Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат неприменной частью повседневной жизни человека.
Вложение | Размер |
---|---|
Искусство филиграни | 909.5 КБ |
Я держу в руках дедушкин подстаканник с филигранью – изделием казаковских мастеров.
Какое чудо красоты сотворили мастера из села Казаково Нижегородской области! Как создали его руки мастера – художника? Воображением, фантазией, вдохновением? Душевным восторгом или спокойствием? Радостью или печалью? Кто знает! Но ощущаешь, что этот труд для человека – наслаждение. Наверное, он делал его рано утром или вечером, потому что день приносит простые житейские заботы, а яркий солнечный свет как-то размывает остроту воображения, стремление к творчеству. Да, так говорят творческие люди: только по утрам и вечерами они ощущают «приближение бога», т.е. вдохновения.
Село Казаково раскинулось на просторе заливных лугов и лесов, и эта красота природы – источник их творческого труда, их промысла – филиграни – самобытного направления обработки металла.
Мастера промысла практически всегда владели и владеют всеми видами художественных и технических приемов обработки металла. Традиционно здесь изготавливается посуда (кувшины, чашечки, вазы, кубки), ювелирные изделия из серебра и золота.
Что же лежало в основе филиграни?
Филигрань (скань) – один из древнейших видов художественной обработки металла. Название «филигрань» происходит от двух латинских слов – «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает «свить», «скрутить». И то, и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла.
Как давно это искусство появилось? При раскопках курганов 9 века уже находили филигранные изделия.
Мастера тщательно следят за плавностью и красотой изгибов крупных и мельчайших элементов, а просветы должны быть идеально выполнены, так как прозрачность, кружевной узор зависит от них. Уникальность филигранных изделий в том, что все выполняется вручную. Мастер, прежде чем сесть за работу, ощущает волнение, понимает душой, что же будет в рисунке. Он смотрит в окно, на летящие снежинки, на морозный рисунок на стекле и знает, что именно эту красоту он запечатлеет на подстаканнике или шкатулке.
Филигрань можно назвать апофеозом древнего ювелирного искусства, которое сохранилось и существует и в наше время является своего рода русским символом. Филигрань - это изготовление ювелирных изделий с помощью особого метода. Для этого применяется скручивание тончайшей проволоки из драгоценных металлов (золота и серебра). Вся работа сводится к манипуляциям с золотой нитью: при скручивании двух проволочек получается необыкновенной красоты ажурный узор, который затем накладывается на поверхность ювелирного изделия и припаивается к ней. Это достаточно кропотливая и долгая работа, т.к. ювелирному мастеру приходится обрабатывать таким образом всю поверхность ювелирного изделия.
Применяется и метод частичной филиграни - когда нужно замаскировать стыки припаянных друг к другу частей ювелирного изделия. Филигранью обрабатывают и серьги, и кольца, и подвески, которые становятся великолепным подарком для женщины или мужчины.
Совместно с техникой филиграни применяют и технику скани или зерни. Эти два метода неотделимы друг от друга - вместе они создают изумительное впечатление гармонии. Скань представляет собой миниатюрные шарики или зернышки из драгоценного металла, припаянные к поверхности ювелирного изделия и образующие неповторимый узор. Этот метод очень часто используется ювелирами, так как скань или гранулирование очень выразительно и придает изделию эстетическую силу.
Проходят годы. Зернь уходит на второй план, а чаще употребляется ажурная и рельефная филиграни.
Царские монастырские мастерские… Именно здесь трудились мастера-сканщики, вдали от суеты и забот повседневной жизни, размышляя о вечном, о красоте своих изделий. Иногда наряду с камнями применяли хрусталь, перламутр.
С XIX века изделия из филиграни выпускались уже в большом количестве: дорогая посуда, церковная, принадлежности туалета.
Расцветает рельефная ажурная филигрань. Как много нужно знать мастеру приемов, чтобы создать шкатулку или блюдо, ювелирное украшение. Необходимо не только создать узор, но и следить за соразмерностью его частей, красотой изгибов мельчайших элементов. Технология создания филиграни достаточно сложна и требует больших знаний, мастерства и терпения.
