталось считанные единицы - являются уникальными памятниками художественной культуры бурятского народа, отражающими его историческую и социальную судьбу. Здесь уместно заметить, что, хотя буддийские (ламаистские) монастыри и служили целям религии, само их строительство и художественное оформление являлось обширным полем деятельности для большинства бурятских архитекторов, художников, скульпторов, плотников, резчиков по дереву, кузнецов, чеканщиков по металлу, литейщиков, иконописцев. Произведения народных умельцев были подчинены задачам декоративного оформления ламаистских храмов, так как духовная культура Бурятии традиционно овеществлялась в предметах декоративно-прикладного искусства (резьба, вышивки, аппликации), но все это достигалось приемами и средствами бурятской народной художественной культуры.
К немногим таким памятникам относится один из старейших и крупнейших монастырских комплексов - Гусиноозерский дацан. Из 18 некогда функционировавших разнообразных по назначению и архитектурному облику храмов монастыря в настоящее время на территории дацана сохранилось всего два сооружения: главный храм Цокчин-дуган и Чойра-дуган. Широкие мероприятия по охране памятников истории и культуры требуют их всестороннего изучения.
В последние годы в нашей стране создаются музеи нового типа - музеи под открытым небом, призванные сохранить наиболее характерные памятники народного зодчества и быта. Но в экспозицию таких музеев невозможно перенести все взятые под охрану архитектурные сооружения, поэтому большинство из них остаются на своих исконных, исторически сложившихся местах, обогащая архитектурный ландшафт современной застройки. Например, трудно было бы представить поселок Гусиное озеро без двух уникальных храмов дацана, представляющих историческую и архитектурно-художественную ценность бурятского народного зодчества.
Еще издали храмы привлекают своими необычными пирамидально-ярусными силуэтами, завершенными позолоченными украшениями - буддийскими символами. На фоне монотонной и малоэтажной застройки эти сооружения, имеющие роскошный декор, выполненный в красочном колорите цветовых композиций, смотрятся особенно нарядно и свидетельствуют о самобытном таланте бурятских зодчих и мастеров.
Гусиноозерский ансамбль дацана формировался из комплекса главного храма, второстепенных храмов (сумэ) и жилой застройки. Ядром планировочной структуры монастырского поселка являлся комплекс главного храма Цокчин-дугана – «сборный дом великого собрания». В этот комплекс входил и дуган Чойра, ставший по своим размерам и назначению вторым храмом после трехэтажного Цокчин-дугана.
Двухэтажный Чойра-дуган (или цаннит-дуган) главным образом играл роль огромной аудитории для занятий по изучению буддийской философии (цаннита), проводившихся в виде диспутов. «Факультет цаннит (чойра) представляет школу критического изучения религии и философии буддизма... Система реалистического направления, реалика буддизма, изучается в факультете цаннит-дацан, а система символического направления, символика буддизма, изучается в факультете Акпа-дацан».
Гусиноозерская школа была единственным высшим учебным заведением среди бурятских дацанов, узаконенным «Положением о ламаистском духовенстве Восточной Сибири 1853 г.» и входившим в непосредственное подчинение бандидо-хамбо-ламы. Число учеников (хувараков), готовящихся занять первую штатную ламскую должность - бандито было определено в 35 чел., но в действительности их было более 100. Преподавание в школе (своего рода буддийском университете) разделялось на четыре курса: «На первом курсе, продолжавшемся 4 года, производится обучение монгольской и тибетской грамоте и заучиванию наизусть молитв и ламаистских богослужебных уставов, а также преподаются рисование и некоторые ремесла; второй курс посвящается изучению тибетской медицины и продолжается 3 года; на третьем курсе проходятся в продолжение одного года астрономия и астрология и, наконец, на четвертом курсе, продолжавшемся 2 года, изучаются тибетское богословие и буддийская философия». По данным последних исследований ламаизма в Бурятии, программа цаннит состояла из пяти курсов, которые изучались по программе 14 классов-зинда.
Таким образом, для прохождения полного курса наук в Гусиноозерской школе требовалось 10 лет, причем предметы первого курса изучались всеми хувараками; науки второго курса изучались только посвятившими себя медицине; науки третьего и особенно четвертого курсов предназначались только для самых способных, посвятивших себя ламаистскому учению.
Цаннитские штатные ламы причислялись к ученым, так как все время проводили в чтении и составлении выписок из различных сочинений, сличении текстов и повышении своих профессиональных знаний по основным четырем отдельным специальностям: богословию, астрологии, медицине и живописи.
