Кукла-мотанка была популярным оберегом предков славян с давних времён. Возрождение интереса к ней возник в настоящее время, когда были преданы забвению традиции русского народа.
Вложение | Размер |
---|---|
Цель работы - сохранение семейных традиций через изготовление тряпичных кукол-мотанок. | 15.2 КБ |
Здравствуйте, меня зовут Баранова Татьяна, и я хочу вам представить нашу работу «Малый образ большого мира. Кукла и философия семьи»
В древние времена считалось, что кукла это знак человека. Его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение развитие. Занимаясь на факультативе «Славянские истоки» изучением тряпичной куклы я очень заинтересовалась этим уникальным образом-символом и решила попробовать восстановить утраченные традиции изготовления куклы-мотанки.
Цель - сохранение семейных традиций через изготовление и изучение тряпичных кукол-мотанок.
Задачи - подобрать и изучить литературу, провести исследование (анкетирование), сделать сравнительный анализ и выводы. Посетить мастер- классы по изготовлению тряпичных кукол-мотанок.
Актуальность исследования в том, что необходимо восстановить связи в поколениях.
Гипотеза - если мы будем возрождать наши традиции, в частности, изготовление тряпичной куклы-мотанки, то мы возродим взаимосвязь поколений, которая утеряна в наше время.
Кукольное ремесло было популярно ещё в древние времена, и им занимались не только кукольники, но и гончары, резчики по дереву. Кукольные лавки были обнаружены при раскопках Помпеи, в Египте. Надо отметить, что кукла, которая найдена в Египте – была сделана из очень грубого полотна, а внутри была набита кусками папируса.
Народную тряпичную куклу-мотанку, считают древним оберегом. Появление куклы связывают с началом выращивания льна, тем самым можно сказать, что народной тряпичной кукле-мотанке более 5000 лет.
Когда рождался ребенок, изготавливали народную тряпичную куклу-младенца. Выглядела кукла как младенец в пеленках, ее помещали в кроватку, и кукла являлась его оберегом.
Народная тряпичная кукла баба-берегиня оберегала достаток в семье. Внутри куклы лежали и монеты для достатка, и зерно для урожая, и шерсть для тепла дома.
Народная тряпичная кукла-невеста была оберегом для молодых девок и защищала их от сглаза. Куклу ярко и народно одевали и наряжали, таким образом, привлекались женихи.
Если народную тряпичную куклу-мотанку одевали, то ее одежда часто олицетворяла миниатюру народного традиционного костюма определённой местности. В древние времена других кукол и не знали.
Считалось, что мотание кукол приближает к духу предков и являлось как бы звеном для передачи опыта из поколения в поколение.
Именно поэтому народная тряпичная кукла-мотанка связана с опытом прошлых поколений для будущих. Народную куклу делали на праздники, связанные с земледелием, в конце Масленицы или на Ивана Купала.
Народная тряпичная кукла - мотанка делалась из самого доступного материала, могла быть изготовлена даже из соломы без применения ниток или других инструментов. Кукла-мотанка может быть и вовсе без рук, для ее изготовления использовалось все, что есть в хозяйстве. Одним из самых ценных украшений для такой куклы был кусочек старой одежды с вышивкой. Изображение лица на кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что им просто не нужно в доме лишних глаз.
Народная тряпичная кукла была неотъемлемой частью быта крестьян, связанная с земледельческой работой и очагом. Она до сих пор является символом плодородия и является мощным оберегом.
Когда я начала работать над проектом, я решила провести анкетирование и узнать интерес к тряпичной кукле-мотанке, и сейчас я вам представлю результаты. АНКЕТИРОВАНИЕ
Среди респондентов старшего возраста, многие отвечали положительно на вопрос знают ли они о тряпичной кукле-мотанке, но технология её изготовления им не известна. Респонденты более молодого поколения это только 10% из всех опрошенных, которые знают что-либо про тряпичную куклу, но они очень бы хотели научиться изготавливать её.
Выводы
Таким образом, анализируя результаты проведенного мной исследования, я сделала несколько выводов,
1. что интерес к изготовлению тряпичной куклы был утерян, но
2.Нужно учить изготавливать куклу-мотанку тех, кто заинтересован в этом. И для этого 3.Необходимо создать мастерскую тряпичной игрушки.
Спасибо за внимание. Прошу задавать мне вопросы.
Зимовье зверей
Акварель + трафарет = ?
Рисуем осенние листья
Рождественские подарки от Метелицы
Пока бьют часы