Биография художников Хакасии
Вложение | Размер |
---|---|
khudozhniki_khakasii.docx | 684.48 КБ |
Художники Хакасии
ПРОНСКИХ Федор Ефимович – художник живописец. Родился 18 марта 1927 года в селе Михайловка Кемеровской области, член Союза художников России (1990), заслуженный работник культуры Республики Хакасия (1996), ветеран Великой отечественной войны.
Учится после войны было трудно, но Федор Ефимович был счастлив тому, что имел возможность получать образование. В 1963 году переезжает в город Абакан, участвует в организации первой детской художественной школы, которая в первые годы базировалась в школе № 20 города Абакана. С приездом в Хакасию, его тема определилась сама собой: хакасский пейзаж.
Первой пейзажной картиной в Хакасии стала его композиция «Вечер в детстве» (1963). На фоне хакасских гор и перелесков играют вечерние лучи солнца. Композиция проста и безыскусственна.
Он пишет картины раннего утра, дыхания осени и весны, последнего снега, зимнего вечера, серого дня. Ему особенно были близки пейзажные сюжеты Таштыпа, Саян, сумерки в горах, старые деревья. Сложная гамма холодных цветов часто создает образ природы взволнованный и драматичный. Серия пейзажей «Теплый август», «Осенний день», «И вновь весна», «Прекрасная пора, очей очарованье», «Таштып», «Ранняя весна», «Пейзаж с юртой» выполнена в лирическом ключе. Они красивы и тонки по цвету, образны по содержанию. Каждая работа художника – познание природы и жизни людей Хакасии. Его картины «Сено убрано», «Дорога в Курлугаш», «Пейзаж со стогами», «Озимые», «Подножье гор», «Мостик через речку», «Пейзаж с юртой», «Курганы в горах» несут качественно новые черты, появившиеся в творчестве Федора Пронских в 90-е годы ХХ века. Серия пейзажей «Буря», «Последние лучи», «Деревья умирают стоя», «Старая береза» полна задумчивой созерцательности, раздумий, трепетности, живого чувства.
В целом, в творчестве Федора Пронских можно отметить сильные стороны его искусства – непосредственность восприятия конкретного материала и богатство ассоциативного мышления.
СЕРЕБРЯКОВ Григорий Андреевич - родился в 1938 году 1 января в семье крестьянина в селе Александровка Евдаковского района Воронежской области. В Хакасию переехали в 1939 году в село Знаменка Боградского района. Учился в школе, рисовал изредка. В 1957 году призван в ряды Советской Армии. В 1964 году поступил в художественное училище им. В.И. Сурикова в городе Красноярске, но по состоянию здоровья пришлось оставить училище.
Начал выставляться с 1967 года на областных, краевых, зональных и республиканских выставках.
Григорий Серебряков на первых художественных выставках участвует как самодеятельный художник. Начиная с 1964 года на 60 выставках разного уровня, было представлено более 300 живописных работ художника, которые ныне хранятся в музеях, частных собраниях и учреждениях Хакасии. Он - опытный музейный экспозиционер. Некоторое время работал художником-реставратором в Хакасском краеведческом музее. Имеет медаль за участие на выставке в Москве к 60-летию Октябрьской революции.
К 70-летию Октябрьской революции, в Красноярске состоялась его персональная выставка. Григорий Серебряков член Союза художников с 1993 года. 25 лет назад в селе Знаменка организовал картинную галерею и его родной совхоз «Знаменский» безвозмездно получил 50 работ художника. Столько же работ подарил Абаканской картинной галерее. Заслуженный работник культуры Республики Хакасия (1998).
Основным направлением творчества Серебрякова является пейзаж и натюрморт. Одной из тем всегда волнующих художника, является тема войны. «Трудные годы» (1978), «Старый патефон» (1989), «Фронтовые письма» (1987), «День Сталинской Конституции» (1990), «Черные деревья» (1982), «Последние известия» (1985) решают тему войны в бытовом плане. Художник выразительно передает чувство тревоги и ожидания. Впечатления военных лет продолжают жить в его полотнах.
