Проектная работа выполненая для муниципального этапа всероссийской предметной олимпиады школьников по технологии.
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_fayzullaevoy_z._-_kopiya.docx | 166.13 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4"
Национальные костюмы народов ханты, таджикского и русского
Автор: Файзуллаева Зарина Чамшедовна,
ученица 9А класса
Руководитель: Ледяева Елена Юрьевна,
учитель технологии первой квалификационной категории
Нефтеюганск
2013
Содержание
Введение
1. Обоснование выбора темы и ее актуальности………………………...………….…3
2. Цель и задачи …………….……………………………………………………….…...3
3. Межпредметные связи………………………………………………………………...3
4. Предварительный экономический расчёт…………………………………………...4
5. Инструменты, оборудование, материалы…………………………………………….4
Основная часть
1. Исследование
1.1. Характеристика таджикского национального костюма……….......….……...5
1.2. Характеристика национального русского костюма…………………………….7
1.3. Характеристика национального костюма ханты………………………………9
2. Технология изготовления
2.1.Пошив костюма народа ханты….………………………………………………10
2.2. Пошив русского костюма…………………………………………………………12
2.3. Пошив таджикского костюма…………………………………………………….12
3. Экономическое обоснование
3.1. Расчет себестоимости изделий…………………………..………………………13
4. Экологическая оценка проекта ………….………………………..…………..14
Заключение
2. Самоонализ проделанной работы……………………………………………...14
3. Реклама……………….……………………………………………………...….......15
Список используемой литературы
Введение
Я родилась в городе Нефтеюганске Ханты – Мансийского автономного округа – Югра – это моя родина. Большое количество родных мне людей проживают в Таджикистане – это место от, куда приехали мои родители. Северная территория – с морозами и снегами и юг – с изнурительной жарой и большим количеством овощей и фруктов. Они так не похожи друг на друга. Но они любимые мною. Мне интересны люди, проживающие на данных территориях, их культура, обычаи. Одним из составляющих культуры любого народа, является национальная одежда.
Народная одежда – богатое наследие. Она является неиссякаемым источником для исследований в области этнографии, истории, искусствоведения. Художники-модельеры открывают в ней интересные линии и формы и применяют их в решении современного костюма. Народная одежда широко представлена в экспозициях музея, где с ней знакомятся миллионы посетителей.
Решила более подробно познакомиться с национальной одеждой народов ханты, русского и таджикского костюмов.
2. Цель и задачи
Цель: изучить информацию и выполнить национальные костюмы в уменьшенном размере (на куклах).
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
3.Межпредметные связи
При выполнении работы мне пригодятся следующие области знаний.
Математика - расчёт расходов материалов и других косвенных затрат.
Рисование - выбор цвета, гармоничное сочетание цветов.
Экология - экологичность материалов и технологий, используемых в работе.
Технология – свойства тканей, технологическая последовательность при изготовлении изделий, последовательность выполнения проектной работы.
Информатика – использование стандартных и офисных программ для работы, поиск необходимой информации через интернет, составление слайд презентации при защите проекта, использование цифрового фотоаппарата.
Русский язык и литература - грамотное написание пояснительной записки проекта.
4. Предварительный экономический расчёт
Таблица 1
Наименование материалов | Цена (руб.) | Количество | Стоимость (руб.) |
| 300-00 | 1,00 метр | 300-00 |
| 20-00 | 30 грамм | 60-00 |
| 30-00 | 2,00 метра | 60-00 |
| 300-00 | 500 грамм | 300-00 |
ИТОГО | 720-00 |
Вывод: стоимость первоначальных расходов, на мой взгляд, совсем не большая. Предполагаемая цена меня устраивает, и я принимаюсь за работу.
