Научно-исследовательская работа о народной тряпичной кукле.
Вложение | Размер |
---|---|
nou-14.doc | 927.5 КБ |
Научное общество учащихся БОУ ДОД ЦРТДиЮ «Дом пионеров»
направление «Декоративно-прикладное искусство»
«Современная жизнь старинной куклы»
Авторы: Сивожелезова Ника,
Мурзанаева Камила,
Фёдорова Милана, 4 б кл.
Межуёва Дарья, 4. а кл.
Баженова Елена, 6 б кл. БОУ СОШ №160,
Детское объединение «Светлячок»
БОУ ДОД ЦРТДиЮ «Дом пионеров»
Руководитель: Гордеева Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
БОУ ДОД ЦРТДиЮ «Дом пионеров»
Омск-2014
Оглавление
Введение
1.Виды и особенности кукол.
2. Изготовление кукол.
2.1. Практическая часть исследования.
2.2 . Технология изготовления
некоторых видов тряпочных кукол.
Заключение
Список литературы
Приложение …………………………………………………………………………………… 15
В куклы играло всё человечество на протяжении многих веков. С давних времён кукол делали из травы, веточек, глины, дерева, камня, позднее из ткани, и они символизировали то тайно, волшебное, что есть в человеческой душе. За их неприхотливым обликом – целый мир, полный чудес и творческих поисков.
Традиционная народная кукла почти не изменилась с тех давних пор, как придумали её наши предки. В куклу не только играли – они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении ребёнка. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами: они непременно помогут! Ведь кукла – создание талантливых рук и творение вечной души человека. А, значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. Мастерицы искренне верили, что тому, кому её дарят, будет помогать их любовь, доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.
Через эти милые создания мы постигаем свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю. Наше желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила – это естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
С одной стороны, интерес к народным ремёслам в современном мире возрастает. С другой, в обществе в целом падает ценность вещей, сделанных вручную, особенно игрушек. Некоторые виды декоративного искусства отходят на второй план и постепенно утрачивают свою актуальность в быту, в образовании. В частности, изготовление тряпичных кукол практически не встречается в школьных программах.
Приступая к нашему исследованию, мы решили выяснить, что помнят о народной тряпичной кукле наши мамы, бабушки и ровесники, насколько велик интерес к их изготовлению. В качестве гипотезы исследования мы предположили, что старинная кукла может прекрасно вписаться в современную жизнь.
Цель работы – изучение видов и особенностей народных кукол.
Задачи: 1) Выделить и систематизировать виды кукол;
2) познакомиться с историей отдельных видов;
3) изучить приемы изготовления некоторых кукол из ткани;
4) выбрать репертуар и изготовить кукол для постановки,
Объект исследования: - народная кукла
Предмет исследования: - художественные и выразительные возможности кукол из ткани.
Методы исследования: изучение литературы, анализ и синтез, наблюдение, опрос, опытная работа.
Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. В словаре С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка. По мнению других ученых – это любая фигурка, даже если она не является детской игрушкой.
По материалу и способу изготовления игрушки делились на лепные, из ткани и нитей, из природных и подручных материалов.
Лепная кукла делалась из золы, глины, теста.
Зольная кукла - Баба - женское божество, одна из древнейших видов игрушек. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой, скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Она же иногда дарилась молодым на свадьбу.
Из теста по праздникам пекли помимо пирогов чудесных птиц и зверушек.
Дымково, Гжель, Каргополь, Филимоново - традиционные центры гончарного ремесла и изготовления глиняных игрушек
Тверская, Мезенская, Архангельская, Ивановская области, село Богородское - славились деревянными резными игрушками. Знаменитые матрёшки Семёнова,Загорска, Полхов – Майдана, Городецкие расписные дамы и гусары покорили весь мир. Детские забавы – «городки, лапта, кости……» были тоже деревянными. На Севере и Дальнем Востоке кукол вырезали также из кости животных.
Куклы из природных материалов - из мочала, из сучьев и веток деревьев, камыша, початков кукурузы, корней травы несли в себе также глубокий символический смысл. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки из неё являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все болезни.
