Цель : Создать выставку изделий
<< Народных промыслов>>
Задачи:
1. Провести выставку изделий народных промыслов: посуда расписана хохломской росписью, дымковская игрушка, изделия расписанные гжельской росписью.
2. Выяснить историю возникновения хохломской росписи, гжельской, дымковской игрушки.
3. Узнать о различиях хохломской и гжельской росписи, особенности росписи дымковской игрушки.
4. Роль народных промыслов в жизни людей.
Пути реализации
Деление на группы, выбор заданий
1группа
| собирает информацию об истории возникновения хохломской росписи |
2 группа | собирает информацию об истории возникновения гжельской росписи и ее отличия от хохломской росписи
|
3 группа | собирает информацию об истории возникновения дымковской игрушки, ее неповторимости
|
4 группа
| ищет рецепты соленого теста для изготовления изделий |
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_khokhloma.docx | 475.62 КБ |
proekt.docx | 503.87 КБ |
retsepty_solenogo_testa.docx | 16.67 КБ |
Золотая хохлома
ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ
Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.
- Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».
Учащиеся знакомятся с элементами растительного орнамента по учебному плакату.
- Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи на доске учителем:
«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;
«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.
ИСТОРИЯ ДЫМКОВСКИЙ ИГРУШКИ
История дымковской игрушки насчитывает более четырехсот лет. Впервые этот народный промысел появился близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой), в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной.
По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это вылепленные из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов, коров и козлов. История дымковской росписи упоминает, что основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота.
На весеннем празднике Вятской Свистуньи дымковские игрушки продавались на ярмарке. Из истории дымковской игрушки следует, что позолоченные расписные игрушки символизировали вятских вдов, чьи мужья, отцы и сыновья погибли в битве с живущими рядом устюжанами. Покойных ежегодно поминали, устраивая в их честь языческое празднество со свистом и плясками.
После того, как праздник Свистуньи постепенно перестал отмечаться и ушел в небытие, мастера продолжали лепить дымковские игрушки, и это занятие стало самостоятельным народным промыслом. Особую известность он получил в 1930-е годы, когда усилиями нескольких потомственных мастериц была создана артель, занявшаяся выпуском вятской игрушки.
Роспись
Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.
Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь-медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали. Краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть своего цвета. У каждой мастерицы были свои рецепты их разведения. В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка). Поталь дополняла гармоничные цветовые сочетания мягким матовым блеском. На рубеже XIX-XX веков краски на игрушках стали ярче, а их сочетания — контрастнее. Узоры на одежде соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, "в горошек" и в мелкий цветочек. Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований с друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи. Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.
В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.
Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.
Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.
Индюк
которых Для каждого персонажа существуют свои приемы лепки и росписи. Традиционные в дымковской игрушке всадники, петухи и другие скульптурки расписываются ярко и фантастично: индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Утки-"крылатки" отличаются от простых уток горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто на них надеты два передника с лепной оборкой — спереди и сзади. В их росписи просматривается определенная система нанесения узора. Сначала делается широкая полоса на груди, затем более узкие — от шеи по сторонам, в соответствии с формой конуса. Затем их пересекают поперечные полосы, образуя клетчатый узор. Желто-оранжевые, лилово-серые, сине-зелено-желтые свистульки демонстрируют тонкое чувство цвета, которым наделены их авторы. Для росписи коньков-свистулек характерно сочетание вертикальных полос и рядов разноцветных горошин разного размера, выполненное в гармоничных или контрастных тонах. По сравнению с утками и коньками образы других животных (козлов, баранов, коров и особенно свиней) и птиц представлены значительно меньше. Коровы, козлы и бараны по пластике аналогичны коням, лишь формой рогов и рисунком морды они похожи на своих прототипов, своеобразие облика передают весьма лаконично. Роспись фигурок домашних животных близка росписи коньков: как правило, они украшены продольными рядами темных точек либо маленьких разноцветных горошин.
Корова
Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Её применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото — тончайшие золотые пластинки, проложенные бумажными лентами во избежание склеивания. Золото вместе с бумагой разрезали на маленькие квадратики (со стороной 0,5 см), которые при помощи кисточки, смоченной в яичном белке, переносили на игрушку и аккуратно расправляли сухой кистью.
ГЖЕЛЬ
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
Сине–голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись … Гжель.
