Проект "Декоративное панно из кожи" был представлен на республиканской научно-практической конференции "Истоки" в апреле 2013 года. Автор проекта заняла на этой конференции III место.
Вложение | Размер |
---|---|
poekt_panno_iz_kozhidoc.doc | 97.5 КБ |
prezentatsiya_panno_iz_kozhi.pptx | 325.72 КБ |
Республиканская научно-практическая конференция
« Истоки»
Декоративное панно из кожи
Секция – декоративное творчество
Автор: Медведева Ольга, 8 класс,
СОШ № 1 г. Шумерля
Руководитель: Фомина Вера Александровна
учитель ИЗО СОШ № 1
г. Шумерля, Чувашия
г. Шумерля
2013 год
3.1. Виды обработки кожи……………………………………………………..……...…….3
Приложения
Я узнала про изобразительную обработку кожи случайно, меня заинтересовала возможность самой выполнять красивые и оригинальные изделия. Конечно, я обучилась некоторым приемам художественной обработки кожи и решила узнать историю этого искусства. Оказалось, что кожевничество - это одно из самых древних и разнообразных искусств на Земле. Для меня изобразительная обработка кожи – это способ самовыражения, это мое хобби, источник хорошего настроения. Это один из тех интересов, которые увлекают и удерживают, как чтение, рисование или рукоделие. Кроме того, всегда хотелось самой создавать необычные изделия ручной работы. Чтобы изучить приёмы работы с кожей, я решила выполнить декоративное панно.
2. Цель проекта
- научиться выполнять декоративное панно из кожи.
Задачи:
- Познакомиться с историей и видами обработки кожи.
- Освоить простейшие приёмы работы со специальными инструментами и приспособлениями для обработки кожи;
- Научиться выполнять цветы и листья из кожи
- Научиться компоновать детали панно
История обработки кожи.
Производство и обработка кожи - одно из древнейших занятий человека. Каждый из нас знает, что первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды. Для славян кочевничество, было старейшим промыслом. Уже в VI-VII веках на Руси были известны различные способы выделки и обработки кож. Особенно развилась художественная обработка кожи на Севере и в Центральной России. В городе Торжке выделывали разноцветный сафьян, изготавливали из него вышитые серебром, золотом подушки, пояса, кошельки, кисеты, обувь. Чего только не делали мастеровые того времени из кожи: одежду, посуду, обувь, торбы, футляры. Военный щит из кожи не раз спасал жизнь, а барабан поднимал боевой дух. Вначале это были чисто утилитарные вещи, но в 1350 г. до н.э. нашлись ремесленники с творческим подходом, которые и стали праотцами художественной обработки кожи. В Египте в Долине царей в гробнице Тутанхамона сохранилась расшитая одежда жрецов, в ее отделке использовались техники аппликации и простейшей гравировки. До первой мировой войны из России экспортировали эти предметы, а также некоторые виды кож, превосходившие по своим качествам европейские аналоги.
В наш век синтетических материалов кожа не сдала своих позиций. Более того, кожа проникает в новые сферы творчества. Поэтому я и выбрала данный вид рукоделия и хочу выполнить декоративное панно.
3.1 Виды обработки кожи.
Для изготовления декоративных изделий из кожи используют следующие приёмы:
- термообработка
- плетение
- сжатая техника или драпировка кожи
- продержка
- аппликация
- перфорация (написание рисунка на коже с помощью отверстий)
- батик (роспись красками по коже)
- вышивка
- выжигание
- теснение
- гравировка
Моя работа выполняется с помощью накладной аппликации в сочетании с органзой, бусинами и блёстками для ткани.
Аппликация широко используется в оформлении кожаных изделий, например сумок, поясов. Для выполнения аппликаций подходят все виды кож. Возможно также сочетание кожи с гобеленом, полотном, вышивкой. Фрагменты аппликаций должны отличаться друг от друга или по фактуре, или по цвету. В выполнении накладной аппликации один материал служит основой, на него накладывается другой материал. Для объемной аппликации используется обычная вата. Термической обработке подвергается любая кожа, как толстая, так и перчаточная. Лучшими для термообработки являются обувные и лаковые кожи. В результате тепловой обработки кожаные элементы становятся выпуклыми.