Из травы делали самую простую куклу - Стригушку. Использовали и в лечебных целях, вплетали лечебные травы, запах травы оказывал лечебное действие на ребенка. Козьма и Демьян”, Кубышка – травница –для них так же брали тысячелистник, ромашку и другие целительные травы.
Масленицу мастерили из соломы или лыка, использовали даже тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. В основе куклы Козы – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и cоломы. Она считалась символом жизненной силы.
Тряпичная кукла была традиционной бытовой игрушкой русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Люди верили, что чем усерднее ребёнок играет в куклы, тем больше будет достаток в семье, а если с куклой плохо обращаются – неприятностей не миновать. По красоте куклы судили на посиделках о вкусе и умениях её хозяйки. Бывало, что и замужняя девушка в свободное от домашних хлопот время играла в куклы, пока у неё не рождалась собственная дочь, к которой они и переходили.
Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества. Куклы были забавой не только для девочек. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Крутили кукол и стар, и млад с 4-5 лет. Сначала делали из самых простых, из двух – трех лоскутков, без ножниц и иголок. Сначала делали с мамой или старшей сестрой, зачастую, во время игры.
Сейчас известно почти 100 видов кукол из ткани. Чисто тканевая кукла занимает особое место в семействе народных игрушек. Изготовление ткани было делом трудоемким, дети донашивали одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань, ее можно было легко разорвать руками. Считалось, что такая кукла хранила тепло человека, который носил эту одежду. Из новой ткани делали кукол – на свадьбу и на подарки.
Кукол делали в основном изо льна. Славяне умели обрабатывать лён ещё за 2 тыс. лет до н.э. Они знали, что льняная одежда снимает усталость, восстанавливает силы, способствует более быстрому заживлению ран, зимой греет, летом – даёт прохладу. Неудивительно, что и кукол делали изо льна, от основы до волос и одежды – мягких и нежных, лечебных, как льняное волокно.
Куклы по назначению делились на обрядовые, обережные и игровые. Кроме того куклы делились по размеру: локтевые, ладонные, пальчиковые.
Обрядовые куклы. При их изготовлении соблюдались строгие правила, так же как при изготовлении оберегов. Их почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение и связывались с рождением, свадьбой, погребением.
Обереговые (обережные) куклы. Их делали на рождение, на свадьбы, от сглаза, для дома, для родных и любимых мужчин, которые надолго уходили из дома. Среди обережных кукол были защитные, очистительные, заместительные. Куклой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки, со словами: «Отвернись зло, повернись добро».
Игровые куклы самые простые в изготовлении, они делились на узелковые, сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
Узелковая кукла выполнена способом завязывания узелков.
Сшивная кукла была тем экзаменом, что отделял детство от юности. Если девочка умело изготавливала таких кукол, она уже считалась готовой к замужеству. В некоторых местностях эти куклы имели своё название: «кукла на выхвалку», «простоволосая», «кукла с косой», «молодуха», «кукла нарядная».
С куклами проигрывались все деревенские обряды, чаще всего – свадьба, вместо куклы – мужчины, зачастую использовалась просто щепка. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом.
Классификация видов кукол представлена в Приложении.
2. Изготовление кукол.
2.1. Практическая часть исследования.
Нам стало интересно, чем и как играли наши бабушки и дедушки. Мы их расспросили, и узнали, что они чаще сами мастерили игрушки из различных материалов: из картошки, кукурузных початков, травы, пряжи. Очень жаль, что они не сохранились, но с каким удовольствием наши бабушки показывали нам, как их делать. Большую часть свободного времени дети проводили за уличными подвижными играми в мяч, прятки, догонялки, футбол и хоккей.
По рассказам наших бабушек, в 70-е годы на прилавках магазинов уже красовались пластмассовые куклы и механические игрушки (пупсы, куклы в национальных костюмах, танки на батарейках и пр.), но они больше были похожи на сувениры. Играли же с удовольствием: девочки - самодельными бумажными принцессами, тряпочными куколками из чулочков и платочков, а мальчики – самостоятельно выструганными мечами, деревянными и металлическими машинками. Причём мальчишкам везло больше: модели машинок и транзисторов (радиоигрушка) печатали в специальном журнале «Наука и техника». Для девочек специальной литературы по декоративно-прикладному искусству и изготовлению народной тряпичной куклы было очень немного. Детство наших мам совпало с заселением нашей страны куклами Барби и мишек Тедди. Однако, мы отметили живой интерес мам и бабушек к нашим самодельным народным куколкам – как говорится, память предков не даёт забыть свою историю.
