РЕЦЕНЗИЯ на проектную работу Ученицы 7 Б класса Храповой Елизаветы Сергеевны По изобразительному искусству. Тема «Троице – Сергиева Лавра» Гуашь, живопись. Объем работы: 27 листов, 17 листов – реферат, 10 – листов приложение. Приложение содержит иллюстративный материал по работе над проектом: фотографии эскизов, набросков, этапов выполнения картины, диск и с презентацией и фильмом. Содержание данной работы соответствует заявленной теме. Автор обосновал проблему, актуальность, указал цель проекта, обозначил задачи и методы дальнейшей реализации. Проект успешно завершён. В первом – теоретическом разделе Елизавета раскрыла знания полученные о житие Сергия Радонежского. Во второй – практической части коротко перечислены этапы работы в мастерской. Сокращенная практическая часть объясняется самой номинацией «проект», что означает практическое создание полотна картины. Картина является основным продуктом проекта, представленным на научно-практической конференции. Уровень общеобразовательной подготовки Храповой Елизаветы – высокий. Автор работы превосходно владеет современными средства обработки информационного материала из любых доступных средств (диски, интернет, сайты, презентации, фото-материалы). Она успешно анализирует, систематизирует текстовый материал, умеет работать с книгой. Елизавета обладает аналитическими способностями, творческим даром, огромным трудолюбием и жаждой самосовершенствования. Ей удалось освоить технику и приемы работы гуашью на большом формате, что само по себе подчеркивает ее профессиональный рост как художника. Положительными качествами работы можно отметить: актуальность, высокий уровень сложности, техническое мастерство, глубокое самостоятельное освоение и оформление материала. Уровень общеобразовательной подготовки Храповой Елизаветы – высокий. Она успешно анализирует, систематизирует текстовый материал, умеет работать с книгой. Елизавета обладает аналитическими способностями, творческим даром, огромным трудолюбием и талантом. Картина выполнена на хорошем уровне. В целом и предлагаемая оценка отлично. Рецензент: Шадрина И.А. (______________________) «17 » марта 2014г.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_khrapovoy_elizavety._2.doc | 652 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ПЕРСПЕКТИВА»
городского округа Власиха Московской области
143010, Московская область, поселок Власиха, мкр. Школьный, д. 10,
тел. 8 (495) 594-02-34.
Предмет: ИЗО
Номинация:
Творческий проект.
«Троице – Сергиева Лавра»
Гуашь, живопись.
Научный руководитель: Шадрина Ирина Анатольевна учитель ИЗО высшей категории. | Автор: Храпова Елизавета Сергеевна, учащаяся 7-Б класса (27. 10. 2000, 13 лет). 2014 год |
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………..…….…3
Заключение…………………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………….…………………..22
Приложения…………………………………………………………….…………………..23
Введение.
На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.
Преподобный Сергий явился воспитателем и великим собирателем народного духа. Время, в которое он жил, явилось переломной эпохой в жизни русского народа. Люди потеряли нравственную опору в жизни. Они с надеждой осматривались вокруг. Непрекращающаяся вражда и распри, постоянные набеги завоевателей, усилившееся невежество — всё это грозило не только русской культуре, но и самому существованию русского народа как нации. И вот в этой обстановке исторического тупика луч надежды воссиял из скромной и неприметной Троицкой обители. Именно здесь русские люди увидели новую жизнь — жизнь, чуждую раздоров и ненависти, которыми переполнена была многострадальная Русская земля, жизнь, где господствовали любовь и сострадание, которых так не хватало тогда русскому обществу.
В современном мире социальные и политические конфликты далеко не редкость. Немногое способно объединять людей. Вера и обращение к культурным и духовным истокам – сильное средство единения. Именно поэтому мы считаем актуальным обращение к теме «Троице-Сергиева Лавра».
Объектом исследования стала история возникновения и развития Лавры, её историческая и художественная ценность.
Предмет исследования – историческая композиция на заданную тему, картина гуашью.
В работе мы ставили следующую цель – отразить в творческой работе величие и святость архитектурного комплекса Троице-Сергиевой Лавры.
Методами достижения цели служили:
Особое место среди знаменитых русских монастырей занимает Свято-Троицкая Сергиева лавра. Православная обитель, привлекающая к себе внимание многочисленных паломников, историков, любителей древности и духовной культуры, была основана и посвящена Живоначальной Троице преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. (по другим сведениям, в 1345 г.).
Имя преподобного Сергия Радонежского навеки запечатлено в названии великого храмового комплекса, академии и города.
Урождённый Варфоломей Кириллович Иванчин, вошел в историю под славным именем Сергий Радонежский. Он и величайший из пророков, и народный святой, и миротворец, и дипломат-прозорливец, и «собиратель Руси».
Жизнь и деяния самоотверженного, редкого по силе духа и веры человека заслуживают всеобщего поклонения и признания.
