Творческий проект на тему "Гжельская майолика : искусство математики" был представлен на VII "Международном конкурсе" - 2013 год в номинации " Математика и искусство". В этом проекте учащиеся 10 класса показали гармоничную связь науки математики с декоративно-прикладным искусством Гжельской майолики и применили полученные знания при конструировании и росписи керамических изделий .
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект по технологии "Гжельская майолика: искусство математики" | 2.98 МБ |
Слайд 1
Авторы: Осипов Иван Александрович Osipov Ivan Aleksandrovich , Рейстерман Виктория Руслановна Reysterman Victoria Ruslanovna , Садаева Дарья Александровна Sadaeva Daria Aleksandrovna . Руководитель: Савина Наталия Алексеевна учитель технологии Московская область, МОУ Гжельская средняя общеобразовательная школа с изучением предметов художественно-эстетического цикла, Раменский район, село Гжель , улица Новая Международный конкурс «Математика и проектирование» -2013 Номинация: «Математика и искусство» Тема работы :«Гжельская майолика: искусство математики» .Слайд 2
Математик, также художник или поэт, создаёт узоры. Г. Харди Выбор темы не случаен, мы учимся и проживаем в сельской местности , в 50-ти километрах от города Москвы, в которой процветает производство Гжельского народного промысла. В нашей Гжельской школе на уроках технологии мы получаем знания и профессиональные умения в изготовлении керамики, усваиваем секреты мастерства старинного промысла Гжельской майолики. Поэтому в проекте мы хотим показать связь математики с жизнью человека, ее применении в декоративно-прикладном искусстве -Гжельском народном керамическом промысле . Мы поставили перед собой цель : исследовать, какие геометрические законы лежат в основе росписи Гжельских майоликовых изделий. Задачи: 1. Изучить математические принципы в конструировании Гжельских орнаментов. 2.Применить полученные знания для создания росписи Гжельских майоликовых изделий .
Слайд 3
Искусство керамики – одно из древнейших достижений человеческой культуры. Достойное место в ней занимает искусство Гжельского народного промысла. Гжель -колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты, с Гжелью связаны высшие достижения народного керамического искусства . Историю художественного развития Гжели принято начинать с искусства майолики, возникшего здесь во второй половине XVIII века. Мастера Гжельского промысла создавали разнообразные композиции с растительно - геометрическим орнаментом, с птицами среди ветвей, используя при этом цветные эмали, и ангобы и глазурь. Методы исследования: - сбор информации; - изучение научно-популярной литературы; - анализ полученной информации.
Слайд 4
Орнамент является одним из основных средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Слово "орнамент" произошло от латинского ornamentum – украшение(от orno – украшаю). Энциклопедические словари дают различные определения понятию «орнамент». Одно из них : орнамент – узор, построенный на ритмичном повторении геометрических элементов, стилизованных животных или растительных мотивов, предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств (главным образом прикладных). Принцип симметрии используется в построении орнамента. По характеру композиции и расположению на плоскости орнаменты делятся на несколько видов: ленточные (бордюры), сетчатые, розетчатые .
Слайд 5
Орнаментальные мотивы имеют правильную геометрическую форму, а в их расположении, связях господствует строгий ритм и симметрия. Данной особенностью орнамента интересовались математики, в том числе и выдающийся немецкий математик XX столетия Г.Вейль. Он дал определение симметрии таким образом: "Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство". Роспись цветными пигментами сырной доски Осевая симметрия
Слайд 6
Симметрия осуществляется в орнаменте со строгой математической полнотой. Однако в некоторых случаях орнаментальное искусство допускает вариации, свободно отклоняясь от метрически строгого порядка. Расстояния между узлами орнаментальной сети могут оказаться не равными, но только близкими, симметрия частей – приблизи-тельной , а симметрично расположенные мотивы – неодинаковыми. Такие отступления от строгой метричности являются сильным выразительным средством орнаментального искусства, активным элементом художественного образа. Благодаря этим нарушениям порядка построение узора лишается своей автоматичности, становится проявлением творческой воли.
