Я считаю, что народный промысел «Оренбургский пуховый платок» актуален и в наши дни, так как женщины и девушки в этих вещах выглядят очень женственно, нежно. И я уверена, что популярность этих платков и шалей будет возрастать, что они порадуют своей красотой и последующие поколения.
Вложение | Размер |
---|---|
vozvrashchayas_k_istokam2.doc | 599 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Образовательная область: технология
Творческий проект
Возвращаясь к истокам
Выполнила: Габова Ирина
ученица 9 «в» класса
Руководитель: Лелюк Е.В.
учитель технологии
Златоуст
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретическая часть…………………………………………………………4-8
1.1 История создания пухового платка…………………………………..4-5
1.2 Оренбургская коза……………………………………………………...6-7
1.3 Ассортимент изделий……….……………………………………………8
2. Практическая часть……………………………………………………......10-14
2.1 Фото и описание работы………………………………………………..10
2.2 Используемые материалы …………… ………………………………..11
2.3 Схема и образец узора ………………….……………………………....12
2.4 Последовательность выполнения работы……………………………..12
2.5 Уход за готовым изделием……………………………………………..13
2.6 Экономический расчет………………………………………………….13
2.7 Экологический анализ…………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………14 Литература………………………..……………………………………………...15
Приложение…………………………………………………………………...…15.
Введение
Меня зовут Ирина, мне 15 лет. Я решила связать шарф, так как увлекаюсь вязанием. Мне нравится это дело. Во время вязания ты можешь думать о чем угодно, когда ты вяжешь – ты отдыхаешь. У меня уже есть некоторый опыт вязания шарфов, но на этот раз мне захотелось сделать его необычным, напоминающим ажурные работы опытных мастериц.
Я выбрала тему Оренбургский пуховый платок. Почему? Потому что мне стало интересно однажды узнав, что есть такие вязаные платки, которые можно продеть через обручальное кольцо. Какими же они должны быть легкими, воздушными и тонкими одновременно. Меня удивило то, что этот промысел зародился давно, но, несмотря на это, он популярен и в наши дни. Меня заинтересовала и сама история возникновения промысла, как мастерицы вязали раньше, и что со временем переменилось в технике вязания.
Возможно, в будущем я научу своих детей ремеслу вязания. А сейчас я сама учусь и надеюсь, что мои занятия не пройдут даром.
Хочется верить, что этот удивительный промысел будет актуален и последующие столетия.
1.Теоретическая часть
1.1 История создания пухового платка
«Жила – была в одном селе Богунчиха и вязала платки один краше другого. Стали её подруги просить, покажи и нам, как ты свою красу- паутинку вяжешь. Долго просили они её рассказать секрет. Не захотела поделиться секретом Богунчиха. И оттого, верно, стали у неё её платки выходить всё хуже и хуже. А скоро и вовсе забыли в народе про Багунчиху».
Такую сказку ли, быль сказывают мастерицы в Оренбургских селах тому, кто приезжает к ним познакомиться с древним ремеслом. Ни у кого из лучших вязальщиц края нет друг от друга и от заезжих гостей никаких секретов.
В нынешнем виде Оренбургский пуховый промысел зародился у казачек больше двухсот лет назад, скрестив в себе два других, ещё более древних промысла. Появившись первоначально в Оренбургском крае, он затем получил распространение в Пензенской губернии.
Оренбургский пуховязальный промысел возник на базе козоводства. Население Оренбуржья им занималось давно, но до шестидесятых годов века коз разводили, прежде всего, для получения молока, мяса и кожи.
Возник, ставший столь популярным промысел, не сам собой, как это обычно бывает, а стараниями видного историка и этнографа, первого члена - корреспондента Петербургской Академии наук Петра Ивановича Рычкова (1712 – 1777), изучавшего в середине восемнадцатого века Оренбуржье, быт обитателей степи, и опубликовавшего более двух веков назад трактат «Опыты козьей шерсти» и статью «Топография Оренбургской губернии» в журнале «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению, служащие». Сочинения Рычкова определённо послужили к «пользе». А его жена Алёна Денисовна связала и первую оренбургскую «паутинку», за которую Всероссийское вольное экономическое общество наградило её золотой медалью – по тем временам награда женщине удивительная.
