Современные способы нанизывания бисера - это бережно сохраненные традиции старых мастеров, дополненные новыми приемами, материалами и сочетаниями цветов. У искусства бисероплетения - долгая история, охватывающая целые тысячелетия и разные континенты. В последние годы оно вновь обрело популярность, и всё больше людей открывают для себя красоту и увлекательность этого древнего ремесла.
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetochnye_fantazii_iz_bisera.doc | 118 КБ |
Управление образования администрации города Троицка
Городская научно-исследовательская конференция учащихся 9-11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений
«Первые шаги в науку»
Секция: декоративно-прикладное искусство.
Творческая работа.
Тема: «Цветочные фантазии из бисера».
Выполнила: Крючкова Наталья,
ученица 8 кл.
Руководитель: Угаренкова Л.Т.
учитель ИЗО
Троицк 2008г.
Содержание.
Введение------------------------------------------------------------------------------2стр.
1.Теоретическая часть.
Заключение.--------------------------------------------------------------------------15стр. Литература.--------------------------------------------------------------------------16стр.
Приложение.-------------------------------------------------------------------------17стр.
Введение.
Бисероплетение сегодня получило широкое распространение благодаря доступности и современному разнообразию бисера, стекляруса, бусин. Кроме того, бисероплетение открывает поистине неограниченные возможности любителям рукоделия.Человечество всегда стремилось к тому, чтобы украсить свой быт, бросить вызов привычному. Мастера ценились всегда и во все времена. Не случайно великие завоеватели стремились вывезти в захваченной стране не только шедевры искусства, но и самих мастеров. Искусство - это искушение человека творчеством бросить вызов природной красоте. Насколько хорошо это, получается - показывают иногда окружающие, а иногда - время.
Бисер - что это такое? Это обычные стеклянные шарики с отверстиями. Они не умеют ни ходить, ни говорить, ни чувствовать. Тем не менее, бисер путешествовал по векам, странам и сословиям. А бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки.
Бусинки не только сохраняют прошлое, они меняются и развиваются вместе с человечеством. Появляются новые технологии и материалы, меняется образ жизни людей, а маленькие шарики, согреваясь в руках человека, по-прежнему впитывают его чувства и настроения и как бы оживают, превращаясь в чудесные украшения.
Объект: декоративно-прикладное искусство.
Предмет: бисероплетение.
Задачи:
Методы:
теоретический анализ литературы;
систематизация и классификация изученной литературы;
метод экспериментальных творческих заданий;
опытно-экспериментальная работа;
обобщение и обоснование практического опыта;
анализ практических работ.
1.Теоритическая часть.
История возникновения.
БИСЕР В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА
Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.
С доисторических времен и до наших дней "бусины", вырезанные из камня или из костей и зубов животных, вызывали огромный интерес. Около 6000 г до н.э. в Сирии, Ливане и Турции зародились не только первые формы кустарного производства бусин, которые считались амулетами, но и торговля ими. Неизвестно, как, где и когда появилось стекло. Возможно, этому способствовали обмен товарами между Финикией, предлагавшей кремнистый песок, и Египтом, откуда поставляли натр (содержащий натрий и алюминий минерал, который использовался в качестве вещества для плавки при получении стекла). После изобретения стекла в IV в. до н. э. яркие, разноцветные стеклянные бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и щеголих. Самой старшей из всех сохранившихся стеклянных вещей считается бусинка, найденная при раскопках египетского города Фивы.
Древние египтяне первыми научились изготовлять бисер, плести из нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья. Даже символы божественной власти фараонов - знаменитые усхи - ожерелья Солнца создавались не только из золота, но и из бисера. Бисерными сетками покрывали женские платья.
Большую роль в распространении стекла, а также стеклянных бусин и бисера сыграли финикийцы, превратившие их в предмет меновой торговли по всему Средиземноморью. Изготавливали бусины, наплавляя разноцветную стеклянную массу на костяной или каменный стержень. Предназначались они, как правило, для украшения облачений умерших и выступали в качестве искупительных даров.
Бусины, изготовленные на территории Римской империи (в Александрии, Антиохии и Риме) до 400 г н.э., высоко ценились благодаря качеству обработки и богатой цветовой гамме. Впоследствии александрийские бусы служили предметом подражания для производителей венецианского стекла.
В период античности центрами по производству стекла, а значит, и стеклянных бусин, служивших талисманами, наряду с Египтом и Римом стали мусульманские страны. Для изготовления бусин применяли новые технические приемы, появились бусины "с глазком", "с изгибом", "с зубчиками" и "с перышком".