Родился Варфоломей Иванович 3 мая 1314 года в семье ростовского боярина Кирилла. Матушку его звали Марией. Кроме него в семье было два брата – Степан и Пётр. Через 40 дней, на день празднования святого апостола Варфоломея, новорождённого крестили….
Благодаря летописи ученика Епифания, который описывал житие учителя-наставника, сохранились достоверные сведения о «народном святом».
Варфоломей с юных лет удивлял родителей: он не участвовал в детских играх-забавах, часами был задумчив, искал уединения. А когда пришло время учёбы и братья делали большие успехи, семилетний Варфоломей не мог запомнить даже буквы. Учитель объяснял, но мальчик не слышал его. Помог чудо-случай….
Однажды мимо отцовской усадьбы проходил странник, и Варфоломей попросил его помолиться, чтобы он «одолел грамоту». Они долго молились вместе. Старец дал Варфоломею в руки книгу и приказал: «Читай!». Мальчик смутился: «Я не умею…». Старец настаивал. Варфоломей раскрыл книгу и … «стал читать бойко, быстро вразумительно».
И тут странник удивил родителей: «Ваш отрок создаст обитель Святой Троицы и многих православных вслед за собою к вразумлению божественных заповедей поведёт». Затем старик вышел за ворота и … пропал с глаз. После этого случая Варфоломей начал свободно читать книги, особенно выделяя жития святых и летописные сказания о минувшем.
Варфоломей с каждым годом всё больше удалялся от привычного мира, жаждал тишины и уединения. А с 12 лет начал строго поститься: Всю неделю вкушал хлеб и воду, а в среду и пятницу обходился и без этого.
В 1330 году боярин-отец разорился, татарское иго и княжеские распри выгнали семью из Ростова. Семья оказалась в Радонеже, маленьком селе в 70 верстах от Москвы, которое затерялось в непроходимой чащобе. У брата Варфоломея, Степана, умерла жена, и он с горя принял монашество. Приняв имя Стефан, брат ушёл в Хотьковский монастырь, и взял с собой Варфоломея. Однако тому, в «шумном» монастыре не приглянулось.
В результате братья ушли в чащобу, выбрали место для новой обители и строительства кельи. Вот как о том пишется в книге «Великие пророчества о России»: «Братья несколько дней брели по дремучему Радонежскому лесу. Наконец они увидели холм с пологими склонами, очень похожий на маковку. Радонежские старожилы давно приметили этот холм в десяти верстах от Хотьково. Те, кому случалось заночевать в лесу, будто бы видели яркий свет, струившийся над поляной, и даже языки пламени. Так родилась легенда о холме как о таинственном, святом месте, предназначенном для обители и «дожидавшимся своего часа».
На чудесном холме братья поставили келью, задумались над именем новостройки. И тогда Стефан вспомнил пророчество странника: «Ваш отрок создаст некогда обитель Святой Троицы».
За благословением на освещение церкви отправились в Москву к митрополиту Феогносту. Всё было хорошо, но Стефан не выдержал суровой отшельнической жизни и ушёл в Москву, в Богоявленский монастырь….
Прошло два года полного одиночества, после которых Варфоломей решил принять монашество.
Сергий Радонежский – ныне это имя известно во всём мире. Духовником Сергия стал старец Митрофан, игумен Хотьковского монастыря.
Наслышанные о непорочности и чудотворности отца Сергия, вокруг него стали собираться монахи и строить свои кельи. А вскоре к церкви началось настоящее паломничество, и побывавшие здесь сохраняли «благотворное и светлое впечатление». Отец Сергий исцелял больных, но просил об этом нигде не говорить, не любил шумихи вокруг своего имени. Ему уже давно полагался церковный чин, но на предложение стать игуменом отец Сергий ответил отказом. И только после уговоров епископа Афанасия Волынского принял игуменство Троицкой обители. Не любил чины, скромности был необыкновенной….
О начальном периоде становления лавры мы узнаем из летописных упоминаний и главным образом из первых жизнеописаний Сергия Радонежского, составленных знаменитым агиографом Епифанием Премудрым и позднее расширенных и переработанных Пахомием Сербом. Епифаний долгое время жил в монастыре при Сергии Радонежском и, как он сам пишет, начал делать свои записи «запаса ради и памяти ради» в 1393 или 1394 г. («по лете убо едином или по двое» после кончины Сергия). Пахомий Серб работал над «Житием» в 1438–1449 гг. и, как и Епифаний, имел возможность «распытывати и вопрошати древние старци», которые жили еще под игуменством Сергия.
Здесь подвизались, прославляя Господа и это святое место, преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели преп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет, величайший иконописец Андрей Рублев и многие другие знаменитые наши соотечественники.
В 1422 г. состоялось прославление Сергия Радонежского, а в 1423 г. – чудесное обретение его святых мощей. С этого времени обитель приобрела значение центра религиозной жизни русского народа. В конце XIV — начале XV в. вокруг лавры появились поселения Кокуево, Панино, Клементьево и др., в конце XVIII в. они образовали Сергиев Посад.