5. Инструменты, оборудование, материалы
Материалы:
Инструменты:
Оборудование:
Основная часть
Особое значение имеют декоративные качества используемых в одежде тканей, которые являются свидетельством богатства и своеобразия народного искусства. Девичьи платья имеют горизонтальный разрез ворота «китфаки» («плечо») с легкой выемкой под горлом и завязками у концов разреза. После замужества невеста начинала носить женские платья с вертикальным вырезом ворота «пешкушо» или «пешяла». Мусульманская религия, которая требует максимального сокрытия лица и фигуры женщины, всегда поддерживала и поддерживает обычай ношения паранджи. Раньше до замужества женщине запрещалось без острой необходимости выходить из дома, а в дом будущего мужа, как и в наше время, она отправлялась в покрывале с занавеской перед глазами. Говоря о смысле ношения женщинами покрывала, следует отметить, что на протяжении веков оно воплощало собой женскую скромность, чистоту, добродетель, целомудрие и супружескую верность.
Характеристика элементов одежды
Таблица 2
Элемент костюма | Характеристика | Фотография |
Курта | Длинной, доходившая до щиколотки, рубашка-платье «курта» туникообразного покроя; ее боковины и рукава слегка раскашивались, а квадратные ластовицы «кульфак» или «хиштак» (кирпичик) создавались из материи другого цвета, что имело магическое значение (обеспечивало плодовитость). Девичьи платья имели горизонтальный разрез ворота «китфаки» («плечо») с легкой выемкой под горлом и завязками у концов разреза. Рукава такого платья были широкие ,равные по своей длине. | |
Эзор (шаровары) | Глухие шаровары, стягивающиеся на талии поясом из тесьмы - «гашником». Они шились в основном из двух видов ткани, нижняя их часть была из дорогого материала, верхняя - из более простой, дешевой ткани. Внизу шаровары обшивались тесьмой «зех» или «кокма» (плетеной или вышитой). | |
Мунисак (халат) | Мунисак, а потом калтача, отличались от обычных халатов в покрое: отсутствовал пришивной воротник, на груди ворот был несколько вынут, имелась узкая спинка «нимча» (прутик), передние и боковые клинья слегка были раскошены внизу, под мышками собирались в один пучок складок - «чуча», по краям халат обшивался тесьмой ручного плетения «зех» и имел яркие, нарядные подполки «фаровез», на боках имелись небольшие разрезы. Мунисаки пожилых женщин не имели ни подкладки, ни тесьмы, а подшивались узкой косой полоской другой ткани. | |
Паранджа | Паранджа, фаранджи (от арабского «фараджийя» - верхняя свободная одежда) - халатообразная накидка для женщин, которые надевали ее в городе. Она имеет длинные ложные рукава, скрепленные концами на спине. Паранджу накидывают на голову, в результате чего она целиком скрывает фигуру женщины. У таджиков еще сравнительно недавно женщины спереди надевали закрывающую лицо черную волосяную сетку, так называемый «чачван» (от персидского «чашмбанд» - повязка для глаз). | |
Чашмбанд | Плотная сетка прямоугольной формы ,выполненная из черного конского волоса, обшитая со всех сторон полосой черной материи и иногда украшенная тамбурной вышивкой или мелкими голубыми бусинками. | |
Тюбетейка | Головной убор который представляет собой невысокий конический колпак, затейливо украшенный вышивкой, узор которой, лучше всякого документа указывает на происхождение и место жительства хозяина. Равнинные таджики поверх тюбетейки носили еще и чалму. | |
Махси | Мягкие сапожки ,которые носили с калошами (кожаные «кауши»). |
Орнаменты
Часто встречаемыми мотивами орнамента являются грудь сокола, скорпион, трехступенчатые пирамиды и другие. Умело сочетая красный, желтый, зеленый, коричневый, черный и белый тона, каждая женщина внедряет в традиционный рисунок новые мотивы. Орнаменты являлись свидетельством богатства человека
Излюбленным цветом русских крестьянок был красный. В традиционных русских костюмах XIX - начала XX вв. использовалось до 33 оттенков этого цвета, причем каждый из них имел свое название. Красный цвет у русских, как и у многих других народов, считался распространенным средством против сглаза.