3.2 Последовательность выполнения термической обработки:
Обработка с помощью булек
Обработка кожи с помощью открытого огня
Вырезанные из кожи детали подносят к открытому огню той стороной, которую необходимо обработать. Деталь под воздействием температуры начинает сжиматься, искривляться, принимая необходимую форму. Таким образом лучше всего обрабатывать листья.
Соединение деталей кожи выполняется склеиванием, сшиванием, оплеткой, с помощью заклепок. Выбор способа соединения зависит от толщины кожи, размеров деталей и желание использовать соединения в виде украшения.
В своей работе я соединяла детали с помощью склеивания.
Для работы мне потребуются следующие материалы и приспособления:
3.4 Правила техники безопасности
Панно готово.
В процессе работы я узнала историю развития кожевнического ремесла и искусства, познакомилась со способами и видами обработки кожи, а также попробовала выполнять некоторые из них. Научилась делать из кожи цветы и листья, собирать их в единое панно и могу научить этому всех желающих.
Приложение 1
История кожевенного производства
Кожевничество – одно из древнейших ремёсел на земле. Кожа является материалом биологического происхождения, и с течением времени изделия из неё исчезают без следа, оставляя о себе память, легенду, отображение в рисунке или литературном описании. Древние люди использовали для защиты ног примитивную обувь: обматывали ноги кусками шкур животных и закрепляли кожаными полосками или жилами. Самой первой обувью человека были сандалии, которые вместо подошвы имели дощечку, привязанную к стопе кожаными ремешками.
Одежду, как и обувь, делали из шкур и кож с доисторических времен. Постепенно техника изготовления вещей из кожи совершенствовалась, предметы обихода превращались в настоящие произведения искусства.
Все народы Земли занимались кожевничеством, ведь в древности кожа была самым доступным материалом. Прясть и ткать человечество научилось гораздо позднее. Благодаря археологическим раскопкам XIX – XX вв. мы имеем некоторое представление об истории кожевничества по отдельным предметам из кожи, сохранившимся до наших дней в древних гробницах Египта, Греции, многих других народов и вечной мерзлоте курганов в долине Пазырык на Алтае. Угры (группа финских народностей) шили сапоги из кожи птиц с оперением; многие племена украшали кожаную одежду и обувь вышивками шелком и золотом, драгоценными камнями, росписью, жемчугом. Индейцы закрывали швы на кожаной одежде полосками из цветных колючих чешуек рыб, чтобы швы не пропускали влагу. Из мягкой кожи изготавливали емкости для жидкостей и сыпучих веществ, ведра для воды, бурдюки; из жесткой кожи - тарелки, блюда. Кожаная посуда – изобретение кочевых народов – удобна для любых продуктов и отличается прочностью, лёгкостью, имеет высокую художественную ценность, так как искусно украшена гравировкой, теснением и аппликацией. Кожаной посудой пользуются и современные чабаны. Эта посуда очень удобна и срок её службы довольно велик – за 40-50 лет кожаные фляги и чайники сохраняют свои превосходные качества: их поверхность, ровная на ощупь, словно отполированная, по твёрдости напоминает самый плотный картон, не коробится и не мнётся, сохраняя приданную форму. Первые веревки плели из тонких кожаных ремешков, они получались прочными и длинными. В Египте на одном из рисунков в гробнице Рехмара изображен известный нам приём разрезания кожи для получения длинного ремня. Этот приём широко использовался для изготовления прочных кожаных верёвок, которыми измеряли длину, связывали строительные леса.
По приданию такие верёвки использовались при строительстве в Северной Африке древнего города-государства Карфагена (825 г. до н.э.). Изготовленные таким способом тонкие кожаные ремешки использовались древнеегипетскими ремесленниками для сшивания кожи и оплётки изделий из неё. При сшивании кожи ремесленник пользовался шилом и специальным крючком, которым через проколотое отверстие протаскивался ремешок. Письменным свидетельством того, что в Древнем Египте существовала жировая обработка кожи, служит надпись к рисунку в одной из гробниц: «умащение кожи», а в другом тексте, относящемся к более позднему времени, говориться о возвращении кожи «из промывки». Фрагмент росписи гробницы Рехмара (1580-1350 гг. до н.э.) показывает кожевенную мастерскую, отдельные приёмы выделки кожи и изготовления из неё вещей.