Долгая история Свято-Троицкого монастыря не была безоблачной. Обитель неоднократно подвергалась нападениям неприятелей.
В 1408 г., во время игуменства Никона Радонежского, преемника и ученика преп. Сергия, все постройки монастыря были сожжены монголо-татарами. Благодаря чудесному предупреждению Сергия о грядущем нашествии, братия успела удалиться из монастыря, сохранив от осквернения святыни и книги. По возвращении в монастырь Никон с братией вновь отстраивали родную обитель. Прежде всего был построен деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы (освящен в 1412 г., в день памяти преп. Сергия — 25 сентября). Никон над гробом своего духовного отца возвел каменную церковь.
Игумен Никон был прославлен церковью в чине преподобного и вошел в историю как продолжатель дела Сергия Радонежского и как строитель и благоукраситель лавры.
Грамотой, данной первому архимандриту Троицкого монастыря Елевферию в 1561 г., монастырь был поставлен выше всех прочих монастырей Московской Митрополии. В 1702 г. он поставлен вторым после Киево-Печерской обители. В 1742 г. в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария. Почетное древнее наименование лавры было утверждено за обителью в 1744 году.
А в течение XVIII–XIX вв. в окрестностях лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Связанные с лаврой и духовно, и административно, эти небольшие обители явили миру замечательных старцев-подвижников.
Славный период в истории лавры связан с именем митрополита московского Платона (Левшина), позднее священноархимандритами лавры были святители московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский, убит большевиками в 1918 г.). Монахами, вышедшими из лавры, основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей.
В 1814 г. на территорию Троице-Сергиевой лавры было переведено старейшее высшее учебное заведение России — Московская духовная академия, действовавшая с 1685 г. в Москве. Академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.).
Годы гонения на церковь советского периода стали нелегкими и для обители. Вскоре после Октябрьской революции Духовная академия была закрыта. А в 1920 г. декретом Совнаркома за подписью В.И. Ленина Троице-Сергиева лавра была закрыта и превращена в Историко-художественный музей; педагогический институт и другие учреждения разместились в зданиях прославленного монастыря, часть строений была занята под жилье.
В 1938–1940 гг. была разрушена церковь Филарета Милостивого, а находившиеся в ней гробницы святителей осквернены и разграблены. По окончании Великой Отечественной войны началось возрождение прославленной обители. В Великую Субботу 1946 г. ожили колокола Троице-Сергиевой лавры и возвестили о первом после закрытия монастыря богослужении в Успенском соборе. В этом же году из московского Новодевичьего монастыря в лавру были переведены Духовная семинария и Академия.
Возобновленный монастырь занял выдающееся место в духовной и культурной жизни России. В стенах обители проходили Поместные соборы Русской православной церкви, при Духовной семинарии действуют Регентская и Иконописная школы. Сейчас в Троице-Сергиевой лавре около двухсот монахов. Они несут многочисленные послушания: принимают паломников, занимаются издательской деятельностью, совершают пастырское окормление заключенных и многое другое. Силами монахов ежедневно в храмах лавры совершается богослужение, поддерживается непрерывное моление о спасении мира.
Свято-Троицкая Сергиева лавра имеет статус ставропигиального мужского монастыря. Ставропигиальными называются монастыри, находящиеся под непосредственным управлением патриарха и не зависящие от епархиального начальства.
У Свято-Троицкой Сергиевой лавры есть несколько подворий на территории России.
Начиная с XV в., обитель Живоначальной Троицы украшается великолепными храмами и соборами. Постепенно она становится не только духовным, но и крупнейшим культурно-художественным центром, очагом грамотности и знания в пределах Московской Руси.
Согласно заповеди аввы Сергия о странноприимстве, обитель кормила всех приходящих — бедных и богатых — и снабжала в дорогу всем необходимым.
В дни нужды цари, начиная с Бориса Годунова, брали из казны монастыря тысячи рублей. Во время лихолетия и «шатания» Русской земли открылись двери монастырских житниц и монастырской казны, чтобы спасти от гибели государство.1
Многовековая история обители — славная страница истории нашей Церкви, ее патриотического служения Родине. В печальные годы смуты и разбоя в стране Троице-Сергиева обитель показала пример мужественного стояния за честь русского народа. Она сделалась неприступной крепостью на пути польско-литовских захватчиков. В сознании русских людей того времени Троице-Сергиева Лавра была оплотом духовного и национального единства и символом независимости России. «Если взята будет обитель Преподобного, — говорил патриарх Гермоген со всем освященным собором царю, — то весь предел российский до окиана моря погибнет!8. Около двух с половиной тысяч защитников крепости сдерживали 16 месяцев (с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г.) двадцатитысячное полчище Лжедмитрия II во главе с Яном Сапегой.
