Цель работы: Исследование образа Весны в культурах народов мира.
Задачи:
1. Изучить литературу, связанную с образами, символами Весны у разных народов мира;
2. Выделить основные характерные признаки образов и символов Весны.
3. Выполнить изделия, символизирующие образ Весны в различных техниках.
Вложение | Размер |
---|---|
nou_vesna.doc | 373 КБ |
Научное общество учащихся
МОУ ДОД ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
Направление декоративно-прикладного искусства
«Образы и символы весны
в культурах разных народов».
Авторы:
Плюснина Алина 13 лет,
Сергеева Элина 13 лет,
Горбунова Полина 11 лет,
Рыжих Анна11 лет
Детское объединение «Рукодельница»
Руководитель:
Педагог дополнительного образования
Сергеева Э.Н.
Омск - 2012
«Образы и символы весны в культурах разных народов».
Приход весны празднуется во многих культурах. Начинается пора цветения растений.
Люди всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Цель нашей работы: Исследование образа весны в культурах народов мира.
Задачи:
Методы исследования:
Изучение литературы, анализ, синтез, практическая работа.
В ходе исследования мы выявили, что с Весной связано много древних легенд и мифов.
Так, например, Богине весны и цветов Флоре (римской) был посвящен праздник флораллия- ежегодно весной между 28 апреля и 3 мая. Римляне одевали яркие одежды, носили венки и разыгрывали театрализованные представления на природе. Приносили в жертву Богине Флоре молоко и мед.
Фрея (кельтская) - Богиня плодородия покидала землю во время холодов и возвращалась весной, чтобы вернуть жизнь и красоту природе. Она носила волшебное ожерелье, которое представляло огонь солнца.
Эостре, или Остре, — англосаксонская богиня Весны, которой в дни Весеннего равноденствия приносили в жертву пироги и крашеные яйца. Ей были посвящены кролики, особенно белые, и, согласно поверьям, она сама могла появляться в виде кролика. Также считается, что она является богиней востока, а это соответствует языческой традиции, по которой возрождение приходит с востока.
С приходом весны связан еще один древнегреческий миф - о Деметре и Персефоне.
Персефона, в греческой мифологии дочь Зевса и богини плодородия и земледелия Деметры. Богиня Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Но Зевс пообещал ее в жёны своему мрачному брату Аиду - богу подземного царства, который увёз Персефону в свой дворец в подземном мире. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери. Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Боги Олимпа стали просить Аида отпускать время от времени Персефону на землю, чтобы она а могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, луга покрылись нежной травой. Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть - с мужем. Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери приводит с собой весну. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева.
Весна в представлении всех славянских народов, в том числе и на Руси, имела образ Богини красоты Лады. И именно от неё зависел приход тепла, расцвет всего живого, будущий урожай и сама Жизнь человека.
Лада – славянская богиня весны, веселья, любви и красоты, согласия и всякого благополучия.
Богиня Лада была известна многим европейским народам.
Когда в XII веке до н. э. дорийцы завоевали Грецию, то они принесли с собой культ Лады, чье имя на их языке означало Госпожа. С тех пор Лада прочно поселилась в древнегреческой мифологии, в виде белого лебедя.
В славянских землях Ладу почитали более чем где-либо. Значение имени Лада, от старославянского языка - милая, хорошая.
Появлялось, возрождалось к новой жизни, светлое божество весеннего плодородия земли – веселая красавица Лада. И шла красавица, озаряя Русь своим разгульным весельем, шла на поиски дремавшего где-то в глубоких снегах, усыпленного и зачарованного Мораной, своего возлюбленного. Богатое воображение народа окружало красавицу Ладу многочисленными веселыми добрыми спутниками полубожественного, полусмертного происхождения, а злую Морану – духами тьмы, холода и всякого лиха.
В славянских землях почитали как предков и дорогих родичей верховного владыку Рода и его супругу великую богиню Ладу. Они считали их прародителями, с которых и началась когда-то их родословная. Именем Лада наши предки называли и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. Чтобы избегнуть бед, каждая пара молодоженов приносила богине цветы, живых птиц, мёд и ягоды.
Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки. У основания статуи дымились благовония, лежали груды цветов, которые служители ежедневно заменяли новыми букетами. Здание храма было традиционно построено из «живого» материала — дерева (эта традиция строго соблюдается, например, на Востоке — в Китае и Японии), сплошь покрытого серебряными пластинами. Тысячи горящих свечей отражались в этих серебряных плитах и сполохами освещали все вокруг. Действительно, это было поразительное, неземное по красоте, зрелище.
Мастера русских народных промыслов изображали Ладу в виде красивой молодой женщины в русском платье с двумя младенцами на руках– дочерью Лелей и сыном Ящером.
Шли за веками века, оставлявшие языческие сказания о богах в затуманенной новою жизнью дали; и мало-помалу красавица-богиня, вестница весны и любви, Лада превращалась в Масленицу. Ладо-Масленица знаменует окончание зимы и приход долгожданной весны. Масленица приходится как раз на ту пору зимы, когда победа животворящих сил природы над смертоносной мощью мрака и холода становится все ощутительнее: стоят оттепели, с крыш льет капель, день подрастает все заметнее.
У Лады спрашивали разрешение на закликание Весны: Благослови Ладо-Мати Весну закликати! На Масленицу Ладу зовут рукоплесканиями и песнями с припевом «Ладо! Ладо!».
| Благослови, боже, |
И, конечно, мать Любовь давала свое благословение людям на призывание весны.