Кожевники были свободными ремесленниками, передающими своё мастерство по наследству, но, тем не менее, использовавшие труд «раба кожевника». Исследуя изображение приёмов работы кожевника в разных древнеегипетских гробницах, учёные отметили, что набор инструментов оставался практически неизменным и довольно примитивным в течение нескольких тысячелетий.
В Древнем Египте использовалась кожа, высушенная на солнце и обработанная жиром, но в обоих случаях со шкуры животного удаляли шерсть и мездру, вымачивали шкуру в воде. Для сухой обработки влажную кожу растягивали, разрезали, предавая ей нужную форму, и оставляли её сушиться на солнце. В высушенном виде кожа приобретала значительную твёрдость и применялась для изготовления футляров, колчанов, щитов, передников колесниц и т.д. Для художественной отделки таких изделий применялись деревянные рельефы, на которые плотно прижимали (набивали) ещё влажную кожу и в этом положении она высыхала, сохраняя очень долго рельефный узор.Использование для воинского снаряжения высушенной кожи известно многим народам. Щиты ассирийских воинов изготавливались разнообразными по форме и размерам: существуют изображения на каменных рельефах, когда один укрывал до двух-трёх воинов в полный рост. Такие кожаные щиты применялись и для лошадей ассирийской конницы.
При жировой обработке влажную кожу пропитывали жиром и разминали в руках до тех пор, пока жир не впитывался в поры, а кожа становилась мягкой и эластичной. Из такой кожи шили одежду, головные уборы, покрывала, подушки, ковры и прочее.
Известны свидетельства из разных источников о других способах использования шкур животных, имеющих тысячелетнюю традицию. Например, применение бараньих шкур как средства переправы по воде. Также есть приспособления служащие для орошения земли – кожаное ведро, шадуф и чедр.
Народы Севера изготавливали из кожи не только одежду и обувь, но и жилища: чумы, шатры. Изделия из кожи особенно удобны для кочевых племен, так как они легки, посуда из кожи не бьется, шатры легко складываются, занимают мало места. Упряжь для вьючных и верховых животных, колчаны для стрел, щиты из кожи с нашитыми металлическими бляшками, ковры, подушки, музыкальные инструменты, сумки, ремни, пояса, разнообразные футляры - это далеко не полный перечень изделий из кожи. Эскимосы делали лодки, натягивая на каркас кожу или шкуры животных.
Для славян кожевничество тоже было старейшим промыслом. Уже в VI-VII веках на Руси были известны различные способы выделки и обработки кож. Необходимо отметить, что в X-XIII вв. в Древней Руси был расцвет декоративного искусства, которое отличалось самобытностью, единством стиля, любовью к красоте и умением воплощать эту красоту. Об этом периоде говорят, что декоративное искусство на Руси «многими красотами удивленно». Существовало прекрасное слово «узорочье», для обозначения предметов декоративного искусства. В различных изделиях, в том числе и из кожи, орнамент покрывал всю поверхность, почти не оставляя свободного пространства. Особенно развилась художественная обработка кожи на Севере и в Центральной России. Так, например, в городе Торжке выделывали разноцветный сафьян. Изготавливали из него вышитые серебром, золотом, шелками подушки, пояса, кошельки, кисеты, обувь. До первой мировой войны из России экспортировали эти предметы, а также некоторые виды кож, превосходившие по своим качествам европейские аналоги.
Следует обязательно отметить широкое использование кожи в книгопечатании. Долгое время книги писали на пергаменте - высушенной на раме телячьей коже. Кроме того, из кожи делали сами книжные переплеты.
В наше время изделия из натуральной кожи пользуются большим спросом, несмотря на их высокую цену.