«Защитники находили в себе силы не только обороняться, но и организовывать вылазки... Каждый из них, защищая монастырь, видел в нем частицу Родины, сражался за честь Русской земли, оберегая ее от поругания. Недаром сами поляки отмечали, что Троицкая крепость была вооружена людьми, железом и мужеством. Троицкий монастырь стал символом чести Родины в глазах народа, превратился в общерусский центр отпора захватчикам».5 Как для защищавших, так и для осаждавших Лавру было очевидно чудное заступление монастыря святого Сергия. Обитель устояла, говорит Авраамий Палицын, «не крепкими, но немощными, не мудрыми, но простыми, не множайшими, но малейшими». К концу осады в монастыре осталось не более 200 человек, способных носить оружие.
Интервенты рассчитывали не только разграбить монастырь, но прежде всего уничтожить его как центр национально-освободительного движения. Монахи обители под руководством архимандрита Дионисия рассылали по всем русским городам грамоты с пламенными призывами подняться на защиту веры и Отечества. Благодаря этим грамотам в Нижнем Новгороде было сформировано народное ополчение Минина и Пожарского.
Пока под Москвой завершалось дело спасения Русской земли от врагов, новая волна несла к обители толпы народа. Только теперь это были не воины или крестьяне, как в дни перед осадой, это были увечные, хромые, слепые, раненые и умирающие. Многие из них умирали по дороге в монастырь. Архимандрит Дионисий призвал братию помочь несчастным кто чем может. Обитель строила дворы и избы для приходящих, больницы и богадельни; по дорогам и лесам отыскивали тех, кто не мог дойти сам.
Сюда привезли и израненного Пожарского для лечения и отдыха; сюда посылали сирот, у которых отцы и матери были убиты литовцами. Когда стало недоставать на всех хлеба, архимандрит Дионисий убедил братию питаться овсяным хлебом и кваса не пить. «Во имя Господне и с воды не умрем», — говорил он. И вера творила чудеса: сколько ни раздавал монастырь хлеба, житницы его не оскудевали.
Вся монастырская казна без остатка пошла в расход, чтобы ускорить победу и добиться мира на Русской земле.
По мнению историка Н. И. Кедрова, «тот высокий патриотический подвиг, который показала Лавра Преподобного Сергия в Смутное время, не чем иным может быть объясняем, как глубоким сознанием нравственного долга служения Отечеству, которое, в свою очредь, явилось плодом просветительной подготовки обители»3.
Вновь мужество и героизм проявили иноки и жители Сергиева Посада при нападении на обитель войск польского королевича Владислава 24 сентября 1618 г. Вскоре после этого, 1 декабря того же года, в селе Деулино, близ Троице-Сергиева монастыря, был подписан мирный договор между Россией и Польшей.
Конец XVII в. был тревожным для России. Дважды Троицкий монастырь становится спасительным прибежищем для молодого Петра 1. В 1682 г. он вместе с братом Иваном и царевной Софьей укрывается за крепкими стенами обители от стрелецкого бунта, поднятого Хованским, а через 7 лет снова сюда бежал из столицы, спасаясь от Софьи Алексеевны, замышлявшей путем нового стрелецкого бунта устранить Петра с престола. Монастырь превратился в военный лагерь, куда собрались сторонники Петра, в том числе патриарх Иоаким. Здесь царь пробыл до окончательного подавления бунта и заточения Софьи в Новодевичий монастырь.
В дальнейшем Троицкая обитель оказывала необходимую поддержку преобразователю России. С 1682 по 1701 г. для государственных нужд из казны монастыря было взято около 130 тыс. рублей.
После перенесения столицы в Петербург Троице-Сергиева обитель уже не могла быть столь значительным фактором в политической жизни страны, однако свое большое церковно-общественное значение монастырь сохранил и в дальнейшем.
Не было ни одного сколько-нибудь важного события в русском обществе, которое не нашло бы отклика в обители Преподобного Сергия.
В 1738 г. в Лавре открыта Духовная Семинария, которая в 1814 г. была преобразована в Московскую Духовную Академию. Таким образом, Троице-Сергиева обитель становится важнейшим центром духовного и научного образования и просвещения. Здесь изучались не только духовные, но и светские науки. Уровень преподавания не уступал уровню Московского университета. Напомним, что основатель Московского университета — М. В. Ломоносов был выпускником Московской Славяно-греко-латинской Академии.
XIX век был замечателен для Троице-Сергиевой Лавры тем, что ее священноархимандритами были выдающиеся иерархи Русской Церкви. Плодовитый богослов и талантливый строитель Лавры митрополит Платон был горячим патриотом. В 1807 г. при подходе войск Наполеона к русской границе Московский святитель внес в казну от имени Троицкой Лавры, Чудова монастыря и от себя лично 20 тысяч рублей на народное ополчение. Он прозорливо убеждал Александра I не верить миру, заключенному в тот год с французами, но ожидать вскоре нападения с их стороны. Когда французы вторглись в Россию, больной в то время митрополит Платон послал с наместником Лавры образ Преподобного Сергия, написанный на доске от гроба Преподобного, в благословение Александру I и русскому воинству (этот образ сопутствовал и Петру I в его походах). Митрополит призвал русских людей не щадить никаких средств. Троицкая обитель пожертвовала на отечественные нужды крупную сумму: 70 тысяч рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром и более 5 пудов серебра в слитках и посуде.