Гжель – это фарфоровые изделия сине-белого цвета. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Поэтому Родиной Гжели считается Московская область. Там впервые стали изготавливать эти изделия. Первые гжельские изделия – из глины. Это произошло очень давно – ещё в 14 веке.
Гжельская земля очень богата высококачественными глинами белого цвета. Из неё и изготавливают различные предметы быта. Слово «Гжель» – родственник слова «жечь». . Изделия из глины для прочности обжигают в печах при очень высокой температуре. Поэтому в слове «Гжель» слышится отзвук глагола «жечь».
Роспись Гжели выполняется кобальтом. Каждое изделие обжигали 2 раза: первый – для закрепления формы, второй – после росписи изделия кобальтом. Минерал кобальт использовали именно потому, что он не выгорает при температуре свыше 1000 градусов и даёт красивый синий цвет различных оттенков. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.
А какими же элементами украшали свои изделия Гжельские мастера?
Широкой полосой или букетом выделяется главная часть сосуда, более узкими лентами – края горла, дна и ручек. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной. Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой.
Концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».
Рецепты соленого теста
Рецептов приготовления соленого теста много. Такого, чтобы подходил всем, пожалуй, нет, необходимо самим поэкспериментировать и выбрать тот, с которым приятно работать.
Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.
Учтите, что один и тот же объем различных продуктов весит по-разному:
1 чашка муки весит около 100 г;
1 чашка соли весит около 200 г.
Первый рецепт
Мука пшеничная — 2 стакана
Соль «Экстра» — 1 стакан
Вода —3/4 стакана
Второй рецепт
Мука пшеничная — 1 стакан
Соль — 2 стакана
Сухой обойный клей — 1 ложка
Вода — около 1 стакана
Третий рецепт
2 чашки (около 200 г) муки
1 чашка (около 200 г) соли
3/4 чашки (около 125 мл) воды
Чтобы соленое тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымешивать и разминать, пока оно не станет эластичным.
В широкую миску насыпьте соль, добавьте воду, затем — муку. Все хорошо перемешайте. Или хорошо перемешайте соль и муку, постепенно добавляя холодную воду до получения однородной массы. Приготовленное тесто не должно прилипать к рукам или крошиться. Тесто должно получиться эластичным и достаточно крутым. Положите его в какую-нибудь емкость или в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высыхало
Долго хранить готовое тесто нежелательно, потому что при этом теряется его первоначальный цвет: оно становится сероватым. Хотя такое несвежее тесто можно использовать для оформления деталей одежды или мелких украшений.
Соленое тесто из ржаной муки
Ржаная мука придает изделиям теплый коричневый оттенок деревенского хлеба.
Сушить изделия из ржаной муки нужно сначала на воздухе (по одной неделе на каждые 0,5 см толщины), а затем в духовом шкафу на очень медленном огне.
Рецепт
3 чашки (около 300 г) пшеничной муки
1 чашка (около 100 г) ржаной муки
2 чашки (около 400 г) соли
1,5 чашки (около 250 мл) воды
Вес ржаного теста может не соответствовать объему, необходимому для данного изделия, поэтому для одного и того же изделия надо готовить из ржаной муки несколько больше теста, чем из пшеничной.
Советы
Эластичность теста и прочность изделий из него можно повысить, добавив при замешивании 1-2 чайные ложки сухого обойного клея, разведенного в небольшом количестве воды или перемешанного с мукой и солью до того, как добавить воду.
Чтобы получить тесто, хорошо поддающееся обработке, используйте смесь пшеничной и ржаной муки. Тесто, приготовленное из одной ржаной муки, слишком твердое, и из него трудно лепить.
Соленое тесто, оставленное в открытом виде, на воздухе очень быстро сохнет, поэтому емкость с тестом держите закрытой. Остаток неиспользованного теста положите в холодильник, там его можно хранить день-два.
Рецептов приготовления соленого теста много. Такого, чтобы подходил всем, пожалуй, нет, необходимо самим поэкспериментировать и выбрать тот, с которым приятно работать.
Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.
Учтите, что один и тот же объем различных продуктов весит по-разному:
1 чашка муки весит около 100 г;
1 чашка соли весит около 200 г.