После падения Дамаска в 1401 г. производство стекла в государствах исламского мира постепенно пришло в упадок (остались лишь небольшие, нерегулярно действующие центры по обработке стекла в Малой Азии). Наиболее значительную роль в производстве стекла и бусин начинает играть Венеция, мастера которой взяли на вооружение все технические приемы обработки стекла, накопленные веками.
РУССКИЙ БИСЕР
Обратили внимание на красоту стекла и в Древней Руси. В XI в. в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Нашествие монголо-татар прервало развитие ремесла на Руси.
С XVII в. предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669 гг. началось строительство стекольного завода. По окончании строительства в 1670 г. в Москву прибыли венецианские мастера. Но наладить постоянное производство не удалось. Только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимых в страну через Санкт-Петербургский порт. Не только с помощью цифр и фактов Ломоносов убедить власти в необходимости развития стекольного производства в России. Он написал поэтическое "О пользе Стекла".
В 50-х гг. М.В. Ломоносов получил на своей фабрике, расположенной под Петербургом в Усть-Рудице, первую стеклянную продукцию. Бисер и стеклярус производили по оригинальным рецептам великого русского ученого. Некоторые виды бисера и стекляруса Ломоносовской фабрики не имели иностранных аналогов. Но вскоре после смерти Ломоносова, в 1768 г., фабрика закрылась. Позднее в бисер невысокого качества изготовляли в кустарных мастерских.
В конце XIX в. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии и Америке и пользовались большим спросом.
В конце XVIII-XIX веков увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивания, вязания крючком и спицами. Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран, в России бисерные изделия не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных. На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских.
И в городах, и в дворянских усадьбах был распространен обычай дарить родственникам, соседям и просто знакомым милые безделушки, сделанные из бисера своими руками. Кроме того, изделия предназначались для благочестивых вкладов или пользовались в домашнем обиходе.
Область применения бисера в России оказалась очень широкой - от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака. Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Пример тому - стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауеме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведенным на фабрике Ломоносова. В начале XIX века "бисерная лихорадка" из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX века, когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах.
БИСЕР В XIX-XX ВЕКАХ
В конце XIX - начале XX в. к стеклянному бисеру обратились художники стиля модерн, например, Эмиль Галле и Тиффани. В двадцатые годы прошлого века бисер нашел широкое применение у модельеров в отделке женской одежды. Торговля бисером не прекращалась в течение всего XX столетия. Недавно вновь интерес к бисеру захлестнул весь мир. Бисероплетение стало одним из видов творчества.
Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашкин сплошь покрывает платья роскошной бисерной вышивкой. Многочисленные бисерные подвески делают платья от Эмануэля Унгаро и Бернара Перри похожими на водопады и языки пламени. Жан-Поль Готье украшает бисером и бусинками сумочки, а Осимар Версолато - пояса и воротники. Кристиан Лакруа создал из бусинок отдельные детали жакетов и брюк, а Пако Рабан - целое платье. Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки. Расшивают бусинами обувь. Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники, шубы. А разнообразие ожерелий, бус, браслетов и других украшений просто не поддается описанию.
Современные дизайнеры осваивают новые материалы, изобретают технологии, но в поисках совершенства все чаще обращаются к прошлому. Особенно приятно, что не только российские мастера, но и такие мэтры мировой моды, как Ив Сен-Лоран, Жан-Поль Готье, признаются, что их вдохновляют образцы русского искусства.
Сегодня, казалось бы, умершее искусство изготовления бисерных изделий вновь стало популярным
Материалы и инструменты.
Первое и самое необходимое, что потребуется для работы, - это огромное желание, второе – терпение, а уж затем все остальное. А именно…
Бисер различного размера и качества. От крупных бусин диаметром до 1 сантиметра до мелкого зернышка до 1 миллиметра - так разнообразен размер бисера. К бисеру также относится и стеклярус - длинные тонкие палочки. Самым качественным считается стеклянный бисер - поэтому он и самый дорогой. Лучшим производителем бисера в 20 веке считалась Чехия, и именно чешский бисер в бижутерии завоевывал сердца модниц в Европе и Советском Союзе. Сейчас чешский бисер встретишь нечасто, да и магазины рукоделия заполонили другие производители. Наиболее распространенный бисер - индийский и турецкий. Такой бисер - не стеклянный, а пластмассовый. Качество его колеблется от хорошего до очень плохого. Несколько советов, как выбрать хороший бисер.
Хранить бисерные изделия (украшения) лучше всего не под прямыми солнечными лучами, т.к. бисер может выгореть. Это правило относится к любым изделиям декоративно-прикладного искусства, и забывать о нем не следует.