Французы захватили Дмитров и Богородск и находились всего в 40 верстах от Лавры. Дважды они посылали пятитысячный отряд к монастырю, но воины, одержимые неведомым страхом и слухами о засаде, так и не дошли до беззащитной обители. В день Покрова Божией Матери в Лавре совершено было молебное пение об избавлении обители и Русской земли от захватчиков. Вера не посрамила молящихся. В этот день французы бежали из Дмитрова и Богородска, а через неделю потерпели сокрушительное поражение под Тарутином и Полоцком, что явилось началом истребления полчищ Наполеона. Весть о том, что французы оставили Москву, так обрадовала митрополита Платона, что он от радости заплакал и, крестясь, воскликнул: «Слава Богу, Москва свободна, и я теперь могу умереть спокойно!»
С 1853 по 1855 г. Лавра предоставила правительству 50 тысяч рублей серебром для войны за освобождение от турецкого ига братских славянских народов. В 1833 и 1839 гг. по случаю дороговизны хлеба Троицкая обитель закупила его значительное количество и кормила нуждающихся. В 1832 г. на средства обители выстроена больница. В 1840 г. открыто училище для юношей-сирот, которое содержалось монастырем. Во время вспышек холеры в Посаде в 1847, 1853 и 1871 гг. Лавра Преподобного Сергия неизменно приходила на помощь окрестному населению в борьбе с эпидемией. Она брала на себя значительную часть издержек на устройство временных больниц с бесплатным медицинским обслуживанием и усердно молилась Богу об избавлении от бедствия. В результате в окрестностях монастыря смертность была незначительна.
Священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) в 1977 г. прославлен в лике святых Русской и Американской Православными Церквами как бесстрашный миссионер. Он активно участвовал в освоении Амура и Приморья, в этом огромном по своемν историческому значению мероприятии. Исконно русская, приобретенная еще храбрыми землепроходцами XVM столетия дальневосточная земля была окончательно возвращена России на глазах Вениаминова и не без его помощи. Вениаминов не боялся брать на себя самую тяжелую, самую ответственную работу, даже если она никак не вязалась с представлениями о его сане... Он свято верил, что для исполнения долга перед Отечеством не должно быть никаких препятствий»4.
Троице-Сергиева Лавра, следуя заветам своего основателя, всегда являла высокий образец патриотизма. Вместе со своим народом она разделяла и трудности испытаний, и славу своего Отечества. В военные годы она благословляла на ратный подвиг русские дружины, в мирное время молилась о благоденствии России, воспитывала в народе добрые нравы и патриотизм, несла свет просвещения и культуры.
В новый, послевоенный период истории Троице-Сергиева Лавра вместе со всей Русской Православной Церковью встает на путь особого общественного служения путь миротворчества. Под руководством своего священноархимандрита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия она принимает широкое и активное участие в общественно-патриотической деятельности Русской Православной Церкви.
Постоянно из Лавры Живоначальной Троицы раздалется призыв православных первоиерархов к христианам всего мира.8
Этот призыв нашел отклик среди верующих нашей страны — как христиан, так и нехристиан — и за рубежом.
Когда обостряется международная обстановка, когда, вопреки международным соглашениям, началась усиленная ремилитаризация Западной Германии и Японии, когда в Западной Европе гонка вооружений приняла невиданный размах, когда в Корее была спровоцирована война с применением бактериологического оружия, Лавра не остается в стороне.
Отсюда обратились ко всем верующим с призывом осознать опасность, нависшую над миром, прийти к единству и активно бороться за дело мира, осудить гонку вооружений как преступление против человечества и, таким образом, создать нравственную преграду для нее. Верующие всего мира призывались добиваться от своих правителей запрещения всех видов атомного, химического и бактериологического оружия.
Звучат призывы деятелей Церквей употребить все свое нраственное влияние на человеческую душу, чтобы в ней господствовали «братство и любовь, чтобы сатанинская ненависть не входила в сердца и вновь не привела к кровопролитию, и грозные тучи, застилающие небо, пролились на землю не горящей смолой, не губительным градом атомных бомб, не мириадами зараженных болезнями насекомых, а освежительной росой благоволения людей».
В документах РПЦ существует огромный перечень конференций, встреч и собраний, посвященных проблемам мира и имевших место в Троице-Сергиевой Лавре за последние десятилетия.
Если в прошлом общественное служение Лавры Преподобного Сергия имело значение, главным образом, только для нашего Отечества, то теперь она является религиозным и миротворческим центром международного значения.
Дом Живоначальной Троицы в наши дни является действительно большим домом, где побеждается «страх ненавистной розни» между религиями и народами Земли. Об этом свидетельствуют и записи зарубежных и советских гостей Лавры, сделанные в ее книгах отзывов, выражающие восхищение красотой обители, великолепием лаврских богослужений, благодарность за радушный прием.
