Исследовательская работа "Рос хороший мальчишка" имеет краеведческий уклон. Рассказывает о земляке - герое, таком же парнишке, который воевал и погиб в Чечне.
Работа была представлена на городской учебно-исследовательской конференции школьников, где заняла 1 место. На республиканской конференции "Север в судьбах моих земляков", где заняла 2 место.
Вложение | Размер |
---|---|
chibotaru_syktyvkar_ros_khoroshiy_malchishka.doc | 212.5 КБ |
Министерство образования Республики Коми
Управление образования АМО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15»
\
«Рос хороший мальчишка»
Автор: Чиботару Петр Михайлович,
обучающийся 11 класса
Руководитель: Соболева Яна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Сыктывкар – 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. История одной фотографии
Глава 2. Школьные годы чудесные
Глава 3. Служба на Северном Кавказе
Глава 4. Последнее письмо домой
Глава 5. Погиб при исполнении
«Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
Память противостоит уничтожающей силе времени. Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее и будущее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
Память – преодоление времени, преодоление смерти.
Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых.» [1]
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что мы далеко не все знаем о судьбах рядом живущих людей.
Объектом исследования является судьба молодого человека, жившего рядом с нами.
Гипотеза работы: действительно ли мы знаем о судьбах людей, живущих рядом с нами.
Цель работы: изучение истории жизни парня, Дмитрия Шафигулина, запечатленного на одной из фотографий.
Задачи:
При выполнении работы использовались следующие методы:
Глава 1. История одной фотографии
Фотографии…
Какую память они хранят? Что они могут нам рассказать?
Они рассказывают невероятные истории: веселые и грустные…
Вот одна из них…
Однажды, заходя в кабинет на урок литературы, мы увидели, как наша учительница бережно кладет какую-то фотографию под стекло на своем столе. Нам стало любопытно, потому что раньше мы это фото не видели. И тогда Яна Владимировна нам рассказала, почему этот снимок ей дорог.
На нем она в окружении молодых парней, один из которых бережно держит учительницу за плечо, выражая таким образом свое к ней уважение.
На снимке все счастливые, улыбаются, потому что позади праздник Последнего звонка. Все впереди: экзамены, взрослая жизнь, свобода, наконец…
Но вдруг голос учительницы обрывается, она быстро закрывает глаза руками и молча утирает скупые слезы, при этом извиняясь перед нами. А потом рассказывает историю жизни одного из парней, запечатленного на снимке.
Рисунок №1
Памятный снимок ( Дима во втором ряду, слева второй)
Глава 2. Школьные годы чудесные
Родился Дмитрий 30 июля 1983 года в Душанбе Таджикской ССР. В 1990 году, когда в Таджикистане разгорелся военный конфликт, семья Шафигулиных приняла решение вернуться в Россию. В республике Коми, школе №15 Дмитрий проучился с 1 по 9 класс.
Яна Владимировна обращает наше внимание на парня, который улыбается застенчиво, не так, как все остальные.
Но мы почему-то не замечаем его улыбку, а замечаем его глаза. Они глубокие, какие-то особенные. Создается впечатление, что они что-то говорят с фотографии.
Тогда мы узнаем в этом мальчике нашего героя, Дмитрия Шафигулина, погибшего в Чечне.
Стенд о нем висит в школе на третьем этаже. Это школьный уголок памяти. Мы бережно храним все документы, связанные с судьбой Дмитрия.
Дима был обычным учеником, очень добрым и приветливым. Любил шутить, прекрасно ладил с девочками класса, очень ласково относился к родителям и младшему брату. Учителя запомнили его благодаря добродушному характеру.
После окончания школы Дима поступил в Профессиональный лицей №35, закончил его в 2001 году, получив специальность повара-кондитера 4 разряда.
До призыва в армию успел поработать в ресторане «Вычегда».