Первый рецепт
Мука пшеничная — 2 стакана
Соль «Экстра» — 1 стакан
Вода —3/4 стакана
Второй рецепт
Мука пшеничная — 1 стакан
Соль — 2 стакана
Сухой обойный клей — 1 ложка
Вода — около 1 стакана
Третий рецепт
2 чашки (около 200 г) муки
1 чашка (около 200 г) соли
3/4 чашки (около 125 мл) воды
Чтобы соленое тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымешивать и разминать, пока оно не станет эластичным.
В широкую миску насыпьте соль, добавьте воду, затем — муку. Все хорошо перемешайте. Или хорошо перемешайте соль и муку, постепенно добавляя холодную воду до получения однородной массы. Приготовленное тесто не должно прилипать к рукам или крошиться. Тесто должно получиться эластичным и достаточно крутым. Положите его в какую-нибудь емкость или в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высыхало
Долго хранить готовое тесто нежелательно, потому что при этом теряется его первоначальный цвет: оно становится сероватым. Хотя такое несвежее тесто можно использовать для оформления деталей одежды или мелких украшений.
Соленое тесто из ржаной муки
Ржаная мука придает изделиям теплый коричневый оттенок деревенского хлеба.
Сушить изделия из ржаной муки нужно сначала на воздухе (по одной неделе на каждые 0,5 см толщины), а затем в духовом шкафу на очень медленном огне.
Рецепт
3 чашки (около 300 г) пшеничной муки
1 чашка (около 100 г) ржаной муки
2 чашки (около 400 г) соли
1,5 чашки (около 250 мл) воды
Вес ржаного теста может не соответствовать объему, необходимому для данного изделия, поэтому для одного и того же изделия надо готовить из ржаной муки несколько больше теста, чем из пшеничной.
Советы
Эластичность теста и прочность изделий из него можно повысить, добавив при замешивании 1-2 чайные ложки сухого обойного клея, разведенного в небольшом количестве воды или перемешанного с мукой и солью до того, как добавить воду.
Чтобы получить тесто, хорошо поддающееся обработке, используйте смесь пшеничной и ржаной муки. Тесто, приготовленное из одной ржаной муки, слишком твердое, и из него трудно лепить.
Соленое тесто, оставленное в открытом виде, на воздухе очень быстро сохнет, поэтому емкость с тестом держите закрытой. Остаток неиспользованного теста положите в холодильник, там его можно хранить день-два.Чтобы соленое тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымешивать и разминать, пока оно не станет эластичным.
В широкую миску насыпьте соль, добавьте воду, затем — муку. Все хорошо перемешайте. Или хорошо перемешайте соль и муку, постепенно добавляя холодную воду до получения однородной массы. Приготовленное тесто не должно прилипать к рукам или крошиться. Тесто должно получиться эластичным и достаточно крутым. Положите его в какую-нибудь емкость или в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высыхало
Долго хранить готовое тесто нежелательно, потому что при этом теряется его первоначальный цвет: оно становится сероватым. Хотя такое несвежее тесто можно использовать для оформления деталей одежды или мелких украшений.
Соленое тесто из ржаной муки
Ржаная мука придает изделиям теплый коричневый оттенок деревенского хлеба.
Сушить изделия из ржаной муки нужно сначала на воздухе (по одной неделе на каждые 0,5 см толщины), а затем в духовом шкафу на очень медленном огне.
Рецепт
• 3 чашки (около 300 г) пшеничной муки
• 1 чашка (около 100 г) ржаной муки
• 2 чашки (около 400 г) соли
• 1,5 чашки (около 250 мл) воды
Вес ржаного теста может не соответствовать объему, необходимому для данного изделия, поэтому для одного и того же изделия надо готовить из ржаной муки несколько больше теста, чем из пшеничной.
Советы
Эластичность теста и прочность изделий из него можно повысить, добавив при замешивании 1-2 чайные ложки сухого обойного клея, разведенного в небольшом количестве воды или перемешанного с мукой и солью до того, как добавить воду.
Чтобы получить тесто, хорошо поддающееся обработке, используйте смесь пшеничной и ржаной муки. Тесто, приготовленное из одной ржаной муки, слишком твердое, и из него трудно лепить.
Соленое тесто, оставленное в открытом виде, на воздухе очень быстро сохнет, поэтому емкость с тестом держите закрытой. Остаток неиспользованного теста положите в холодильник, там его можно хранить день-два.
Фокус-покус! Раз, два,три!
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Что есть на свете красота?
Одеяльце
Воздух - музыкант