Уже 67-й раз пришла на нашу землю весна после войны. Войны, которая навсегда стала для нас примером величия подвига и страданий, мерилом цены жизни. Сколько горя и бед принесла эта война всем советским людям, в том числе моим землякам – курянам, а также многим моим односельчанам- жителям села Гостомля Медвенского района.
Более 18 тысяч сынов и дочерей Медвенского района ушли на фронт, чтобы сражаться с ненавистным врагом и 6028 из них не вернулись. Среди погибших те, которые сложили головы в тяжелых боях, а также пропавшие без вести и замученные фашистами в концлагерях.
Уже родились и даже пошли в школу дети, чьи деды не знали войны. Наследники тех, кто вернулся, и тех, кто густо полил своей кровью все окрестные поля. Воинам – землякам, навсегда оставшимся на полях сражений, благодарные потомки поставили памятники в селах Медвенского района.Памятник погибшим односельчанам в селе Гостомля.
Вложение | Размер |
---|---|
Памятник погибшим односельчанам в селе Гостомля | 25.7 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ
МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МОКУ «ГОСТОМЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА »
307041 Курская область Медвенский район с. Гостомля
Тел. 8(47146)4-61-38
Памятник погибшим односельчанам в селе Гостомля
Исследовательская работа на конкурс «Памятники воинской славы Курского края»
Автор: Воронкин Владас, обучающийся в 7 классе
Руководитель: Коренева Надежда Николаевна, руководитель краеведческого кружка
Адрес: село 1-я Гостомля.Тел.8-906-573-53-31
1
Содержание
1.Введение. стр. 3-4
2.Основная часть. стр.4-7
2.1.Теоретическая часть. стр.4
2.2.Исследовательская часть. стр.4-7
2.3.Выводы исследования стр.7
3. Заключение. стр.7
4.Использованные источники и литература. стр.8
5. Приложение. стр.9-13
2
Введение.
Уже 67-й раз пришла на нашу землю весна после войны. Войны, которая навсегда стала для нас примером величия подвига и страданий, мерилом цены жизни. Сколько горя и бед принесла эта война всем советским людям, в том числе моим землякам – курянам, а также многим моим односельчанам- жителям села Гостомля Медвенского района.
Более 18 тысяч сынов и дочерей Медвенского района ушли на фронт, чтобы сражаться с ненавистным врагом и 6028 из них не вернулись. Среди погибших те, которые сложили головы в тяжелых боях, а также пропавшие без вести и замученные фашистами в концлагерях.
Уже родились и даже пошли в школу дети, чьи деды не знали войны. Наследники тех, кто вернулся, и тех, кто густо полил своей кровью все окрестные поля. Воинам – землякам, навсегда оставшимся на полях сражений, благодарные потомки поставили памятники в селах Медвенского района.
Сначала я думал, что памятников погибшим в годы Великой Отечественной войны на территории нашего района немного. Чтобы выяснить это, поговорил со своими родителями, руководителем краеведческого кружка и 80-летней жительницей села Скурлатовой Екатериной Павловной. Оказалось, что почти в каждом селе есть памятник погибшим односельчанам, а в некоторых – не один. Наше село Гостомля – не исключение. На территории школы, где я учусь, стоит памятник погибшим односельчанам. Я каждый день прохожу мимо него. Интересно, а когда он установлен? Этот вопрос навел меня на мысль: провести исследовательскую работу «Памятник погибшим односельчанам в селе Гостомля».
Почему мной выбрана данная тема?
- Во- первых, мне хочется узнать когда вообще появилась традиция ставить памятники.
- Во-вторых, мне интересна история создания памятника в селе Гостомля.
- В-третьих, я хочу понять , какое значение имеет этот памятник в жизни моих земляков.
Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний момент очень мало осталось в живых ветеранов – участников Великой Отечественной войны, которые могут рассказать нам об исторических событиях 1941-1945 годов. А памятники и мемориальные комплексы увековечили события военных лет и подвиги героев Великой Отечественной войны.
Цель работы: с помощью исследования узнать историю создания памятника погибшим воинам – односельчанам в селе Гостомля и показать его значение в жизни гостомлян.
Задачи исследования:
3
Объект исследования: памятник воинам – односельчанам на территории школы в селе Гостомля.
Метод исследования : опрос жителей села.
2.Основная часть.
2.1. Теоретическая часть.
В Большой Советской энциклопедии так говорится о толковании слова памятник:
1)В широком смысле – объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа.