Изучив литературу, мы тоже решили изобразить Весну в образе красавицы - девушки. Для этого использованы техники «Вязание крючком», вышивка лентами. Платье вывязано, и украшено ажурными цветами. В работе мы применили приёмы вышивки «шов с завитком, вперёд иголку, крученый стежок»; приёмы вязания: столбики без накида, столбики с накидом.
Чтобы Богиня Весны Лада действительно пришла в своё время, необходимо её позвать или как говорят белорусы - «загукаць». А так как настоящих птиц в этот период ещё очень мало, Лада могла не поверить, что время её пришло. Чтобы окончательно её убедить в обратном, хозяйки пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц. В Белоруссии таких птичек называли - «галёпы».
Таких птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать весну. Для этого печёных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали их на плетень, крыши, деревья, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички. Печёных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. В более позднюю эпоху птиц стали делать из бумаги.
Мы тоже смастерили жаворонка, символ прихода Весны, только из ниток.
Слово Символ — вещественный или условный знак, обозначающий или напоминающий образ какого-нибудь понятия, явления. Например, голубь — символ мира, якорь — символ надежды.
Наш жаворонок - символ прихода Весны, выполнен в технике «Вязание крючком».
Мы нашли схему, по которой вырезали птичек из теста (Приложение 1), но решили их не испечь, а связать. Вот, что у нас получилось.
Второй наш символ тоже связан с приходом весны. Умытая вешними водами богиня Лада является в мир со щедрыми дарами: дождями и тёплой погодой. Там же, куда упала первая молния, вырастают первоцветы, чтобы своими ключами-цветками отомкнуть земные недра для буйного роста трав, кустов и деревьев. В Древней Руси примулу весеннюю, или первоцвет, любовно называли «баранчики», «первенец», «кудель», «барашки» . С этим красивым и очень изящным растением связано немало преданий и легенд.
Известный с древнейших времён первоцвет весенний воспет многими народами. Есть легенды о первоцвете весеннем и у народов Европы, и на Руси, и на Кавказе. Особенно любим первоцвет весенний народами Западной Европы.
Древние скандинавы и германцы называли примулу «цветок от всех болезней». А также они считали примулу «ключами богини весны Фреи» - ими эта богиня Счастья, Любви и Плодородия отворяла весну. Там, где радужное ожерелье Фреи касалось земли, из него выпадали золотые ключики, превращаясь в примулу.
Датское предание уверяет: в примулу была превращена сама сказочная принцесса эльфов. Она полюбила молодого юношу и забыла свой народ. В наказание принцесса была превращена в прекрасную примулу, а юноша в весеннюю анемону. С тех пор они вместе зацветают весной и вместе умирают.
Согласно английским преданиям, в примулах прячутся гномы. И если весной выйти на луг лунной ночью, то люди-счастливцы могут услышать, как из цветков примулы доносится хор нежных голосов гномов.
По средневековому преданью, примулы – это ключи от ворот рая. Они выпали из рук задремавшего под весенним солнышком сторожа, апостола Петра. Кинулся было Пётр ловить выскользнувшие ключи, но не успел их подхватить. Упали райские ключи на землю и превратились в первоцветы-примулы...
В народе первоцвет весенний издавна считался цветком бодрости и здоровья. У первоцвета весеннего существует множество родственников. Ведь примул на земном шаре насчитывается не менее 500 видов. Но среди них ценными лекарственными свойствами обладает лишь первоцвет весенний. Сегодня цветоводы разводят и грунтовые, и горшечные примулы.
Мы представляем вам связанную крючком комнатную примулу. В работе использованы основные приемы вязания крючком: столбики без накида и столбики с накидом.
Таким образом, выполнив изделия в виде образов и символов Весны, мы увидели, что смысловое значение работ можно сохранить, независимо от использования различных техник декоративно - прикладного искусства. Мы в течение учебного года находили литературные источники с описанием легенд и мифов древнего мира по теме, сравнивали их содержание, создавали эскизы работ, изучали вспомогательные техники изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Таким образом, в целом полученные результаты позволяют отметить, что цель исследования достигнута, задачи решены. В своей работе мы коснулись лишь некоторых символов, связанных с образом Весны в культурах разных народов.
Данная работа предполагает дальнейшее развитие и более глубокое изучение.
Приложение 1.
Есть много способов лепки жаворонков.
Итак, первый способ. Делаем из теста длинную колбаску и сворачиваем в узел.
Один конец расплющиваем и режем. Другой конец немного вытягиваем, формируем голову и клювик.
Теперь делаем глазки. Для этого изюминку режем на кусочки. Прикреплять глазки удобнее зубочисткой. Надеваем изюминку на зубочистку и вдавливаем в тесто. Готовых птичек перекладываем на смазанный маслом противень. Перед тем как сажать в духовку, жаворонкам нужно дать немного подойти. Ставим птичек в разогретую духовку.
Второй способ. Делаем недлинную толстую колбаску. С одной стороны формируем голову и клюв. Другую сторону сдавливаем. Это будет хвост и крыло.
Разрезаем эту другую сторону пополам. Делаем перышки. Крыло загибаем вверх. Делаем глазик.
Третий способ. Делаем колбаску средней длины. Загибаем в петельку.
Кончики колбаски расплющиваем и надрезаем – это крылья. С другой стороны формируем голову и клювик. Делаем глазки.
Четвертый способ. Делаем две колбаски. Кладем их крест накрест.
Расплющиваем оба конца верхней колбаски и один конец нижней колбаски. Второй конец нижней колбаски приподнимаем и формируем голову и клювик.
Надрезаем хвост и крылышки, делаем глазки.
Готовых жаворонков можно смазать постным маслом.
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Снежная книга
Золотой циркуль
Самый главный и трудный вопрос
Пятёрки