Глава 3. Служба на Северном Кавказе
Дмитрию исполнилось 18 лет. И он, как большинство русских парней, пошел служить в армию, был призван осенью 2001 года. Службу проходил в мотострелковой части №ПП 20004 города Камышин Волгоградской области. Весной 2003 года попал на Северный Кавказ. В то время как раз шла Чеченская кампания. Многие парни отказывались служить на Северном Кавказе, многие пробовали «откосить». Другие попросту боялись этого. Боялись той неизвестности, которая их ждала. В действительности именно в этой ситуации проверяется, насколько, ты Гражданин и Патриот своей страны.
Родители с тревогой восприняли такое известие, но Дима не унывал. Он считал себя таким же, как и все, кто оказался с ним в одной роте, простым российским пареньком.
Рисунок №2
Дмитрий Шафигулин в армии
На гражданке Дмитрий получил права шофера. И в роте его определили водителем БТРа. Сначала служба была мирной, их рота не выезжала на боевые задания. Это была лишь учеба. Тогда это так называлось. Но служба становилась все сложнее и сложнее. На счету Дмитрия и их взвода было очень много различных заданий. И вот однажды рота, в которой служил Дима, возвращалась из очередного боевого задания. Боевики придумали свой хитрый план…
Поставили всевозможные растяжки. И БТР, которым управлял Дмитрий, подорвался…
Погибли все мальчики…
У некоторых родители даже останков не нашли.
Глава 4. Последнее письмо домой
А домой приходили письма от живого Дмитрия. Родители верили, что скоро все закончится, сын благополучно вернется домой… (Приложение №1)
Самые добрые и прекрасные слова были адресованы родителям и младшему брату.
На гражданке ждала любимая девушка. Думали о свадьбе. Служить, по словам Дмитрия, оставалось всего 4 месяца.
И вот приходит очередное письмо родителям от сына. Они тогда еще не знали, что оно будет для всех последним.
Тело Дмитрия лежало в морге Ростова-на-Дону, а письма все приходили…
«Привет, мамуля, отец, малой, ну и все остальные. Вот сегодня отправляют дембелей домой… Я все еще в Чечне, у меня все хорошо, все по-старому… Так что за меня не волнуйся, у меня все хорошо… Извините, что пишу на клочке бумаги, просто нет времени, через час колонну с дембелями едем сопровождать. На этом, наверное, все…»
Рисунок №3
Последнее письмо Дмитрия
Глава 5. Погиб при исполнении
Нет ничего страшнее для матери, чем узнать, что твоего сына больше нет в живых.
В солнечный день 17 июня 2003 года офицер военкомата г.Сыктывкара пришел в дом к Шафигулиным с печальной вестью.
Ваш сын, Шафигулин Дмитрий Викторович, погиб при исполнении воинского долга.
«А как же письма? Вот они! Он жив! Жив!» - истошно кричала Антонина Николаевна, мать Димы. Она до последнего не верила, что ее сына больше нет. Отец, наклонив голову, сидел как вкопанный. Не хотелось верить во весь этот ужас.
Но ужас, как оказалось позднее, был еще впереди.
Рисунок №4
Извещение о гибели Дмитрия Шафигулина
Из воспоминаний Яны Владимировны:
Эти жуткие похороны… Диму привезли почти через месяц в черном цинковом гробу. Казалось, что это не Дима, это кто-то другой… Лежал неузнаваемый молодой парень с расплющенной головой, без ноги, грязный, в оборванном камуфляже.
Не может быть! Да. Это был тот самый Димка, только мертвый…
Трудно было тогда сопоставить увиденное с той фотографией. И только беспомощная мать, у которой уже и слез-то не осталось, все гладила маленькое оконце на цинковом ящике.
Отец был безутешен. Слезы ручьем катились из его глаз.
Весь поселок пришел тогда проститься с Димой. Похоронная процессия заняла всю центральную улицу поселка Максаковка.
В тот момент казалось, что замолкли все птицы вокруг, несмотря на то, что началось теплое лето.
