В работе рассказывается об удмуртских и русских куклах - оберегах. Выполнен сравнительный анализ. Рассказаны принципы изготовления кукол - оберегов.
Вложение | Размер |
---|---|
Интересная работа по изготовлению удмуртских и русских кукол - оберегов | 101.5 КБ |
Работа о памятниках города Ижевска | 289.5 КБ |
Школьная научно-практическая конференция
«Шаг в науку»
Исследовательская работа
Русские и удмуртские тряпичные куклы-обереги
Автор: Муратова Алина Сергеевна ученица 5а класса МБОУ СОШ № 34 | Руководитель: Муратова Елена Игоревна - учитель ИЗО |
Ижевск 2013
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………. | 3 |
Глава I. Кукла, ее история …………………………………………………………………
1.2. Виды кукол …………………………………………………………………………
1.2.2. Игровые куклы – Шудон мунеос ………………………………………….. 1.2.3. Куклы - обереги …………………………………………………………….. 1.3. Сходство и отличие тряпичных русских и удмуртских кукол – оберегов …….. | 4 4 6 6 7 8 11 |
Выводы по I главе………………………………………………………………………….. | 12 |
Глава II. Технология изготовления тряпичной куклы – оберега ……………………….. | 13 |
Выводы по II главе ………………………………………………………………………… | 12 |
Заключение ………………………………………………………………………………… | 16 |
Список литературы ……………………………………………………….......................... | 17 |
Приложение ………………………………………………………………………………... | 18 |
Введение
Кукла—первая из игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Каких только кукол не встретишь на полках современных магазинов. Созданы целые кукольные театры, музеи кукол. Не секрет и то, что очень часто и взрослые покупают куклы для себя.
Раньше в старину куклы делали из пучка соломы, перевязанного нитками, из деревянной чурочки или тряпочки. Такими тряпичными (лоскутными) куклами играли в каждой семье в деревне и в городе. В народе их еще называли « домоделки». Делались эти куклы вручную. Старые люди были очень бережливые. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценили красные тряпочки — они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Такие куклы были самыми любимыми, потому что они были сделаны своими руками, в каждой из них жила фантазия создателя. В этих творениях чувствовались и творчество, и фантазия, и представления о жизни, и душа. У каждого, кто делал тряпичные куклы, получалась своя «лоскутная» история, т.к. в ход шли лоскуты и от маминых платьев, и от бабушкиных рубах, и от папиных брюк.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Еще в середине 19 века повсеместно играли тряпичными куклами. И только с 1960 годов, когда в нашей стране на многих фабриках стали выпускать игрушки из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти исчезла. Но осталась в народной памяти.
Актуальность: Кукла сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. И сегодня интерес к кукле не угас. Важно привлечь внимание к куклам, они достойны изучения, сохранения и восстановления. Благодаря тряпичной кукле, крепла связь поколений, рационально использовались вещи в доме, воспитывался вкус детей. Сейчас искусство тряпичных кукол почти забыто. Тряпичная кукла была основной игрушкой ребятишек многих народов нашей страны. Изучая историю кукол и особенности техники выполнения, можно получить представление о народе, о его культуре.
Цель исследования: проследить историю возникновения и назначения тряпичных кукол.
Задачи исследования:
Гипотеза: тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту и несла определенный символический смысл.
Объектом исследования: традиционные народные куклы.
Предмет исследования: русские и удмуртские куклы.
Методы исследования: в данном исследовании были использованы теоретический и практические методы.
Структура: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Глава I. Кукла, её история
1.1. История возникновения куклы
История человечества с древнейших времен до наших дней - это и история народа кукол, который на протяжении тысячелетий оставался неизменным спутником людей.
На сегодняшний день самой древней куклой считается фигурка из слоновой кости, найденная на территории Чехии; по оценкам специалистов, ей 30-35 тысяч лет. То, что эта статуэтка представляет собой куклу, не вызывает никаких сомнений, но являлась ли она игрушкой. Остается загадкой.
Куклы, обнаруженные археологами в Древнем Египте и в государствах Древнего Востока – Шумере и Аккаде относятся к бронзовому веку. Это уже именно игрушки, хотя и очень условные. Преимущественно плоские, лишенные ног и скругленные в нижней части туловища.