2)В узком смысле – произведение искусства, созданное для увековечивания памяти о людях и событиях.
Проблема сохранения культурного наследия возникла не сегодня, а очень давно . Еще в эпоху родового строя и средневековья существовали обычаи почитания мест захоронения умерших предков, их вещей; места боев с иноземными захватчиками объявлялись священными, на них возводились храмы.
В середине XVII века был создан специальный приказ с целью сбора материалов и написания истории России. Но это было лишь попыткой зафиксировать памятники прошлого без осознанного научного отношения к ним.
В нашей стране с первых лет советской власти сооружение памятников, которые раскрывали историю развития революционных идей, считалось одной из важнейших задач искусства. Ранние советские памятники были небольших размеров, но в 30-х годах это были уже большие монументы, которые включались в городские ансамбли. Особенно широка Программа сооружения памятников, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуто много памятников, включающих реальные предметы (танки, артиллерийские орудия, самолеты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотическом воспитании играет практика создания бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда.
2.2.Исследовательская часть.
Итак, изучение ресурсов Internet дало мне возможность понять, что сооружение памятника погибшим воинам- односельчанам осуществлялось в рамках « Программы сооружения памятников, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов ».
Цель моего исследования: с помощью исследования узнать историю создания памятника погибшим воинам – односельчанам в селе Гостомля и показать его значение в жизни гостомлян.
Для достижения цели были поставлены задачи:
4
Зная из занятий краеведческого кружка, что памятник первоначально был установлен в 1975 году около старого здания Гостомлянской
8-летней школы, я решил поговорить с очевидцами этого события. Учительница математики и физики Мицкая Зоя Васильевна в 1975 году работала в Гостомлянской 8-летней школе. По ее словам весной 1975 года в Гостомлянском сельском совете было проведено собрание депутатов сельского совета, где присутствовал Совет ветеранов Великой Отечественной войны. На этом собрании было принято обращение ветеранов к председателю сельского совета Березуцкой Марии Акимовне о сооружении памятника погибшим воинам – односельчанам и решено было приурочить это событие к 30-й годовщине со Дня Победы.
Мария Акимовна заказала проект памятника в городе Курске, в Архитектурном управлении , и через некоторое время к зданию школы привезли трехметровую бетонную статую солдата, которая состояла из нескольких частей. Сразу же началось строительство стелы. Местная колхозная бригада строителей залила фундамент для стелы, забетонировала вокруг небольшую площадку. Затем из кирпича сложили стелу в виде трапеции. Справа от стелы смонтировали и установили статую солдата с автоматом. Ее покрасили в бронзовый цвет. На стеле закрепили две металлических плиты - маленькую и большую. На маленькой художник сделал надпись: «Светлой памяти земляков – воинов». А на большой плите им были написаны фамилии всех односельчан, погибших в Великой Отечественной войне. Всего фамилий было 395. Слева и справа от памятника были разбиты клумбы, а между ними забетонирована дорожка к памятнику.
Моя классная руководительница Коренева Надежда Николаевна помнит день, когда в торжественной обстановке был открыт памятник. Она тогда была ученицей 4-го класса Гостомлянской 8-летней школы. По ее словам, открытие памятника в нашем селе было событием районного масштаба. Было это 9 мая 1975 года. Вся площадка перед памятником была заполнена людьми. Здесь присутствовали официальные лица района, руководство и передовики колхоза имени Крупской, просто жители села, все школьники и педагогический коллектив, артисты районного ДК и сельского ДК. Открыл праздничное мероприятие директор школы Моторыкин Иван Павлович, который сам был участником войны. Вначале он сказал о том, что в честь 30- летнего юбилея Победы сегодня мы открываем памятник погибшим воинам – односельчанам. Памятник был накрыт белой тканью, которую сдернули в торжественной обстановке и взору присутствующих людей предстала бронзовая статуя воина- солдата. В присутствии всех руками Ивана Павловича в стелу была заложена капсула с посланием к потомкам. Надежда Николаевна помнит, что на крышке капсулы было написано: «Вскрыть через 50 лет». Затем Иван
5
Павлович читал доклад, выступали официальные лица, которые поздравляли с Днем Победы ветеранов и всех присутствующих. После этого руководство колхоза в честь 30-летия Победы награждало передовиков сельского хозяйства ценными подарками. Надежда Николаевна до сих пор помнит подарок, которым наградили доярку Евглевскую Раису Васильевну, жившую с ней на одной улице.