Тибетское богословие и буддийскую философию в Гусиноозерской школе обычно читал сам бандидо-хамбо-лама, являвшийся наиболее образованным и авторитетным лицом дацана. Особым успехом пользовался в Забайкалье Гусиноозерский бандидо-хамбо-лама Д. Г. Гомбоев. Будучи человеком высокообразованным и славившимся в Восточной Сибири своим широким гостеприимством, он пожертвовал Петербургскому университету тибетские сочинения, за что был награжден дипломом университета. «Все ученые, писатели и туристы, побывавшие у хамбо-ламы принимались им с особенным радушием и нередко гостили у него по нескольку дней». В 1888 г., благодаря пожертвованиям Д. Г. Гомбоева, Восточно-Сибирский отдел Географического общества приобрел богатейшую в Европе коллекцию предметов буддийского культа. Известна в литературе история продолжительных добрых отношений между декабристами Н. А. и М. А. Бестужевыми и Хамбо-ламой Гусиноозерского дацана Еши Жамцуевым. Е. Жамцуев часто посещал братьев Бестужевых в Селенгинске, а они приезжали к нему в дацан, являвшийся центром сосредоточения знаний и искусства дореволюционной Бурятии.
Штатные ламы проживали со своими учениками (младшие - банди и более самостоятельные - гецулы) в небольших постройках, расположенных около дацана. «В этих маленьких домиках кипит ключом живая жизнь. Там просыпаются с зарей, ложатся поздно ночью, спят вообще очень мало, много работают, едят умеренно, ничего не пьют, кроме чая». Хувараки заменяли штатным ламам дацана прислугу, беспрекословно выполняли их требования. Они собирали подаяния, ходили за покупками, следили за чистотой в жилых помещениях, готовили пищу и т. д. Следует отметить, что ученики, как и все штатные ламы, наделялись землей, сами обрабатывали ее, сеяли и убирали урожай. Хувараки, изучившие полностью цаннит и выдержавшие испытание (экзамены) во время диспута, получали звание габджи и зачислялись в штаты большинства бурятских дацанов.
Таким образом, Гусиноозерская школа цаннит с преподаванием грамоты, медицины, архитектуры и искусства приносила определенную пользу и практическую ценность. Поэтому Чойра-дуган не только памятник религиозного, но и светского (в характерных для того времени формах) образования.
Как известно, первые буддийские храмы в Бурятии представляли собой небольшие передвижные войлочные юрты, ничем не отличавшиеся от жилых юрт бурятских и монгольских кочевников. Наиболее полно освещена история развития кочевого жилища и архитектуры культовых храмов Монголии, Бурятии, Калмыкии в работах ряда авторов, таких как Н. Харузин, Н. М. Шепетильников, З. Б. Батын, Д. Б. Пюрвеев, Д. Майдар, Л. К. Минерт и др. Еще в прошлом веке Нил - архиепископ Ярославский - отмечал, что монахи-ламы устраивали «кумирни в кибитках, удобоперевозимых и так обставленных, что они походили на аптеку и на капище: служили и для молитвы, и для лечения». В дальнейшем, с увеличением числа прихожан и ростом благосостояния, храмы представляли собой уже более крупные сооружения, но сохраняли те же конструктивные особенности, что и обычные войлочные юрты. Однако простое увеличение размеров жилой юрты ограничивалось конструктивными возможностями и требовало дополнительного каркаса и жесткого заполнения стен. Круглая в плане форма юрты нуждалась в криволинейных трудновыполнимых обвязках стен. Из-за большой трудоемкости изготовления криволинейных обвязок их стали заменять прямыми брусьями, благодаря чему изменилась и форма юрты в плане - она приняла многоугольное очертание, что упрощало ее изготовление и монтаж. С увеличением размеров культовых сооружений их конструкции становятся более мощными, заполнения стен изготовляются из дощатых щитов, делаются дополнительные опоры не только для тона, но и для кровли. Так появились дополнительные ряды колонн с обвязками, образовавшие стоечно-балочную систему, лежащую в основе всех крупных стационарных храмов.
Первые стационарные буддийские храмы в Бурятии представляли собой войлочные (кошмовые) юрты-дуганы, в которых были использованы те же основные конструктивные принципы, что и в кочевых храмах (фахверковые стены, рамы жесткости, войлочное покрытие). Такие храмы являлись конечным завершением эволюции кочевого народного жилища в степной зоне Бурятии.