Приложение 2
Виды кож
Для изготовления описанных далее различных предметов используется натуральная кожа.
Натуральная кожа представляет собой шкуры животных, рептилий, изредка рыб, изменившие свои свойства под влиянием разнообразных механических, физических, биологических, химических воздействий.
Существует множество классификаций кож, которые различаются по виду и возрасту животных, от которых они получены, и по способам обработки и окраски. Вот некоторые примеры.
Сафьян - кожа из козьих шкур растительного дубления, слабопрожированная и ярко окрашенная.
Велюр - изготавливается из кож с дефектами лицевой поверхности; это кожа хромового дубления, отделанная со стороны бахтармы под бархат при помощи специального шлифования.
Замша - кожа из шкур лося, северного оленя, дикой козы и т. п. жирового дубления; лицевой стороной является бахтармяная; ворс густой, но не пушистый и без блеска; кожа мягкая, плохо впитывающая воду.
Шагрень - мягкая кожа растительного дубления из шкур овец или коз, имеющая красивый мелкий рельефный рисунок.
Лайка - кожа из шкур овец, коз, собак; дубление алюминиевыми квасцами с применением соли, муки и желтка; кожа мягкая, тонкая, используется для изготовления перчаток.
Спилок - получается при двоении толстой кожи; часто имитирует более дорогие сорта кож при нанесении на него искусственного рисунка; у лицевого спилка (верхний слой) одна сторона кожаная, вторая - бахтармяная; чаще спилок не имеет кожаной поверхности и поэтому непрочен.
Крег – тонкая, слегка блестящая кожа с мелкими ворсинками, как бы «посыпанная» лаком.
Нубук – прочная кожа, слегка напоминающая замшу, но не такая мягкая и ворсистая.
Нуплон, напалон – варёная кожа.
Для того чтобы получить кожу, шкуры сначала консервируют, затем удаляют волосяной покров, дубят, жируют и окрашивают. Сейчас дубление осуществляется комбинированными способами - минеральными, растительными и синтетическими дубильными веществами.
Минеральные - основные соли тяжелых металлов (хрома, алюминия, железа и др.), а также некоторые кислоты.
Растительные - содержащиеся в растениях слабые кислоты.
Синтетические - конденсированные продукты сульфирования ароматических углеводородов или фенолов.
Красят кожу покрывным и глубоким крашением. При покрывном крашении на лицевую поверхность кожи наносится пленка краски, которая придает коже блеск, выравнивает цвет, скрывает пороки, защищает от влаги. Во время глубокого окрашивания кожа прокрашивается на всю толщину.
Кожу для поделок можно приобрести в специальных магазинах, где продаются товары для умелых рук, но там она, как правило, небольших размеров, в виде обрезков и отходов кожевенного и обувного производства.
По ним сложно определить вид кожи, способ дубления и т. п., хотя некоторые показатели определяются точно. Например, кожи хромового дубления на срезе всегда имеют зеленовато-голубой оттенок, а кожи растительного дубления на срезе имеют оттенки теплых цветов - от желтых до коричневых. Свиная кожа имеет выраженную своеобразную мерею - естественный рисунок поверхности кожи животного - с крупными порами, часто сгруппированными по три (рис. 1). Ее используют как подкладочную, так как свиная кожа непрочная, легко намокает.
При выборе кожи для какого-либо изделия важно определить способ окраски. Так, например, кожи, окрашенные нитрокрасками, или лаковые не применяются для выжигания. Лаковая кожа бывает всевозможных цветов, имеет сильный блеск, гладкую поверхность без мереи, вода в нее не впитывается. Она отделана нанесением на лицевую поверхность лаковой композиции на основе полиуретановых смол, плохо тянется, ее нельзя применять для выполнения изделий в технике "мятая кожа", вощить, из нее нельзя нарезать ремешки для оплетки. Зато она хорошо смотрится в аппликации при использовании с другими кожами.
Кожа, окрашенная нитрокрасками, тоже не применяется для выжигания, не вощится, но годится на ремешки, а тонкая даже неплохо мнется.