Особенностью казаковских изделий является самостоятельное значение филиграни: она не применяется как часть украшения металлического предмета, как накладка на металл, а из филиграни создаются изделия целиком ажурные.
Филигранный узор набирается из гладкой или скрученной в жгутик медной проволоки по предварительному рисунку на бумаге, к которой приклеиваются отдельные детали сканного орнамента. Затем будущее изделие посыпают серебряным припоем и паяют. При пайке бумага сгорает, а ажурные завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Дальнейшая обработка - посеребрение анодным серебром 999,9. Для придания цвета старинного серебра наносится оксидная пленка.
Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т. д.
Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.
Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.
Какая трудоемкая подготовительная работа1
Разработка шаблонов состоит в том, что рисунок изделия разделяют на части, каждую из которых развертывают на плоскости. Уточняют и классифицируют элементы, составляющие рисунок. Устанавливают виды филиграни: витая, гладкая, толстая или тонкая, уплощенная или круглая. Если узор слишком сложен, его делят на простые элементы. Работа с отдельными короткими отрезками и несложными, пусть многими, завитками гораздо проще, чем с одной, но несколько раз изогнутой проволокой. При качественной пайке места соединения сканинок почти незаметны. Скань изготовляют из чистых металлов - золота, серебра, меди, обладающих хорошей вязкостью, мягкостью, пластичностью. Эти качества обеспечивают волочение и вальцевание проволоки, ее кручение и набор скани. Температура плавления их достаточно высока, что удобно при пайке. Как исключение можно использовать сплавы (например, серебро 916-й пробы) для крупных конструктивных деталей скани и изготовления зерни.
Чтобы подобрать проволоку для скани нужного сечения, ее пропускают через подобранный фильер (цейзан) - отверстие в волочильной доске - пластине из твердого сорта, стали. Протягивание производят без нагрева проволоки, но в ходе процесса она становится жесткой и поэтому ее нужно периодически отжигать, восстанавливать мягкость.
Волочильную доску с рядом последовательно уменьшающихся отверстий укрепляют в тисках, конец проволоки заостряют с помощью напильника, продевают через отверстие и всю проволоку плавно с помощью плоскогубцев протягивают.
Чтобы уменьшить трение, отверстия волочильной доски или проволоку смазывают каким либо маслом. Протянув проволоку через ряд последовательно уменьшающихся отверстий, можно получить нужное сечение. Проволоку свернуть в моток, отжечь, отбелить в слабом (5%-ном) растворе серной кислоты и хорошо промыть в проточной воде.
Способов набора скани несколько.
Набор скани подразделяется на две операции: выгибание деталей рисунка и установка, подгонка, приклейка их на место. Более рационально - заготовить все элементы рисунка и уже потом закреплять их на местах. Выгибание элементов производят с помощью пинцета - корнцанга. Концы этого пинцета заострены и позволяют захватывать самые тонкие сканинки. Ажурная филигрань также имеет разновидности: плоская ажурная филигрань - когда изделие имеет вид кружева, состоящего из спаянных между собой проволочных элементов; скульптурно-рельефная ажурная филигрань - трехмерный рельеф или горельеф, образованный ажурной филигранью; многоплановая филигрань - когда узор состоит из нескольких слоев филиграни и нижний является как бы фоном. Решение это приближается к скульптурному.
В технике объемной филиграни часто выполняются посуда, предметы туалета. Это блюда, коробочки, вазы, ларцы.
В изделии могут использоваться несколько видов филиграни. Ажур сочетается с драгоценными камнями, эмалью, чернью, с фоновой филигранью по чеканному рельефу и другими техниками.
Старые традиции филигранного искусства нашли отражение и в современных школах. Так, для филиграни Армении характерны тонкость и плоскостность, Дагестана - обилие зерни и полусфер, Костромы - сложные объемные формы. Древнее искусство рукотворной филиграни широко бытует в нашей современности.
Творчество мастеров предназначается для того, чтобы красота мысли, доброта души, стремление к радости и счастью преобладали в душах людей «и сверкали, как незаходящее солнце».
Их творчество пронизано той красотой, которую мы порой не замечаем, а эти мастера видят в рисунках своих изделий сказку, как у Андерсена, когда он видел в лесу рыжего муравья-разбойника, который тащил, как похищенную принцессу, маленькую мошку с прозрачными зелеными крылышками, а потом писал сказку о Дюймовочке или снежной королеве.
И казаковские мастера создают свои изделия, чтобы не только раскрыть свой талант, свою душу, но и помочь каждому человеку, взявшему в руки шкатулку или подстаканник, почувствовать поэзию в себе.
Современные виды декоративно-прикладного искусства очень часто перекликаются со старинными видами ремесел. Вот такую схожесть с казаковской филигранью я увидела в современной бумажной технике – квиллинг.
У квиллинга длинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае. Во Франции и в Италии бумажная филигрань начиная с XVI века, использовалась монахами для украшения и обрамления священных образов, как скромный заменитель золотой и серебряной филиграни. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в
Англии, первоначально активно практикуясь в знатных домах времен Стюарта, чтобы в дальнейшем утвердиться вплоть до викторианского периода. Специализированные журналы представляли технику квилинга и различные проекты с подробными объяснениями: классические предметы для декора, коробочки для чая и для инструментов, различные шкатулки и корзины. Даже проводились настоящие учебные курсы по квиллингу в самых элитных школах.
Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга III Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга, королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также такие интеллектуалы, как Джей Остен и сестры Бронде. Из Англии квиллинг перекочевал в Северную Америку с колонизаторами, и здесь в первой половине XIX века некоторые столяры-краснодеревщики изготавливали коробочки и шкатулки с вставленными стенками, декорированными в технике бумажной филиграни.
Это искусство возродилось и в наше время.
В 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями.
На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо».
К сожалению, бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых различных направлений бумажного творчества.
В настоящее время у нас в России очень распространен этот вид бумагокручения. Очень интересное занятие, особенно когда из множества скрученных полосок бумаги получается настоящие картины! Этому нас учат на уроках, сами осваиваем технику кручения.
Я думаю, очень важно в современном мире не оторваться от прошлого. Как важно сохранить виды искусства, которые пробуждают воображение, развивают способности видеть мир ярче, красочнее, наряднее:
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанный в цветной туман!
Это из Блока. А другой поэт сказал:
В каждой луже – запах океана,
В каждом камне – веянье пустынь.
Так и искусство квиллинга. Лежит цветная бумага, но немного воображения, трудолюбия – и появляются леса и цветники, моря с парусными лодками, подводный мир. Каждый человек, овладев искусством квиллинга, становится художником, он окрашивает мир яркими красками, предлагает полюбоваться им зрителям.
Цветная бумага обладает удивительным свойством: она превращается в произведение искусства. В образ, который сверкает, звенит, благоухает, звучит в гармонии с миром, в котором живет человек. И этот труд становится поэзией.
Есть еще один материал, который может пригодиться для творчества с использованием приемом филиграни. Это кожа. Это особый материал, он легко подается в работе, способен из маленьких кусочков превратиться в картину, вазу, шкатулку и т.д.
На одной из выставок изделий из кожи я обратила внимание на панно, которое выполнено в технике «филигрань», но я тогда не знала об этой технике, а когда я нашла в нашем доме дедушкин подстаканник и стала изучать казаковскую филигрань, то вспомнила о понравившейся мне картине. Именно с кожей я и решила поработать, попробовать хотя бы чуть-чуть прикоснуться к искусству филиграни.
Народные промыслы соединяют людей с прошлым и настоящим; происходит органическое слияние красоты, сотворенной человеческим разумом и талантливыми руками, с человеком, делая его украшением земли, «венцом творения», ибо раскрываются в нем самые лучшие качества, стремления к чистоте, силе и благородству собственных помыслов.
А все началось с дедушкиного подстаканника…
Ледяная внучка
Два морехода
Агния Барто. Сережа учит уроки
5 зимних аудиосказок
Позвольте, я вам помогу