Занимаясь в театре кукол «Светлячок», мы знакомились с различными видами кукол, народных игрушек, выступали на различных площадках со своими театральными куклами, изучали и изготавливали народных кукол.
При этом мы обратили внимание на то, что в нашей школьной программе на уроках технологии практически не рассматривается тканевая кукла. В 2013 году мы проводили опрос учеников 2-4 кл. и выяснили, что под «игровой куклой» практически все понимают ту, с которой можно играть и выделяют домашнюю и театральную. При этом незначительная часть опрошенных вспомнила народную куклу, в основном деревянную (Матрёшка, кубики, богородские игрушки). В области театральной куклы – знания были значительнее. Мы обратили внимание на то, что в семье сейчас редко передаются игрушки по наследству, наиболее распространёнными являются механизированные и куклы по типу Барби. При этом, конечно, есть любимая мягкая игрушка, но она практически всегда – фабричного производства. Интересен и тот факт, что знания людей старшего поколения по вопросу народных игрушек глубже, и они получали их от своих бабушек.
Многие девочки, мамы и бабушки сейчас интересуются созданием подарков и сувениров своими руками: изучают различные техники бисероплетения, плетения лентами, крючком, увлекаются изготовлением открыток, сувениров, игрушек и кукол. В настоящее время выпускается достаточное количество литературы и в наличие - Интернет-ресурсы по вопросам рукоделия, различные конкурсы и сетевые проекты.
Нас заинтересовал вопрос: насколько традиционная тряпичная народная кукла может быть современна и принята людьми, привыкшими к компьютерному и телевизионному существованию жизни. Мы в настоящее время настолько привыкли к мультипликации, компьютерным играм, что захотели попробовать сочинить свою историю с участием наших кукол -мультипликационный фильм «Как Веснянки за Солнышком ходили».
В итоге мы сделали вывод, что и семья, и школа в настоящее время мало времени уделяют такому увлекательному и познавательному виду творчества, как изготовление игровой тряпичной куклы. Современный технический прогресс и компьютерные игры намного расширяют игровое пространство и возможности, но, на наш взгляд, уменьшают творческие ощущения и общение. Мы обратили внимание на то, что даже незавершённая самодельная кукла уже вызывала желание играть с ней, она предоставляет прекрасную возможность для творческого поиска и воспитания позитивного отношения к жизни.
2.2 . Технология изготовления некоторых видов тряпочных кукол.
Кукла-помощница “Десятиручка”.
Из длинной полоски ткани сворачиваем полоску для туловища, перегибаем ее. В выполнении такой «куватки» есть свои особенности: в месте перегиба основной детали ткань не перетягивали. Голову обозначают, перемотав это место ниткой (1).
Для изготовления рук скручиваем короткую полоску. Обкручиваем ниткой концы полоски на расстоянии 1 см от края, завязывая узлом (2). Выполняем 5 пар рук для куклы и разворачиваем их веером (3). Вкладываем «руки» под головой между половинками туловища (4).
Далее крестообразно затягиваем и закрепляем «руки» в тельце куколки (5)
Неразлучники
Предназначены, в первую очередь, для отвода на себя недобрых взглядов от Жениха и Невесты. При их изготовлении соблюдается несколько важных правил: общая рука – как символ готовности мужа и жены идти по жизни вместе, использование красного и жёлтого цветов – как цветов жизни и любви, косой крест на груди – знак плодородия, а кисточки на руке - пожелание будущих деток. Неразлучники делаются одного роста, что символизирует равенство мужа и жены.
Из длинных полосок ткани сворачивают полоски для туловищ двух кукол,
сворачивают их. Общую руку выполняют путём накручивания полоски ткани на круглую палочку.