Иноки обители, совершая уставные службы, преемственно продолжают освящающее мир служение Пресвятой Троице и служение человечеству во имя любви Христовой. В лаврских храмах непрестанно возносится молитва о мире всего мира и о единении христиан. Не случайно в лаврских стенах самые беспокойные сердца ощущают веяние мира и тепла. Встречу с Лаврой многие переживают как чудо знакомства с живой православной традицией.
Многочисленные паломники и туристы ежедневно широкой волной вливаются в лаврские ворота.
И ныне Лавра Преподобного Сергия благовествует мир не только ближним, но и дальним, вплоть до пределов Земли. Вместе со всей Русской Православной Церковью обитель Пресвятой Троицы продолжает свое служение христианскому единству и всему человечеству в борьбе за мир и братство между народами.
2.2. Архитектурный комплекс Троице-Сергиевой Лавры
На территории лавры сложился великолепный архитектурный ансамбль. Здесь потрудились такие известные зодчие, как В.Ермолин (XV в.), И.Мичурин и Д.Ухтомский (XVIII в.), О.Бове (XIX в.).
В самом начале истории монастыря, до принятия общежительного устава, собиравшаяся вокруг преподобного Сергия братия возводила постройки без какого-либо плана. Каждый ставил себе келью там, где ему хотелось, возделывал огород, ведя самостоятельное хозяйство. Но с ростом числа пришедших в обитель насельников святой распорядился о значительной перестройке обители: кельи стали ставить крестообразно, посреди них расположились церковь и трапезная, и все эти сооружения были обнесены высокой дубовой стеной. Такая планировка монастыря учитывалась при всех его дальнейших перестройках и сохранилась до наших дней.
Древнейшей постройкой и главной святыней лавры является Троицкий собор, построенный в 1422–1425 гг., в нем почивают святые мощи Сергия Радонежского. Прежде здесь стояла деревянная, срубленная самим преподобным Сергием церковь. Это был уникальный храм — первый на Руси посвященный Святой Троице. Здесь можно вспомнить, что преп. Сергий призывал взиранием на Святую Троицу «побеждать страх перед ненавистною раздельностию мира».
Сооруженный над гробом преп. Сергия, собор представляет собой четырехстолпный крестово-купольный храм, стоящий на подклете. Кроме трапезной части, он весь построен из белого камня. В XV–XVI вв. в соборе крестили наследников московского престола, целованием креста у гроба преп. Сергия скреплялись важнейшие договоры. В 1548 г. с южной стороны к Троицкому собору был пристроен придел над гробом преп. Никона.
Около 1425–1427 гг. стены собора изнутри были расписаны двумя иконописцами — иноками Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Именно для иконостаса Троицкого собора Андрей Рублев написал храмовую икону «Троица». По заказу Ивана IV Грозного мастерами Оружейной палаты была выполнена серебряная рака для святых мощей преподобного Сергия Радонежского.
Юго-западный притвор Троицкого собора пристроен в ознаменование места, где, по преданию, преподобный Сергий удостоился посещения Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном.
В Троицком соборе в наши дни совершаются монашеские постриги. Как во времена преп. Сергия, так и сейчас всякий человек, приступающий работать Господу, дает Ему три обета — безбрачия, нестяжания и послушания.
В годы правления Ивана Грозного по его повелению было начато возведение собора Успения Пресвятой Богородицы. Храм воздвигнут в центральной части лавры и по архитектурному решению напоминает Успенский собор Московского Кремля, несколько превосходя его по размерам. В 1585 г. собор был торжественно освящен.
Кроме главного престола в честь Успения Божией Матери, за иконостасом собора находятся еще три придела. Каждый из них имеет свою историю. Так, придел в честь Николая Чудотворца был устроен 9 мая 1609 г. Тогда в разгар осады монастыря поляками началась повальная цинга, уносившая множество жизней. Иноки обратились за помощью и заступлением к святителю Николаю и освятили придел в его честь в Успенском соборе. После этого эпидемия пошла на убыль. Два других придела освящены в честь святого великомученика Феодора Стратилата и святой мученицы Ирины. Это имена святых покровителей государя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины, в царствование которых и был освящен Успенский собор. На столпе в юго-восточной части собора находится икона с изображением святых Феодора Стратилата и Ирины.
Успенский собор имеет пять глав. Стены храма Успения Пресвятой Богородицы в 1684 г. были украшены внутри живописью на вкладные деньги скончавшегося в 1651 г. архиепископа рязанского Моисея. Живопись эта в основном сохранилась до наших дней.