Орнамент русского народного костюма (тканый или вышитый) мог быть растительным, зооморфным, геометрическим.
Практичность кроя народной одежды проявилась и в ее "безразмерности": благодаря значительной объемности ее прямых или расклешенных форм она подходила людям самой разной комплекции. При этом облегание по фигуре достигалось главным образом подпоясыванием.
По характеру силуэтных изображений русский народный костюм представляется в виде простых геометрических форм (прямоугольник, трапеция, квадрат и др.) или их сочетания. Из огромного разнообразия женской русской народной одежды можно выделить два основных типа - южнорусский и северорусский.
Схема 1
Женская народная одежда
Южнорусская Северорусская
Характеристика основных элементов русской одежды
Таблица 1
№ п/п | Название элемента одежды | Характеристика |
1. | Женская рубаха | Основной частью костюма русских крестьянок до начала нашего столетия была длинная ("алляная", "аллейная") конопляная рубаха. Девушки некоторых южных губерний до конца XIX в. летом ходили лишь в подпоясанных рубахах, иногда надевая на них юбки или передники ("занавески"). Наиболее характерным для рубах было контрастное сочетание белого холста с красно-узорной отделкой, которое дополнялось вкраплением зеленых, желтых, синих и черных тонов. Рубахи шили длинными - от ворота до подола 130-135 см. |
2. | Понева («юбка») | В древнерусских письменных источниках термин "понева" встречается уже в X-XIII вв. Понева состояла из нескольких сшитых или частично сшитых между собой полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Поневы шились из клетчатой шерстяной домоткани черного, темно-синего, реже красного цвета. В каждой деревне клетки были строго традиционными по размеру и цвету. Примечательно, что клетчатый рисунок ткани понев являлся крайне упрощенным заменителем магических изображений круга - солярного знака. В зависимости от способа соединения полотнищ ткани выделялось два типа понев - "распашные" и "глухие". |
3. | Передник («занавеска») | Он предохранял одежду от загрязнения, служил дополнительным украшением праздничного наряда, придавал ему законченный и монументальный вид. Покрой передников, как и рубах, был прямым. |
4. | Обувь | До начала XX в. в крестьянской среде сохранялась плетеная лыковая обувь - лапти, которые носили и мужчины, и женщины, и дети. Более дорогой, праздничной обувью русских крестьянок в XIX - XX в. были массивные кожаные туфли - коты, украшенные аппликациями из кожи и ткани, медными гвоздиками. |
5. | Сарафан | По покрою все сарафаны делятся на четыре основных типа. Наиболее древним считается глухой косоклинный сарафан ("глухарь", "горбун", "костолан" и проч.). На сгибе перегнутого пополам полотнища прорезали отверстие для головы. Дополнительные клинья соединяли перед и спинку сарафана. |
6. | Пояс | В сарафанный комплекс так же, как и во все другие комплексы женской русской народной одежды, входил пояс ("покромка", "подживотник", "надживотник", "опояска"). Его ширина могла составлять от 1 до 10 см. По технике изготовления пояса делились на плетеные, тканые, витые. |
7. | Душегрея | Важной составной частью северорусского костюма была душегрея- род короткого кафтана с рукавами ("холодник") или без рукавов ("обжим"). Бытовала и совсем коротенькая безрукавка на лямках ("перышки", "боры", "епанечка") с трубчатыми складками на спине |
Рубаха
Женская хантыйская рубаха имела вырезанный спереди полукругом ворот и нагрудный разрез, которые оформлялись двумя способами: путем простого подгиба края на изнаночную сторону и пришитым воротником прямоугольной формы. Нагрудный разрез делался посередине и соединялся приемом со стыкования краев и застежкой на пуговицы.
Кроме вышивки, женские рубахи обских угров украшались также нашитыми по краю и серединному перегибу рукава, по пройме и краю нагрудного разреза полосками ткани шириной 2-3 см с бисером. Бисером украшались воротнички, которые часто были съемными.