Древнейших Египетских кукол можно разделить на три категории: куклы для шествий и церемоний; куклы религиозно-сакрального назначения; куклы-игрушки. К числу последних относятся характерные куклы в виде расширяющихся книзу деревянных сосудов с волосами из нитей бусинок и укороченными руками. Именно такая кукла из детского захоронения, относящаяся к 2 000г. до н.э. Как правило, куклы изображали женщин, но есть и исключения – например, вполне «человекообразная» кукла-мальчик из слоновой кости.
Кукол эпохи Средневековья сохранилось мало. Хрупкие, ввиду преимущественно деревянные или тряпичные, они не смогли пережить бурные исторические события.
По-прежнему пользовались спросом глиняные куклы. Встречались и куклы, изготовленные из необычных материалов – например, из ржаного или пряничного теста, – в основном сделанные в Тюрингии, но очень популярные в Англии. Грубые и непритязательные, аляповато раскрашенные, они в силу своей дешевизны быстро раскупались. Но век таких кукол недолог: они плесневели, крошились, их грызли мыши.
Есть сведения, что арабы, жившие в Испании, лепили кукол из массы, составленной из земли, размоченного картона и гипса, своего рода предка папье-маше. Куклы, выполненные из этого материала, отличались большей хрупкостью, но и большей выразительностью, чем деревянные, поскольку масса в сыром виде пластична и легко формируема. Стилистически и иконографически все куклы-игрушки средних веков и эпохи, предшествующей Возрождению, схожи. Вне зависимости от места происхождения они часто бесформенны, предельно аскетичны, закрыты, закутаны, задрапированы в складки одежд, скрывающих в соответствии с канонами церковной морали тело; ноги едва намечены отдельными штрихами или вообще отсутствуют, лица несут на себе печаль суровости.
Куклы-игрушки создавались мастерами-ремесленниками – столярами, кузнецами, плотниками (исключение составляли ржаные и пряничные куклы – творение пекарей и кондитеров), причем производство игрушек носило исключительно домашний характер.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обрядовые, игровые и куклы – обереги.
1.2.1. Обрядовые куклы русского и удмуртского народов
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. Он был заполнен тяжелым трудом, который прерывался яркими праздниками. В праздничной символике важное место принадлежало обрядовым куклам. Они считались посредниками между человеком и неведомыми силами природы.
“Коляда”
В Рождественский Сочельник или по – удмуртски Толсур и Вожодыр красный угол избы обязательно украшали куклой, сделанной из снопа необмолоченной ржи. Кукла Коляда это символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. С приходом Коляды в дом - наступало благополучие, покой, счастье, мир и согласие. На поясе куклы висел веник - чтобы выметать из дома все плохое, а так же два мешочка - с солью и крупой на достаток в доме (фото №1,2).
“Масленица” – “Вой дыр”
Провожая Масленицу или Вой дыр, куклу прогоняли, ругали и сжигали с шумом, песнями и танцами на костре
“Неразлучницы”
Во главе свадебной тройки лошадей, везущей молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол Неразлучниц – куклу Невесты и куклу Жениха – мунё Кышно и мунё Карт
1.2.2. Игровые куклы – Шудон мунеос
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу (фото № 6). Куклы удмуртов интересны применением разных материалов, например еловые шишки (фото № 7).
1.2.3. Куклы – обереги
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей - символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.
Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.
“Кубышка-травница” – “Тренога”
Кубышка – травница следит за тем, чтобы болезнь не проникала в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защищает от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще ее ставили около кровати больному. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куклу необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни (фото № 7).
