В исследовательской работе была поставлена цель: выявить истоки промысла, проследить, как сохранились народные традиции в хохломской росписи сегодня, на сколько широко распространены изделия с этой росписью в наши дни.
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_khokhloma_-_zashchita.docx | 20.41 КБ |
В этом году я хожу на кружок декоративно-художественного творчества, там мы знакомимся с законами составления орнаментов, узоров, с русскими традиционными росписями, например, как: городецкая, полхов -майданская, хо/хломская. На сколько широко распространен каждый промысел сегодня я не знала, но когда увидела на обложках тетрадей знакомый узор, похожий на хохломскую роспись, я удивилась, как такое может произойти. Так родилось желание написать исследовательскую работу «Чудо Хохлома».
Цель моей работы: выявить истоки промысла, проследить, как сохранились народные традиции в хохломской росписи сегодня, на сколько широко распространены изделия с этой росписью в наши дни.
Хо/хлома — старинное село, впервые упоминание о нем встречается в документах XVI века. В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне город Загорск). Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмино, Хрящин, Кулигино. Первые поселенцы этих деревень, скрытых в густых лесах, были беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола и помещичьего гнета. Среди них были художники-иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Они-то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды. В целях экономии дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром.
Однако для украшения посуды, которой пользовались каждый день, серебро было так же слишком дорогим материалом. Со временем вместо серебра хохломские художники стали применять олово. Современные изделия натирают алюминиевым порошком. Луженые чашки становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Таким образом, серебристая поверхность превращается в «золото», и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.
В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм и орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси.
Самым распространенным и любимым было «травное» письмо. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" и "под фон", когда золотистый рисунок на цветном фоне. К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягод, расположенных обычно вокруг стебля. На крупных вещах на заказ создавали орнаменты кудрины с золотыми цветами и листьями округлых форм, изделия для продажи в город расписывали узорами в духе ситцевых платков, старинных набоек или орнаментов рукописных книг.
В конце XIX и начале XX века хохломское живописное искусство пришло в упадок. Попадавшие в полную зависимость от скупщиков, мастера постепенно разорялись, уходили на другие заработки или нищенствовали.
Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции искусство золотой Хохломы было возрождено, изделия хохломских художников вновь стали пользоваться мировой славой.
На протяжении веков мастера хранят и передают из поколения в поколение искусство «деревенской» Хохломы. Бедин Федор Андреевич обогатил роспись новыми выразительными свойствами, участвовал в освоении новых для хо´хломской росписи материалов: стекла, керамики, клеенки и других. А мастера С.С. Юзиков, И.Е. Тюкалов, И.Д Смирнов и другие по приглашению Г.П. Матвеева переехали в 20 годах XX века в г. Семенов, чтобы обучать технике и технологии хохломского промысла. Так в г. Семенове появилась хохломская роспись.
Популярность промысла росла, и кустари одиночки в марте 1919 года стали объединяться в красильно-ложкарные артели. Именно эта дата считается датой рождения предприятия «Хохломский художник», которое по сей день хранит и преумножает традиции производства изделий с хохломской росписью.
Современная роспись обогатилась новыми мотивами, стала тоньше и сложнее по колориту и композиционному решению, усложнилась и техника исполнения.
На предприятии «Хохломская роспись» начали изготавливать новые изделия - панно с живописью. Выпускают не только декоративные изделия и посуду, но и мебель с хохломской росписью. В настоящее время ЗАО «Хохломская роспись» стабильно работает и развивается, увеличивая объемы производства и продаж. Более 1000 фирм от Владивостока до Калининграда являются партнерами предприятия. Продукция экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья: Казахстан, Беларусь, Украину, Канаду, Францию, Германию, Англию, Японию, Испанию и другие.
В 1992 году был открыт цех по изготовлению семёновской матрешки. Два года назад фабрика «Хохломская роспись» приняла участие в конкурсе на символ Сочи-2014, и получила от Олимпийского комитета свидетельство, что предприятие является лицензиатом в категории «Изделия народных промыслов». «Хохломская роспись» теперь использует олимпийскую символику на своих изделиях.
Так что же привлекает людей в данной росписи, какая сила притягивает нас к ней?
Основные краски, применяющиеся в узорах хохломской росписи, относятся к теплой гамме спектра: красный, черный, золотой. Трезвучие этих цветов, пришедших из иконописи, очень символично: красный, т.е. красивый – цвет власти; золотой – цвет поиска, благополучия, цвет божественного горения; черный – цвет занавеси перед вечной жизнью, цвет духовного очищения. Сочетание этих цветов в колорите хохломы по заключению ученых-медиков способствует снятию стресса и сравнимо с восприятием плавно текущей реки или мирно горящего огня.
В этих поэтических рисунках отразилась любовь русского человека к природе. Мягко светящиеся золотом, украшенные черно-красной травкой миски, блюда, ложки и солонки стали любимой посудой деревенского люда и своим нарядом вносили радость даже в самое бедное жилище.
В наше время рисунки и цветовая гармония хохломской росписи сочетается в разных техниках исполнения, и не только в виде печати, резьбы, но и в вышивках, росписи по стеклу и других. Можно заметить, что этот стиль очень хорошо влился в нашу жизнь. Он прекрасно гармонирует со всеми техниками рукоделия.
Выводы:
Поставленную цель в работе считаю достигнутой.
О путнике
Позвольте, я вам помогу
Загадочная система из шести экзопланет
Загадка Бабы-Яги
Шелковая горка