У одной куклы концы ткани завязывают, образуя ноги жениха, а у другой – расправляют в виде юбки – у невесты.
На расстоянии одной трети длины обматывают ниткой туловище куклы, выделяя голову.
Вкладывают «руку» между полосок. Далее последовательно крестообразно затягивают и закрепляют «руку» в тельце каждой куклы. Посередине общей руки завязывают поясок как символ нерушимости связи.
Веснянка.
С приходом весны оживала жизнь, а в народном творчестве появлялись на свет куклы-веснянки. Кукла веснянка с косой - символ весеннего тепла, пробуждающего все живое. Девочки с удовольствием дарили их друг другу с пожеланием любви, красоты и счастья.
После долгой зимы дети могли много времени проводить на улице. Веснянка – пасхальная куколка, часто делалась на ниточке, получалась своеобразная марионетка. Когда наиграешься, можно повесить за петельку на свою одежду. Веснянка была куколкой одного дня, испачканную за день куколку просто сжигали. Заботливые хозяйки использовали её в качестве пасхальной упаковки яйца в подарок кому-либо.
Зайчик на пальчик делалась специально для ребенка с 3 лет, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Когда родители уходили из дома, давали игрушку детям., чтобы они не скучали и было с кем поделиться секретами или страхами. Это и друг, и оберег. С зайчиком вообще связано в нашем фольклоре множество сказок, прибауток, потешек и игр. Зайка – любимый сказочный герой, чаще всего беззащитный и слабый, поэтому, наверное, оставаясь с ним наедине, ребёнок чувствовал себя чуть-чуть сильнее.
Птичка.
Птицы - вестники весны, тепла, солнца, пробуждающейся жизни, древний образ духа и души. Накануне весенних праздников пекли жаворонков, куликов, а из простого цветного лоскута ткани можно сделать симпатичную птаху или целую птичью стаю - ведь птица, хоть и кружит высоко в небе, символ семейственности и домашнего гнезда. . Делали их на праздник Сороки в марте Славяне верили, что в этот день из тёплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок.. Они, по поверью, приносили в клювах ключи, которыми можно замкнуть на замок зиму и отомкнуть, выпустить весну.
Заключение
Игрушка – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитьё, вышивка, аппликация. Работа над тряпичной куклой поможет развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие. Такая работа позволяет открыть для себя кукольный мир, приобщиться к истокам народной культуры, традициям и быту.
Кукла заряжает радостью, положительными эмоциями. Современный ребёнок, получая игрушки одну за другой, может всё равно маяться от скуки. А народная кукла, сделанная своими руками, никогда не надоест.
В ходе исследования мы рассмотрели виды и особенности народных игрушек, систематизировали их по материалам и способам изготовления, изучили технологию изготовления некоторых видов тряпочных кукол. Мы работали с нитями, тканями; выясняли, как материал для изготовления влияет на игровые возможности куклы, смастерили сами и помогали малышам изготовить куколок к Масленице и Пасхе.
Результатом нашей работы можно считать так же участие в Областном телекоммуникационном проекте « Тайны сундука прабабушки», организованном на образовательном проекте «Школа» ОмГПУ ( 2 место), в Всероссийском сетевом проекте «Масленица краса и её чудеса» (1 место). В процессе участия мы рисовали будущих кукол, изучали их историю и технологию изготовления, подбирали материалы, изготавливали кукол – Масленицу, Десятиручку, Веснянку, Неразлучников, Утешницу, Птичку, Зайчика-на-пальчик, сочиняли и проигрывали с ними различные истории. Результатом нашей работы стал мультфильм «Как Веснянки за Солнышком ходили».
В ходе проведённого исследования мы не ставили задачу - описать подробно технологию изготовления кукол. Мы подтвердили свою гипотезу о том, что старинная кукла может и прекрасно вписывается в реалии современной жизни. Мы только приоткрыли завесу в большой и интересный мир народной куклы. Его многообразие позволяет нам продолжить начатое исследование. Мы продолжим работу над народной игрушкой – поближе познакомимся с любимцем ярмарочной публики – Петрушкой.
Пятёрки
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Ледяная внучка
Просто так
Мост Леонардо