Ансамбль Соборной площади украшает белоснежная церковь Сошествия Святого Духа на апостолов, построенная псковскими мастерами в 1476–1477 гг. Она располагается на близком расстоянии от Троицкого собора. У северной стены этой церкви, под спудом, покоятся мощи преподобного Максима Грека. Удивительна судьба этого святого. Выходец из Греции, он получил прекрасное образование в Европе, но убедился в том, что идеалы эпохи Возрождения во многом чужды Евангелию. Удалившись на Афон, Максим Грек принял монашеский постриг. В 1518 г. он прибыл на Русь и здесь занимался книжными трудами и переводами. Около 1525 г. он был оклеветан и провел свою жизнь в темницах и изгнаниях. На стене темницы во время заключения преп. Максим углем написал канон Святому Духу.
В 1635–1637 гг. здесь появляется еще одна церковь, шатровая. Она была сооружена в честь соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия при Больничных палатах, где располагалась больница и приют для престарелых и больных монахов.
Великолепием убранства в стиле московского барокко отличается церковь Преподобного Сергия с трапезной, построенная в 1687–1692 гг. Первоначальный иконостас храма не сохранился. Возле Трапезного храма находится небольшая церковь, созданная в 1734 г. над гробницей преп. Михея. Церковь построена в память о явлении Божией Матери преп. Сергию и его ученику и келейнику Михею Радонежскому. При посещении преподобных Сергия и Михея Богородица обещала быть неотступной от места сего и всегда покрывать его. Церковь именуют Михеевской.
К числу памятников церковного зодчества XVIII в. относится и церковь Смоленской иконы Божией Матери, построенная на средства А.Г. Разумовского в 1745–1748 гг.
В этот же период строилась грандиозная пятиярусная колокольня (1740–1770 гг.), без которой трудно представить архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой лавры (архитекторы И. Мичурин, Д. Ухтомский). Колокольня лавры — самая высокая в России, высота ее составляет 87 м. Для сравнения: колокольня Новодевичьего монастыря имеет высоту 72 м (Иван Великий в Кремле — 81 м). На ее строительство ушло более тридцати лет.
Колокольня представляет собой величественное и изящное здание и имеет вид четыреугольного столба, который по мере возвышения уменьшается в объеме. В первом ярусе каждая сторона имеет 12 саженей с аршином, во втором — семь саженей. Высота колокольни с куполом 41 сажень с аршином. Колокольня украшена колоннами и вазами из белого камня и увенчана медным вызолоченным куполом, устроенным наподобие огромной чаши, над которою возвышается пьедестал, а на нем — яблоко и крест, все это напоминает императорскую державу. Под куполом на четырех сторонах здания утверждены большие чеканные вызолоченные клейма, вышиною и шириною каждое около трех саженей, с императорским вензелем и короною. В 1784 г. на колокольне были устроены большие часы с боем.
До революции лаврская звонница насчитывала сорок колоколов, отлитых на вклады российских государей. Колокол весом в 67 тонн, самый большой в России, в конце 20-х годов прошлого века был сброшен с колокольни и разбит. Сейчас звонница лавры пополняется и насчитывает уже двадцать три колокола.
Говоря об архитектурном ансамбле лавры, нельзя не сказать о ее могучих стенах. Их возведение было начато по велению Ивана Грозного вместе со строительством собора Успения Пресвятой Богородицы. Сооружение каменных стен в лавре было частью замысла царя по созданию общей системы укреплений для защиты Русского государства. В течение десяти лет, начиная с 1540 г. здесь были возведены мощные стены и башни. Лавра превратилась в неприступную по тем временам крепость и выдержала шестнадцатимесячную осаду польских войск с 23 сентября 1608 по 12 января 1610 г. В память об избавлении лавры от осады и в другие церковные праздники по этим стенам совершались крестные ходы. В середине XVII в. для укрепления оборонительных сооружений были дополнительно построены еще четыре мощные восьмигранные башни, надстроены и усилены стены.
Таким образом, весь прекрасный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой лавры оказался окружен каменной стеной протяженностью более версты; вышина стены — 4 сажени, а с южной и западной сторон — до 6–7 и более саженей; ширина — в три сажени и более.
В 1693–1699 гг. над центральными вратами на средства благочестивых и именитых людей того времени Строгановых была построена церковь, освященная в честь Рождества Иоанна Предтечи. Проходы Надвратной церкви украшены росписями со сценами из жизни преподобного Сергия.2
Многие мастера живописи обращались в своем творчестве к религиозной теме, в том числе писали сюжеты из жизни Сергия Радонежского и Троице-Сергиевой Лавры.
Датой основания монастыря принято считать поселение Сергия Радонежского на Маковце в 1337.
На картине художника Лисснера ЭрнстаЭрнестовича, творившего в первой половине XX века, мы как раз и можем видеть это поселение (Прил.1).
В 1585 году был построен главный храм Лавры - Успенский собор, изображенный на картине Эдуарда Панова (Прил.2).
Собор был сооружен по повелению царя Иоанна Грозного и строился на протяжении 26 лет. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Фрески, покрывающие его стены, столпы и своды были выполнены в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. В росписи участвовали 35 мастеров иконописцев, которые расписали храм за одно лето (100 дней).
В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. Замечательный российский исторический живописец Сергей Дмитриевич Милорадович изобразил сцену осады Лавры поляками (Прил.3).