Если вы намереваетесь плести изделие из двух и более цветов бисера, то особое значение нужно обратить на размер бисера в разных пачках - он должен быть одинаковым, иначе изделие будет "перекашиваться". Конечно, есть вещи, в которых применяется бисер разного размера, но, как правило, таких украшений не очень много.
Покупая бисер, обратите внимание на отверстия внутри бисеринок. Если отверстия открыты и примерно одинакового диаметра, такой бисер легко использовать в изделиях. Иногда бисерины как бы закрыты внутри капельками пластмассы. Попробуйте аккуратно протолкнуть их иголкой. Если они легко вылетают оттуда, вы сможете без излишней нервозности использовать бисер для плетения или вышивания. Но если бисер ломается из-за этой процедуры, или капельки не выходят - лучше этот бисер не использовать для изделия.
При вышивании бисером или плетении на вощеной нитке обратите внимание на размер отверстия бисеринок. Если он слишком маленький, то расширить его вы не сможете - следовательно, не получится и применение такого бисера в изделии. Иногда "расширить" отверстие можно с помощью многократного трения бисеринки по нитке или леске, но эта операция занимает слишком много времени. А вот расширять бисер с помощью прокаленной иголки не стоит совсем - бисеринка просто расколется. Если вы плетете из речного жемчуга, также не следует использовать накаливание, т.к., даже если жемчужина не расколется сразу, через некоторое время внутренние, не заметные с первого взгляда трещинки, обязательно расколют жемчужину.
Запыленные изделия из бисера можно класть в воду, если они закреплены не ниткой, а леской. Нитка же может достаточно быстро размокнуть и растянуться - следовательно, быстро порваться. А вот спиртом или одеколоном протирать бисерные вещи нельзя совсем - реакция цвета на такое явление может быть совершенно непредсказуемой. Лучше всего их протирать сухой фланелью и хранить в шкатулках. Картины из бисера от пыли лучше всего "вытирать" птичьим пером или сухой фланелью.
Бусины, разнообразные по цвету и форме. Бусины могут быть пластмассовые, стеклянные, из натуральных камней. Можно изготовить бусины самим – из специальных пластических масс или из природных материалов: плодов, семян, ракушек.
Рубка, точнее рубленный бисер, представляет собой цилиндрики (короткие трубочки) до 3мм длиной. Она бывает обычная, граненая и косая. Граненная рубка сверкает, как кристаллы, поэтому изделия из неё выглядят очень нарядно. Если изготовитель «рубит» трубочки не перпендикулярно, а под углом 45-60є, то получается косая рубка.
Проволока часто используется для изготовления фигурок животных и цветов. Проволока очень податливый материал. Изделиям из неё легко придать нужную форму. Работать с ней невероятно приятно, но только при одном условии: проволока должна быть достаточно тонкой, чтобы её можно было легко продеть через бисеринки, и в то же время прочной. Используйте ровную не перекрученную проволоку без заломов.
Леска прочна и прозрачна. В изделиях её почти не видно, особенно если использовать цветную леску.
Иглы специальные бисерные. Иглы для бисера тонкие и ушко у них очень узкое, но длинное.
Нити бывают синтетические и натуральные. Нити понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету.
Клей ПВА для закрепления концов ниток.
Различные по форме и фактуре сосуды, рамочки, плетенные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.
Кусачки или бокорезы для нарезки проволоки.
Пинцеты, с помощью которых можно закрутить проволоку, придать ей нужную форму, поймать ускользающий конец.
Ножницы для бумаги и ниток.
Булавки с петелькой или шариком на конце.
Нужно также подумать, где хранить бисер. В продаже имеются специальные шкатулки для бисера. Они удобны тем, что в них можно не только хранить бисер , но и носить его с собой.
Цветоведение
Бисероплетение считают частью ювелирного дела. Конечно, мастер, занимающийся любым видом декоративно-прикладного искусства, вкладывает частичку своей души в изделие. Вот почему, когда мы берем в руки изделие ручной работы, сразу чувствуется его энергетика, оно как бы «теплое». Бисерные изделия, особенно украшения, можно носить в качестве оберегов и амулетов (легко впитывая отрицательную энергию, при перенасыщении ею бисерное изделие может порваться или потеряться). Особенно хорошо для этого подходят кулоны и герданы (шейные ленты), а также браслеты. Нужно также отметить, что изделия с орнаментом обладают большими магическими свойствами, чем просто декоративные изделия. Также имеет значение и способ плетения. Наиболее сильная энергетика – у изделий из так называемого «плотного» (мозаичного) плетения и у изделий, выполненных в технике «крестиком». Объяснение тут может быть следующее: плотное расположение бисеринок между собой лучше сохраняет энергию.