Халат
Кроме рубах у обских угров фиксируются также туникообразные женские халаты из домотканого полотна. Их покрой совпадал с покроем туникообразных рубах. Стан халата представлял собой перегнутое на плечах полотнище с разрезом спереди. К полотнищу пришиты боковые вставки, состоящие из трех клиньев. Рукав сшит из двух частей — цельнокроеной задней, перегнутой до половины переда, и пришитой к ней вставки. Иногда спереди между рукавом и боковиной вшивалась небольшая полоска ткани. Ворот халата имел округлый вырез. Края полочек халата украшены вертикальными вышитыми полосами и поперечными прямоугольными бордюрами, а нижние углы подола — вышитыми треугольниками.
Обувь (няры)
Наиболее распространена была обувь, состоящая из подошвы и пришитой к ней головки. У хантов выделяется три подтипа этой обуви, в зависимости от наличия и длины голяшки и материала, из которого она сшита: олений и лосиный мех или камусы, кожа, ровдуга, сукно.
Обуви (няры), состоящий из кожаных подошвы и головки с пришитой кулиской и шнурком, закрепляющим нярки на ноге, является основным. Головка нярок украшалась вертикальными полосками нашитого по всей площади бисера, а носок оформлялся в виде треугольника.
Вывод: Каждый костюм своеобразен и не повторим. С элементами костюмов я определилась – приступаю к работе.
2.Технология изготовления
2.1. Пошив костюма народа ханты
1. Раскроила детали платья согласно схеме раскладки.
Схема 2
3.1. Расчет себестоимости изделий
Расчёт необходим для того, чтобы узнать, экономически выгодно ли было выполнять эту работу.
На выполнение моего изделия потребовались следующие затраты:
Расчет расходов на электроэнергию и амортизацию
Таблица 6
№ | Параметры | Стоимость за ед., руб. | Количество | Общая стоимость, руб. |
1. | Расчёт расхода электроэнергии: а) работа с компьютером | 1-28 | 10 часов | 12-80 |
2. | Амортизационные отчисления: - расходы на амортизацию инструментов; - расходы на амортизацию оборудования (утюг, швейные машины); | 0 0 | 0 0 | 0 0 |
3. | Оплата труда работникам | Я сама выполняла работу | ||
4. | Оплата социального страхования | Я сама выполняла работу | ||
5. | Другие затраты | Плата за аренду помещения и коммунальные услуги равны нулю, так как работа велась в школьной мастерской | ||
Итого | 12-80 |
К амортизационным отчислениям относятся:
- расходы на амортизацию инструментов, которые составляют 10% от их стоимости. Полное списание инструментов производится через два года, поэтому амортизационные отчисления на инструменты, которыми пользовалась я (ножницы, линейка, мел, швейные иглы) равны нулю.
- расходы на амортизацию оборудования – швейные машинки в своей работе я не использовала, поэтому данные расходы можно не учитывать.
Расчет полной себестоимости
Таблица 7
Наименование материала и затрат | Стоимость (руб.) |
1. Материальные затраты на панно | 720-00 |
2. Расход на электроэнергию и амортизацию | 12-80 |
Итого: | 732-80 |
Вывод: Себестоимость моего изделия не высока.
Я выполнила свою работу с учётом экологических требований:
1. Использовала в работе натуральные ткани.
2. Экология цвета.
3. В основном использовала кусочки ткани, оставшиеся после раскроя швейных изделий.
Заключение
Результатами моей проектной работы является:
Выполняя данный проект, я познакомилась с информацией по традиционным национальным костюмам и выполнила эти костюмы в уменьшенном размере. При изготовлении изделий следовала строгой технологической последовательности и поэтому конечный результат меня устраивает.
Вы хотели бы иметь в своем гардеробе свой национальный костюм?
Мы вас ждём!!! Приходите к нам, будем рады!
Наш адрес:
город Нефтеюганск, 11- микрорайон, дом 33, телефон 23-33-33
Список используемой литературы
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Солдатская шинель
Сочинение
Ручей и камень
Рисуем тыкву