Сюжеты своих произведений он ищет в повседневной обыденности, а труд им мыслится как основа бытия. Возможно, поэтому картины Григория Серебрякова привлекают верностью правде жизни без формальных эффектов. Особенно это проявляется в его интересе к жанру натюрморта. Натюрморты художника – это, прежде всего интерес к личности человека, его внутреннему миру, к результатам его труда. «Редька и редис» (1977), «Иван- чай» (1984), «Натюрморт с грибами» (1985), «Хакасские предметы быта. Медная посуда» (1987), «Солнце и цветы» (1987), «Яблоки на темном фоне» (1988), «Марьин корень» (1990), «Калина и рябина» (1990), «Тыква» (1990), «Грузди» (1990), «Цветы и подсолнухи» (1992), «Натюрморт с корзиной» (1993), «Дары огорода» (1994), «Букет» (1995), «Калина красная» (1996), «Пионы» (1997), «Степные травы» (1997), «Сухие листья» (1997), «Второй хлеб» (1981). Эти натюрморты несут черты жизни человека и среды.
Творчество Григория Серебрякова интересно зрителям своими живописными качествами, способностью художника воплощать цветом красоту родной земли. Он замечательный колорист. При всем разнообразии мотивов, красок, настроений, переданных в его произведениях, за каждым из них идеалы автора и его мысли о жизни и времени.
БУРНАКОВ МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ: В сотне километров на запад от Абакана, на взгорьях и холмах, в притаежной зоне, раскинулись небольшие аалы Усть-Чуль, Лырсы, Четвертая ферма. В них еще сохранились самые типичные черты хакасских аалов, со старыми строениями домов, юрт, построенных из бревен, крытых берестой или корой деревьев. Эту характерность, скрытую поэзию обыденного, ощущаешь и сейчас в этих местах. Для Михаила Бурнакова эти места были не просто родиной. В них соединилось все самое личное, самое поэтическое, интимное, что было в душе этого очень совестливого, остроумного человека со скрытой болью и тревогами. Наделенный тонкой ранимой натурой, художник жил делами и заботами людей этих мест, ездил и писал эти места. Судя по настроению его пейзажей можно разглядеть глубоко поэтическую взволнованность и всегда острую ностальгию по миру своего детства и юности. Но за этими, оберегаемыми настроениями и чувствами было рождено все лучшее в творчестве Михаила Бурнакова – пейзажиста, портретиста, жанрового художника, блестящего живописца школы Е.Е. Моисеенко.
В его короткой творческой биографии случилось так, что эти чувства и настроения питались тем, что связывало его с Теей. Пейзажами родного дома на фоне гор, домами близких людей, «Первым перевалом», «Первой зеленью» - легкими набросками-этюдами он хотел уберечь и защитить от гибели то, что было для него бесконечно дорого: свое детство, своих близких, родные места, свою землю. Мир детства для него был реальным, он передавал его с натуры серьезно и взволнованно.
Этот мир с непосредственностью острого художественного восприятия присутствует во всех работах Бурнакова, в данном случае в его разнообразных живописных пейзажах. Его пейзажи - живой изменчивый мир. Он владел мастерством удерживать короткое состояние, когда вдруг земля начинает зеленеть, когда виден дымок из юрт, а раз так, значит, в них есть жизнь. Способность делиться тем, что ему было дорого, что он любил, стремление в других пробудить радость, удивление, какие он испытывал сам, были присущи художнику и человеку - Михаилу Бурнакову. Он открывает вековечные курганные камни, куда он поселяет человека, тем самым одухотворяя этот мир человеческим присутствием. Ему было важно писать конкретный для него кусочек земли, с неповторимым, узнаваемым обликом, настроением, характером. Сила живого впечатления создавалась точностью попадания цвета и тона, мягкостью мазка, в умении живописными средствами передать рисунок избы, изгороди, камня, полосы леса, фигуры животных и людей.
Он начал с портретов близких ему людей - матери, сестер, родственников. Ранние работы скупы и сдержаны в цветовом решении, построены на сочетании оттенков серого, охристо-зеленого, порой буро-красного цвета. Постепенно выявляется свободная живописность, сочность мазка, свежесть живописной фактуры, создается ощущение движения, живой изменчивости и красочной насыщенности. Цветовая сдержанность и эмоциональная живописность определили звучание портретов сельчан.
Наследие Михаила Андреевича Бурнакова составляет самобытную страницу изобразительного искусства Хакасии. Какие образно-пластические открытия им сделаны: в сфере живописи ему принадлежит неоценимые колористические находки. Он нашел особые композиционные формы свободного динамического построения. Но главное – умение видеть окружающий мир во всей его первозданной ценности.
Сказка "Узнай-зеркала"
Хрюк на ёлке
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Любимое яичко
Серебряное копытце