Страна наша богата талантами, глубоки ее исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом. Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла».
Вложение | Размер |
---|---|
znakomaya_neznakomka_matreshka.doc | 69 КБ |
Знакомая незнакомка матрешка
Автор: Шалаева Елизавета, 7 класс,
МКОУ «СОШ № 7», г. Миасс
Руководитель, Базанова Татьяна Алексеевна,
учитель технологии высшей категории,
МКОУ «СОШ № 7»
Страна наша богата талантами, глубоки ее исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом. Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла».
Во всем мире знают уникальное русское изделие матрешку. По росписи и характеру исполнения наиболее известны семеновская (хохломская) и полховско-майданская матрешки. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. На сегодняшний день матрешка не утратила своего предназначения и исторической ценности. Она до сих пор является объектом исследования этнографов, историков, искусствоведов и художников. Традиции изготовления матрешек редко используются в настоящее время. Именно поэтому она стала объектом нашего более пристального исследования. Целью исследования являлось выявление роли и значения матрешки.
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
«Промысел – действие промышляющего что – либо. У каждого свой способ добычи, уменье и средство для жизни и заработков». В современном осмыслении промысел – это возможность заработать деньги помимо основного заработка. Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла».
В XIX веке в Московскую игрушечную мастерскую привезла из Японии фигурку добродушного мудреца. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Игрушка состояла из восьми фигур. Имя «Матрена» тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название – «матрешки». Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую, - просто «точеная игрушка». В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Роспись матрешек стала красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье.
Промыслы можно разделить на три большие группы:
1. промыслы – ремесла («мастерства» по терминологии прошлого века), включающие в себя занятия, требующие особые навыки и знания: плотничество, вышивка, ковроткачество, ткачество, вязальный, гончарный, кузнечный, лоскутное шитье, плетение и т.д.
2. промыслы – подработки;
3. земледельческие промыслы.
Игрушечные промыслы сложились в конце XX столетия. В нашей стране есть несколько городов и деревень, где производятся матрешки. Эти куклы имеют определенные особенности.
Виды матрешки
Таблица 1
Форма матрешки | Материалы и роспись матрешки |
Семеновская и мериновская В Нижегородской области, на родине знаменитой «золотой Хохломы» появилась знаменитая семёновская матрёшка. Вытачивается матрешка на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. | |
Выточенное изделие - бельё - по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. | Белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, чтобы краски не растекались, и матрешка заблестела после покрытия лаком. Делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок. Рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: розы, колокольчики, колоски. Платок, завязанный узлом, и отделена кайма на платке. Кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки. Роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. |
Полхов-Майданская От Полхово-Майдана расположено село Крутец, где делают матрешек, придумывая новые варианты, отказавшись от грушевидной формы. | |
Форма матрешек более вытянутая, длинненькие, как шахматные фигурки и почти круглые. Голова небольшая, уплощенная. | Роспись строится на сочетании малиново - красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Расписывают анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Овал лица с кудряшками волос. Овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Платок ниспадает с головы. “Цветы с наводкой” - наиболее типичная роспись, и “пестрение” - украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. |
Загорская | |
Загорская матрешка добротна, крутобока. устойчива по форме. | Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляются простым цветочным узором. После росписи, матрешку покрывают лаком. |
Сергиевская игрушка Массовое производство матрешек в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года новой русской игрушки. В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены «Кутузов» и «Наполеон». | |
Вятская игрушка Наиболее сложная технология изготовления матрешки - родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно - технологический прием, характерный для изделий этого региона - инкрустация соломкой. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка - коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной |
Конец 1980-х годов можно назвать периодом второго рождения матрешки в Сергиевом Посаде. С середины 1980-х годов приобретают известность авторские работы главного художника Загорской фабрики игрушек №1 С.Л. Нечаева. В настоящее время творчество в этой области достигает своего художественного расцвета. Благодаря увеличившемуся притоку иностранных туристов в конце 1980-х годов матрешка вновь стала популярным изделием художественного творчества, пользующимся большим спросом у иностранцев. Наибольшей популярностью и по сей день, пользуются произведения максимально соответствующие Сергиевскому канону: обязательные шаль, передник, сарафан. Сочетания цветов стали смелее, а варианты орнаментики - разнообразнее. С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу берутся форма и стиль, свойственные именно Сергиевской матрешке, поэтому сейчас на базарах, где продаются матрешки, встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.
Первый музей матрешек открылся в Москве в 2001 году. Он расположен в Леонтьевском переулке в помещении Фонда народных промыслов. В 2004 году музей матрешек открылся также в Нижегородской области. Впоследствии он собрал более 300 экспонатов под своей крышей. В этом музее самая большая матрешка – метровая. Она состоит из 40 куколок. Самая маленькая из них – размером с рисовое зернышко.
История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачена и по сей день.
Используемы источники
3. Некрасовой М.А. Народные художественные промыслы. М.: 2000. С 257
4. Народное искусство: художественные промыслы СССР. М.: 1987.
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Злая мать и добрая тётя
Валентин Берестов. Аист и соловей
Хитрость Дидоны