Люди шли молча, думая о своем. Кто-то плакал, кто-то говорил добрые слова о Дмитрии. Когда на панихиде предоставили слово мне, я очень переживала, что не смогу сказать ни слова, потому что моего сына тоже забрали в армию, но позже, чем Дмитрия. Я сказала о нем самые добрые слова. Это были слова матери, а не учительницы. Я хотела тогда, чтобы меня услышали все присутствующие и сам Дима.
Вот тогда-то я и вспомнила про ту неудачную шутку, которая оказалась пророческой.
Похоронили Дмитрия 13 июля 2003 года в красивом месте у могучих зеленых сосен, символизирующих силу, стойкость и вечную жизнь. (Приложение №2)
Димы нет, но память о нем жива. На мемориальной доске выгравировано его имя, словно «по заказу».
Мы гордимся, что в нашей школе учился такой парень. Простой, обычный, но настоящий патриот. Он ничего не боялся, не думал о смерти, любил жизнь.
Он герой, потому что не побоялся служить на Северном Кавказе. Его родителям не стыдно за сына. Он настоящий мужчина, защитник своего Отечества, замечательный человек.
В нашей школе бережно хранятся все документы и письма из армии Дмитрия. Их отдала в дар мать Дмитрия, Антонина Николаевна Шафигулина.
В память о своем любимом ученике Я.В.Соболева написала стихотворение «Братишка Димка» (Приложение №3)
В результате проведенной работы мы проследили историю жизни Дмитрия Шафигулина.
В ходе работы был собран материал, отражающий судьбу Дмитрия Шафигулина. Мы познакомились с архивными документами из семейного архива семьи Шафигулиных, а также из архивов школьного и поселкового музеев.
Исследуя историю подвига Дмитрия Шафигулина, я пришел к выводу, что человеческая память хранит самые уникальные воспоминания. И эти воспоминания хранят дорогие нам фотографии.
Глядя на них, мы помним человека живым, мы вспоминаем о нем, чем этот человек нам дорог.
Подвиг Дмитрия заключается в том, что он, как и многие парни, пошел служить в армию, но он не выбирал Северный Кавказ! И он пошел туда. Он не думал тогда о смерти, он жил, любил, он помнил, что его любят и ждут…
Наша гипотеза, о том, что мы знаем о судьбах людей, живущих рядом с нами, не подтвердилась. В действительности, мы многое не знаем о людях, которые нас окружают.
Данная работа доказывает, что человеческая память, способна увековечить все: и материальное, и культурное, и человеческое.
«А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда неудачества. О них рассказывают…» [1].
Данная работа имеет свое логическое продолжение. Ее можно использовать на классных часах, на уроках мужества как пример для подражания.
В ходе работы был пополнен школьный музей.
7. Приложения
Приложение №1
Письма Дмитрия Шафигулина домой
Приложение №2
Могила Дмитрия Шафигулина
Приложение №3
Стихотворение Соболевой Яны Владимировны, посвященное Дмитрию Шафигулину
«Братишка Димка»
Рос на юге мальчишка,
Младшего брата любил,
Но пришлось семье уехать
Далеко…От войны…
В Таджикистане стало опасно,
Русских гнали долой.
Вот и пришлось Шафигулиным
Уехать к родственникам, в Россию,
Домой…
Все успокоилось сразу.
Братишки быстро росли.
Вот уже старший Димка
Школу закончил…
И…
Призвали, как и многих, Димку
Родине долг свой отдать.
Служил он Родине честно
И брата не смел забывать.
А маме любимой и папе
Теплые письма писал:
«Все у меня нормально. Жив.
Вернусь к вам скоро опять».
Но радость от писем сына
Недолгой в семье их была.
В солнечный день июня
Похоронка в квартиру пришла.
Погиб братишка Димка
Вместе с друзьями в Чечне,
Но долг свой Родине честно
Отдал он, как и многие те
Солдаты, что погибли в
Той неравной войне…
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Выбери путь
Где спят снеговики?
Ледяная внучка
Колумбово яйцо