У удмуртского народа есть кукла под названием тренога. Куклы треноги используются в магии удмуртов для излечения больных. Куклу называют именем больного, относят в глухое место и оставляют там с наказом о его выздоровлении (фото № 8)
“Зернушка”
Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур
“Закрутка”
Куклу- закрутку (иногда ее еще называют «столбушкой») не шили. В основу куклы брали хорошо закрученный лоскут материи или трубочку из бересты. Наши предки, веря в магическую силу кукол, не использовали в работе ножницы, иглы. Основу куклы – столбик она оборачивает тканью и скрепляет его в двух местах лоскутиком. Юбки на кукле мастерица слегка присбаривает и сзади соединяет их узелком. Кофты «одевает» тем же способом, что и юбки. Лицо куклы представляет собой тугой шарик, на который надевали платочек. Все лица кукол безликие. Считалось, что если кукле нарисовать лицо, то она потеряет силу оберега. (фото № 11). У удмуртов до сих пор сохранились магические куклы, они обязательно были в избе, без них не обходились обряды инициации, свадьбы, и, наконец, куклу укладывали вместе с покойным в гроб, чтобы она охраняла его и на том свете
Особенности изготовления удмуртских тряпичных кукол – оберегов:
Особенности изготовления русских тряпичных кукол – оберегов:
Сходство:
Отличие:
Выводы по I главе.
Проследив историю возникновения и назначения тряпичных кукол можно сделать следующие выводы:
Таким образом, автор работы теоретически обосновал, что народная кукла как немой, неподвижный мир условных знаковых систем всего живого является очень важным историко-этнографическим источником, позволяющим нам глубже увидеть и всесторонне понять историческое прошлое нашего народа
Глава II. Технология изготовления тряпичных кукол
Для того чтобы сделать куклу, вам понадобятся:
В середину белого лоскутка положите небольшой кусочек набивки, заверните и моточек туго перемотайте. Чтобы сделать руки, выберите противоположные свободные концы ткани, отмерьте длину рук и подверните немного ткани, пряча края и углы внутрь рукава. Перетяните нитками, как на картинке – так получатся ладошки.
Чтобы сделать грудь, возьмите два лоскутка поменьше и сделайте два шарика с набивкой:
Свяжите между собой два шарика и привяжите их к куколке под руки хвостиками вниз
Повяжите куколке на голову платок из треугольного лоскутка:
Чтобы сделать куколке юбку, переверните ее вниз головой и обмотайте лоскутком для юбки лицевой стороной внутрь, перевяжите туго ниткой под грудью и выверните на лицевую сторону.
Расправьте складки и по тому же принципу подвяжите передничек – туго перевяжите под грудью и отогните его на лицевую сторону. Обрежьте лишние нитки – и ваша куколка готова!
Заключение
Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Т.о. гипотеза подтвердилась. Тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту и несла определенный символический смысл.
Список литературы
Йогурты – польза для школьников!?
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАГ В НАУКУ»
ПАМЯТНИКИ ИЖЕВСКА –
ВСЕ ЛИ МЫ О НИХ ЗНАЕМ!?
Автор:
Пичкалева Арина,
обучающаяся 5 «А» класса
МБОУ СОШ № 34
Руководитель:
Муратова Елена Игоревна,
учитель ИЗО
Ижевск 2013
Содержание:
Введение | 3 |
1.Памятники - что это? | 4 |
1.1. Происхождение слова «Памятники» | 4 |
1.2. Памятники Ижевска. Обзор памятников Ижевска. | 4 |
2. Исследование знаний о памятниках жителями Ижевска: школьниками и взрослыми. | 5 |
2.1. Анкетирование. Знание опрошенными памятников Ижевска, их происхождения. | 5-6 |
3. Памятники, наиболее интересные опрошенным. | 7 |
3.1. Памятник Крокодилу | 7 |
3.2. Памятник В.И. Ленину | 7 |
3.3. Памятник Козе | 8 |
3.4.Памятник Монумент «Дружбы народов» | 9 |
3. Выводы | 10 |
Приложение 1. Количество и возраст опрошенных. | 11 |
Приложение 2. Знания опрошенных значения слово памятники | 11 |
Приложение 3. Памятники известные опрошенным | 12 |
Приложение 4. Количество памятников, которые знают опрошенные в зависимости от возраста | 13 |
Приложение 5. Анкеты школьников 4 А класса | 14 |
Приложение 6. Анкеты взрослых в возрасте от 20 до 40 лет | 15 |
Приложение 7. Анкеты взрослых, возраст которых более 40 лет | 16 |
4.Список использованной литературы | 17 |
Введение
Памятники…
Для чего их ставят?
Какую информацию они несут в себе?
Какую историю в себе таят?
Что знаю о них я? Мои одноклассники? Взрослые? Жители города Ижевска?
Я давно задаю себе эти вопросы. Когда я гуляю по родному городу, то вижу много интересных и необычных памятников. Но, к сожалению, я практически ничего о них не знаю.
Наш город Ижевск богат разными памятниками и скульптурами, которые несут в себе свою историю, память о разных событиях и людях. И мне очень интересно узнать историю происхождения многих памятников Ижевска. Мои родные, друзья и одноклассники также не всегда могут рассказать о памятниках Ижевска. Ведь Ижевск – это город, в котором я родилась, это моя Родина, и я считаю, что каждый житель должен знать о достопримечательностях своего города. Считаю выбранную мной тему интересной, актуальной и важной для всех жителей нашего города.
В своей работе я буду изучать памятники Ижевска, буду опрашивать своих одноклассников и взрослых (коллег по работе у моих родственников).
Цель исследования: изучить памятники Ижевска и узнать, что о них знают жители Ижевска: школьники и взрослые.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования:
1.Памятники - что это?
Изучая значение слова «Памятник», я изучила несколько источников: словарь Д.Н. Ушакова, Большую Советскую Энциклопедию, свободный словарь «Википедия».
По мнению Ушакова Дмитрия Николаевича, памятник имеет несколько значений:
На основании свободного словаря «Википедия» памятник – это сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, а также литературных и кинематографических персонажей.
На основании Большой Советской Энциклопедии памятник имеет несколько значений:
1. в широком смысле — объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа;
2. в узком смысле — произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях.
Если же говорить о памятниках Ижевска, то в нашем городе есть много памятных мест. Изучая памятники, я разделила их на три большие категории:
Первая категория:
Памятники истории и боевым подвигам жителей города Ижевска. К ним можно отнести такие памятники как,
1.Монумент боевой и трудовой славы, посвящённой подвигу трудящихся Удмуртии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.гю;
2.Памятник медицинским работникам-участникам Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.
3. Памятник Татьяне Барамзиной.
4. Памятник стела, посвящённая врачам Ижевского медицинского института, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. и другие.
Вторая категория:
Памятники великим людям за их достижения. К ним можно отнести перечисленные ниже памятники.
1.Памятник В.И.Ленину.
2.Памятик А.Ф.Дерябину
ябину3. Памятник великому князю Михаилу Павловичу.
4.Памятник Ижевским оружейникам.
5.Памятник Кузебай Герда и т.д.
Третья категория:
Памятник, на котором изображены животные, например:
1.Памятник Лосю
2. Памятник Лосёнку
3.Памятник Козе
4.Памятник Крокодилу и другие.
Размышляя о том, про какие памятники писать в научной работе, я решила оставить этот выбор за своими одноклассниками и другими опрошенными. В результате я выбрала 4 памятника, о которых подробно рассказано в последней главе.
2. Исследование памятников Ижевска
Исследование проводилось в течение 5 дней с 25 марта по 29 марта.
В исследовании я проводила 2 этапа:
На первом этапе исследования я раздавала анкеты ученикам 4 «А» класса и коллегам моих родственников. Заполненные анкеты представлены в Приложениях 5-7. Всего было опрошено 30 человек.
С помощью теста я узнала следующую информацию:
- что такое памятники?
- какие памятники Ижевска известны?
- известна ли история происхождения памятников Ижевска?
-памятники, о которых хотелось бы узнать подробную информацию.
На 2 этапе я исследовала памятники: ездила к памятнику, фотографировала его и изучала информацию о нём.
В результате исследования я могу сделать следующие выводы.
Выводы:
1.В исследовании приняли участие 43% школьников, 33% взрослых в возрасте от 20 до 40 лет и 24% взрослых в возрасте старше 40 лет. Всего было опрошено 30 человек (Приложение 1).
2.На вопрос «Что такое памятники?» все опрошенные, кроме 2-х школьников (7%) знают значение слова памятники (Приложение 2).
Их варианты были следующие:
У школьников:
-«Это вещи на память людям»;
-«От слова память, что их помнить»;
-«Это скульптура, поставленная в память великих героев за их отвагу и честь»;
-«Это статуя, скульптура, посвященная героям».