Можно с полным основанием считать временем зарождения в Оренбуржье пуховязального промысла вторую половину века. При этом необходимо иметь в виду, что речь идёт о зарождении именно промысла, а не пуховязального рукоделия, о существовании которого оренбургские женщины знали раньше. Деятельность Рычковых содействовала широкому распространению пуховязального дела в губернии, превращению его из занятия одиночек в хорошо развитый промысел, официально зарегистрированный в списках крестьянских кустарных промыслов. Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки.
Пуховые платки - работы оренбургских пуховязальщиц - такие же ценные и самобытные образцы народного художественного творчества, как и всемирно известные вологодские кружева.
1.2 Оренбургская коза
Руки мастерицы значат, конечно, много, но не менее важно в знаменитом не весь мир промысле и качество пуха. Человек над ним почти не властен. Ледяной ветер, вольно гуляющий зимой в Оренбургских степях, да сухой воздух резко континентального климата равнины – вот что выгоняет под козьей шубой мягкий и густой подшерсток.
Закладывается пух в сентябре, ноябре, а вычесывают его в феврале, марте. Каждая овца дает от трехсот до пятисот граммов пуха. И ни в Твери, ни в Новгороде, ни в Крыму, не мог бы зародиться этот промысел. Ни в каком другом месте, как казалось, только здесь. А попыток переселить строптивую козу предпринималось немало. К середине 19 века оренбургские платки приобрели мировую славу. Лучшие из них неоднократно экспонировались на всероссийских и международных выставках.
В 1862 году на выставке в Лондоне международная комиссия присяжных присудила лучшей мастерице – оренбургской казачке Марии Николаевне Усковой медаль «За шали из козьего пуха». Оренбургские платки, представленные на этой выставке, были раскуплены в несколько дней.
В 1882 году на всероссийской выставке художественной промышленности в Москве экспонировалось 6 оренбургских платков. В отчетах экспертной комиссии о них сказано: «В Оренбургской коллекции конкурируют два выдающихся платка высокого качества, оценены оба по 100 рублей, работы Н. Р. Владимировой и М. Н. Усковой из гор. Оренбурга...» Средняя стоимость обычного платка в ту пору была 18–35 рублей.
На той же выставке были представлены и пензенские пуховые изделия, в том числе и пуховые платки, по поводу которых в отчете экспертной комиссии записано: «Для местного потребления платки эти вполне подходящие, но на внешних рынках пензенские изделия с оренбургскими пока конкурировать не могут».
Где только не пытались пасти оренбургскую козу – и на французских лугах, и на английских, и в Новом свете, а только через несколько сезонов оренбургское чудо – козы, как заколдованное золото в глину, превращались в обычных, грубошерстных, безнадежно теряя свои качества.
Во всем мире у оренбургской козы есть единственный конкурент – ее же родная кровь, дикая кашмирская коза Тибета, слух о дивном качестве пуха которой, дошел до Европы уже в семнадцатом веке. И сегодня в самом дорогом магазине мира – Универмаге Маркуса в США – среди прочих диковинок покупательницам с гордостью предлагают платья из драгоценного материала, сотканного из пуха тибетской козы, клочки которой собраны во время линьки животных на горных кручах Гиндукуша.
Так вот, по мнению многих специалистов, не столь экзотический пух оренбургской козы превосходит по качеству пух ее тибетской родни, и спрос на сотканные в далеких степях «паутинки» во всем мире не спадает уже более двух столетий.
На вид оренбургская коза ничем особым не примечательна. Коза как коза. Собой не очень велика, рожки загнуты, шерсть коричневато – серая. Не зная про чудесный подшерсток, и не догадаешься, что он настолько ценный.
1.3 Ассортимент изделий
Оренбургские платки бывают нескольких видов:
простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
палантин — тонкий шарф - накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
Карты планет и спутников Солнечной системы
Домик зимней ночью
Снегири и коты
Городецкая роспись
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного