Данная работа знакомит нас с историей появления первых открыток. В основном они предназначались для сообщений, позднее стали поздравительными. С появлением мобильной связи открытки стали выходить из обихода. А что делать с накопившимися, старыми открытками? Об этом можно узнать в данной работе. Найдено много Интернет - сайтов, в которых умельцы - рукодельницы рассказывают о том, как из старых открыток изготовить замечательные изделия -шкатулки.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Вторая жизнь открыток" | 757.75 КБ |
МБОУ «Нименьгская основная общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
«Вторая жизнь открыток»
Выполнили ученицы 8 класса МБОУ «Нименьгская ОШ»
Влада Владимировна Пустовалова и
Екатерина Алексеевна Трубаева
Научный руководитель –
учитель технологии и математики МБОУ «Нименьгская ОШ»
Любовь Николаевна Салтыкова
п. Нименьга
2014 год
Вторая жизнь открыток
Исследовательская работа выполнена ученицами 8 класса МБОУ «Нименьгская ОШ» Пустоваловой Владой Владимировной и Трубаевой Екатериной Алексеевной.
Научный руководитель - учитель технологии и математики МБОУ «Нименьгская ОШ» Салтыкова Любовь Николаевна.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………… | 2-3 |
Глава 1. История возникновения открыток…………………………………………….. | 4-5 |
Глава 2. Шкатулка из открыток …………………………………………………………. | 6 |
Глава 3. Технология изготовления изделий из открыток ……………………………. | 7 |
Глава 4. Рукодельницы из Интернета …………………………………………………. | 8-9 |
Глава 5. Нименьгские мастерицы……………………………………………………….. | 10 |
Заключение……………………………………………………………………………….. | 11 |
Библиографический список. Интернет – ресурсы……………………………………… | 12 |
Приложение 1. «Шкатулки моей бабушки» ……………………………………………. | 13 |
Приложение 2. Образцы шкатулок из открыток из Интернета……………………….. | 14-15 |
Приложение 3. Технология изготовления шкатулки – диванчика ………………….. | 16 |
Приложение 4. Технология изготовления квадратной шкатулки ………………….. | 17 |
Приложение 5. Данные опроса жителей поселка ……………………………………… | 18 |
Введение
На школьных каникулах я часто езжу в город Архангельск в гости к своей бабушке.
У нее в серванте находятся довольно интересные старинные вещицы – шкатулки, в которых она хранит свои лекарства (приложение 1).
Я поинтересовалась: « Из чего они выполнены?» И бабушка рассказала мне, что шкатулки сделала своими руками из открыток, когда долгое время лежала в больнице. Меня это очень удивило. Ведь с первого взгляда и не скажешь, что такую красоту можно сделать своими руками! Вернувшись домой, я поделилась увиденным со своей подругой. И мы решили узнать:
1) что делают из старых открыток жители нашего поселка;
2) хранят их, как память, или просто выбрасывают;
3) и вообще, откуда появились открытки?
Об этом наше исследование.
Для получения теоретических знаний по теме работы мы обратились в нашу школьную и сельскую библиотеки, но литературы на такую тему не нашлось. Поэтому были изучены материалы Интернета, был проведен опрос местных жителей, в результате которого собрали материал об открытках и изделиях из них.
Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что изучение данной темы актуально. Материалы нашей работы могут быть использованы на уроках технологии и на классных часах, с целью развития творческой деятельности учащихся и их знакомства с декоративно-прикладным видом творчества.
Цель нашей исследовательской работы:
-можно ли вернуть вторую жизнь открыткам?
Осуществить её можно через решение следующих задач:
1) познакомиться с историей возникновения открыток и с технологией выполнения изделий из них;
2) найти мастериц, занимающихся выполнением изделий из открыток;
3) изучить материалы в сети Интернет.
Таким образом, предметом исследования являются изделия (шкатулки) из открыток, объектом исследования – старинные открытки.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: опрос, анализ Интернет – ресурсов, беседа, обобщение.
Для проведения исследования мы выдвинули такую гипотезу: "В поселке Нименьга, были и есть мастерицы, которые возвращают открыткам вторую жизнь, а именно - изготовляют удивительные шкатулки из открыток".
Глава 1. История возникновения открыток
В процессе исследования выяснилось, что открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, "артистическая карточка", имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид. Впрочем, это вполне понятно, так как события, происходящие в мире, не обязательно развиваются последовательно и в одном направлении. У жизни существует своя логика. И хотя единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным, однако уже конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать периодом расцвета искусства открытки. Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.
Также мы выяснили, что рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. Художник послал эту самодельную карточку своему другу, и тому она очень понравилась. Надо сказать, что традиция создания авторских открыток, предназначенных для друзей и близких, в художественных кругах продолжает существовать и сегодня, хотя она видоизменилась, и теперь в подарок можно получить, например, компьютерный вариант открытки. В 1795 году Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских карточек и разослал их своим знакомым. А в 1800 году нашелся предприниматель, организовавший продажу таких карточек. Это был первый случай торговли открытками. Позднее, в начале XIX века диапазон выпускаемых открыток расширяется, и к рождественским добавляются новогодние, а также столь популярные сегодня «валентинки».
Мы также выяснили, что одна из версий появления иллюстрированных почтовых карточек, очень близких к современному варианту, связана с событиями той же франко-прусской войны. Произошло это зимой 1870 года, когда французская армия, насчитывавшая около 40000 солдат, была сосредоточена в маленьком городке Конли в Бретани. Вскоре для солдат не хватило конвертов и бумаги для отправляемых писем. Тогда продавец книг Леон Бенардо решил использовать для этой цели имевшийся на складе картон. Он нарезал его и пустил в продажу. Случайно ему попались листы, на которых были изображены солдатские рисунки и карикатуры. Эта идея ему понравилась, и сообразительный книготорговец придумал патриотическую виньетку, украсив ею открытки. Успех затеи оказался настолько велик, что Бенардо в том же году выпустил еще одну открытку, посвященную армии и флоту. Кроме названных, он был автором и издателем еще восьми открыток, имевших отношение к франко-прусской войне. Среди авторов первых открыток упоминается гравер по меди Франц Рорих. В частности, ему принадлежит карточка с видом Женевского озера, которая была выпущена в Цюрихе в 1872 году. Это была так называемая видовая открытка, которая благополучно существует и сегодня [1, 2].
Глава 2. Шкатулка из открыток
В процессе исследования мы выяснили, что шкатулка из открыток – отличное приспособление для хранения всевозможных мелочей. И на туалетном столике практически любой девушки найдется место для такой симпатичной шкатулочки, в которую можно сложить любимые украшения или декоративную косметику и благодаря которой на столике царит порядок. Вдобавок ко всему шкатулка может стать отличным украшением интерьера [3].
Впрочем, о достоинствах шкатулочек, больших и маленьких знают многие. А вот о том, что красивую шкатулку можно собственноручно сделать из обыкновенных бумажных открыток знают немногие.
Шкатулки из открыток своими руками были популярны в советские времена, когда люди поздравляли друг друга не по электронной почте, а присылая письма и красочные открытки в конвертах. Найти в то время что-то оригинальное для украшения пространства дома было сложно, вот люди и использовали подручные материалы для создания красивых вещиц. Однако, и в наши дни шкатулка из открыток не потеряла актуальности (приложение 2).
Глава 3. Технология изготовления изделий из открыток
Как мы выяснили, шкатулка из открыток делается довольно легко. Для изготовления понадобятся сами открытки, нитки, типа мулине, ножницы и толстая игла.
Вариантов готовых схем для шкатулок существует немало, но при желании можно придумать и свою. Простейшая шкатулка делается в виде обыкновенной прямоугольной коробочки, у которой на дно и крышку идет по одной открытке одинакового размера, а боковые стенки вырезаются из прямоугольников 4]. На всю шкатулочку уходит 4-5 открыток.
Для более сложных шкатулок желательно сначала нарисовать или распечатать готовую схему и уже по ней вырезать нужные детали. Если вы задумали сделать целый ларец, и у вас детали превосходят по габаритам размеры открытки, то можно вырезать их из предварительно сшитых меж собой зиг-загом двух или трех открыточек (приложение 3).
Вырезав все детали, их нужно соединить, сшив друг с другом нитками мулине петельным швом через край. Готовая шкатулка сама по себе выглядит красиво, но ничто не мешает вам дополнительно украсить ее декоративными элементами, пуговичками, аппликациями, марблсами (стеклянные шарики), бусинами, акриловыми контурами и чем-то еще.
Готовая шкатулка станет отличным украшением вашего туалетного столика или подарком для близкого вам человека.
Глава 4. Рукодельницы из Интернета
В ходе нашего исследования больше всего нас заинтересовал сайт Алевтины Жариковой «Забытые рукоделия» [5]. Там выложены фото редких сейчас изделий.
Среди них – три шкатулки из открыток, похожие на те, что после войны (в 50-60е г.) продавались на любом рынке. Они были разных размеров и форм. Их шили бывшие солдаты - защитники Родины, пришедшие с поля боя инвалидами, и могли только шить, вышивать, клеить копилки из папье-маше и т.п.
А. Жарикова пишет: «Моё детство пришлось на 60-70е годы, и что-то денег даже на такое «излишество» не было, но я сообразила, как это можно делать самой!!! С девчонками шили такие шкатулки из открыток, красивых журнальных картинок, приклеив их на картон для жёсткости. Шили обмёточным швом на руках, толстыми нитками. Потом все детали сшивали между собой, захватывая эти нитки. Когда появилась дочка, среди прочего, показала ей, как это делалось. Вот с тех пор и сохранились у меня те шкатулки, фото которых есть в альбоме» [6].
А. Жарикова шьет не только простые шкатулки, но постоянно выдумывает что-то новое. Например, шкатулка с использованием современных клеевых материалов и швейной машинки [7, 8].
Также нас заинтересовал сайт Ольги Владимировны Юшковой «Бабушкины шкатулки» [9]. Мы узнали совет по изготовлению шкатулок от этого мастера. Вот он: «Купить открытки - 12 штук. По четыре на боковины, по две на донышко и крышку. Можно взять все одинаковые. Но, это в случае если не хотим выпуклые края и крышку. Если сложить две открытки изнанкой внутрь - будет просто стенка шкатулки, а если взять одну открытку немного больше другой, и сшить их обметочным швом, совмещая края, нужная выпуклость должна получиться. Подготавливаем все детали-стенки коробочки, дно - без этих выпуклостей, крышку и собираем шкатулку. Шить стоит нейлоновыми нитками для вязания цыганской иголкой. Но можно и шилом делать дырочки, а вместо ниток использовать любую красивую узкую тесьму или шнур. Сейчас всего полно в продаже. Можно украсить работу дополнительно, если выбрать открытки, не перегруженные рисунком» (приложение 4). Но О. Юшкова предупреждает: «Всегда проверяйте готовые схемы перед тем, как резать открытки или другой материал!»
А еще мы узнали, что шкатулки из открыток можно не только сшивать, но и склеивать [10]. Хороший сайт «Школа ЗажиГалочки» [11]. Здесь есть описание шкатулки прямоугольной формы.
Мы обнаружили еще несколько сайтов, где можно найти самые разнообразные, необычные шкатулки из открыток [12, 13, 14, 15].
В результате исследования, мы выяснили, что:
1) «конфигурация» шкатулок может быть разной - все зависит от фантазии;
2) открытки для шкатулок могут быть любые;
3) самая простая шкатулка - это например прямоугольная (без прибамбасов, размер - на вкус).
Например: верх и дно шкатулки будет размером с открытку = 10см × 15 см, высота = 6 см.
Тогда нам нужно несколько деталей для шкатулки:
две детали одинаковые (верх и дно шкатулки) - размером с открытку (10см×15см),
еще 2 детали тоже одинаковые - это боковые детали шкатулки с длиной, равной короткой стороне открытки (10см), а ширина- высота шкатулки в готовом виде (в нашем случае - 6 см) и еще две детали одинаковые - это боковые детали шкатулки с длиной, равной более длинной стороне открытки (15 см), а ширина берется как для предыдущей детали - 6 см.
Затем технология следующая:
1. Выкраиваем каждую деталь шкатулки из трех материалов: сама открытка - 2 шт (одна внутрь и одна снаружи), плотный картон и пленка прозрачная (2шт - одна снаружи и одна внутрь).
Пленка прозрачная должна быть плотной - не как целлофановая обложка для тетради, а плотная на ощупь - типа картона, но не толстая.
2. Каждую деталь шкатулки собираем в следующем порядке: прозрачная пленка, открытка, картон, открытка, прозрачная пленка. Скрепляем скрепками, чтобы не рассыпалось и шилом на равных расстояниях делаем дырочки, отступив от края детали 0,5-0,8 см (смотря какой будет итоговое изделия - чем больше изделие, тем больше расстояние от края) по всему периметру детали - лучше сначала линейкой это все измерить и поставить точки карандашом.
3. Теперь надо каждую деталь обработать нитками (лучше ирисом в 2 нити - он прочнее и разных цветов бывает). Так надо обработать каждую деталь шкатулки: две детали - верх и низ; две детали боковых размером 10×6, и две детали боковых размером 15×6.
Теперь нашу шкатулку надо собрать. Складываем детали и швом через край (или любым другим) собираем детали вместе. Вот и вся шкатулочка!!!
Глава 5. Нименьгские мастерицы
В результате собеседования с жительницей нашего посёлка Сахарчук Ниной Сергеевной, мы выяснили, что она сама шила шкатулки из открыток. Но в настоящее время, по ее мнению, открытки выходят из обихода на второй план. Сейчас проще позвонить или написать смс, но раньше было намного приятней, когда тебе дарили открытки. Так проявлялись знаки внимания людей, да и вообще сразу становилось намного лучше на душе. А сейчас открытки стали дарить только на дни рождения, да и по праздникам. За свою жизнь сшила Нина Сергеевна более 20 шкатулок. Сначала их хранила, как коллекцию, а затем стала дарить родным и знакомым по различным случаям. Она даже нам показала каким швом обрабатываются детали. Открытки для шкатулок были разные – с цветами, букетами, природой и пр. Мы также выяснили, что научила Нину Сергеевну этому мастерству учительница труда Дунаевская Мария Ивановна. Было это в 7 классе в 1958 -1959 учебном году.
Вот тут мы поймали себя на мысли, что и нас наш учитель технологии Салтыкова Любовь Николаевна научила шить из открыток шкатулки. Причем, это мы делали с 5 класса. Сначала сшили простую, треугольную, затем посложнее – квадратную или прямоугольную, затем шестиугольную, потом объемные шкатулки. Это были уроки проектной деятельности, уроки творчества. Действительно, далеко не у всех получалось очень хорошая шкатулка, но были образцы и, мы стремились к лучшему. Недаром Любовь Николаевна помнит фамилии тех учеников, кто эти образцы шкатулок сшил.
Мы также узнали, что работы этих ребят были на районной выставке «Город мастеров» и отмечены сертификатами.
В ходе исследования выяснилось, что умела шить шкатулки бабушка Марка Опрышко – Нина Моисеевна Опрышко. У них дома есть старинная шкатулка из открыток еще достаточно крепкая, как память о бабушке.
Мы провели опрос среди жителей поселка. Всем был задан вопрос: что вы делаете с открытками? (приложение 5)
Как показали наши исследования, опрошенные жители поселка, открытки не выбрасывают, а копят потому, что они им дороги.
Заключение
Исследование "вторая жизнь открыток", над которым мы работали, стало для нас очень увлекательным и полезным. Результаты нашего исследования:
1) познакомились с материалами об истории открыток;
2) нашли большое количество сайтов, где есть описание шкатулок;
3) познакомились с технологией изготовления шкатулок;
4) сделали вывод, что изготовлением шкатулок из открыток интересуется большое количество рукодельниц и пожилых и молодых;
5) пообщались с Нименьгскими мастерицами;
6) подтвердилась гипотеза, что раньше в Нименьге многие занимались рукоделием, а именно – делали шкатулки из открыток и хранили в них свои скромные украшения, а кто-то и личные письма.
Например, Нина Сергеевна Сахарчук рассказала нам поучительные истории о своей жизни и увлечениях, показала свои изделия, вспомнила имена женщин, которые также умели шить из открыток шкатулки. Она и до сих пор любит что-то творить руками к праздникам. Нина Сергеевна придерживается такой мысли: сделанное своими руками, выполненное от души, от сердца – надолго остается в памяти человека.
Мы считаем, что материал, собранный в ходе работы над темой будет очень интерес и полезен тем, кто любит делать разные, нужные в быту вещи из открыток. Сделав своими руками шкатулку, мы убедились, что это очень увлекательно и не очень сложно, а главное памятные открытки получили вторую жизнь!
Библиографический список
Интернет - ресурсы:
1) http://www.domotvetov.ru/holiday/a/41324_212.html
2) http://www.liveinternet.ru/users/3184308/post249304585
3) http://ladyadvice.ru/rukodelnitsa/kak-sdelat-braslet-svoimi-rukami/
4) http://ladyadvice.ru/rukodelnitsa/kak-sdelat-korobochku-iz-bumagi/
5) http://my.mail.ru/mail/azharikova/photo/953
6) http://foto.mail.ru/mail/azharikova/953
7) http://foto.mail.ru/mail/azharikova/953/973.html#comments
8) сhttp://foto.mail.ru/mail/azharikova/136/4204.html
9) http://www.proshkolu.ru/user/camastra/blog/6234/
10) http://forum.sudarushka/index.php?topic=1290.135
11) http://daolubvi.ws/index.php?newsid=5508
12) http://www.flickr.com/photos/robynemeliaisbobbyla/sets/72157607687168524/
13) http://club.osinka.ru/topic-31015?&start=15
14) http://www.friends-forum.com/forum/archive/index.php/t-73657.html
15) http://festival.1september.ru/articles/312316/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
«Шкатулки моей бабушки»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Образцы шкатулок из открыток из Интернета
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Технология изготовления шкатулки – диванчика
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Технология изготовления квадратной шкатулки
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Данные опроса жителей поселка
ВОПРОС: Что вы делаете с полученными открытками?
Возраст опрашиваемых | |||
Выбрасываете? | Храните? | ||
От 12 – 20 лет | 0 | 15 человек | |
От 21 – 45 лет | 0 | 10 человек | |
ИТОГО: | 0 | 25 человек |
Ёжикина Радость
Фокус-покус! Раз, два,три!
Два Мороза
Рисуем зимние домики
Пустой колос голову кверху носит