Художник - баталист Верещагин так же изобразил осаду монастыря интервентами. Мы можем увидеть, как много людей нашли защиту в стенах Лавры в Смутное время (Прил. 4).
Наибольшего расцвета лавра достигла в XVIII-XIX веках. На картине художника Алексеева изображена Лавра начала XIX века (Прил.5).
Известнейший русский живописец Константин Федорович Юон изображает Лавру конца XIX века, какой он запомнил ее во времена своей юности (Прил. 6).
В Лавре захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, представители фамилии Годуновых. Многочисленные сокровища хранятся в ризнице — это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю.
Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека — здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV—XVII веков, и уникальные образцы русских ранее печатных книг, исторические документы.
В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; в 1905 году была организована лаврская типография. Именно этот период изображен на картине Людмилы Волхонской «Троице – Сергиева Лавра» (Прил.7).
С приходом Советской власти в 1920 году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей. В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и изъята на переплавку большая часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший, «никоновский», 1420 года). На территории Лавры до 1953 года находился Загорский учительский институт.
Несмотря ни на что, в XX веке многие художники обращались к духовной теме и писали картины, изображающие Лавру. (Прил. 8)
Игорь Яровой изобразил молодую пару, любующуюся стенами лавры, как символ возрождения духовности, нескончаемого интереса к историческим традициям России. Яровой. «У ворот Лавры. Дождь». Несмотря на плохую погоду, поток людей движущихся в Лавру не иссякает. (Прил.9)
В настоящее время братия Лавры насчитывает около 200 монахов. В монастыре также действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) и паломнический центр, регулярно проводятся экскурсии для посетителей.
В искусстве тема Лавры не утратила своей актуальности. Художники пишут картины, создают их из кристаллов Сваровски и других материалов, создают лаковые миниатюры с изображением Лавры. (Прил. 10)
Идея. Мы решили создать художественную композицию с изображением архитектурного комплекса Троице-Сергиевой Лавры. Этот храмовый ансамбль потрясает своей красотой и величием. Ясное голубое небо, символизирует святой дух России. А монументальные стены, превратившие Лавру в крепость и выдержавшие немало вражьих натисков, кажутся совсем неприступными.
В целом, Лавра воспринимается как символ величия, единения и духовности и формирует в нас патриотические чувства.
В честь юбилейной даты – 700-летия Сергия Радонежского, основателя обители, мы решили изобразить архитектурный комплекс Троице-Сергиевой Лавры.
Выбор техники исполнения. Для своей картины я выбрала формат А2, чтобы крупно изобразить Лавру. Рисовала я акриловыми и гуашевыми красками, что может показаться странным. Тем не менее, проблем при нанесении тона не возникло. Акрил не скатывался и, напротив, придал красивый глянец работе.
Колорит. В работе выбраны приглушённые, холодные тона. Мне кажется, именно так нужно изображать святое место – неярко, сдержанно.
Эскиз. В начале работы мы сделали карандашную разметку, расположив основные объекты: стены, купола храмов, колокольню. Затем геометрические наброски приобрели более точную форму. Позже я нанесла карандашом все мелкие детали.
Заливка фона.
Нанесение локального цвета:
Проработка крупными мазками:
Детализация:
Работа в мастерской. Основной этап.
Сроки. Я начала работу над картиной в конце января 2014 года, закончила 16 марта 2014 года.
Трудности. Самым трудным было изобразить небо ясным и светлым. Боялась сделать его слишком тёмным и нагнетающим. Тогда картина получилась бы не такой лёгкой, на ней не было видно умиротворение.
В ходе работы пришлось исправлять некоторые ошибки. Не решила, с какой стороны будет направлен свет. Из-за этого падающие тени оказались с разных сторон. Поэтому объём правильно передать сразу не удалось.
Успехи. Легче всего получилось сделать купола. Мне даже понравилось рисовать их, выявлять объём, блики, тень, рефлекс.
Заключение.
Сегодня в Лавре идут крупномасштабные реставрационные работы, стены и храмы одеты в строительные леса и выглядят не парадно.
Но все равно именно здесь, в Лавре, мы чувствуем себя дома более, чем в своем собственном доме. Ведь она, и в самом деле, воплотила в себе священнейшие воздыхания наших собственных глубин, но с таким совершенством и полнотой, с какими мы сами никогда не сумели бы их воплотить.
Лавра - это мы, более чем мы сами, это мы в наиболее родных и наиболее сокровенных недрах нашего собственного бытия. Вот почему наши предки и современники несли и несут сюда не только задушевный трепет своих сердец, но и все свое творчество, все свои культурные достижения и ценности.
Именно поэтому создание картины для нас было делом сокровенным, приятным, интересным.
Список литературы.
Приложения.
Петровичев П. И. Купола Троице-Сергиевой лавры.
10. Лаковые миниатюры.
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Цветущая сакура
10 осенних мастер-классов для детей
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Мороз и заяц