Слайд 7
Ленточный орнамент (бордюры). Периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте – бордюр. Бордюром называют плоскую геометрическую фигуру, характеризующуюся векторами а и na (где n целое число), при которых эта фигура переходит в себя, но не переходит в себя при параллельных переносах другого вида. Вектор а называют направляющим для бордюра. Чтобы построить бордюр, достаточно нарисовать какую-нибудь геометрическую фигуру (фундаментальную область бордюра) и выполнить её параллельный перенос вправо и влево на заданный вектор. Доказано, что существует семь классов симметрий бордюров: бордюры, которые не имеют иных симметрий, кроме параллельных переносов; бордюры, которые обладают наряду с переносной также зеркальной симметрией; бордюры , у которых ось переноса является осью скользящего отражения; бордюры , имеющие поперечные оси симметрии; бордюры , имеющие поворотные оси 2-го порядка, перпендикулярные к плоскости бордюра; бордюры , основанные на комбинировании оси скользящего отражения с поворотными осями 2-го порядка, перпендикулярными к плоскости бордюра; бордюры , основанные на комбинировании зеркальных отражений. Такие бордюры имеют наряду с продольной, также поперечные оси симметрии; как следствие возникают поворотные оси 2-го порядка. Бордюры, которые не имеют других симметрий, кроме параллельных переносов. Бордюры, у которых фундаментальная область обладает центром симметрии. Бордюры, у которых фундаментальная область имеет ось симметрии параллельную вектору а. Бордюры, у которых фундаментальная область имеет ось симметрии перпендикулярную вектору а. Бордюры, у которых фундаментальная область имеет ось симметрии перпендикулярную вектору а и ось симметрии параллельную вектору а. Бордюры, имеющие такие оси симметрии, которых нет у фундаментальных областей. Бордюры, имеющие такие оси симметрии, которых нет у фундаментальных областей.
Слайд 8
Сетчатый орнамент . Он заполняет всю плоскую поверхность сплошным узором. Для построения такого орнамента выделяют плоскую решётку, фундаментальную ячейку; в ней выполняют рисунок, в котором одинаковые части повторяются в определённой геометрической последовательности; а потом с помощью параллельных переносов заполняют всю плоскость. Различают пять типов плоских решёток, каждая из которых определяется двумя векторами a , b и углом между ними x 0 : квадратная (а = b, x=90 0 ) прямоугольная ( , x=90 0 ) гексанальная (а = b, x= 6 0 0 ) ромбическая ( а= b , x = 90 0 , x =60 0 ) косая ( x = 90 0 )
Слайд 9
В школьной керамической мастерской Сетчатый орнамент Зная эти геометрические закономерности можно и самим создать интересный сетчатый орнамент.
Слайд 10
Розетчатый орнамент. Розетчатый орнамент. Орнамент, вписанный в круг или в правильный многоугольник, называется розеткой. Этот вид орнамента замкнут и ограничен определённой геометрической формой . Для его построения выбирают какую-нибудь фигуру Ф и точку О – центр поворота. При повороте вокруг точки О на угол άk = 360˚· k , n где k=0;1;2… n-1 получается фигура Фn с заданной симметрией. Как правило, основообразующей формой розетки служит круг. Для построения орнамента нужно разбить круг на части, в одной части нарисовать геометрическую фигуру, а потом с помощью симметрии повторять её в других частях круга.
Слайд 11
Выводы Изделия готовы для обжига в электрической печи. В результате проделанной работы мы: - познакомились с интересными историческими сведениями, связанные с созданием Гжельской керамики; - выяснили, что в основе построения орнаментов в Гжельской росписи лежат различные виды симметрии ; - познакомились с геометрическими основами построения орнаментов; - научились сами создавать на керамике различные орнаменты: ленточные (бордюры), сетчатые, розетчатые .
Слайд 12
Заключение Результаты работы над проектом свидетельствуют о гармоничной связи науки математики с декоративно –прикладным искусством Гжельской майолики. Мы убедились в том, что шедевры искусства создаются по универсальным законам математики , что порождает абсолютную красоту. Мы гордимся тем , что изделия нашего проекта выполнены согласно стилю Гжельской майолики, в формах, сюжетах, росписи , сохраняя традиции старинного народного промысла!
Слайд 13
Список используемых источников: Литература: 1. Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии - Москва, изд-во «Школа-Пресс», 1998 . 2. Виленкин Н.Я. и др. За страницами учебника математики.-М.:Просвещение,1985. 3. Гончарова А.Б. Решётки и зоны Бриллюэна //Квант 1984. 4. Пидоу Д. Геометрия и искусство – М.:1979. 5. Шубников А.В. Симметрия в науке и искусстве. – М.:1972 . 6. Дулькина Т.И., Григорьева Н.С. Керамика Гжели 18-20 веков,- Л.:Художник РСФСР ,1988. Электронный ресурс: 1. http://artyx.ru/ "ARTYX.RU: История искусств 2. Лоос А. www.sredaboom.ru
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Яблоко
И тут появился изобретатель
Карты планет и спутников Солнечной системы
Сказки пластилинового ослика