Памятник простоял около здания Гостомлянской 8-летней школы 12 лет. Все эти годы за ним ухаживали школьники. Каждую весну ко Дню Победы красили статую солдата, ремонтировали дорожки, сажали цветы. В то время учителем биологии в школе работала увлеченный человек Чебунина Екатерина Николаевна. Она умела выращивать прекрасные цветы, которыми любовались все. Виды цветов она подбирала так умело, что они цвели целое лето. Около памятника всегда фотографировались выпускники, это считалось особой честью. Мой папа на сайте одноклассников в интернете случайно нашел фото (см. приложение), на котором как раз изображены выпускники 8-го класса 1983 года вместе с директором школы Моторыкиным И.П., классным руководителем Кузнецовой Л.П. и завучем Мицкой З.В. .
В 1986году в Гостомле была построена новая средняя школа совсем в другом месте, на центральной усадьбе колхоза. Памятник решено было перенести. Сделали это весной 1987 года к празднованию 52-й годовщины Великой Победы. Наш земляк, Бекетов Василий Николаевич, который имеет собственную строительную фирму в поселке Медвенка, сделал все за собственные средства. Строители поставили новую стелу, установили статую солдата, только теперь слева от стелы;закрепили металлические плиты. Только вот капсулу с обращением к потомкам не вмонтировали вновь. А жаль, ведь как интересно было бы прочесть это обращение в 2025 году.
Теперь вокруг памятника также разбиты клумбы, а территория его обрамлена черными металлическими цепями, которые придают памятнику особую величественность.
Каждую весну мы, школьники, убираем территорию вокруг памятника: соскребаем сухие листья, белим известью кирпичные столбики, красим цепи и статую солдата, вскапываем клумбы. Художник обновляет фамилии погибших односельчан. 9-го мая сюда придут оставшиеся еще в живых ветераны со своими детьми и внуками, поэтому все должно быть красиво.
Уже давно стало традицией: 9-го мая у здания школы проводится праздничное мероприятие, возлагаются венки и цветы к подножию памятника, ветераны и очевидцы военных событий вспоминают годы тяжелых испытаний, читают фамилии погибших односельчан и вспоминают их. И так будет всегда, пока будет стоять этот памятник в нашем селе. Этот памятник имеет большое значение в жизни гостомлян.
6
2.3.Выводы исследования.
Сколько раз я видел 9-го мая здесь представительных людей, приехавших
из Москвы, Санкт- Петербурга и других больших городов. Сначала я думал: зачем они здесь? Там, где они живут ,наверняка, сегодня будет красивый праздничный салют, большой концерт артистов на центральной площади. А они почему- то здесь, в деревне. Но когда увидел, как они со слезами на глазах вчитывались в фамилии на металлической плите, все понял. Здесь написаны фамилии их близких родственников. И для многих из них эта фамилия – единственное, что известно о погибшем или пропавшем без вести родном человеке .В День Победы они едут сюда, как будто на его могилу, чтобы поклониться его праху.
Когда в нашей школе проходит Праздник Последнего звонка и Выпускной вечер, то обязательно выпускники фотографируются около памятника. Тем самым они показывают глубокое уважение односельчанам, совершившим подвиг и отдавшим свои жизни за то, чтобы мы жили под мирным небом. Никогда не померкнет народная память о них.
Последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям, внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.
Заключение.
Изучая историю памятника, я для себя открыл много интересного, познакомился с толкованием слова «памятник», узнал, когда появилась традиция ставить памятники. Искал материал в интернете, беседовал с жителями села Гостомля и, конечно, изучал книгу «Наш Медвенский край», где , к сожалению не нашел информации о памятнике в селе Гостомля. К большому сожалению, хочу отметить, что в сельском совете нет никаких документов о нашем памятнике, поэтому я не смог узнать фамилию скульптора. Но, тем не менее, я буду рад, если моя работа будет полезна и кто- то будет пользоваться моими исследованиями. В приложении я поместил фотографии памятника. Там хорошо видна надпись: «Светлой памяти земляков – воинов» . Может быть они постоянно с небес молча смотрят на нас. Пусть земля им будет пухом, царствие им небесное. А мы всегда будем помнить о них. И наша память будет лучшим памятником.
7
Используемые источники и литература
8
Подарок
Солдатская шинель
Лепесток и цветок
Крутильный маятник своими руками
Астрономический календарь. Октябрь, 2018