У взрослых:
-«Память о чем –либо или о ком-либо…»;
-«Некое сооружение в память о людях, событиях и т.д…»;
-«От слова память -помнить, т.е. увековечить имя выдающейся личности или кого –то важнейшего события в истории города, или России».
3.На вопрос «Какие памятники вам известны?», были следующие результаты:
-памятник Крокодилу, памятник Вечному Огню, памятник В.И. Ленину, памятник Монумент «Дружбы народов», памятник А.Ф. Дерябину знают большинство опрошенных (в процентном выражении это 18%,14%,13%,12%);
-меньше всего отметили (1,2,3,4%) такие памятники как, памятник Волку, Лосёнку, сантехникам, Ф.А. Пушиной. Информация приведена в Приложении 4.Всего опрошенными было назвало 23 памятника, которые есть в Ижевске. Следует отметить, что, наибольшее количество памятников указали взрослые в возрасте от 20 до 40 лет – 42%. Взрослые старше 40лет – 35%, и школьники знают всего 11 памятников, что составляет – 23 %.
Получилось интересно, что взрослые после 40 в основном отмечали памятники известным личностям, таким как В.И. Ленин, Кузебай Герд, Ф.А. Дерябин и т.д., а школьники называли в основном памятники, связанные с животными: Козе, Лосю, Лосенку. Данная информация отражена в Приложении 4.
5.Ответили на этот вопрос «Как вы считаете, с какой целью и для чего строили памятники в Ижевске?» 62% школьников, а среди взрослых 82%.
У школьников были следующее мнение:
-«они произошли после важного события для того, чтобы люди знали, что произошло в городе, чтобы люди гордились – мнение о памятнике Вечному огню»;
-«о памятнике Ижику-символ города»;
-«о памятнике Крокодилу–друг Чебурашки из мультфильма, чтобы этот мультик не забыли»;
У взрослых присутствовали нижеописанные варианты:
- «о памятнике Дерябину – к юбилею Ижевского оружейного завода»;
-«памятник «Навеки с Россией»-присоединение Удмуртии к России»;
-«Памятник Вечному Огню-ВОВ, память погибшими в борьбе с фашистами»;
-«памятник Чернобыльскому АЭС- так событиям на Чернобыле».
- «Памятник Лосю- потому что в ижевских лесах обитают лоси».
6. На вопрос «О каких памятниках вы хотели бы больше узнать?», опрошенные ответили, что было бы интересно узнать о таких памятниках как, памятник Крокодилу, В.И. Ленину, Козе, Лосенку, Волку, Кузебай Герду, памятник «Вечному огню», памятники, появившиеся за последние 3-5 лет, Монумент «Навеки с Россией».
О происхождении, истории памятников, которые интересны большинству опрошенных говорится в следующей главе, это 4 памятника: памятник Крокодилу, В.И. Ленину, Козе, Монумент «Навеки с Россией».
3.Памятники, наиболее интересные опрошенным.
Памятник Крокодилу
Идея и история создания памятника:
Памятник крокодилу в Ижевске считается символом свободы и независимости. Идея памятника и финансирование принадлежит ЗАО «НПО Электромаш».
Образ крокодила был выбран неслучайно. Историк и культуролог Игорь Кобзев говорит о том, что нашел в старых газетах сообщение, что в начале XX века из передвижного зоопарка, гастролировавшего в поселке Ижевский завод, сбежал крокодил, которого долго искали. И памятник как раз символизирует сбежавшего крокодила.
Также есть мнение, что самоназвание города на реке Иж (Очш — по-староудмуртски) восходит к имени мифического водяного подземного ящера Оша древних удмуртов.
А еще до революции лучшие мастера-оружейники получали звание «кафтанчиков» и в придачу — фирменную праздничную казенную одежду: зеленый долгополый кафтан и высокий цилиндр. Сходство с рептилией бросалось в глаза, и жители окружающих поселков и городов прозвали всех ижевчан — «крокодилами».
Автор макета памятника:
Автором макета является студент Удмуртского государственного университета Асэн Сафиуллин, скульптором — Павел Медведев.
Месторасположение памятника в Ижевске:
Памятник находится в сквере рядом с 24-ой школой, на перекрестке Советской и Коммунаров.