С появлением стационарных монастырей-дацанов широкое распространение получили деревянные, а затем и каменные культовые сооружения. Первый деревянный храм появился у Гусиного озера (Хулун-Нор) в 1750 г., после чего начинается бурное развитие монастырского комплекса. Каждый отдельный храм (сумэ) посвящался определенному божеству в ранге будд и бодхисаттв, а также различным отраслям знания.
В процессе развития бурятского культового зодчества были выработаны национальные типы храмов, в которых наиболее полно нашли отражение конструктивные приемы русского деревянного зодчества. После присоединения Бурятии к Русскому государству (30-е гг. XVII в.) на ее территории начинают появляться деревянные крепости-остроги (Селенгинский, Баргузинский, Удинский), а также первые поселения: заимки, деревни и села. Избы, амбары, мельницы, колокольни и церкви служили наглядным примером русского строительного искусства для бурятского народа.
Перейдя на оседлый образ жизни, буряты, овладевшие конструктивными строительными навыками, стали строить для себя рубленые юрты и избы русского типа. Со временем одаренные бурятские плотники участвовали в строительстве русских поселений и городов, где зарекомендовали себя прекрасными мастерами. Во второй половине XIX в. в бурятских улусах возникло свое строительное ремесло: «среди бурятских мастеров славились плотники, столяры, резчики, маляры и художники росписи по дереву из Оронгоя, которые брали строительные подряды повсеместно в городах, русских деревнях и бурятских улусах Забайкалья».
С распространением ламаизма бурятские мастера стали привлекаться к строительству отдельных культовых храмов, и впоследствии и крупных ламаистских комплексов - монастырей-дацанов. Быстрый рост монастырей стал возможен благодаря религиозно-философскому учению ламаизма, где «ламаизм... приспосабливался к ритуальным нуждам бурят, которые воспринимали его как ведущую религиозную систему, где прослеживаются элементы культов природы, растений, животных, осмысление вселенной и отражение всего этого в пантеоне, ритуалах и архитектуре ламаизма».
С ростом благосостояния дацанов в XIX в. происходит перестройка и реконструкция главных храмов под несомненным влиянием традиций русского церковного зодчества. Большинство храмов-дацанов строилось с участием как русских, так и бурятских мастеров. Архитектура ранних храмов имела стилевые особенности русских каменных церквей; крестообразную форму в плане, многоглавие, характерную форму крыльца и т. п.
К середине XIX в., в культовой архитектуре Бурятии утвердился своеобразный национальный тип храма, где тибето-монгольские формы буддийских храмов заменились местными формами, органично соединявшими разнообразные стили русского зодчества и воплощавшими мотивы буддийской символики. Однако в основе их лежали традиции монументально-декоративного искусства бурятского народа. Архитектура, скульптура, живопись, декор буддийских монастырей-дацанов описаны в специальных исследованиях.
Архитектурно-художественный образ дугана Чойра строился на противопоставлении каменного массивного первого этажа более ажурному второму этажу. Второй этаж, выполненный в дереве, в богатом и пышном убранстве мистических символов (вазоподобной фигуры - ганжир «полный сокровищ» и двух цилиндрических фигур - чжалцан «эмблемы победы»), нес наибольшую эстетическую нагрузку и придавал всему облику здания повышенную привлекательность. Здание, организованное единым пирамидально-ярусным объемом, убывает кверху и завершается своеобразной крышей с приподнятыми углами.
В характере архитектуры первого этажа явственно проступает желание следовать образцам культового зодчества Тибета. Но если в тибетских храмах массивные стены сооружались из дикого камня и расширенными книзу, то в дугане Чойра стены вертикальны и облегчены, что придавало храму более стройные пропорции.
Нижний объем храма имеет с южной стороны деревянный портик, входные двери, два окна, а также по три окна в западной и восточной стенах. Северная стена, согласно буддийскому строительному канону, не имеет окон, так как внутри храма вдоль нее размещались изображения наиболее почитаемых божеств.
Портик первого этажа с шестью колонками по фасаду, искусно декорированный резьбой и росписью, примечателен своим антаблементом. В процессе развития бурятского культового зодчества была выработана своеобразная композиция антаблемента, состоящая из шести горизонтальных полос архитектурно-декоративных деталей, составляющих ордер бурятской культовой архитектуры. Верхний объем храма, выполненный в деревянных конструкциях, также имеет с южной стороны портик, идентичный портику первого этажа, но меньших размеров, двери и окна. Большие выносы крыши поддерживаются рядами колонок с балюстрадами, что дает возможность кругового ритуального обхода второго этажа. Колонки портиков до уровня перил обшиты снизу дополнительными дощечками, образующими своеобразные пьедесталы, а сверху имеют простейшие капители. В этом центральном высотном объеме размещался храм гения-хранителя дугана - грозного и свирепого защитника учения ламаизма, ведшего непримиримую борьбу со своими религиозными противниками.