Особое значение у изделий из бисера – не украшений, например, цветов, пасхальных яиц, подсвечников, оплетенных ваз. Энергетика у таких изделий рассеянная, но они хорошо забирают «дурной глаз» у приходящих в дом гостей – обращая внимание на необычные изделия, гость как бы «сглаживает» их, оставляя хозяев и сами стены дома в покое.
Но самое сильное энергетическое воздействие - у картин из бисера, т.к., помимо материала, являющегося проводником энергий, само изображение также получает заряд от мастера. Поэтому картины из бисера всегда обладают сильнейшим биополем, как правило, являясь не только амулетом дома или оберегом человека, но еще и источником энергии (по типу трансформатора). Картины из бисера – очень интересное для изучения с оккультной точки зрения явление, и это может быть темой для отдельного, очень длительного описания.
Основные приёмы бисероплетения.
Параллельное плетение
Самая распространенная техника выполнения бисерных изделий на проволоке – параллельное плетение. Это название не случайно: бисерное полотно, изготовленное таким способом, имеет структуру параллельных линий. Выполняя изделия в данной технике, можно добиться большого многообразия форм.
Лепестки и листья цветов могут иметь плоскую форму, а могут быть выпуклыми или вогнутыми. Следует особо обратить внимание на то, что необходимо хорошо затягивать ряды, так как слабо затянутое изделие получается рыхлым и не держит нужную форму. В некоторых изделиях за счет сильной утяжки элементам удаётся придать слегка округлую форму. Природа очень многообразна, в ней встречаются растения самых неожиданных форм и конфигураций. Чтобы уметь воссоздавать их, потребуется освоить и другие приемы работы с бисером.
Петельное плетение
Техника петельного плетения может быть использована при создании отдельных моделей, а также в качестве дополнительной при разработке сложных композиций. Самый простой пример петельного плетения – элемент, состоящий из одной бисеринки.
Для того чтобы было удобнее закручивать проволоку, можно использовать простую булавку с петелькой или шариком на конце: если вставить булавку в бисеринку, получится что-то вроде рычага – витки проволоки будут ложиться более ровно и плотно.
Игольчатое плетение.
Игольчатое плетение чаще используется для изготовления дополнений к букетам или составных частей моделей растений. Но в этой технике можно создавать и самостоятельные модели, которые довольно просты в изготовлении. Очень широко при игольчатом плетении применяется стеклярус.
В описаниях моделей можно встретить различные варианты использования игольчатого плетения, но чаще всего в этой технике выполняются серединки цветов.
2.Практическая часть.
Этапы выполнения композиции из цветов.
1.Организация рабочего места.
2. Продумывание композиции.
3. Подбор необходимого материала.
4. Выполнение цветов из бисера.
5. Составление композиции.
6. Закрепление цветов в корзине.
Цветы во все времена привлекали внимание человека. Они удивляли, завораживали и радовали, ими украшали дома, улицы и одежду, им приписывались магические свойства и особый язык. Во все времена люди старались продлить жизнь живых цветов, так или иначе подольше сохранить их красоту. Было придумано множество способов создания долговечных букетов. Я решила попробовать выполнить цветы в таком чудесном материале ,как бисер.
1.Чтобы работа с бисером спорилась и доставляла радость, нужно не только запастись необходимым материалом и инструментами, но и позаботиться об удобстве своего рабочего места, особенно о том, как разложить на нём бисер. Можно взять кусок однотонной фланели, сложить её в несколько раз, чтобы получилось подобие плоской подушечки, и небольшими горками насыпать на неё бисер нужных цветов. Очень важно, чтобы при работе с бисером рабочее место было хорошо освещено, иначе будут уставать глаза. Чтобы давать им отдых, необходимо через каждый час делать перерыв на 10-15 минут. Длительность работы подростков 12-16 лет – час-полтора в день.
2. Перед тем как приступить к работе, внимательно изучается описание процесса изготовления модели, продумывается цветовая гамма изделия и подбирается необходимый материал. Не обязательно выбирать бисер указанного номера – порой использование другого материала приводит к очень интересным и неожиданным результатам. Бисер – довольно тяжелый материал, и некоторые изделия, выполненные из него, получаются довольно увесистыми. Поэтому иногда для укрепления стеблей цветов используют проволоку диаметром 0,6-1,2мм.
3. Композиция состоит из садовых цветов. Цветы должны быть различной высоты, тогда проще придать букету объём и добиться формы, соответствующей моему замыслу. Нужно учитывать сочетаемость цветов в букете. Нельзя в букет к полевым ставить садовые, а к весенним растениям добавлять осенние листья. Хорошо сочетаются между собой растения, которые цветут в одно время и в одинаковых условиях.