Презентация памятника жителям города Ижевска:
Презентация скульптуры Ижевскому крокодилу прошла 17 сентября 2005 года в рамках открытия Сетевого марафона культурных событий «Культурная столица Поволжья» в Ижевске.
Памятник В.И. Ленину
Идея и история создания памятника:
Идеей создания памятников В.И. Ленину в разных городах России были следующие:
В Ижевске памятник был сооружен в 1926 году, вскоре после смерти В.И.Ленина.
В 1946 году вместо деревянной лестницы был установлен существующий ныне памятник.
Автор макета памятника:
За выполнение проекта взялся советский скульптор, лауреат Государственных премий П.П.Яцыно в содружестве с архитектором Л.Н.Кулага.
Месторасположение памятника в Ижевске:
В Ижевске памятник расположен около библиотеки имени В.И. Ленина на ул. Советской.
Презентация памятника жителям города Ижевска:
20 июня 1958 года, в день празднования 400-летия добровольного присоединения Удмуртии к России, памятник был торжественно открыт.
Памятник Козе
Идея и история создания памятника:
Появление скульптуры - это дань историческому прошлому города. Более 100 лет назад этот парк был зоной, где отдыхали рабочие ижевского завода, но затем, по мере расширения городского строительства, поблизости были построены частные дома, жители которых стали в этом парке пасти коз. Так этот парк получил название «Козий парк».
Автор макета памятника:
Автор памятника Александр Суворов и Дмитрий Постников. Авторы не искали спонсоров для создания памятника и поэтому памятник был, создал из металлолома, железных листов, которые были собраны на свалке.
Месторасположение памятника в Ижевске:
«Козий парк»
Презентация памятника жителям города Ижевска:
9 июня 2006 года скульптура была открыта в парке «Березовая роща» (Козий парк)"..
Монумент «Навеки с Россией»
Идея и история создания памятника:
После взятия Иваном Грозным Казани удмурты попросили русского подданства. Присоединение земель южных и северных вотяков произошло в 1558 году.
В июле 1958 года Удмуртия торжественно отмечала 400-летие добровольного вступления в состав Русского государства.
Эту нерушимую дружбу и братство решено было увековечить монументом.
Он представляет собой две параллельно стоящие 53-метровые стелы, выполненные из нержавеющей стали и олицетворяющие два народа. Стелы соединяются ажурным скульптурным рельефом. Составляющие его три самостоятельные композиции отражают этапы совместной истории народов-братьев: начало пути, созидательный труд, защиту Отечества, дружбу.
Две женские фигуры в русском и удмуртском национальных костюмах, олицетворяющие Россию и Удмуртию, высоко поднимают полотнище знамени, трепещущее на ветру. С другой стороны монумента в просвете между стелами размещен вертикальный геральдический рельеф рядом символов нашей республики.
На боковых крыльях пилонов написано на удмуртском и русском языках: "Слава великой братской дружбе русского и удмуртского народов".
Автор макета памятника:
-московский скульптор А.Бурганов,
-архитектор Р.Топуридзе,
-инженер Е.Бисноватый совместно с удмуртскими художниками С.Кузьминым, П.Семеновым и В.Табахом
Месторасположение памятника в Ижевске:
Набережная ижевского пруда.
Презентация памятника жителям города Ижевска:
Монумент был открыт 26 июня 1972 года.
4. Выводы
Проводя, научную работу я могу рассказать о тех результатах, которые у меня получились:
Я считаю, что работая в данном направлении, я достигла поставленной в научной работе цели: узнала о многих памятниках, о которых раньше никогда не слышала, также я теперь знаю для какой цели был поставлен памятник Крокодилу, который меня интересовал больше всего. Для меня было интересным узнать, знают ли о памятниках Ижевска взрослые.
В своей научной работе я не смогла охватить все те памятники, которые были интересны опрошенным, но я создала альбом «Памятники города Ижевска», который можно использовать в качестве пособия, как на классных часах, так и на тематических уроках.
Мне кажется, работа в данном направлении может быть очень обширной, и можно изучать такие направления как, например:
Список использованной литературы
Денис-изобретатель (отрывок)
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Каргопольская игрушка
Мальчик и колокольчики ландышей
Развешиваем детские рисунки дома