Нитрокрашеная кожа на срезе имеет цвет только сверху и с бахтармы, середина среза обычно светлая. Цвет может быть любым, поверхность имеет мерею, естественную или нанесенную искусственно. Если на такую кожу капнуть водой, то она не впитается. Лучшие кожи - растительного дубления. Они эластичные, плотные, хорошо впитывают влагу. Эти кожи пригодны для всех способов художественной обработки. Они имеют красивые натуральные тона от теплого желтого до светло-коричневого. Применяются для выжигания, тиснения, росписи, для изготовления переплетов, ювелирных изделий, ремешков для оплетки.
Слайд 1
ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО ИЗ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ Выполнила обучающаяся 8 класса МБОУ «СОШ № 1» Медведева Ольга Шумерля - 2013Слайд 2
Я узнала про изобразительную обработку кожи случайно, меня заинтересовала возможность самой выполнять красивые и оригинальные изделия. Для меня изобразительная обработка кожи – это способ самовыражения, это мое хобби, источник хорошего настроения. Это один из тех интересов, которые увлекают и удерживают, как чтение, рисование или рукоделие.
Слайд 3
Цель проекта - научиться выполнять декоративное панно из кожи. Задачи: - Познакомиться с историей и видами обработки кожи. - Освоить простейшие приёмы работы со специальными инструментами и приспособлениями для обработки кожи; - Научиться выполнять цветы и листья из кожи - Научиться компоновать детали панно
Слайд 4
Существует множество видов обработки кожи. Моя работа выполняется с помощью накладной аппликации в сочетании с органзой , бусинами и блёстками для ткани.
Слайд 5
Детали из кожи перед сборкой подвергаются тепловой обработке. Вырезанные из кожи детали подносят к открытому огню той стороной, которую необходимо обработать. Деталь под воздействием температуры начинает сжиматься, искривляться, принимая необходимую форму.
Слайд 6
Чтобы выполнить панно, я подобрала необходимые инструменты и материалы и, соблюдая правила техники безопасности, приступила к его изготовлению. - Наклеила на картон клеем «Мастер» кусок кожи для основы панно, ровно подрезала края.
Слайд 7
Края полосок склеила клеем «Момент - Кристалл» вдоль и порезала со стороны сгиба на полоски шириной 1-1,5 мм – получается кожаная бахрома. Заготовку для сердцевины смазала клеем по неразрезанному краю и склеила, скручивая в спираль. Вырезала из кожи нужное количество деталей для цветов и листьев, несколько полосок кожи шириной 2 см и длиной 10 см для выполнения сердцевины цветов.
Слайд 8
- Подготовила лепестки для цветов, обрабатывая их паяльником с бульками диаметром 20 мм (большие) и 15 мм (маленькие).
Слайд 9
- Собрала цветы, наклеивая к сердцевине сначала по 6 маленьких лепестков, затем – по 6 больших лепестков. Таким образом выполнила необходимое количество цветов.
Слайд 10
Края заготовок для листьев разрезала мелкой бахромой на глубину 1-2 мм для имитации зубчиков. Обработала края листьев на пламени свечи. Обработала подготовленные таким образом листья прибором для выжигания по дереву – выжгла на каждом листочке прожилки.
Слайд 11
- Наклеила на основу органзу , придавая ей определённую форму и имитируя развевающийся занавес на окне. - Соединила подготовленную основу с рамой с помощью клея «Мастер» - это требуется для того, чтобы потом при соединении не повредить цветы. - На основе расположила стебли из кожзаменителя, цветы и листья в живописном порядке. Наклеила все детали на клей «Момент - Кристалл». - Украсила панно бусинами и блеском для ткани, наклеивая их на «Момент - Кристалл».
Слайд 12
Панно готово.
Слайд 13
В процессе работы я узнала историю развития кожевнического ремесла и искусства, познакомилась со способами и видами обработки кожи, а также попробовала выполнять некоторые из них. Научилась делать из кожи цветы и листья, собирать их в единое панно и могу научить этому всех желающих.
Лавовая лампа
Красочные картины Джастина Геффри
Сила слова
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Астрономический календарь. Март, 2019