Идейно-художественный замысел второго этажа подчеркивала своеобразная форма крыши с приподнятыми углами («взлетающая, парящая крыша»), ставшая обязательным конструктивным элементом в храмах нового типа. Сосредоточение на ней декоративно-символических изображений и магических охранительных фигур придает всему объему особую значимость.
При создании главных храмов бурятские зодчие учитывали и суровый резко континентальный климат: глухие каменные объемы первых этажей противопоставлялись открытым деревянным галереям и портикам второго (дуган Чойра) и третьего этажей (Цокчин-дуган). «Точный расчет угла падения солнечных лучей с учетом различных времен года обусловил вынос крыши и характерную приподнятость по углам. Такая крыша защищает обитателей здания от палящего летнего солнца, но не задерживает солнечные лучи зимой, ранней весной и поздней осенью».
Внутреннее пространство первого этажа расчленено сеткой цилиндрически оструганных деревянных колонн: четыре ряда по три колонны, увенчанных оригинальными капителями. Колонны с верхними продольными и поперечными балками, к которым крепится подшивной потолок, образуют прочную стоечно-балочную систему, лежащую в основе всех крупных храмов Бурятии. Вместительный зал первого этажа, предназначавшийся для занятий учеников (хувараков) и монахов-лам, отличался скромностью как внутреннего убранства, так и архитектурного декора интерьера. Расположение культовых храмов среди однообразного стенного ландшафта, требовало не только их привлекательного силуэта, но и богатого, красочного архитектурно-художественного оформления.
Определенная общность между культовой архитектурой Тибета, Монголии и Бурятии отразилась в архитектурно-декоративных особенностях завершений нижних объемов («тибетский» фриз) и карнизах крыш («китайский» карниз) бурятских храмов. Но если в тибетском зодчество «тибетский» фриз - это специфическая конструкция плоской крыши, а в китайской архитектуре «китайский карниз» - неотъемлемая часть технической конструкции крыши (выносные балки, стропила, перекрытия), то в бурятском культовом зодчестве эти элементы всего лишь имитация строительных конструкций.
Важнейшую роль в художественном образе бурятских культовых храмов играл цвет, придававший зданиям исключительную выразительность. Эстетический вкус бурятского народа отличает любовь к яркому, насыщенному цвету. Наиболее полно это отразилось в красочных композициях декоративно-прикладного искусства, сохранившихся и оформлении дацанов, где мастера учитывали и объемно-пространственное восприятие храмов с различных расстояний. В рамках жестких канонических схем они сумели создать оригинальные и обладающие подлинной эстетической ценностью произведения искусства.
Декоративно-прикладное искусство храмового зодчества Бурятии несомненно повлияло на художественное оформление русского забайкальского жилища. Переселенные по второй половине XVIII в. в Забайкалье семейские тесно соприкасались с художественной культурой бурят и безусловно были знакомы с яркой красочностью дацанов. «Семейские с уважением отзываются о бурятах-красильщиках…» Старообрядческие поселения в Забайкалье отличаются от других русских поселений в Восточной Сибири многоцветной домовой росписью и утонченностью в подборе красок. Семейские раскрашивали наружные и внутренние стены домов, потолки, перегородки, мебель, оконные и дверные проемы, в дальнейшем расписывая их разнообразными мотивами.
Таким образом, храмовое зодчество и связанное с ним прикладное искусство Бурятии, вобрав в себя художественные приемы культур Тибета, Монголии и Северо-Восточной Руси, синтезировало их и выработало свой национальный, хотя и несомненно буддийский, тип культовой архитектуры. Бурятские зодчие и мастера блестяще справились с задачей создания монументальных, высокохудожественных культовых сооружений и внесли определенный вклад в сокровищницу мировой культуры. Уникальный храм Гусиноозерского дацана - дуган Чойра - произведение коллективного творчества бурятского народа, отражающее его историческую и социальную судьбу, - является памятником художественной культуры Бурятии.
Литература
Сверчок
Мост из бумаги для Киры и Вики
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Домик зимней ночью
Швейня