Лилия тигровая.Цветок реального размера, максимально передающий окраску настоящего цветка.
.Пуансетия – декоративное растение с ярко-красными листьями околоцветника, похожими на лучи звезды. Данная модель иллюстрирует использование приёма изготовления выпуклых лепестков или листьев. Роза.
Веточка на основе низания петельками. Стебли цветов нужно обмотать нитками или бумагой. Сначала нужно определить, какой длины будет стебель, и обрезать концы проволоки на выбранном уровне. Обматывание стебля начинают от чашечки цветка. Для этого в основание лепестков наносится капелька клея ПВА, затем на это место накладывается несколько витков ниток или бумаги – таким образом закрепляется конец обмотки. После этого аккуратно, виток за витком, обматывают стебель, причем места крепления листьев должны располагаться между витками обмотки. Когда витки приблизятся к концу стебля, нужно нанести на него немного клея и закрепить конец обмотки. Если стебель имеет разветвленную структуру, то сначала обматывают боковые ветви, а затем – основной стебель, при этом места соединения маскируются нитками.
Так же, как и растения, различные виды насекомых могут найти своё воплощение в бисере, стеклярусе и бусинах. Для изготовления насекомых годятся остатки различных видов бисера.
Составление букетов – увлекательное занятие. У аранжировщиков цветов, как и у создателей флористических работ, есть свои законы и правила. Если зелень в букете светлая, то лучше использовать сосуд тёмного цвета – она выгодно подчеркнёт свежесть зелени, сделает её более выразительной; Если листья и стебли темно-зеленые, то букет будет лучше смотреться в светлой вазе. Букет должен соответствовать размерам сосуда. Цветы в букете должны быть различной высоты. При составлении композиции нужно учитывать сочетаемость цветов в букете.
Закрепление цветов в корзинке.
Если корзинка идеально подходит к букету, то никаких трудностей с укреплением не будет. Необходимо не просто поставить цветы в корзину, а закрепить их в определенном положении, можно воткнуть стебли в положенный на дно брусок пластилина или кензан (используется для флористических композиций в низких вазах) – это одновременно утяжелит корзинку. Для маскировки места крепления цветов можно использовать красивые камешки или раковины, сухие растительные волокна.
Бисероплетение на станке (тканье на станке) - один из видов бисерного тканья, выполняемый с помощью приспособления, называемого станок для бисероплетения. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Станки для бисероплетения бывают самодельные и промышленного производства (см. картинку). Любой станок для удобства пользования должен иметь следующее: | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
При натягивании нитей основы на станок для бисероплетения необходимо помнить следующее: | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Крепим рабочую нить (завязываем узлом) на первой нити основы, (если количество бисерин первого ряда изделия равно количеству нитей основы минус 1). В дальнейшем обозначим нити основы как НО с номерами от 1 до 11 ( в нашем случае, нумерация слева направо) и рабочую нить как РН, максимальное количество бисерин одного ряда в нашем случае 10.
3. Закрепление нитей. 4. Оформление работы в раму. |
Заключение.
Современные способы нанизывания бисера - это бережно сохраненные традиции старых мастеров, дополненные новыми приемами, материалами и сочетаниями цветов. У искусства бисероплетения - долгая история, охватывающая целые тысячелетия и разные континенты. В последние годы оно вновь обрело популярность, и всё больше людей открывают для себя красоту и увлекательность этого древнего ремесла.
Новые техники обработки стекла привели к появлению огромного количества бисера всех цветов и размеров, что позволяет любому человеку создавать уникальные, впечатляющие изделия.
Бисероплетение развивает и моторику, и усидчивость, и цветовосприятие. Наиболее древние находки поделок из камней на стоянках первобытных людей датируются XII тысячелетием до н.э. они были найдены американскими археологами при раскопках в Кении. В наш век с помощью новейших технологий промышленность выпускает модные украшения из бисера. Но ручная работа – это красиво, оригинально и очень дорого. За множество веков бисер нисколько не потерял своей ценности. С каждым днём бисероплетение привлекает все больше поклонников из разных стран мира. Мир бисерных россыпей и бьющий через край фантазии – чудесный мир. Будет интересно попробовать сделать из бисера необычные вещицы, которые могут стать приятным подарком друзьям или дополнением к обстановке вашего дома, порадовать своей красотой и долговечностью, неувядаемыми яркими красками.
Литература.
Приложение.
Всему свой срок
"Разделите так, как делили работу..."
Три загадки Солнца
Новый снимок Юпитера
Денис-изобретатель (отрывок)